Научная статья на тему 'Методы арт-терапии в психологической коррекции профессиональной деформации личности'

Методы арт-терапии в психологической коррекции профессиональной деформации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1060
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / СКАЗКА / АРХЕТИП / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ / ТРУДОГОЛИЗМ / PROFESSIONAL DEFORMATION / PSYCHOTHERAPY / TALE / ARCHETYPE / METAPHORICAL ASSOCIATION CARDS / WORKAHOLISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В., Козырева Т. С.

В статье анализируются возможности психотерапевтической работы с клиентами, страдающими профессиональной деформацией. Показаны возможности эффективного использования метафорических ассоциативных карт в нарративной психотерапии. Проанализированы случаи психотерапевтической работы с клиентами, страдающими профессиональной деформацией. Описаны приемы и техники психотерапевтической работы с ассоциативными картами. Обосновывается эффективность использования метафорических ассоциативных карт в психотерапии трудоголизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Н. В., Буравцова Н. В., Козырева Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF ART-THERAPY IN THE PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF A PERSONALITY

The paper analyzes the possibility of psychotherapeutic work with clients suffering from professional deformation. The work shows possibilities of an effective use of metaphorical association cards in the narrative therapy. The researcher analyzes cases of psychotherapeutic work with clients, who suffer from professional deformation, and describes methods and techniques of psychotherapeutic work with associative cards. The study proves the effectiveness of the use of the metaphorical association cards in psychotherapy of workaholism.

Текст научной работы на тему «Методы арт-терапии в психологической коррекции профессиональной деформации личности»

Результаты оценки рефлексии выявили преобладание среднего уровня ее развития среди родителей обеих групп (ЭГ -79,59% и КГ - 80,81%).

Изучая ценностные ориентации родителей младших школьников, можем выделить ряд приоритетных. Так, среди терминальных ценностей три лидирующих места распределились между: материально обеспеченной (1-е место: ЭГ - 42,86% и КГ - 38,38%), счастливой семейной жизнью (1-е место: ЭГ -31,63% и КГ - 35,35%) и здоровьем (1-е место: ЭГ - 21,43% и КГ - 23,23%).

Среди инструментальных ценностей лидируют: образованность (1-е место: ЭГ - 59,18% и КГ - 44,44%), воспитанность (1-е место: ЭГ - 21,43% и КГ - 27,27%) и эффективность в делах (1-е место: ЭГ - 11,22% и КГ - 16,16%).

По мнению младших школьников, их семьи характеризуются благоприятной обстановкой, доброжелательными отношениями детей с близкими родственниками. Доминируют показатели по шкале «положительное отношение»: большинство младших школьников отмечают хорошее отношение к родителям: доминирует положительное отношение к отцу у 52,04% младших школьников ЭГ и 56,57% детей в КГ; 82,65% детей ЭГ и 90,91% детей КГ отмечают положительное отношение к матери; к отцу и матери, как к семейной чете положительное отношение со-

Библиографический список

ставляет у 56,12 % детей в ЭГ и 61,62% учащихся в КГ; к братьям и сестрам положительное отношение составляет 67,35 % в ЭГ и 70,71 % в КГ; к бабушкам и дедушкам - этот процент несколько выше (70,41% / 73,74%), а также и детей друг к другу (79,59% / 81,82 %).

У большей части учащихся 75,51 % детей ЭГ и 76,77% младших школьников КГ складываются доброжелательные отношения с учителем.

Высок процент младших школьников (77,55% ЭГ / 81,82% КГ), испытывающих дефицит общения в семье. Большинство младших школьников считает, что их не понимают в собственной семье, они реализуют эту потребность извне и ищут общения в других социальных группах. Полностью гармоничные отношения только в 12-х семьях из 197 семей, в остальных случаях младшие школьники видят себя ближе к одному из членов семьи. Младшие школьники из трех семей, вообще не идентифицирует себя с семьей, а один ребенок видит себя рядом с отцом, с которым не знаком.

Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о существовании неблагоприятного психологического климата в большинстве семей испытуемых, о нарушениях в детско-родительских отношениях и личностном общении.

1. Сорокоумова, С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений // Психолог в детском саду. - 2005. - № 3.

Bibliography

1. Sorokoumova, S.N. Razvitie ehmpatii u starshikh doshkoljnikov cherez optimizaciyu detsko-roditeljskikh otnosheniyj // Psikholog v detskom sadu. - 2005. - № 3.

Статья поступила в редакцию 12.09.14

УДК 159.923

Dmitrieva N.V., Buravtsova N.V., Kozyreva T.S. METHODS OF ART-THERAPY IN THE PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF A PERSONALITY. The paper analyzes the possibility of psychotherapeutic work with clients suffering from professional deformation. The work shows possibilities of an effective use of metaphorical association cards in the narrative therapy The researcher analyzes cases of psychotherapeutic work with clients, who suffer from professional deformation, and describes methods and techniques of psychotherapeutic work with associative cards. The study proves the effectiveness of the use of the metaphorical association cards in psychotherapy of workaholism.

Key words: professional deformation, psychotherapy, tale, archetype, metaphorical association cards, workaholism.

Н.В. Дмитриева, д-р психол. наук, проф. каф. психологии девиантного поведения Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, проф. каф. практической психологии Новосибирского гуманитарного института, доц. каф. психологии личности и специальной психологии Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Т.С. Козырева, канд. психол. наук, доц. каф. психологии СИУ - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В статье анализируются возможности психотерапевтической работы с клиентами, страдающими профессиональной деформацией. Показаны возможности эффективного использования метафорических ассоциативных карт в нарративной психотерапии. Проанализированы случаи психотерапевтической работы с клиентами, страдающими профессиональной деформацией. Описаны приемы и техники психотерапевтической работы с ассоциативными картами. Обосновывается эффективность использования метафорических ассоциативных карт в психотерапии трудоголизма.

Ключевые слова: профессиональная деформация, психотерапия, сказка, архетип, метафорические ассоциативные карты, трудоголизм.

В связи с непростыми особенностями культурной и социальной ситуации развития современной России, которая характеризуется влиянием западной культуры на формирование традиций и норм поведения с одновременной утратой части нацио-

нальных традиций, происходит размывание определенных нравственных и ценностно-смысловых стереотипов социокультурной активности личности. Вышеуказанное становится одной из причин внутриличностных кризисов и конфликтов, требующих адек-

ватного психокоррекционного воздействия. Одним из эффективных методов воздействия на психологические проблемы является использование сказкотерапии.

Иногда становится весьма результативным обращение к более древним категориям, позволяющим восполнить утраченные стереотипы поведения, и выступающим основополагающими ориентирами для пос троения адекватной картины мира субъекта. Такими категориями являются архетипы - первообразы, содержащие в себе коллективные представления о феноменах внешнего и внутреннего психического мира, отражающие бесчисленные переживания одного и того же типа, являющиеся структурными элементами души.

К.Г. Юнг [1] на основании анализа мифов и сказок народов мира описал само понятие архетипа и выделил базовые архетипы (архетипы структуры личности - Эго, Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость; архетипы коллективного бессознательного, Тень, Мудрый старец, Божественный младенец, Великая Мать (Предвечная Мать и Мать-Земля), ее двойник Дева, Герой, Дух, Трикстер и др.). Исследования в области мифологии и образования сказок К. Леви-Стросса [2], Ф.И. Буслаева [3], В.Я. Проппа [4], А.Н. Афанасьева [5], Е.М. Мелетинского [6] и др. дают представление о синтагматических и парадигматических законах строения сказки, которые в своей основе содержат метафоричные понятия и ритуалы первобытного человека. Теоретический анализ славянских мифологических персонажей и их связь с архетипами подробно описаны и в наших собственных исследованиях [7, 8]. Сделан вывод, что первообразы, которые находятся в мифах, формируют полисемантическое пространство избыточных смыслов. Следовательно, в мифах и в сказках содержатся архетипические элементы.

