Научная статья на тему 'Родительское отношение и регуляция поведения в юношеском возрасте'

Родительское отношение и регуляция поведения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1005
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВОЛЕВОЙ КОНТРОЛЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СЕМЬЯ / СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / РАННИЙ ДЕТСКИЙ ОПЫТ / BEHAVIOURAL REGULATION / CONTROL OF BEHAVIOUR / COGNITIVE CONTROL / VOLUNTARY CONTROL / EMOTIONAL REGULATION / FAMILY / PARENTING STYLE / EARLY CHILDHOOD EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Юлия Валерьевна

В статье проанализированы эмпирические результаты исследования взаимосвязи регуляции поведения, стилей родительского отношения и представлений о собственном раннем детском опыте юношей и девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parenting Style and Behavioural Regulation in Youthful Age

This article analyzes the empirical results of a research on the correlations between behavioural regulation, styles of parental attitude and conceptualization of early childhood experience of adolescents.

Текст научной работы на тему «Родительское отношение и регуляция поведения в юношеском возрасте»

Родительское отношение и регуляция поведения в юношеском возрасте*

Ю. В. Ковалева

(Институтпсихологии РАН)**

В статье проанализированы эмпирические результаты исследования взаимосвязи регуляции поведения, стилей родительского отношения и представлений о собственном раннем детском опыте юношей и девушек.

Ключевые слова: регуляция поведения, контроль поведения, когнитивный контроль, волевой контроль, эмоциональная регуляция, семья, стиль родительского отношения, ранний детский опыт.

Предметом наших исследований последних лет является интегративная характеристика субъекта — контроль поведения. Контроль поведения — это конструкт, объединяющий три подсистемы регуляции поведения — когнитивный контроль, волевой контроль и эмоциональную регуляцию. Представленные вместе, они демонстрируют качество, уровень и способ согласования когнитивных, волевых и эмоциональных ресурсов человека, которые он использует при взаимодействии с условиями актуальной ситуации (развития, жизни). История разработки, теоретическое и эмпирическое обоснование конструкта подробно приводится в одной из наших работ (см.: Сергиенко, Виленская, Ковалева, 2010).

В большинстве современных подходов к изучению саморегуляции человека решение проблемы чаще всего предлагается в «зрелом варианте», так, как это организовано у взрослого человека (Анцыферова, 1994; Конопкин, 1995; Шапкин, 1997; Иванников, 1998; Прохоров, 1998; и др.). За скобками остается процесс становления регуляторных процессов и анализ средовых детерминант развития регуляции поведения.

В своей работе «О природных предпосылках психического развития» А. В. Бруш-линский, анализируя взаимную необходимость внутренних и внешних факторов развития, отмечает, что требуется не просто

взаимодействие внешнего и внутреннего, а специфическое взаимодействие (Брушлин-ский, 2006). Это уточнение, на наш взгляд, важно для выделения параметров, принципиальных для развития субъектной характеристики — контроля поведения. Наш анализ различных подходов к психическому развитию (представленных в работах: Мухамедра-химов, 1999; Захаров, 1998; Варга, 2001) позволяет предположить, что одним из таких параметров может являться отношение к ребенку — максимальный учет условий его развития, создание и поддержание этих условий начиная с пренатального периода, ценностное отношение к интересам ребенка, признание и поддержка его возможностей.

Нами была выдвинута гипотеза, что позитивный детский опыт, существующий во взрослом возрасте в виде представлений о себе как о способной, компетентной и самостоятельной личности, представляет собой ресурс для более уверенного и организованного поведения. Напротив, представление о себе как о неумелом и несамостоятельном человеке представляет собой угрозу при организации поведения появлением неуверенности, тревожности, зависимости. Это предположение было проверено при изучении контроля поведения женщин во время беременности. Для изучения представлений о раннем детском опыте мы использовали методику диагностики родительского отно-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 10-06-00260а).

** Ковалева Юлия Валерьевна — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии развития Учреждения Российской академии наук — Института психологии РАН. Тел.: +7 (495) 682-73-29. Эл. адрес: [email protected]

шения А. Я. Варги и В. В. Столина (Практическая психодиагностика, 1998). В этой методике под родительским отношением понимается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания его характера, личности и поступков.

