является сложной и должна включать все представленные категории (кроме «Галлюцинаций» и «Нет ответа»). Если каких-то из предложенных категорий нет, то можно говорить о бедности внутреннего мира респондента, о недостаточном разнообразии его психической деятельности.
Библиографический список
В итоге следует указать, что агрессивных тенденций характерных для деструктивного поведения, в группе не выявлено. Вывод о том, что установки на социальное сотрудничество преобладают над агрессивными тенденциями, в результате исследования подтверждается.
Новосибирск, 2003.
1. Соколова, Е.В. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей / Е.В. Соколова, К.Ю. Гуляева.
2. Материал Psylab.info энциклопедии психодиагностики [Э/р]. - Р/д: Ь|йр:/^у!аЬ.т^з/Тест_руки
Bibliography
1. Sokolova, E.V. Preduprezhdenie i korrekciya povedencheskikh rasstroyjstv u deteyj / E.V. Sokolova, K.Yu. Gulyaeva. - Novosibirsk, 2003.
2. Material Psylab.info ehnciklopedii psikhodiagnostiki [Eh/r]. - R/d: http://psylab.info/Test_ruki
Статья поступила в редакцию 10.01.14
УДК 159.964
Perevozkina JM, Perevozkin S.B., Dmitryeva N.V. ARCHETYPES OF THE MODERN WOMAN. The work describes the transformation of the values of the modern woman, based on the archetypes as the matrix of the picture of the world, social roles, interpersonal relations. Are the classification of archetypes in different theoretical concepts. Considered the Archetypes of the modern woman in relation to the ancient archetypes based on the myths and fairy tales.
Key words: archetypes, worldview, social roles, mythological subjects, fairy tales.
Ю.М. Перевозкина, канд. психол. наук, ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];
С.Б. Перевозкин, канд. психол. наук, НОУ ВПО НГИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];
Н.В. Дмитриева, д-р, психол. наук, СПб ГАОУ ВПО «СПбГИПСР», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
АРХЕТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
В работе описаны трансформации ценностных ориентиров современной женщины, в основу которых положены архетипы как матрицы картины мира, социальных ролей, межличностных отношений субъекта. Приведены классификации архетипов в разных теоретических концепциях. Рассмотрены архетипы современной женщины в сопоставлении с архетипами древности по материалам мифов и сказок.
Ключевые слова: архетипы, картина мира, социальные роли, мифологические сюжеты, сказки.
Актуальность изучения архетипов на сегодняшний день обусловлена социально-экономическими и демографическими изменениями в обществе. Возникшие в обществе новые экономические условия побуждают современную женщину к активному освоению экономического пространства. Она наравне с мужчиной включается в деятельность требующую от нее энергичности, упорства, эффективного решения проблем, взятию на себя полномочий власти и т.д. Рыночная экономика дала возможность женщине конкурировать с мужчиной. Такое изменение социального статуса женщины не может не сказаться на семейных интересах. В настоящее время отмечается снижение престижа и ценности семьи и материнства, демографические проблемы, связанные с падением рождаемости, проблема девиантного материнства и проч. С другой стороны можно наблюдать женщин, которые успешно совмещают и карьеру и семью. Современные женщины демонстрируют сочетание разных образцов поведения: независимость, целеустремленность, способность отстаивать свое мнение и нежность, эмоциональность, широта кругозора. Такое положение изменяет традиционные представления о мужественности и женственности. Происходит трансформация ценностных ориентиров современной женщины, в основе которых лежат архетипы - первообразы, включающие в себя матрицы картины мира, социальных ролей, межличностных отношений субъекта.
