УДК 159.9
Pets O.I. STYLE-RELATED FEATURES OF COMMUNICATION OF PARENTS WITH ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN IN CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The paper is devoted to a detailed analysis of organization, methods and stages of research. The author focuses on the empirical results of the study of the features of communication of parents and primary school children in classroom work and extracurricular activities. In regard to the study of a psychological climate in most of the families the research registers violation in parent-child interaction and in personal communication of parents with children.
Key words: elementary school students, parents, communicative style.
О.И. Пец, аспирант ФГБОУ ВПО «Нижегородский гос. педагогический университет им. Козьмы Минина»
(Мининский университет), г. Нижний Новгород, Е-mail: pets-07@mail.ru
СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена детальному анализу организации, методов, этапов исследования. Основное внимание в работе автор акцентирует на эмпирических результатах изучения особенностей общения родителей и младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности. На основе изучения психологического климата в большинстве семей испытуемых установлено нарушение в детско-родительском взаимодействии и личностном общении родителей с детьми.
Ключевые слова: младший школьник, родители, стиль общения.
В связи с проблемой изучения особенностей развития стиля общения родителей с младшими школьниками в процессе учебной и внеучебной деятельности прежде всего представляет особый интерес разработка методов исследования, а также психодиагностический инструментарий, это необходимо как для выработки концептуальной основы нашего исследования, так и для разработки его экспериментальной программы.
Методы исследования были направлены на выявление особенностей детско-родительских отношений и сформированнос-ти психологической компетенции родителей, в аспекте развития компонентов личностного стиля общения родителей с младшими школьниками.
Характеристика выборки исследования: выборка является репрезентативной по своему составу. Она состояла из 197 младших школьников: учащихся 2-х классов - 102 человека (51,8%), учащихся 3-х классов - 95 человек (48,2%). Экспериментальную группу составили - 98 младших школьников: учащихся 2-х классов - 50 человек (51%), учащихся 3-х классов - 48 человек (49%). Контрольную группу составили - 99 младших школьников: учащихся 2-х классов - 52 человека (52,5%) и учащихся 3-х классов - 47 человек (47,5%).
Родители учащихся: 197 человек: 25-30 лет - 37%, 30-40 лет - 51 %, 40-48 лет - 12%, из них матерей - 171 человек (86,8%) и отцов - 26 человек (13,2%).
Задачи исследования: согласно цели исследования и предложенной структуре психологической компетентности родителей младших школьников, подобрать психодиагностический инструментарий; сформировать выборку исследования; проанализировать данные полученные в ходе констатирующего эксперимента; выявить проблемы в стилях общения родителей с младшими школьниками; разработать формирующую программу, направленную на развитие компонентов личностного стиля общения родителей; проследить динамику результатов развития компонентов личностного стиля общения родителей по итогам формирующей программы; оценить эффективность программы развития компонентов личностного стиля общения родителей с младшими школьниками.
Первый блок методик был направлен на выявление особенностей детско-родительских отношений: Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В. Нещерет), опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ), методика Рене Жиля.
Второй блок методик направлен на оценку развития компонентов личностного стиля общения родителей: методика потребности в общении (О.П. Елисеев), методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), методика «Диагностика рефлексии» (А.В. Карпов), методика «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), методика «Диагностика доброжелательности (шкала Кэмпбелла)», методика «Вера в людей» (шкала доверия
М. Розенберга) и методика «Диагностика принятия других» (шкала В. Фейя).
Почти для всех семей принявших участие в исследовании (ЭГ - 100 % и КГ - 96,97%), имеет место раздражительность, вспыльчивость в отношениях родителей к своим детям, что характерно для отношения отвержения ребенка, второе место занимает преодоление сопротивления, подавление воли (ЭГ - 96,94% и КГ - 97,98%), что свидетельствует об авторитарной гиперсоциализации.
На третьем месте, среди выявленных особенностей отношения родителей к своим детям идет чрезмерная забота, установление отношений зависимости (ЭГ - 93,75% и КГ - 90,91%), что свидетельствует о гиперопеке и отношении к ребенку как к «Маленькому неудачнику».
Суровость в отношениях, излишняя строгость, характерная для авторитарной гиперсоциализации и отношения отвержения ребенка присутствует в детско-родительских отношениях у 75,00% - ЭГ и 76,77% семей испытуемых КГ.
Половина родителей экспериментальной и контрольной выборки (56,25% / 53,54%), обеспокоены созданием безопасности, опасением обидеть ребенка, что также характерно для гиперопеки.
Нами выделен ряд характеристик: «понимание причин состояния», «оказание эмоциональной поддержки», «ориентация на состояние ребенка при построении взаимоотношений», которые приближаются среди родителей к границе эмоционального благополучия. На данные характеристики необходимо обратить внимание при разработке формирующей программы, как считает в своем исследовании С.Н. Сорокоумова [1].
Большинство родителей обладают средней потребностью в общении (ЭГ - 57,14% и КГ - 62,63%).
Среди родителей обеих групп преобладает авторитарный тип общения (ЭГ - 48,98% и КГ - 51,52%). Авторитарная направленность личности в общении - есть крайняя форма выражения монологизма, то есть половина родителей принявших участия в исследовании, не слышат и не слушают своего ребенка. Диалогичность, демократичность в общении выявлена лишь у 10,2% родителей ЭГ и 8,08% родителей КГ.
