Научная статья на тему 'Профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях'

Профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2166
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / НАСИЛИЕ НАД РЕБЕНКОМ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степченко Е.В.

Статья посвящена вопросу психологического насилия в детско-родительских отношениях. Анализируются основные определения психологического насилия в детско-родительских отношениях, сформулировано обобщающее определение, выявлены особенности проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях, проведено эмпирическое исследование, на основании теоретических и эмпирических данных разработана программа профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF PSYCHOLOGICAL VIOLENCE THE CHILDREN - PARENTS RELATIONS

The article is devoted to the issue of violence in the child-parent relationship. Analyzes the basic definition of psychological abuse in the child-parent relationship, formulated a generalization of the definition, the peculiarities of manifestations of psychological abuse in the child-parent relationship, conducted an empirical study on the basis of theoretical and empirical data the prevention program.

Текст научной работы на тему «Профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях»

УДК 37.015.31 ББК Ю9

ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ

ОТНОШЕНИЯХ

СТЕПЧЕНКО Е.В. ФГБОУВО УрГПУ, г. Екатеринбург, Россия e-mail: runel@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена вопросу психологического насилия в детско-родительских отношениях. Анализируются основные определения психологического насилия в детско-родительских отношениях, сформулировано обобщающее определение, выявлены особенности проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях, проведено эмпирическое исследование, на основании теоретических и эмпирических данных разработана программа профилактики.

Ключевые слова: психологическое насилие, насилие над ребенком, жестокое обращение с детьми.

Актуальность. Данная статья посвящена рассмотрению одной из разновидностей насилия над ребенком, психологическому насилию.

В настоящее время в новых изменяющихся социально-экономических условиях в современном обществе идут процессы изменения брачно-семейной идеологии, характера отношений между поколениями, изменения взглядов мужчин и женщин на семейную жизнь, распределение ролей в семье, многие семьи переживают тяжелые периоды, кризисы, стрессы. В такой ситуации не каждая семья может справиться с трудностями, требующими мобилизации и адаптации к определенным социальным изменениям. В результате чего растет эмоциональное напряжение, уровень агрессии, неудовлетворенность, учащаются конфликты!, а это зачастую приводит к насилию в семье.

Разнообразные проявления жестокого обращения с детьми имелись и имеются во всех странах, независимо от их политического, идеологического и экономического устройства. Нарушения, возникающие вследствие насилия, затрагивают все уровни жизни ребёнка: эмоциональную и познавательную сферы, физиологические процессы, соматическое здоровье; у него наблюдаются стойкие изменения личности, которые препятствуют полноценному развитию и социализации в обществе (Н.В. Тарабрина, 2007, Е.Н. Волкова, 2008)

Анализ современных зарубежных и отечественных работ, затрагивающих проблемы насилия над детьми, позволяют утверждать о необходимости более глубокого и систематического изучения этого вопроса.

В ряде исследований насилие над детьми в семье рассматривается как влияние комплекса факторов, действующих на общесоциальном, социально-психологическом, и индивидуальном уровнях (Е.Н. Волкова, 2008, ТЯ. Сафонова, 2001, Н.О. Зиновьева, 2003, С.В. Ардашева, 2003).

В исследованиях зарубежных и отечественных авторов насилие и жестокое обращение с детьми рассматривается как одна из возможных причин аномального развития ребенка и асоциального детства (J. Garbarino, 1985, J.M. Leventhal, 1982, Е.М. Kinard, 1994, Н. Hanks, 1995, D. Finkelhor, 1995, С.В. Ильина, 1998, А.Б. Орлов, 2000, Е.Т. Соколова, 1995, Л.Я. Олиференко, 2002 и др.).

Актуальность изучения проблемы

психологического насилия в семье определяется, тем, что именно в детстве закладываются основы активности и личностные свойства, ценности, определяющие "качество" будущей жизни. Одновременно в этот период ребенок меньше всего защищен от социального, психологического и физического насилия.

Статистика российских служб экстренной психологической помощи детям и подросткам (Телефонов доверия) свидетельствует, что самой распространенной формой семейного насилия является психологическое насилие.

Важно помнить, что все формы насилия в той или иной степени сопряжены с психологическим насилием.

Проблема насилия в семье стала темой диссертационных исследований М.В. Смагиной, И.В. Сошниковой, И.В. Родиной.