Все большее число исследователей обращается к изучению представленности архетипов в сказочных сюжетах. Так, например, А.В. Чернышевым [9] выявлено двенадцать сказочных персонажей, соответствующих архетипам древности: Мать (Мачеха), Левша, Царь, Богатырь, Кощей, Золотая рыбка, Солдат, Василиса Прекрасная, Черт, Дурак, Иван-Царевич, Баба-яга. Выделенные автором сказочные персонажи соотнесены с полем с двумя координатами: ось мотиваций (Стабильность и контроль, Риск и мастерство, Принадлежность и обладание, Независимость и самореализация) и ось стадий (Подготовка: Архетипы семьи, Путь: Архетипы превращений и изменений, Возвращение: Архетипы королевского двора) и сопоставлены с архетипами. Наши собственные исследования позволили проанализировать проявления архетипов в соответствии с актуальными личностными потребностями [10].

Бессознательный характер проявления архетипа позволяет выбирать с целью психодиагностики личностных особенностей и характера трудной ситуации клиента проективные методы, поскольку, как отмечает Е.Т. Соколова [11], проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых свойств, и в связи с этим является едва ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Таким образом, наличие связи между сказками и архетипами, позволяет широко использовать сказкотерапию в психологическом консультировании.

К недостаточно представленным в научной литературе методам психотерапии творческим самовыражением относится направление, в основе которого - наборы метафорических ассоциативных (проективных) карт различной тематики. Данные карты на протяжении ряда лет используются зарубежными специалистами и активно завоевывают свои позиции в психотерапевтической практике. Применение проективных карт немецкого издательства ОН^еНад доказало свою эффективность и в нашей работе [12; 13]. Приведем пример эффективного использования сказки в совокупности с применением проективных карт для коррекции профессиональной деформации.

К нам обратилась 66-летняя женщина - учительница младших классов, с жалобами на конфликтные отношения с членами своей семьи, конфликтными отношениями с коллегами; трудности в принятии точки зрения других людей, на обострившиеся негативные чувства, которые она испытывает к ученикам и коллегам. Клиентка ощущает постоянное желание поучать членов своей семьи, советовать, контролировать выполнение ими самых элементарных обязанностей. Она понимает, что это отравляет ее отношения со взрослыми детьми и мужем, но не может изменить свое поведение.

Мы предложили женщине рассказать сказку с сюжетом, касающимся ее проблемы, с использованием проективной тех-

ники «Путь героя». Работа выполнялась с помощью набора карт «SAGA». Данная техника основана на Юнгианском анализе мифов и сказок. К.Г. Юнг установил, что все сказки и мифы, вне зависимости от культуры, к которой они относятся, используют структуру, состоящую из основных шести шагов [1]:

1. Появление героя, соответственно, карта 1 - представляющая героя (героиню) истории.

2. Герой отправляется в путешествие для выполнения миссии или борьбы с кем-то или чем-то, соответственно, карта 2 - определяющая его миссию.

3. Герой встречает помощников. Карта 3 - представляет, кто или что поможет герою в его странствиях.

4. Герой сталкивается с препятствиями. Карта 4 демонстрирует препятствия или трудности, которые ему необходимо преодолеть.

5. Герой справляется с препятствиями. Карта 5 описывает то, как герой (героиня) преодолели эти препятствия.

6. Благополучное завершение истории. Карта 6 описывает завершение истории.

Составляя сказку (историю), основанную на этих элементах, можно увидеть свой собственный путь в этом мире и то, как мы справляемся с встречающимися на этом пути трудностями и препятствиями.

Клиентке было предложено взять лист бумаги и разделить его на шесть равных частей. Затем, не глядя, выбрать из набора шесть карт и разместить их на выделенных зонах листа. Она выбрала и описала карты со следующими изображениями: 1) молодая женщина в длинных белых одеждах; 2) исписанный свиток; 3) золотая рыбка, плавающая в воде; 4) стена замка с открытыми воротами и дорогой, уходящей вдель; 5) пожилой мужчина - король, в мантии и с короной; 6) солдат с копьем и шпагой, охраняющий вход в помещение.