Мы использовали методику как структурированное интервью с измененной инструкцией. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы теста, так, как на них могла бы ответить их мама или другой близкий взрослый, воспитывавший их в детстве. Наши результаты показали, что в группе с благополучным течением беременности, в отличие от группы с осложненным вынашиванием женщины, родительское отношение представляли как поддерживающее и доверяющее их детским возможностям. Во время такого ответственного жизненного события, как беременность, представления женщин о себе как о компетентном ребенке стали одной из основ адаптации к проблемам этого периода (Ковалева, 2004).

Интерес к этапу юности обусловлен потребностью продолжить линию исследований более ранних периодов онтогенеза и выделить тенденции в связях между детско-родительскими показателями, сходные с полученными ранее. Этап юности или ранней взрослости характеризуется особыми обстоятельствами. Перед юношами и девушками стоит задача сепарации, формирования собственного жизненного стиля, реальной самостоятельности, профессионализации. Однако можно говорить о том, что эти процессы начались, но еще не закончились — влияние семьи, ее правил и установок, особенностей родительского поведения остается еще достаточно сильным.

В настоящей работе проверялось предположение о связи контроля поведения и стилей родительского отношения. Гипотеза проверялась в двух направлениях: во-первых, что контроль поведения как основа саморегуляции является ресурсом при выборе различных поведенческих стратегий, а имен-

но стратегий воспитания и родительского отношения; во-вторых, что ранний детский опыт, реальный и кристаллизованный в виде представлений, связан с регуляцией поведения во взрослом, в нашем случае юношеском, возрасте.

Когнитивный контроль изучался с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения — 98, ССП-98» В. И. Моросановой (показатели — Планирование (Пл), Программирование (Пр), Гибкость (Г), Моделирование (Мод), Оценка результата (Ор), Самостоятельность (С), Общий уровень регуляции (Оу)); эмоциональная регуляция — методики диагностики самооценки Ч. Д. Спил-бергера (показатели — Реактивная и Личностная тревожность (Рт и Лт)); волевой контроль — шкалы контроля за действием Ю. Куля (показатели — Контроль за действием при неудаче, планировании, реализации (Кдн, Кдр и Кдп)) (Моросанова, Коноз, 2001; Шапкин, 1997; Практическая психодиагностика, 1998).

Для изучения стилей родительского отношения и представлений о раннем детском опыте нами использовалась методика диагностики родительского отношения А. Я. Варги и В. В. Столина (Практическая психодиагностика, 1998). Для оценки родительского отношения в методике предлагается пять шкал: Принятие/Отвержение (По), Кооперация (Кооп), Симбиоз (Симб), Авторитарная гиперсоциализация (Авгс), Маленький неудачник (Мн). Родители отвечали на вопросы оригинальной методики. Для изучения представлений о раннем детском опыте юноши и девушки отвечали на вопросы теста с измененной инструкцией, они заполняли бланк теста дважды — о каждом из родителей.

В исследовании приняли участие 19 юношей и девушек из полных семей (14 девушек, 5 юношей, средний возраст — 22 года) и их родители (38 человек). Всего 57 участников исследования. В таблице 1 (см. с. 202) приводятся результаты корреляционного анализа показателей контроля поведения родителей и их стилей родительского отношения.

Таблица 1

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ СТИЛЯМИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Стили родительского отношения Показатели контроля поведения г Спирмена

(отцы, N = 19)

Авгс Лт (эмоц. регуляция) -0, 45 *

(матери, N = 19)

Авгс Лт -0,45 *

Ор (когн. контроль) 0,51 *

Мн Рт (эмоц. регуляция) 0,51 *

Пл (когн. контроль) 0,51 *

Симб Кдп (волев. контроль) 0,46 *

Знаком * отмечены корреляции с уровнем значимости р <0,05.

Полученные корреляции подтверждают наши предположения о контроле поведения как ресурсе саморегуляции и организации поведения. Так, стиль родительского отношения Авторитарная гиперсоциализация, который означает высокую требовательность и ориентацию родителей на социальные нормы и достижения, свойственен родителям с низким уровнем личностной тревожности, свидетельствующем о твердой личностной позиции в различных обстоятельствах, в том числе и в вопросах воспитания, социализации, контроля ребенка. Напротив, неуверенность родителей в широком круге ситуаций не позволяет излишне стимулировать и контролировать социальную активность детей, для этого им не хватает собственной уверенности. Этот же стиль воспитания у матерей положительно связан с показателем когнитивного контроля Оценка результата. Высокие значения этого показателя свидетельствуют о сформирован-ности и адекватности субъективных критериев самооценки.