Однако остаются открытыми многие вопросы, касающиеся сбора и систематизации данных о психологическом насилии, характера и причин насилия в обществе и в семье, влияния насилия на дальнейшую социализацию личности, масштаба и динамики данной проблемы, способов ее преодоления и профилактики.

В ходе анализа различных источников, при определении термина "психологическое насилие" с точки зрения детско-родительских отношений, нами было сформулировано обобщающие определение, в основу которого были включены основные моменты, выделяемые как отечественными, так и зарубежными авторами (А.Б. Орлов, Е.И. Цымбал, Т.Я. Сафонова, Н.О. Зиновьева, Д. Мацумото, С. Харт, Е.Н. Волков).

Психологическое насилие в детско-родительских отношениях - это эпизодические или регулярные оскорбления, или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений, преднамеренное манипулирование взрослыми ребенком как объектом, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утраты веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию, оказывая воздействие, на его эмоциональную сферу действуя разрушающе на отношения привязанности между взрослыми и ребенком, приводящее к различным деформациям и нарушениям психического развития, игнорирование его субъективных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.д.), вызывая у ребенка состояние эмоционального напряжения.

Цель исследования - разработать программу по профилактике психологического насилия в детско-родительских отношениях.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы психологического насилия в детско-родительских отношениях;

2. Организовать эмпирическое исследование для выявления особенностей проявления психологического насилия в детско-родительских отношениях;

3. На основании теоретических и эмпирических данных разработать программу для профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях и доказать её эффективность.

Объект исследования: психологическое насилие в детско-родительских отношениях.

Предмет исследования: профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях.

Основные этапы исследования. Цель работы достигалась в процессе исследования, которое включало три этапа.

На первом этапе был проведен теоретический анализ проблемы, который позволил описать психологическое насилие в детско-родительских отношениях.

На втором этапе решались эмпирические задачи по изучению специфики проявлений психологического насилия в детско-родительских отношениях.

Третий этап был посвящен разработке и апробации профилактической программы, и анализу полученных результатов.

В исследовании приняли участие 40 родителей и 40 детей старшего дошкольного возраста, проживающих в г. Екатеринбурге.

Теоретической и методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.), анализ основных форм насилия, определение общих понятий, психологических и социальных последствий (Е.Н. Волкова, А.Б. Орлова, Л.С. Алексеева; Т.Я. Сафонова, Н.О. Зиновьева). А также в нашей работе мы опирались на теоретико-методологическое направление зарубежных и отечественных авторов, изучавших последствия насилия у детей (В. Bonner, J. Garbarino, E.M. Kinard, С.В. Ильина, Е.Т. Соколова, Л.Я. Олиференко и др.).

Методики исследования. Опросные методики для родителей: 1. Анкета для родителей, цель которой изучение актуальности проблемы наказания в детско-родительских отношениях (Ю.В. Даниленко); 2. Тест-опросник родительского отношения (авторы А.Я. Варга и В.В. Столин). Проективные методики для детей "Несуществующее животное" (автор Дукаревич М.З.), с целью выявления уровня тревожности и агрессии у детей; "Кинетический рисунок семьи" (Р. Бернс и С. Кауфман) показывает отношение ребенка к членам своей семьи, семейным отношениям, которые вызывают у рисующего ребенка тревогу или конфликты; тест "Лесенка" для изучения самооценки детей (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).

При исследовании был выявлен процент родителей, которые в воспитании используют психологическое воздействие (рис. 1.1)

• поставить в угол - 5,5% часто, 33,3% редко

• отказаться разговаривать - 11% часто, 27,8 редко

• накричать могут - 11% часто, 50% редко

• обозвать глупым, ленивым - 11% редко

| 5,50% |

Поставить в угол Отказаться Могут накричать Обозвать глупым,

□ Высокий

□ Средний

□ Низкий

Используя проективную методику

"Несуществующее животное" нами было проведено диагностирование эмоционального состояния детей. Результат можно увидеть на рис. 1.3.

Рис. 1.1 Родители использующие психологическое воздействие

Далее с целью диагностики детско-родительских отношений мы провели исследование с помощью методики "Тест-опросник родительского отношения" (АЯ. Варга, В.В. Столин)

Уровень тревожности у детей

25 20 15 10 5 0

1

1

\

и 1 /

| □ Количество детей

3 высокий 2 средний 1 низкий (от 6 до 9) (от 3 до 5) (от 0 до 2)

Рис.1.3 Показатели тревожности

Анализируя, данные мы выявили что, средний уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста достигает 57,5%, с высоким уровнем тревожности 32,5% детей и низкий уровень имеют 10%.