Клиентка рассказала следующую сказку: «Жила была женщина, у которой было много детей. Она была умная, сильная, властная, очень много и давно работала, поэтому считала себя суперспециалистом, с мнением которого должны считаться окружающие. Ее беспокоило желание уничтожить любого, не согласного с ее точкой зрения. Однажды она отправилась в путь, так как узнала, что где-то в другом мире есть свиток мудрости, который она хотела подарить всем, нуждающимся в знаниях и мудрости, которые без ее помощи они не могли приобрести. По дороге она встретила золотую рыбку, которую попросила помочь донести до окружающих информацию, без которой их жизнь представлялась ей тусклой, неполноценной и ошибочной. Она подумала, что рыбка поможет ей в исправлении ситуации. Шла она долго или коротко и попала в страшный таинственный замок. Злой король, который жил в замке, решил не выпускать ее и использовать ее бесценные знания. Просидев в заточении, женщина договорилась о своем освобождении с солдатом - охранником, который и помог ей выбраться на свободу. Охранник уже давно проявлял несогласие с политикой правящего короля (хотя и не демонстрировал этого) и с радостью освободил женщину. Он дал ей возможность донести мудрость всем, кто в ней нуждается».

Анализ сказки позволил нам предположить наличие у клиентки определенных личностных особенностей. Так, например, продолжительная работа, связанная с педагогической деятельностью, явилась причиной выбора карты «Женщина-мать». В исследованиях С. Биркхойзер-Оэри [14], посвященных анализу архетипического образа Великой матери в сказках и проведенных на анализе большого объема сказочного материала, автор указывает, что сказки - это «портреты человеческой души», в которых запечатлено представление о психических ситуациях в типичных, повторяющихся мотивах. Автор показывает, что психологически негативными характеристиками архетипа матери выступает сверхопека, сверхподавление детей и гиперконтроль окружающих, раскрывающиеся через активацию темной стороны матери. Выбор карт «Царь», «Золотая рыбка», «Солдат», по мнению А.В. Чернышева [9], свидетельствует о наличии таких мотиваций, как стабильность, контроль, риск, мастерство, принадлежность и обладание, независимость и самореализация. Выбор карты «Царь», с нашей точки зрения, также не случаен. Роль Царя в волшебных сказках заключается в поддержании существующего порядка и осуществлении контроля. В проведенных нами исследованиях [7, 10] подтверждено, что Царь-отец может проявлять себя как достаточно жесткий и критичный гос-

подин, в этом ракурсе он кажется сильным, всезнающим, всемогущим и непоколебимым.

Мы считаем, что архетип Героя-освободителя (выбранная клиенткой карта солдата), представляет собой некий элемент борьбы с чудовищем (в данном случае, с Царем). Этот архетип боится потерпеть поражение, «сломаться» и не победить. По мнению М. Марк и К. Пирсон [15], его теневыми качествами могут выступать жестокость, высокомерие и одержимая тяга к победе. При этом он может испытывать страх оказаться слабым или ранимым и в этой связи у него могут проявляться компуль-сивные действия в виде вечного поиска врага (которым в данном случае являются окружающие клиентку лица, не согласные с ее точкой зрения).

После обсуждения сказки, ассоциированной с психологическими трудностями клиентки, мы выяснили, как она сама относится к такому «Пути героини».

К: Я и сама вижу, что никакая эта женщина не героиня... она по привычке хватается за то, что по ее мнению, может выступать как некая мудрость. получается, что весь смысл жизни в том, чтобы нести этот свиток, даже не спрашивая окружающих - нужно это кому-то или нет. А. по сути и не нужно. Дети выросли и знают о жизни больше меня. Ученики за глаза называют меня бабкой. Да, все это грустно.

П: Давайте попробуем ли сочинить новую сказку?