Архетипы, впервые в рамках психологии были описаны К.Г. Юнгом [1], и в его понимании содержат коллективные представления о феноменах внешнего и внутреннего психического мира, отражающие бесчисленные переживания одного и того же типа. Не давая четкого определения архетипа, автор, выделил наиболее важные архетипы: связанные с процессом индивиду-ации: Великая Мать и Великий Отец, архетип Духа или Мудрого Старца, архетип Божественного Ребенка, архетип Трикстера и т.д. - архетипы коллективного бессознательного; Эго, архетип Персоны, архетип Тени, архетип Самости, архетипы Анимы (женская часть души) и Анимуса (мужская часть души) - архетипы
личного бессознательного. Однако сам автор не оставил точной типологии архетипов, говоря о том, что их количество не определено и может быть достаточно большим.
В этой связи, последователи К.Г Юнга в различных интерпретациях пытались классифицировать архетипы, основываясь на своих теоретических позициях. Дж. Кемпбелл [2] активно изучает архетип Героя, исследуя специфику его проявления в мифах и сказках. Автор рассматривает жизнь героя как определенную модель индивидуации, приводя аналогию в качестве погружения в глубины бессознательного в поисках новых ценностей или обретения принцессы-анимы и привнесения добытых ценностей в реальный мир.
J. Beebe [3] предлагает типологическую модель восьми архетипов, связывая их с четырьмя функциями (мышление, интуиция, ощущение и чувство), а также с двумя основными аттитю-дами - экстраверсия/интроверсия. В результате J. Beebe выделил восемь архетипов: четыре архетипа индивидуальности -Герой/Героиня для передней функции (сознательная доминирующая), Отец/Мать для второй функции или «вспомогательной» функции, Младенец/Девственница для третичной функции, Ани-мус/Анима для подчиненной функции (бессознательная); четыре теневых архетипа, противоположных индивидуальности (с такими же функциями, но с противоположным аттитюдом) -Оппозиционная личность (Персона) противоположна Герою/Героине, Старик/Ведьма противоположны архетипу Отец/Мать, Трикстер - Младенцу/Девственнице и Демоническая Индивидуальность (Тень) - Анимусу/Аниме.
Еще одну оригинальную типологическую модель архетипов, активно использующуюся в маркетинге, выдвигают К. Пирсон и М. Марк [4]. Авторы в четырех квадрантах, расположенных на пересечении двух мотивационных осей - Стабильность /Мастерство и Принадлежность/Независимость четыре группы архетипов, являющиеся, по мнению авторов, наиболее важными для выполнения четырех базовых человеческих потребностей (таблица 1).
Таблица 1
Соотношение функций и видов архетипов
Мотивационные оси Виды архетипов
Независимость, реализация Искатель, Простодушный, Мудрец
Риск, мастерство Герой, Бунтарь, Маг
Принадлежность, удовольствие Славный малый, Любовник, Шут
Стабильность, контроль Заботливый, Творец, Правитель
Схожая с классификацией К. Пирсон и М. Марк типология архетипов основанная на материале русских сказок, предлагаемая А.В. Чернышевым [5; 6]. Автор в результате многомерного контент-анализа 145 русских сказок выявил 12 сказочных персонажей, соответствующих архетипам древности: Мать (Мачеха), Левша, Царь, Богатырь, Кощей, Золотая рыбка, Солдат, Василиса Прекрасная, Черт, Дурак, Иван-Царевич, Баба-яга. Выделенные автором сказочные персонажи, были размещены автором в поле с двумя координатами (аналогичными координатам К. Пирсон и М. Марк): ось мотиваций (Стабильность и контроль, Риск и мастерство, Принадлежность и обладание, Независимость и самореализация) и ось стадий (Подготовка: Архетипы семьи, Путь: Архетипы превращений и изменений, Возвращение: Архетипы королевского двора).
Авторами настоящей работы [7] были обозначены 10 ведущих архетипов коллективного бессознательного: Великая Мать, Великий Отец, Мудрая Старуха, Мудрый Старец, Предвечная Дева, Герой, Ведьма, Враг, Божественный Ребенок, Трикстер и проведен их теоретический анализ, в результате которого все архетипы рассмотрены в двух осях: ось жизненная сфера и ось теневой/личностный аспект. Иначе говоря, для каждого архетипа были даны личностные и теневые характеристики отдельно для каждой из четырех сфер жизни человека: 1. Семья; 2. Интимная и сексуальная сфера; 3. Профессиональная сфера; 4. Сфера межличностных отношений, досуг. В итоге получилось 80 различных психологических характеристик, дающих возможность вербально описать особенности личности при доминировании того или иного архетипа и проявлению его аспектов в сознании и или бессознательном субъекта (см. [6]).