Далее с помощью теста "Лесенка" мы диагностировали самооценку детей (рис. 1.4)

Рис. 1.2 Результат ответов родителей по методике "Тест-опросникродительского отношения"

В ходе анализа особенностей родительского отношения выявили, что психологическое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей можно определить по таким признакам как предъявление завышенных требований, не соответствующих возрастным особенностям ребенка, что происходит при авторитарном стиле воспитания, а это может свидетельствовать о непринятии ребенка родителем, что показал высокий балл по первой шкале опросника. Далее можно сказать, что при таком отношении у ребенка теряется уверенность в себе и соответственно снижается самооценка. Психологическое давление в унизительной форме (унижение, оскорбление), к которым относятся запреты чего-либо. Гиперопека проявляющаяся там, где родители относятся к ребенку как к "маленькому неудачнику" считая его, не приспособленным ни к чему и контролирующие его действия, чрезмерная забота, которая может вызвать чувство беспомошности и бесполезности, что препятствует возникновению представлений о собственной ценности.

Количество детей

60% 40% 20% 0%

□ □

высокая адекватная низкая Самооценка

Рис. 1.4 Результат исследования самооценки детей

Анализ полученных данных проведенного исследования позволил составить обобщенную психологическую характеристику детей. Для дошкольников наиболее частыми симптомами являются низкая самооценка, повышенная тревожность.

Тест "Кинетический рисунок семьи" Р. Бернса и С. Кауфмана помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Рис. 1.5 Результаты проективной методики "Кинетическийрисунок семьи"

В процессе корреляционного анализа нами была выявлена положительная связь с высокой степенью значимости между шкалой "Авторитарная гиперсоциализация" и уровнем тревожности, выявленным при помощи рисуночных проективных методик (г=0,33 при р=0,036; г=0,39 при р=0,011). Далее получаем значение между шкалой "Авторитарная гиперсоциализация" и "Благоприятной семейной ситуацией" (г= -0,36 при р=0,019) здесь мы тоже наблюдаем, высокий уровень значимости и можем сделать вывод, что чем больше родители проявляют авторитарность в воспитании, тем менее ребенок ощущает благоприятную ситуацию в семье. Показатели корреляции шкалы "Кооперация" и "Тревожность" имеют значение (г=0,29 при р=0,05), здесь наметилась зависимость, чем меньше родители проявляют в отношениях тип "Кооперация", тем больше у ребенка проявляется тревожность.

Итак, мы можем сделать вывод, что самое разрушающее влияние на детско-родительские отношения оказывает проявление

авторитарности, при которой родители требуют от ребенка безоговорочного послушания, навязывают ему свою волю, а также чаще всего, испытывают к ребенку злость, досаду и раздражение. Такие родители не способны разделить точку зрения ребенка. Также к негативным факторам воспитания можно отнести стиль отношений "Инфантилизация" при котором родители не доверяют ребенку считая его маленьким и не приспособленным, лишая его самостоятельности. Отсутствие " Кооперации" в отношениях тоже приводит к негативным последствиям, так как отсутствует поощрение инициативы, родители не проявляют сочувствия к ребенку, не помогают ему, не ценят его способности, которые зачастую просто и не замечают. Мы считаем, что "Кооперация" -

наиболее оптимальный уровень родительских отношений, так как это социально желаемый образ родительского поведения. При котором родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. "Симбиоз" и " Маленький неудачник" можно отнести к нейтральному уровню отношений. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, но не предоставляет ему самостоятельности. Многие родители данной выборки используют в воспитательных целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры наказания, даже тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудничества, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

Также в ходе исследования мы пришли к заключению что, несмотря на то, что трудно зафиксировать сам факт психологического насилия, так как оно не наносит физических травм, проблема психологического насилия в детско-родительских отношениях присутствует. Оно может проявляться, например, в виде лишения любимых занятий, игрушек, лакомств, равнодушного отношения, оскорблений или в виде угроз совершения насилия и запугивания, обзывания, крика.

Полученные результаты исследования выявили необходимость разработки программы профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях.