Получив новые карты, клиентка разложила и описала их их согласно схеме: 1) женщина в переднике кухарки; 2) тюремная камера; 3) топор, воткнутый в бревно; 4) старуха - ведьма с го-ряшими глазами; 5) пожалая женщина с седыми длинными волосами; шут с бубном и погремушкой.

Новая сказка клиентки: «В один из дней уставшая от тяжелой работы мать двоих детей вдруг поняла, что она оказалась в тюрьме с пожизненным заключением. Ей было крайне тяжело осознавать это. Поскольку выхода из ситуации не было, женщина решила убить себя случайно найденным во время прогулки топором, но, взглянув на поленницу с дровами, она вдруг поняла, что на ее ситуацию можно взглянуть с разных точек зрения. Позитивный взгляд подтверждал, что если победить сидящую в соседней камере злую ведьму, с помощью советов доброй и мудрой старушки, то можно не только выбраться из заточения, но и реализовать, наконец, давно желаемую мечту - жить с шутками и прибаутками, весело и беззаботно».

В ходе анализа второй сказки мы обратили внимание, что выбор карты «Женщина-мать» в данном случае связан с произошедшей в результате терапии актуализацией у женщины та-

Библиографический список

ких позитивных качеств, как забота о членах семьи, об окружающих, возможность подарить жизнь, любовь, охрану, защиту, кормление.

Актуализированная клиенткой карта «Великой Старухи» отражает архетип, достаточно часто представленный в волшебных сказках (требующий учета как позитивного, так и негативного аспекта этого образа). Мужской прототип архетипа Великой Старухи - архетип Великого Старца или Духа, который, как утверждает К.Г. Юнг [1], символизирует собой общечеловеческую мудрость, знание, размышления, интуицию и ум, авторитетного человека и т. д. Но, в то же время, он представляет собой серьезнейшую угрозу для личности, потому, что когда он актуализируется, человек действительно начинает верить в то, что он овладел магической мудростью, даром пророчества, исцеления или властью. По мнению К.Г. Юнга, помимо божественного, в этом архетипе есть и демоническое начало.

Архетип Ведьмы представлен у С. Биркхойзер-Оэри [14] на примере огненной матери - образ ужасной матери, подвергающей главного героя (героиню) испытанием огнем. Архетип Ведьмы встречается в сказках в образе феи, которая может быть и доброй. «Проснувшийся» у клиентки в ходе терапии архетип Трикстера спровоцировал выбор карты «Шут», воплощающий физические страсти и желания, не подвластные разуму [16].

Анализ сказок завершился выводом, во-первых, о том, видит ли сама клиентка разницу между негативным контекстом первой и позитивным контекстом второй сказки, и, во-вторых, нашей просьбой рассказать о том, что она имеет в виду, отдав предпочтение выбору карты «Шут» и говоря о нереализованной потребности в веселой и беззаботной жизни. После анализа было сделано заключение, что выбранные карты представляют собой эго-состояния самой клиентки. Вышеупомянутые позитивные черты характера сказочных героев и их стратегии выхода из трудных ситуаций отражают способы решения клиенткой трудных жизненных вопросов. В завершение консультации, были актуализированы и перечислены все неиспользованные ресурсы, которыми обладает клиентка.

Описанный случай является ярким примером использования проективных карт и сказкотерапии в коррекции профессиональной деформации личности. Оценив, эффективность ассоциативных карт в коррекции профессиональной деформации личности, можно сделать вывод об эффективности их использования в практике психологического консультирования. Представленный материал может быть полезен при работе с широким спектром внутриличностных конфликтов.

1. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Минск, 2004.

2. Леви-Стросс, К. Путь масок. - М., 2000.

3. Баландин, А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике: Ф.И. Буслаев. - М., 1988.

4. Пропп, В.Я. Морфология сказки. - Л., 1928.

5. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева / А.Н. Афанасьев, Л.Г. Бараг, Ю.А. Новиков: в 3 т. - М., 1984.