Большинство родителей обладают средним уровнем принятия другого с тенденцией к низкому уровню (ЭГ - 45,92% и КГ - 47,47%).
Результаты исследования выявили преобладание среди родителей младших школьников среднего уровня доброжелательности (ЭГ - 58,16% и КГ - 63,64%).
Реализация методики «Вера в людей» (шкала М. Розенбер-га) показала, что большинство родителей обладают средним уровнем доверия (ЭГ - 56,12% и КГ - 54,55%). Доверие видимо не является чертой современного человека, так высокий уровень обнаружен лишь у 4,08% в ЭГ и 1,01% в КГ.
Результаты оценки рефлексии выявили преобладание среднего уровня ее развития среди родителей обеих групп (ЭГ -79,59% и КГ - 80,81%).
Изучая ценностные ориентации родителей младших школьников, можем выделить ряд приоритетных. Так, среди терминальных ценностей три лидирующих места распределились между: материально обеспеченной (1-е место: ЭГ - 42,86% и КГ - 38,38%), счастливой семейной жизнью (1-е место: ЭГ -31,63% и КГ - 35,35%) и здоровьем (1-е место: ЭГ - 21,43% и КГ - 23,23%).
Среди инструментальных ценностей лидируют: образованность (1-е место: ЭГ - 59,18% и КГ - 44,44%), воспитанность (1-е место: ЭГ - 21,43% и КГ - 27,27%) и эффективность в делах (1-е место: ЭГ - 11,22% и КГ - 16,16%).
По мнению младших школьников, их семьи характеризуются благоприятной обстановкой, доброжелательными отношениями детей с близкими родственниками. Доминируют показатели по шкале «положительное отношение»: большинство младших школьников отмечают хорошее отношение к родителям: доминирует положительное отношение к отцу у 52,04% младших школьников ЭГ и 56,57% детей в КГ; 82,65% детей ЭГ и 90,91% детей КГ отмечают положительное отношение к матери; к отцу и матери, как к семейной чете положительное отношение со-
Библиографический список
ставляет у 56,12 % детей в ЭГ и 61,62% учащихся в КГ; к братьям и сестрам положительное отношение составляет 67,35 % в ЭГ и 70,71 % в КГ; к бабушкам и дедушкам - этот процент несколько выше (70,41% / 73,74%), а также и детей друг к другу (79,59% / 81,82 %).
У большей части учащихся 75,51 % детей ЭГ и 76,77% младших школьников КГ складываются доброжелательные отношения с учителем.
Высок процент младших школьников (77,55% ЭГ / 81,82% КГ), испытывающих дефицит общения в семье. Большинство младших школьников считает, что их не понимают в собственной семье, они реализуют эту потребность извне и ищут общения в других социальных группах. Полностью гармоничные отношения только в 12-х семьях из 197 семей, в остальных случаях младшие школьники видят себя ближе к одному из членов семьи. Младшие школьники из трех семей, вообще не идентифицирует себя с семьей, а один ребенок видит себя рядом с отцом, с которым не знаком.
Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о существовании неблагоприятного психологического климата в большинстве семей испытуемых, о нарушениях в детско-родительских отношениях и личностном общении.
1. Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений // Психолог в детском саду. - 2005. - № 3.
Bibliography
1. Sorokoumova, S.N. Razvitie ehmpatii u starshikh doshkoljnikov cherez optimizaciyu detsko-roditeljskikh otnosheniyj // Psikholog v detskom sadu. - 2005. - № 3.
Статья поступила в редакцию 12.09.14
УДК 159.923
Dmitrieva N.V., Buravtsova N.V., Kozyreva T.S. METHODS OF ART-THERAPY IN THE PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF A PERSONALITY. The paper analyzes the possibility of psychotherapeutic work with clients suffering from professional deformation. The work shows possibilities of an effective use of metaphorical association cards in the narrative therapy The researcher analyzes cases of psychotherapeutic work with clients, who suffer from professional deformation, and describes methods and techniques of psychotherapeutic work with associative cards. The study proves the effectiveness of the use of the metaphorical association cards in psychotherapy of workaholism.
Key words: professional deformation, psychotherapy, tale, archetype, metaphorical association cards, workaholism.
Н.В. Дмитриева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии девиантного поведения Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург, E-mail: dnv2@mail.ru; Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, проф. каф. практической психологии Новосибирского гуманитарного института, доц. каф. психологии личности и специальной психологии Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: burawzov@yandex.ru; Т.С. Козырева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии СИУ - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, г. Новосибирск, E-mail: mira5610@yandex.ru
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ
В статье анализируются возможности психотерапевтической работы с клиентами, страдающими профессиональной деформацией. Показаны возможности эффективного использования метафорических ассоциативных карт в нарративной психотерапии. Проанализированы случаи психотерапевтической работы с клиентами, страдающими профессиональной деформацией. Описаны приемы и техники психотерапевтической работы с ассоциативными картами. Обосновывается эффективность использования метафорических ассоциативных карт в психотерапии трудоголизма.
Ключевые слова: профессиональная деформация, психотерапия, сказка, архетип, метафорические ассоциативные карты, трудоголизм.
В связи с непростыми особенностями культурной и социальной ситуации развития современной России, которая характеризуется влиянием западной культуры на формирование традиций и норм поведения с одновременной утратой части нацио-
нальных традиций, происходит размывание определенных нравственных и ценностно-смысловых стереотипов социокультурной активности личности. Вышеуказанное становится одной из причин внутриличностных кризисов и конфликтов, требующих адек-