Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ / EDUCATION IN THE FAMILY / ПОДРОСТОК / TEENAGER / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ЛИЧНОСТНАЯ И СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / PERSONAL AND SITUATIONAL ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова О.Е.

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных особенностей подростка и стиля родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the results of empirical research of the relationship of teen’s personality characteristics and style parent relationships.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 250-3585

55

УДК: 159.922.8:159.922.2

ВВК: 88 415 88 576 5 Психологические науки

Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростка и стиля родительского отношения.

© О.Е. Петрова

Петрова О.Е. - магистрант психолого-педагогического направления, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: olga-pet-rova@yandex.ru

Адрес: 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных особенностей подростка и стиля родительских отношений.

Ключевые слова: воспитание в семье, подросток, самооценка, №3 (3) 2016

1 www.i-chr.com

личностная и ситуативная тревожность. '

Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого[1]: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [2].

Актуальность проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах современных отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (К.Роджерс, Д.Винникотт, М.Кляйн, А.С.Спиваковская, А.И.Захаров, 56 В.В.Столин, А.Е.Личко и др.).

Изучение влияния семьи и семейных отношенийнаразвитиеличностиотражено в работах отечественных психологов и социальных педагогов: В.К.Мягер, Т.М.Мишиной, В.М.Воловика, А.М.Захарова,

A.С.Спиваковской, Э.Г.Эйдемиллера,

B.Юстицкиса, И.М.Марковской и др., и зарубежных исследователей В.Сатир, Ф.Райса, Н.Аккермана, О.Баха, С.Минухина, А.Адлера, К.Роджерса и др.

Таким образом, влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами,

психоневрологами.

С начала XX века в психологии постоянно растет интерес к роли семейных факторов в развитии личности ребенка, в этиологии психических заболеваний и эмоционально-личностных нарушений. Постепенно отношения между родителем и ребенком, супругами, семьей и внесемейным окружением, превращаются в самостоятельный предмет психологического изучения.

№3 (3) 2016 Эти исследования осуществляются в www i-chr com

точки зрения разных теоретических подходов: от психоаналитической

традиции, центрированной на раннем опыте человека, до работы с актуальными состояниями семьи, как целостной системы в системном подходе.

На современном этапе развития общества семья находится в ситуации, отражающей динамику межличностных отношений, обусловленную спецификой семейных ролей. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентаций вызвала многообразие и неоднозначность моделей социализации. Включаясь во все сферы общественной жизни, семья создает условия для реализации социального компонента личности ребенка[5].

Подростковый возраст, который в настоящее время принято относить к поколению Z - один из наиболее сложных периодов развития человека.

Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Переход от опекае-мого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормо-нальная перестройка организма делают подростка особенно уязвимым и по-датливым к отрицательным влияниям среды [3].

Особенно ярко эти сложности проявляются в последнее десятилетие, поскольку происходит резкий скачек индивидуализации и интернет-информированности детей.

Семья может выступать в качестве и положительного, и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что именно в семье ребенок находит любовь и понимание со стороны самых близких для него людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры.

Ребёнку в своей жизни часто приходится сталкиваться с внешним ми- ром: с его необычностью, новизной и опасностями при взаимодействии с другими людьми, взаимоотношениями, правилами и т. п. В такие моменты ребёнку

необходима психологически комфортная ниша, роль которой должна выполнять семья. Удовлетворение этой потребности создаёт возможность для развития потребности в общении, привязанности, любви [4].

Отрицательное воздействие выражается в том, что семья может нанести и непоправимые ошибки в воспитании ребенка, если во время не сможет понять и принять его таким, каким он есть.