Таким образом, активная социализация ребенка не является процессом, зачастую в обыденных представлениях определяемым как «чего не добился я, то пусть сделает ре-

бенок», а в клинической практике называемым «нарциссическим расширением» (МакВильямс, 1998). В нашем случае мы имеем дело с прямым согласованием возможностей самих родителей и их тактики поведения, воспитанием по собственному образцу. Хотя представляется, что в других выборках можно получить и иные типы связей.

Довольно характерная связь получена между показателем стиля родительского отношения Симбиоз в группе матерей и показателем их волевого контроля Контроль за действием при планировании. Этот показатель говорит об уверенности при принятии решений. Объяснение полученной корреляции довольно очевидно — мать, уверенная в своих решениях и действиях, скорее всего, будет склонна расширять сферу своей активности — действовать за ребенка, отвечать за него, зачастую буквально. Интересны также связи, полученные в отношении стиля родительского отношения Маленький неудачник в материнской группе. Этот стиль связан со стремлением инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. С ним оказались связаны показатели эмоциональной регуляции Реактивная тревожность и показатель

когнитивного контроля Планирование, высокий уровень которого говорит о сформированной потребности в осознанном планировании и реалистичности планов. По нашему мнению, сфера проявления реактивной тревожности и планирования близки — человек активно относится к актуальным обстоятельствам, высокочувствителен к нюансам ситуации, старается распознать и предугадать варианты ее развития. При низкой тревожности и отсутствии потребности оценивать перспективу человек, скорее всего, мыслит нереалистично, инфантильно. Согласно полученным результатам матерей первого типа, чувствительных и с активным целеполаганием, может не удовлетворять уровень осмысления ребенком различных ситуаций, его детское, ведомое поведение. Матери второго типа, сами пассивные по отношению к обстоятельствам, наоборот, могут понимать и принимать поведение, свойственное детскому возрасту.

Таким образом, наши результаты свидетельствуют о согласовании стилей родительского отношения с соответствующим эмоциональным, когнитивным и волевым ресурсом. Нельзя исключить, что регуляторные возможности родителей могут определять их воспитательные тактики — больший ресурс соответствовать большему вкладу и большим требованиям по отношению к ребенку.

В таблицах 2 и 3 (см. с. 204) приводятся результаты корреляционного анализа показателей контроля поведения молодых людей, их представлений о своем раннем детском опыте и стилей родительского отношения.

Назовем основные тенденции, которые можно увидеть в этой части работы. Наибольший вес имеют следующие показатели представлений о родительском отношении: со стороны материнского отношения — это стиль Принятие/Отвержение, со стороны

Таблица 2

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СВОЕМ РАННЕМ ДЕТСКОМ ОПЫТЕ ^ = 20)

Показатели КП молодых людей Показатели представлений об отношении родителей

Пл Мать: По -0,44 *

Пр Г Мать: По -0,45 *

1 Мод —

Ор Мать: По -0,56 **; Отец: Симб -0,68 **, По -0,50 *

С —

Оу Мать: По -0,46 *, Мн -0,40 (тенденция р < 0,07) Отец: Симб -0,38 (тенденция р < 0,09)

Кдн —

Кдп —

Кдр Мать: Мн 0,42 (тенденция р < 0,06); Отец: Авгс 0,45 *

Рт Отец: Авгс -0,45 *

Лт Мать: По 0,45 *; Отец: Авгс -0,50 *

Знаком * отмечены корреляции с уровнем значимости р < 0,05, ** — корреляции с уровнем значимости р < 0,05.

Таблица 3

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ И СТИЛЯМИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ^ = 19)

Показатели КП молодых людей Показатели стилей отношения матери

Пл Отец: По 0,56 **, Мн 0,35 (р < 0,051) тенденция

Пр Мать: Симб 0,49 *

Г —

Мод Мать: Авгс -0,49 *

Ор —

С —

Оу —

Кдн Мать: Мн 0,46 *

Кдп Мать: Кооп -0, Симб -0,50 *

Кдр Мать: Кооп (-0,40 (р < 0,08) тенденция

Рт —

Лт —

отцовского — Авторитарная гиперсоциализация.