6. Мелетинский, Е.М. Мифы древнего мира в сравнительном освещении // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. -М., 1971.

7. Перевозкина, Ю.М. Архетипические основания сказочных персонажей / Ю.М. Перевозкина, С.Б. Перевозкин, Н.В. Дмитриева // Вестник педагогических инноваций: научно-практический журнал. - 2013. - № 1(31).

8. Буравцова, Н.В. Мужские и женские харизматические образы: взгляд сквозь призму архетипов / Н.В. Буравцова, Н.В. Дмитриева // СМАЛЬТА. - 2014. - № 1.

9. Чернышев, А.В. Русские архетипы в брендинге и эффективность рекламы: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Нижний Новгород, 2011.

10. Буравцова, Н.В. Архетипические основы профессионального становления личности // Социосфера. - 2012.- № 3.

11. Соколова, Е.Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. - М., 2002.

12. Дмитриева, Н.В. Метафорические ассоциативные карты и поэтическая терапия в психотерапии синдрома эмоционального выгорания / Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцова // СМАЛЬТА. - 2014. - № 3.

13. Дмитриева, Н.В. Использование ассоциативных карт в нарративной психотерапии работоголизма / Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцова, Ю.М. Перевозкина // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4.

14. Биркхойзер-Оэри, С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках. - М., 2006.

15. Марк, М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон; пер. В. Домнина, А. Сухенко. - СПб., 2005.

16. Короленко, Ц.П. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2009.

Bibliography

1. Yung, K.G. Dusha i mif. Shestj arkhetipov. - Minsk, 2004.

2. Levi-Stross, K. Putj masok. - M., 2000.

3. Balandin, A.I. Mifologicheskaya shkola v russkoyj foljkloristike: F.I. Buslaev. - M., 1988.

4. Propp, V.Ya. Morfologiya skazki. - L., 1928.

5. Afanasjev, A.N. Narodnihe russkie skazki A.N. Afanasjeva / A.N. Afanasjev, L.G. Barag, Yu.A. Novikov: v 3 t. - M., 1984.

6. Meletinskiyj, E.M. Mifih drevnego mira v sravniteljnom osvethenii // Tipologiya i vzaimosvyazi literatur drevnego mira. - M., 1971.

7. Perevozkina, Yu.M. Arkhetipicheskie osnovaniya skazochnihkh personazheyj / Yu.M. Perevozkina, S.B. Perevozkin, N.V. Dmitrieva // Vestnik pedagogicheskikh innovaciyj: nauchno-prakticheskiyj zhurnal. - 2013. - № 1(31).

8. Buravcova, N.V. Muzhskie i zhenskie kharizmaticheskie obrazih: vzglyad skvozj prizmu arkhetipov / N.V. Buravcova, N.V. Dmitrieva // SMALJTA.

- 2014. - № 1.

9. Chernihshev, A.V. Russkie arkhetipih v brendinge i ehffektivnostj reklamih: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2011.

10. Buravcova, N.V. Arkhetipicheskie osnovih professionaljnogo stanovleniya lichnosti // Sociosfera. - 2012.- № 3.

11. Sokolova, E.T. Psikhologicheskoe issledovanie lichnosti: proektivnihe metodiki. - M., 2002.

12. Dmitrieva, N.V. Metaforicheskie associativnihe kartih i poehticheskaya terapiya v psikhoterapii sindroma ehmocionaljnogo vihgoraniya / N.V. Dmitrieva, N.V. Buravcova // SMALJTA. - 2014. - № 3.

13. Dmitrieva, N.V. Ispoljzovanie associativnihkh kart v narrativnoyj psikhoterapii rabotogolizma / N.V. Dmitrieva, N.V. Buravcova, Yu.M. Perevozkina // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2014. - № 4.

14. Birkkhoyjzer-Oehri, S. Matj: Arkhetipicheskiyj obraz v volshebnihkh skazkakh. - M., 2006.

15. Mark, M. Geroyj i buntarj. Sozdanie brenda s pomothjyu arkhetipov / M. Mark, K. Pirson; per. V. Domnina, A. Sukhenko. - SPb., 2005.