Цель программы - предупреждение семейного неблагополучия и повышение психолого-педагогической культуры родителей, укрепление и сохранение психологического здоровья детей.

Среди испытуемых была выбрана экспериментальная группа по наиболее выраженным

признакам. Родители, имеющие высокий балл по шкале - "Авторитарная гиперсоциализация" и низкий балл по шкале "Кооперация". Дети, у которых высокий уровень тревожности и низкая самооценка.

По результатам исследования нами была разработана и апробирована программа профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях.

Эффективность программы мы определили по итогам формирующего и контрольного этапа эксперимента. Для выявления эффективности разработанной программы профилактики нами был проведен контрольный эксперимент. В контрольном исследовании типа родительского отношения, уровня тревожности и самооценки детей были использованы те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Анализ результатов вторичной диагностики мы осуществили с помощью метода математической статистики применив Т -критерий Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых, а также позволяет установить направленность изменений и их выраженность, с помощью Т -критерия Вилкоксона мы определили в каком из направлений сдвиг показателей более интенсивный, и сформулировали выводы.

Мы видим наиболее существенный сдвиг в значениях показателей по тесту - опроснику родительского отношения по шкале "Отвержение" (Т=0,00 при р=0,01), шкала "Кооперация" (Т=9,00 при р=0,05), "Авторитарность" (Т=0,00 при р=0,01), шкала "Инфантилизация" (Т=0,00 при р=0,01). Шкала "Симбиоз" значительных изменений не показала.

Итак, по результатам исследования после формирующего эксперимента контрольный замер

показателей у матерей показал, что после реализуемой программы профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях значительно улучшились в значениях по тесту "Опросник родительского отношения" (А.Я. Варга - В.В.Столин), который показал, что у многих родителей поменялось отношение к ребенку. Наиболее существенные сдвиги так по шкале "Принятие-Отвержение" 67% матерей имеют низкий уровень "отвержения", 33% имеют средний уровень, т.е. пограничное состояние, высокий уровень "отвержения" в группе из матерей не имеет.

Анализируя полученные результаты можно отметить изменения в самооценки детей в экспериментальной группе. Сравнительный анализ результатов свидетельствует, что до проведения формирующего эксперимента 58% детей имело низкую самооценку, 25% детей адекватную самооценку и 17% детей с высокой самооценкой. После проведения профилактической программы с высокой самооценкой 0% детей, с низкой 41,6% и адекватная самооценка у 58,3% детей.

Следовательно, цель программы достигнута и нами были решены все поставленные задачи.

Таким образом, анализируя результаты контрольного этапа эксперимента, мы доказали, что разработанная программа профилактики психологического насилия в детско-родительских отношениях показала свою эффективность. Совместные занятия родителей с детьми помогли снять напряженность в детско-родительских отношениях, установить более доброжелательные отношения. Опыт работы показал, что даже самые трудные ситуации в воспитании разрешимы, если можно восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Список литератур>ы

1. Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие /Е.Н. Волков //Журнал практического психолога. -2002. - №6. - с. 183199.

2. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. /Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь, 2003

3. Николаева Е.И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка / Е.И. Николаева. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

4. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи /А.Б. Орлов //Психолог в детском саду. - 2000. - №2-3.

5. Решение проблем насилия в семье. Сборник статей кмеждународной конференции "Насилие в семье ". - Самара: ГП "Перспектива ", 2001. -184 с.

6. Родители и дети. Психология взаимоотношений /Под ред. ЕА.Савиной, Е.О. Смирновой. - М.,: "Когито-Центр", 2003. -230с.

7. Сафонова ТЯ. Социальные корни жестокого обращения с детьми в семьях / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал //Актуальные проблемы современного детства. М., 2005. - с. 84-88.

PREVENTION OF PSYCHOLOGICAL VIOLENCE THE CHILDREN - PARENTS

RELATIONS*

STEPCHENKO E.V. USPU, Ekaterinburg, Russia e-mail: runel@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the issue of violence in the child-parent relationship. Analyzes the basic definition of psychological abuse in the child-parent relationship, formulated a generalization of the definition, the peculiarities of manifestations of psychological abuse in the child-parent relationship, conducted an empirical study on the basis of theoretical and empirical data the prevention program.

Keywords: psychological violence, child abuse.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Научный руководитель: к.псх.н., доц. Адушкина К.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.