Также среди классификаций можно обозначить и сугубо гендерные типологии архетипов. Так С. Биркхойзер-Оэри [7] проводит тщательный анализ архетипического образа Великой Матери в сказках, рассматривая его на большом объеме сказочного материала и выделяя несколько типов:
- Добрая Мать, дающая изобилие и достаток, дарит жизнь и счастье, плодородную землю.
- Животворная Природа-Мать - воплощающая заботливое, ласковое и защищающее материнство, побуждает к трансформации и обновлению все живое.
- Исцеляющая Природа - Мать, главное ее свойство - сохранять и продлевать жизнь, имеющая прямое отношение к богине любви в смысле достижения целостности.
- Ужасная мать (ревнивая или злая мачеха, колдунья, баба-Яга) - архетипический образ матери, открыто демонстрирующий свои способности к разрушению, пожирающая своих детей.
Юнгианский психоаналитик Дж. Ш. Болен [8] рассматривает мужские и женские архетипы в контексте мифологии в основном греческой. Для мужских архетипов автор предлагает архетипы царя, врага, вестника, воина, любовника, ремесленника, танцора и т.д., а также подразделяет всех мужских богов на две большие группы: боги отцы и боги сыновья. Исследуя женские архетипы, она делает акцент на архетипе Мудрой Старухи, разделяя богинь по основанию мудрость: Метида - прикладная мудрость; София - духовная мудрость; Геката - интеллектуальная мудрость; Гестия - умиротворенная, зрелая мудрость. Кроме того, что Дж. Ш. Болен делит богинь по разным видам мудрости, она еще их подразделяет по архетипически социальным ролям: мать, дочь, жена, сестра, соперница, феминистка, стратег, любовница, творец и т.д. При этом автор отмечает их психологические проблемы и сильные стороны.
Таким образом, можно говорить, что классификация архетипов осуществляется авторами на: 1) материале мифов; 2) материале сказок; 3) современные социальные роли. В этой связи, можно предположить определенной преемственность от одной системе к другой, поскольку как было доказано в исследовании Ю.М. Перевозкиной [9] мифологическая картина мира лежит в массовом сознании народа, мифы же в свою очередь
реализуются в сказках. В рамках настоящей работы мы будем рассматривать архетипы современной женщины, сопоставляя их с архетипами древности по материалам мифов и сказок.
1. Архетип Любовницы. Данный архетип может реализоваться в виде актуализации сексуальности женщины. Сексуальность включает в себя, адекватную самопрезентацию женской сексуальности, принятие своего тела и его импульсов, понимание телесных ощущений, способность к выражению и переживанию чувств, способность к переживанию удовольствия, в т.ч. и от физических контактов, осознание и проявление собственных феминных и маскулинных качеств в отношениях с партнером и т.д. Это женщины, которые уделяют большое внимание собственному телу и обнаруживают стремление к совершенству в любовных отношениях. У них присутствует неутолимая жажда любви, которой они отдаются со всей страстью. Любовница -это соблазнительница, использующая отношения для собственной выгоды. Она способна наслаждаться собственной красотой и позволяет другим любоваться ею, при этом делает для этого все что может: ходит по магазинам в поисках красивой одежды, обуви, аксессуаров. Много времени посвящает уходу за телом -посещение салонов красоты, СПА процедуры и т.д. Такие девушки предпочитают найти богатого мужа для реализации своей программы по уходу за собой, который может быть значительно старше их. Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева [10] говорит об архетипе Проститутки, выражающемся в активизации антисоциальных мотиваций таких как готовности продавать себя, изменять своим убеждениям в угоду лицам или организациям с целью получения финансовой поддержки. Влияние архетипа может также выражаться в стремлении покупать лояльность, поддержку или молчание других людей для получения таким образом собственной выгоды. Описанные характеристики соответствуют архетипу Предвечной Девы (Ю.