Показатель Принятие/Отвержение отражает интегральное отношение к ребенку. Его низкие значения свидетельствуют об уважении родителем индивидуальности ребенка, одобрении его интересов, симпатии к нему. Высокие значения свидетельствуют о том, что родитель видит ребенка неприспособленным, неудачливым и испытывает досаду и раздражение по отношению к нему. По нашим результатам, показатель Принятие/Отвержение отрицательно связан с основными показателями когнитивного контроля детей — Планированием, Программированием, Оценкой результата, Общим уровнем регуляции. Эти связи демонстрируют, что позитивное отношение к ребенку, симпатия к нему со стороны матери, сохранившаяся в его представлениях, является ресурсом для зрелого и активного отношения к актуальной ситуации. Показатель Принятие/Отвержение также связан, но уже отрицательно с показателем эмоциональной регуляции — Личностной тревожностью, что дополняет общую картину связей — мо-

лодые люди, представляющие отношение своих матерей как поддерживающее и принимающее, уверены в себе, и, наоборот, отсутствие в представлениях материнской симпатии не дает реализовывать уверенную жизненную позицию. Эти результаты согласуются с научными и обыденными представлениями о роли матери в развитии ребенка (Мухамедрахимов, 1999). Согласуются они и с нашими данными (Ковалева, 2004).

Представление об авторитарно-гиперсо-циализирующем стиле отношения отца отрицательно связано с показателями Реактивной и Личностной тревожности и положительно с показателем волевого контроля Контроль за действием при реализации, который показывает, на что ориентируется человек при возникновении препятствий в его деятельности. Низкий уровень показателя свидетельствует о переживаниях по поводу трудностей в исполнении, высокий уровень — о настойчивом выполнении задуманного. Таким образом, сохранившийся в представлениях просоциальный стиль отцовского отношения согласован с уверенностью в себе и готовностью действовать, несмотря на

препятствия. Эти связи выглядят логично — активная воспитательная позиция отца приносит свои плоды во взрослом возрасте. Согласно концепции опросника стиль Авторитарная гиперсоциализация имеет отрицательный смысл. Однако согласно нашим данным представление об этом стиле вносит скорее положительный вклад в реализацию регуляции поведения. Возможно, оно сформировалось под влиянием более глубокого отцовского отношения, в котором кроме ориентации на социальные нормы было много и другого — помощи, поддержки и т. п., что было невозможно уловить вопросами конкретного тестового инструмента.

Связи между показателями составляющих контроля поведения юношей и девушек и собственно стилями родительского отношения представляют более сложную и неоднозначную картину. Некоторые из них можно объяснить компенсаторными отношениями между тем или иным стилем и регуляторным качеством. Так, высокому уровню показателя отцовского отношения Принятие/Отвержение соответствует высокий уровень показателя Планирование, высокому уровню материнского отношения Симбиоз — высокий уровень показателя Программирование, высокому уровню показателя материнского отношения Маленький неудачник — высокий уровень показателя Контроль за действием при неудаче. В ответ на неприятие, нарушение границ и инфантилизацию ребенок компенсаторно развивает те или иные способности. Нельзя исключить, что этот результат отражает просто отсутствие связи — родитель относился определенным образом, а ребенок развивался независимо от этого.

Также получены связи, которые отражают негативный вклад материнского отношения в развитие регуляции поведения детей. Так, высоким уровням показателей Симбиоз и Кооперация соответствует низкий уровень Контроль за действием при планировании, а высокому уровню показателя Авторитарная гиперсоциализация — низкий уровень показателя когнитивного контроля Модели-

рование. Чрезмерная помощь, связанность и активная социализация не позволяют ребенку развивать автономный взгляд на вещи, вырабатывать собственные критерии достижения цели и уверенно принимать решения. К тому же, видимо, авторитарная гиперсоциализация со стороны матери и со стороны отца — это не одно и то же. Социализация в большей степени является отцовской функцией, и, по-видимому, отцу «прощаются» и чрезмерные проявления этого стиля в отличие от матери, по отношению к которой ребенок имеет совсем другие ожидания.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы. Более уверенные и адекватно оценивающие себя и ситуацию родители ведут себя более уверенно в реализации своих воспитательных функций. Это сопровождается, с одной стороны, тем, что у ребенка они развивают такую же активную жизненную позицию, но, с другой стороны, не всегда доверяют его возможностям и нарушают границы его ответственности. Такой стиль воспитания можно назвать противоречивым, и он является довольно распространенным для современной российской семьи.

Одним из важных результатов работы, по нашему мнению, является то, что связи между показателями составляющих контроля поведения юношей и девушек и показателями представлений о родительском отношении, с одной стороны, и показателями родительского отношения — с другой, не совпадают. Мы считаем, что так иллюстрируется процесс переработки ребенком родительских воздействий и интегративный характер различных аспектов опыта, полученного в семье, который на протяжении жизненного пути находит свою область приложения.