К патогенным семейным условиям, оказывающим влияние на развитие ребенка можно отнести: игнорирование родителями потребностей ребенка, как физических, так и психологических; игнорирование родителями изменений, связанных с психологическими особенностями возраста; отсутствие отношений доверия и взаимопонимания между ребенком и родителями; «подмена» родителями интересов и желаний ребенка своими собственными нереализованными замыслами, проекция родителями на ребенка собственных негативных черт или моментов жизненного пути; дезорганизованность семейных отношений; противоречивость в воспитательных приемах родителей; перенос супругами конфликтных отношений в сферу воспитания и т. д. [4].

В своей работе мы подняли некоторыеаспектыэтойпроблемы,потому, что создание гармоничных отношений, благополучного психологически

комфортного климата в семье является первой задачей родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка.

Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие.

С целью изучения специфики взаимосвязи личностных особенностей

подростка и стиля родительского отношения, нами было проведено эмпирическое исследование, в котором в качестве предмета изучалась влияние стилей семейного воспитания на уровень тревожности в подростковом возрасте.

В исследовании приняли участие 50 учащихся подросткового возраста (средний возраст испытуемых - 15 лет, 25 мальчиков и 25 девочек) и их родители.

В качестве диагностического инструментария использовались

следующие методики:

1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А.Я.Варга, В.В.Столин

2. Шкала тревоги и тревожности» (Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина)

3. Методика изучения самооценки личности Т.Дембо-С.Рубинштейна

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, 57

ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса (5 шкал): «Принятие - отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький

неудачник».

Шкала самооценки Спилбергера -Ханина представляет собой надежную экспресс-методику с высокой конкурентной и концептуальной надежностью (Бурлачук-Морозов) и состоит из двух подшкал: для измерения тревоги как состояния (предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть №3 (3) 2016 для диагностики актуального состояния - реактивной ситуативной тревоги) и

58

личностной тревожности как устойчивой характеристики человека (направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно).

Разработана Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирована и стандартизована в ЛНИИФК Ю.Л.Ханиным на контингенте около 2 тыс. человек квалифицированных спортсменов, студентов, операторов, артистов балета, актеров и др.

Ситуативная тревога (СТ) -измеряется набором из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие напряженности, беспокойства,

озабоченности, а 10 - отсутствие тревоги), с помощью которых опрашиваемый описывает свое состояние "в данный момент", указывая степень его выраженности по 4-балльной шкале.

Личностная тревога (ЛТ) - так же состоит из 20 суждений типа : " Я бываю доволен ", " Мне не хватает уверенности в себе" и др. Каждое из суждений ЛТ относительно устойчиво во времени и не подвержено действию ситуативных стрессоров.

Целью методики изучение самооценки личности Т.Дембо-С. Рубинштейна является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили ряд шкал (10 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.).

Испытуемым предлагалось

ответить на вопросы, соответствующим выбранным шкалам исследования. По шкале «Счастье»:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она

коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Подростки с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Результаты психологической

диагностики, проведенной для определения стиля отношения к ребенку среди их родителей показали, что

По шкале «Принятие»: 60 % родителей принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы.

По шкале «Кооперация» 52 % опрошенных родителей проявляет

заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.

- у 40 % родителей дистанция в общении с ребенком слишком мала. Эти родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться повышенной личностной тревожностью самих родителей.

- для 44 % родителей свойственен авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

По шкале «Инфантилизация» 70 % родителей видят своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. Возможно, именно поэтому 40% матерей предпочитают жестко контролировать своих детей.

Таким образом, для исследуемых характерно предпочтение стиля «маленький неудачник», но при этом у них несколько ослаблен контроль.

При интерпретации данных, полученных в ходе диагностики у испытуемых уровня тревожности, мы пользовались следующими ориентировочными оценками

тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 -44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

Выраженность ситуативной

тревожности в выборке подростков можно

описать следующим образом:

- 60% - низкий уровень. Низкий уровень ситуативной тревожности может свидетельствовать о нечувствительности к возможным опасностям в конкретных ситуациях, слабой мотивации на достижение успеха

- 33% - средний уровень. Средний уровень тревожности говорит о том, что испытуемый воспринимает ситуацию в свой адрес.