М. Перевозкина с соавторами [б]), похожи с описанием психологических характеристик греческой богини любви Афродите по Дж. Ш. Болен [8], которая способна наслаждаться удовольствием и красотой, и Пер-сефоне - отличающейся чувствительностью, уходом в грезы. В наших исследованиях восприятия рекламы [11] было показано, что рекламные ролики женской бритвы «Венус», туалетной воды «Диор», «Гучи» и «Дики & Уайт», содержат с одной стороны женский образ искусительницы, а с другой - невинной девы. Данное позволило нам предположить, что в данных роликах могут быть задействованы архетипы Предвечной девы и ее теневой стороны - Ведьмы. В качестве сказочных персонажей можно обозначить сказочных принцесс, которые обнаруживают стремление к красоте, чувствительны и порою капризны, их целью является замужество. Проблемой в доминировании данного архетипа может выступать склонность этого типа женщин к легкомысленным поступкам и определенная неразборчивость в сексуальных связях.
2. Архетип Деловой женщины - рыночные условия открыли возможности для конкуренции женщин с мужчинами на профессиональном поприще и реализации их маскулинной потенции. Влечение к внешним атрибутам власти, должности, наградам, деньгам. Такие женщины стремятся к карьерному росту, при этом большое количество времени, уделяя работе в ущерб семье. Они часто могут не иметь семьи или семья состоит из одного ребенка, который оставлен на воспитание бабушке. На работе такие женщины проявляют свою эрудицию и ум, склонны к рациональности. В отношениях с мужчинами предпочитает доминировать, последнее слово оставляет за собой. Дж. Ш. Болен [8] описывает двух богинь с похожими психологическими особенностями: Артемида - эмоционально дистанцирована, способна намечать цели и достигать их и Афина - эмоционально дистанцирована, стратег, ясно мыслит, хорошо решает практические задачи, склонна к организации союзов с мужчинами. В плеяде женских архетипов древности трудно найти архетип с подобными чертами, здесь скорее наблюдается смесь мужс-
Таблица 2
Архетипы современной женщины
Современный архетип Архетип Сказочные Персонажи Богини Психологические характеристики Проблемы
Позитивный аспект Негативный аспект
Женщина Мать Великая Мать Родная мать, царица Мачеха Деметра Забота о детях Контроль, созависимость
Домохозяйка Великая Старуха Бабушка, старуха-прародительница Баба-Яга Гестия Создание домашнего уюта Сложности в социальном взаимодействии
Любовница Предвечная Дева Принцесса Сестра героини, русалка Афродита, Персефона Способность к творчеству, наслаждению, красоте Неразборчивость в связях, несамостоятельность
Роковая женщина Ведьма Фея Ведьма Персефона Самоанализ, эрудиция Уход в не реальный мир
Деловая женщина Мать/ Ведьма Мачеха/ Царица, Ведьма Афина, Артемида Стратег, независимость, целеустре мленность Эмоциональная тупость и дистанцированность
ких архетипов (архетип Великого Отца - обладает организаторскими способностями, склонен к доминантности и архетип Героя - стремление к победе, проявляет эрудицию) и теневого аспекта архетипа Матери (тотальный контроль и подчинение) и теневого аспекта архетипа Ведьмы (использование своего опыта для оказания влияния на окружающих) [6]. Среди женских сказочных персонажей также достаточно сложно найти проявление подобных архетипических особенностей. С некоторой условностью можно обозначить дочь семилетку - девочку обладающую смекалкой и разумом, выручившую своего отца и покорившую короля своим интеллектом. Психологические проблемы, возникающие при активации данного архетипа, связаны с эмоциональной холодностью, агрессивностью, трудностью в проявлении сочувствия и т.д.