Одинаковые стили материнского и отцовского отношения вносят разный вклад в развитие и реализацию контроля поведения детей в связи с отцовскими и материнскими функциями, изначально отличающимися диспозициями отношений и ожиданий у ребенка и матери и ребенка и отца.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анцыферова, Л. И. (1994) Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмыслива-ние, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журнал. Т. 15. № 1. С. 3-19.

Брушлинский, А. В. (2006) Избр. психологические труды. М. : Изд-во ИП РАН.

Варга, А. Я. (2001) Системная семейная терапия. СПб. : Речь.

Захаров, А. И. (1998) Ребенок до рождения. СПб. : Союз.

Иванников, В. А. (1998) Психологические механизмы волевой регуляции. М.

Ковалева, Ю. В. (2004) Контроль поведения при различном течении беременности : дис. ... канд. психол. наук. М.

Конопкин, О. А. (1995) Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. № 1. С. 5-12.

Мак-Вильямс, Н. (1998) Психоаналитическая диагностика. М. : Класс.

Моросанова, В. И., Коноз, Е. М. (2001) Диагностика и психологическая характеристика саморегуляции при экстраверсии и нейротиз-ме. Набережные Челны : Изд-во Ин-та упр.

Мухамедрахимов, Р. Ж. (1999) Мать и младенец: психол. взаимодействия. СПб. : Речь.

Практическая психодиагностика. Методики и тесты (1998) : учеб. пособие / сост. Д. Я. Рай-городский. Самара : ИД «Бахрах».

Прохоров, А. О. (1998) Психология неравновесных состояний. М. : Изд-во ИП РАН.

Сергиенко, Е. А., Виленская, Г. А., Ковалева, Ю. В. (2010) Контроль поведения как субъектная регуляция. М. : Изд-во ИП РАН.

Шапкин, Е. А. (1997) Экспериментальное изучение волевых процессов. М. : Смысл.

PARENTING STYLE AND BEHAVIOURAL REGULATION IN YOUTHFUL AGE Ju. V. Kovaleva (The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences)

This article analyzes the empirical results of a research on the correlations between behaviour-

al regulation, styles of parental attitude and conceptualization of early childhood experience of adolescents.

Keywords: behavioural regulation, control of behaviour, cognitive control, voluntary control, emotional regulation, family, parenting style, early childhood experience.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Antsyferova, L. I. (1994) Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh situatsiiakh: pereosmyslivanie, preo-brazovanie situatsii i psikhologicheskaia zashchita // Psikhol. zhurnal. T. 15. № 1. S. 3-19.

Brushlinskii, A. V. (2006) Izbr. psikhologich-eskie trudy. M. : Izd-vo IP RAN.

Varga, A. Ia. (2001) Sistemnaia semeinaia ter-apiia. SPb. : Rech’.

Zakharov, A. I. (1998) Rebenok do rozhdeniia. SPb. : Soiuz.

Ivannikov, V. A. (1998) Psikhologicheskie mekhanizmy volevoi reguliatsii. M.

Kovaleva, Iu. V. (2004) Kontrol’ povedeniia pri razlichnom techenii beremennosti : dis. ... kand. psikhol. nauk. M.

Konopkin, O. A. (1995) Psikhicheskaia samo-reguliatsiia proizvol’noi aktivnosti cheloveka (strukturno-funktsional’nyi aspekt) // Voprosy psikhologii. № 1. S. 5-12.

Mak-Vil’iams, N. (1998) Psikhoanaliticheskaia diagnostika. M. : Klass.

Morosanova, V. I., Konoz, E. M. (2001) Diagnostika i psikhologicheskaia kharakteristika samoreguliatsii pri ekstraversii i neirotizme. Naberezhnye Chelny : Izd-vo In-ta upr.

Mukhamedrakhimov, R. Zh. (1999) Mat’ i mladenets: psikhol. vzaimodeistviia. SPb. : Rech’.

Prakticheskaia psikhodiagnostika. Metodiki i testy (1998) : ucheb. posobie / sost. D. Ia. Rai-gorodskii. Samara : ID «Bakhrakh».

Prokhorov, A. O. (1998) Psikhologiia ner-avnovesnykh sostoianii. M. : Izd-vo IP RAN.

Sergienko, E. A., Vilenskaia, G. A., Kovaleva, Iu. V. (2010) Kontrol’ povedeniia kak sub’ektnaia reguliatsiia. M. : Izd-vo IP RAN.

Shapkin, E. A. (1997) Eksperimental’noe izuchenie volevykh protsessov. M. : Smysl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.