- 7 % - высокий уровень. Высокий уровень тревожности может, проявляеться в различных ситуациях. При высоком уровне тревожности может нарушаться внимание, тонкая координация.

Личностная тревожность в подростковой выборке характеризуется следующим образом:

- 3 % - низкий уровень.

60% - средний уровень. При среднем уровне курсанты постоянно переживают тревогу, т. е. ожидают неблагополучия. Чрезвычайно болезненно реагируют на изменения и усложнения обстановки, встречаются срывы в более сложных, нестандартных ситуациях.

-37% - высокий уровень. Личности с высоким уровнем тревожности склонна окружающий мир воспринимать как заключающий в себе угрозу и опасность, также тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность.

Можно дать некоторые рекомендации детям с повышенной тревожностью. Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкостревоженных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание

мотивационных компонентов

деятельности, возбуждение

заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех

59

60

или иных задач.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты диагностики

самооценки подростков показали, что из общего количества подростков:

- 36% имеют высокий уровень самооценки. Завышенная самооценка соответствует уровню «неадекватно высокий» в психодиагностической шкале. При завышенной самооценке у человека возникает идеализированный образ своей личности. Он переоценивает свои возможности, ориентирован только на успех, игнорирует неудачи.

Восприятие реальности у него часто эмоционально, неудачу или неуспех он расценивает как следствие чьих-то ошибок или неблагоприятно сложившихся обстоятельств. Справедливую критику в свой адрес он воспринимает как придирки. Такой человек конфликтен, склонен к завышению образа конфликтной ситуации, в конфликте ведёт себя активно, делая ставку на победу.

52% имеют средний уровень самооценки. При среднем уровне самооценке человек правильно соотносит её со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели.

- 12% имеют низкий уровень самооценки. Заниженная самооценка соответствует позициям: «низкий» и «ниже среднего». При заниженной самооценке у человека существует комплекс неполноценности. Он неуверен в себе, робок пассивен. Такие люди отличаются чрезмерной требовательностью к себе и ещё большей требовательностью к другим. Они занудливы, нытики, у себя и у других видят только недостатки.

Для выявления взаимосвязи между детско-родительским отношением,

уровнем тревожности и самооценки подростков, был проведен статистический анализ коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Опишем полученные результаты:

По шкале «Принятие» было получено ге = -0.023 для ситуативной тревожности

и ге =-0.035 для личностной тревожности. Это говорит о том, что корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, между шкалой принятие и уровнем ситуативной/ личностной тревожности взаимосвязи нет.

По шкале «Кооперация» было получено ге = -0.063 для ситуативной тревожности и ге =-0.177 для личностной тревожности. Это говорит о том, что корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, между шкалой кооперация и уровнем ситуативной/личностной тревожности взаимосвязи нет.

По шкале «Симбиоз» ге = 0.211 для ситуативной тревожности и Г8 = -0.035 для личностной тревожности

- корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, между шкалой симбиоз и уровнем ситуативной/личностной тревожности взаимосвязи нет.

По шкале «Инфантилизация» ге = 0.141 для ситуативной тревожности и ге = 0.06 для личностной тревожности

- корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, между шкалой инфантилизация и уровнем ситуативной/личностной тревожности взаимосвязи нет.

По шкале «Гиперсонализация» ге = 0.253 для ситуативной тревожности и ге = -0.316 для личностной тревожности

- корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, между шкалой гиперсонализация и уровнем ситуативной/личностной тревожности взаимосвязи нет.

Таким образом, в ходе анализа не было выявлено взаимосвязи между стилем семейного воспитания и ситуативной/ личностной тревожностью.

По шкале «Принятие» и самооценка было получено ге = 0.291. Это говорит о том, что корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, между шкалой принятие и уровнем самооценки взаимосвязи нет.

По шкале «Кооперация» и

самооценка было получено ге = 0.046. Это говорит о том, что корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, между шкалой кооперация и уровнем самооценки взаимосвязи нет.