3. Архетип Роковой женщины - женщина «Вамп», женщина «Загадка». В последнее время активизировались молодежные направления типа «Готы» - женщины одеваются в черное, красят волосы в черный цвет, преобладает мрачный макияж. Такие женщины предпочитают тайну, увлекаются магией, мистикой, эмоционально дистанцированы, достаточно эрудированны, занимаются самопознанием. В отношениях с мужчинами они предпочитают тайну, соблазн, но при этом не подпускают близко к себе, либо, насытившись, «выкидывают» как ненужную вещь. Среди богинь наиболее подходящей является Персефона (богиня подземного мира) - ей свойственен уход в нереальность, потенциальные психические способности, ценит воображение и сны [8]. Архетип роковой женщины наиболее полно представлен в архетипе Ведьмы, которая соблазняет и околдовывает мужчин. При этом ей свойственна мстительность мужчине за причиненную ей обиду, она яростна и коварна, автономна и независима [6]. В сказках данный архетип выражен в таких персонажах как ведьмы, колдуньи, злые мачехи - превращающиеся в ведьм.
3. Архетип женщина Мать - женщины с головой окунающиеся в воспитание детей. Для таких женщин самое главное в жизни
- это их дети, к которым они готовятся еще в период беременности: читают много и любую литературу по беременности, родам, вскармливанию и дальнейшему уходу за ребенком. У них есть на все готовые рецепты, которые они черпают из разных источников и предлагают другим матерям. Они четко знают, когда их ребенок должен есть, пить, спать - все по времени, никакой вольности и спонтанности. Такие женщины контролируют каждый шаг своего ребенка, и для них становится шоком проявление его негативизма (в этот момент возникает желание родить следующего ребенка, который полностью зависит от мамы). В общем, женщина мать полностью растворяется в своих детях и живет их жизнью, при этом испытывает крайне неприятные чувства, когда дети хотят выйти из-под ее контроля. В пантеоне греческих богов этому архетипу соответствует богиня-мать Деметра, способная проявлять заботу об окружающих, быть щедрой к ним [8]. Архетип Великой Матери является одним из древних архетипов и включает в себя большинство женских ролей, при этом имеет место заботливая мать - любит своих детей, охраняет, защищает и пожирающая мать - сверхопека детей, гиперконтроль и их подавление, впадает в ярость при неприятии ее заботы, депрессия при потери контроля [6]. Добрый, по-
зитивный аспект материнского начала проявляется через такие персонажи как Мать в сказке «Красная Шапочка», Мама, Печка, Яблоня и Речка в сказке «Гуси-лебеди», Мама в сказке «Семь воронов» и т.д. Все они помогают героям и героиням уйти от опасности, дают еду, обеспечивают благополучный исход, взамен на трудолюбие героев. Негативный» аспект в сказках также необходим для развития личности, т.к. закаляет героя/героиню, через прохождение препятствий. В этом случае Великая Мать принимает в сказках образ злой мачехи, Бабы-Яги воплощающий деструктивную сторону материнского начала.
4. Архетип Домохозяйки - женщина занимающаяся домом, для нее главное, чтобы в ее доме было уютно, чисто. У нее всегда приготовлен вкусный обед, дети одеты, умыты и накормлены (хотя она и не является фонаткой материнства). Это хорошая супруга, которая знает какую одежду выбрать, для мужа, подобрать ему галстук, костюм, но при этом не вмешиваться в его дела - быть незаметной помощницей. Богиней греческого пантеона с перечисленными свойствами можно назвать Гестию
- богиню домашнего очага [8], а среди древних архетипов - Мудрую Старуху, которая предпочитает заниматься домашними делами, рукоделием, вязанием, может быть хорошей супругой, но при этом старается быть незаметной, может пожертвовать своей жизнью [6]. Мы можем наблюдать образ доброй, заботливой старушки-первопредка в сказках «Красная шапочка», «Курочка Ряба», «Снегурочка» и др. Противоположный образ архетипа Великой Старухи, также распространен в русских народных сказках Баба Яга в сказке «Василиса Прекрасная», старуха в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», ведьма в сказке «Гензель и Греттель», превращенная в старуху злая мачеха в сказке «Белоснежка и семь гномов», или «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Как отмечает С. Биркхой-зер-Оэри [7] старуха совершает зло в каких-то определенных рамках или границах, и делает все, чтобы сказочная героиня оказалась в ее власти, и была возможность угрожать ей смертью. Баба-Яга, как утверждает А. В. Чернышев [5], являет собой архетип женской мудрости, он преподносится в сказках, как вещая старуха, носительница власти.