16. Korolenko, C.P. Homo Postmodernicus. Psikhologicheskie i psikhicheskie narusheniya postmodernistskogo mira / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva.

- Novosibirsk, 2009.

Статья поступила в редакцию 12.09.14

УДК 796

Solovyov G.M., Kozyura Ye.N., Kashin S.N. SCIENCE AND EDUCATION IN THE CONTEXT OF PHYSICAL EDUCATION COURSE AND OF HEALTH-PROTECTION IN A UNIVERSITY. In the work contents-related and qualitative characteristics of the modern system of education from a standpoint of saving health of students are considered. The role of physical education in this system is studied. The authors of the article summarize the material on the subject studied, and compare the views of the scientists of the ancient times (Pythagoras, Socrates, Plato), of the Middle Ages (F. Bacon, W.L. Montesquieu) with the views of the modern scientists in the sphere of healthcare and, in particular, the organization of health-saving activities in a university through the discipline of Physical Education. The article summarizes some results of the studies on the problems of functioning of universities in modern conditions and the role of health-saving technologies in the quality of higher education and increasing the competitiveness of universities.

Key words: science, physical training, health, quality of education, management, marketing, multifunctionality of a teaching activity, health of protecting an education system.

Г.М. Соловьев, д-р пед. наук, проф. каф. физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь; Е.Н. Козюра, канд. юрид. наук, доц., полковник полиции, заместитель начальника по учебной и научной работе ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь; С.Н. Кашин, канд. пед. наук, доц. полковник полиции, начальник каф. физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

В статье рассматриваются содержательно-качественные характеристики современной системы образования с позиции сбережения здоровья ее субъектов и роли в этом физической культуры. В статье обобщен материал по исследуемой теме, при этом авторами приводятся параллели между воззрениями учёных древних времён - Пифагора, Сократа и Платона; учёных Средневековья Ф. Бэкона, Ш.- Л. Монтескье и современными взглядами учёных в области здоровьесбережения и, в частности, организации здоровьесберегающего пространства вуза средствами дисциплины «Физическая культура». Статья подводит некоторые итоги изучения проблемы функционирования вузов в современных условиях и роли здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества высшего образования и повышения конкурентноспособности вузов.

Ключевые слова: наука, физическая культура, здоровье, качество образования, менеджмент, маркетинг, многофункциональность преподавательской деятельности, здоровьесберегающая система образования.

Наука как сфера человеческой деятельности, функцией которой является исследование сути явлений, процессов, свойств и состояний, происходящих в природе и обществе, законов и закономерностей их объясняющих, выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; как отрасль культуры существовала не во все времена и не у всех народов. Принято считать, что родоначальником науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельные функции, была древняя Греция. Именно в то историческое время была декларирована и значимость гармонического развития человека, важность роли физических упражнений в обеспечении его здоровья и, в частности, духовного, как нормального состояния человеческой психики. Демокрит соизмерял здоровье с представлениями о счастье и евтимии, ровным, спокойным настроением духа, внутренней устойчивостью, мерой и мудростью; великие Пифагор, Сократ и Платон с гармонией духовного и телесного в чело-

веке [1]. В этом контексте английский философ Ф. Бэкон писал, что можно кое-что узнать о теле, исходя из состояния духа, и кое-что о духе, исходя из состояния тела. Ф. Вольтер французский философ и просветитель XVII века отмечал, что люди жалки и несчастны в смысле их естественной подверженности болезням, но они в состоянии успешно противодействовать этому «физическому злу» [2]. Шарль-Луи Монтескье, выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада говорил, что здоровый и крепкий человек питает больше доверия к самому себе, то есть имеет большое мужество, большую уверенность в своей безопасности, больше прямоты, меньше подозрительности, политиканства и хитрости [3].

Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были и хорошими спортсменами, отмечали положительное влияние физических упражнений на умственную деятельность, придавали огромное значение физическому вос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.