По шкале «Симбиоз» и самооценка ге = 0.187- корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, между шкалой симбиоз и уровнем самооценки взаимосвязи нет.

Было определено ге = 0.497 для шкалы «Гиперсонализация» и ге = 0.401 для шкалы «Инфантилизация». Это говорит о том, что показатели данных шкал имеют взаимосвязь с уровнем

ЛИТЕРАТУРА

самооценки ребенка. То есть, чем выше выраженность в родительском воспитании гиперсонализации и инфантилизации, тем выше уровень самооценки ребенка.

Таким образом, проведенное исследование показало, что авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание, и стиль воспитания «маленький неудачник» формируют у ребенка заниженную самооценку, что в последствии сказывается на его личностном развитии.

Развитие личности как социальный процесс переплетается с другими отношениями ребенка с окружающей действительностью, и осуществляется с помощью или через семейные отношения.

1. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства - М. 2003. -319 с.

2. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт М.: ВЛАДОС, 2003. - 520с.

3. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Серия Краткий курс М.-Питер. 2009. 207 с.

4. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В. Специфика семейной социализации в современных социокультурных условиях / В сборнике: В сборнике: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы международной научно-практической конференции.

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. 2015. С. 40-45.

5. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Семья младшего школьника как субъект образовательной среды/ Коллекция гуманитарных исследований. 2016. № 2 (2). С. 62-66.

6. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я -дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений /В.В. Ткачева. - М.: Транзиткнига. - 2008. -420с.

7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер.-2-е изд.- М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга. 2006.

61

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROCESS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS DIGITAL GENERATION

Olga E. Petrova

Petrova Olga E. - master of psycho-pedagogical direction FGBOU IN "Moscow State Pedagogical University" (Moscow State Pedagogical University) E-mail: olga-pet-rova@yandex.ru

Address: 119991, Central Federal District, Moscow, Malaya Pirogov, Building 1.

Abstract

The article deals with the results of empirical research of the relationship of teen's personality characteristics and style parent relationships.

Keywords: education in the family, a teenager, self-esteem, personal and situational anxiety.

REFERENCE

62

1. Ovcharova, R.V. Psihologicheskoe soprovozh-denie roditelstva - M. 2003. - 319 s.

2. Pezeshkian, N. Pozitivnaya semeynaya psi-hoterapiya: semya kak terapevt M.: VLADOS, 2003. - 520s.

3. Sorokoumova E.A. Vozrastnaya psihologiya. Seriya Kratkiy kurs M.-Piter. 2009. 207 s.

4. Sorokoumova E.A., Lobanova A.V. Spetsifika semeynoy sotsializatsii v sovremennyih sotsio-kulturnyih usloviyah / V sbornike: V sbornike: Sotsiokulturnyie i psihologicheskie problemyi sovremennoy semi: aktualnyie voprosyi sopro-vozhdeniya i podderzhki. Materialyi mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tulskiy gosudarstvennyiy pedagogicheskiy uni

versitet im. L. N. Tolstogo. 2015. S. 40-45.

5. Sorokoumova E.A., Molostova N.Yu. Semya mladshego shkolnika kak sub'ekt obrazovatel-noy sredyi/ Kollektsiya gumanitarnyih issledo-vaniy. 2016. # 2 (2). S. 62-66.

6. Tkacheva, V.V. Garmonizatsiya vnutrisem-eynyih otnosheniy: papa, mama, ya - druzhnaya semya. Praktikum po formirovaniyu adekvatny-ih vnutrisemeynyih otnosheniy /V.V. Tkacheva. -M.: Tranzitkniga. - 2008. - 420s.

7. Shneyder, L. B. Semeynaya psihologiya: Ucheb. posobie dlya vuzov / L. B. Shneyder.- 2-e izd.- M.: Akadem. proekt; Ekaterinburg: Delova-ya kni- ga, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.