На основе выше проведенного анализа архетипов современной женщины и их сопоставления с мифологическими богинями и сказочными персонажами была составлена следующая таблица (таблица 2).
Таким образом, на основе выше проведенного анализа архетипов современной женщины можно сказать о том, что все архетипы древности имеют место в современном мире - меняется мир, но бессознательные элементы остаются непоколебимыми. Все архетипы могут успешно сочетаться в современной женщине, и в этом случае структура ее психики будет гармоничной: женщина рождается, становится девушкой, возлюбленной, затем выходит замуж, рожает детей, заботится о доме, детях, муже, дети вырастают, она обретает мудрость, которую распространяет в мир - это череда женских архетипов, которые на протяжении всей жизни женщины обуславливают ее отношения к самой себе и к миру. В случае выраженности одного архетипа
- можно говорить о «захвате» архетипом субъекта или о его доминировании, что может сопровождаться различными нарушениями в психики женщины и кризисными явлениями.
Библиографический список
1. Юнг, К.Г. Структура психики и архетипы. - М., 2009.
2. Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой. - М., 1997.
3. Beebe, J. Evolving the eight-function model // Bulletin of Psychological Type - 2005. -Winter 28, 4: 34-39.
4. Марк, М. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / М. Марк, К. Пирсон; пер. В. Домнина, А. Сухенко. - СПб., 2005.
5. Чернышев, А.В. Русские архетипы в брендинге и эффективность рекламы: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Нижний Новгород, 2011.
6. Перевозкина, Ю.М. / Построение конструкта для изучения доминантного архетипа / Ю.М. Перевозкина, Н.В. Дмитриева, С.Б. Пере-возкин, Т.В. Рюмина, О.Б. Ганпанцурова // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3.
7. Биркхойзер-Оэри, С. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках. - М., 2006.
8. Болен, Дж. Ш. Старшие богини. Новая психология женщины. Архетипы богинь. - М., 2008.
9. Перевозкина, Ю.М. Структурные трансформации психосемантических мифологических пространств личности (на примере славянской культуры) / дис. канд. психол. наук. - Новосибирск, 2009.
10. Короленко, Ц.П. Проституция: психология, психотерапия. / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева - М., 2013.
11. Дмитриева, Н.В. Категориальные оси восприятия рекламы / Н.В. Дмитриева, Ю.М. Перевозкина, С.Б. Перевозкин, М.С. Осколкова // Управленец. - 2013. - № 3(43).
Bibliography
1. Yung, K.G. Struktura psikhiki i arkhetipih. - M., 2009.
2. Kehmpbell, D. Tihsyachelikiyj geroyj. - M., 1997.
3. Beebe, J. Evolving the eight-function model // Bulletin of Psychological Type - 2005. -Winter 28, 4: 34-39.
4. Mark, M. Geroyj i buntarj. Sozdanie brenda s pomothjyu arkhetipov / M. Mark, K. Pirson; per. V. Domnina, A. Sukhenko. - SPb., 2005.
5. Chernihshev, A.V. Russkie arkhetipih v brendinge i ehffektivnostj reklamih: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2011.
6. Perevozkina, Yu.M. / Postroenie konstrukta dlya izucheniya dominantnogo arkhetipa / Yu.M. Perevozkina, N.V. Dmitrieva, S.B. Perevozkin, T.V. Ryumina, O.B. Ganpancurova // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2013. - № 3.
7. Birkkhoyjzer-Oehri, S. Matj: Arkhetipicheskiyj obraz v volshebnihkh skazkakh. - M., 2006.
8. Bolen, Dzh. Sh. Starshie bogini. Novaya psikhologiya zhenthinih. Arkhetipih boginj. - M., 2008.
9. Perevozkina, Yu.M. Strukturnihe transformacii psikhosemanticheskikh mifologicheskikh prostranstv lichnosti (na primere slavyanskoyj kuljturih) / dis. kand. psikhol. nauk. - Novosibirsk, 2009.
10. Korolenko, C.P. Prostituciya: psikhologiya, psikhoterapiya. / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva - M., 2013.
11. Dmitrieva, N.V. Kategorialjnihe osi vospriyatiya reklamih / N.V. Dmitrieva, Yu.M. Perevozkina, S.B. Perevozkin, M.S. Oskolkova // Upravlenec. - 2013. - № 3(43).
Статья поступила в редакцию 12.01.14
УДК 316.722
PlaksenkoAA. RUSSIA-EURASIA AS A SPECIAL CULTURAL-GEOGRAPHICAL WORLD IN THE THEORETICAL HERITAGE OF CLASSICAL EURASIANISM. The publication throws light upon the problems of Russia-Eurasia as a special cultural-historical and geopolitical identity in the philosophy of classical Eurasianism, the aspects of its originality and its inherent features are presented. It is concluded that for the most theorists of Eurasianism Russia-Eurasia is a united powerful civilization, which is also a special cultural-geographical world.
Key words: Eurasianism, originality, Russia-Eurasia, cultural-geographical world, Russian philosophical thought.
А.А. Плаксенко, аспирантка каф. политологии Алтайского гос. университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
РОССИЯ-ЕВРАЗИЯ КАК ОСОБЫЙ КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ МИР В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ КЛАССИЧЕСКОГО ЕВРАЗИЙСТВА
В публикации освещается проблематика России-Евразии как особой культурно-исторической и геополитической личности в философии классического евразийства, представлены аспекты ее самобытности и присущие ей черты. Делается вывод, что для основных теоретиков евразийства Россия-Евразия - это единая мощная цивилизация, являющаяся также и особым культурно-географическим миром.
Ключевые слова: евразийство, самобытность, Россия-Евразия, культурно-географический мир, отечественная философская мысль.
В современном российском обществе происходит «возрождение» идей евразийства на современном этапе. Стало насущным исследование как идейно-политической эволюции данного течения в отечественной философской мысли, так и перспектив его развития в современной России.
Евразийство - одно из наиболее мощных идейных течений в России XX века. Его центральная задача - отстаивание самобытных основ российской истории и культуры. Для евразийцев Россия - особый этнографический и культурный мир, занимающий срединное пространство Европы и Азии. Предмет данной публикации - характеристика взглядов основных представителей классического евразийства относительно России - Евразии, являющейся особым культурно-географическим миром. Актуальность настоящей статьи обусловлена значимостью проблем, поднимаемых в работах представителей классического евразий-
ства. В центре философских, политико-правовых, геополитических, культурологических, этнологических, трудов евразийских мыслителей — место и роль нашей страны в истории человечества и в истории народов, тесно связанных с судьбой России-Евразии и населяющих её территорию.
Прежде, чем перейти непосредственно к предмету нашего обсуждения, необходимо поверхностно остановиться на вопросе о том, что собой представляет собственно евразийское философское течение.
Круг причин, которые породили евразийство, достаточно широк. Согласимся с В.Я. Пащенко в том, что главной из них стала уникальность той исторической обстановки, которая сложилась в первой четверти ХХ столетия в мире, в Европе и в России [1, с. 3-19]. Речь идет о Первой мировой войне, падении сразу нескольких империй, две русские революции, привед-