Научная статья на тему 'Построение конструкта для изучения доминантного архетипа'

Построение конструкта для изучения доминантного архетипа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1370
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМИНАНТНЫЙ АРХЕТИП / ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ АРХЕТИПОВ / ТЕНЕВАЯ И ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТОРОНА АРХЕТИПА / КЛАССИФИКАЦИИ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевозкина Юлия Михайловна, Дмитриева Наталья Витальевна, Перевозкин Сергей Борисович, Рюмина Татьяна Владимировна, Ганпанцурова Ольга Борисовна

Статья посвящена построению конструкта для изучения доминантного архетипа в структуре личности. Даны и проанализированы классификации архетипов у различных авторов. Рассмотрена классификация К. Пирсон и М. Марк, которые проецируют архетипы через категорию мотивации, классификация J. Beebe связывающего архетипы с четырьмя функциями и двумя аттитюдами, классификация мужских и женских архетипов с персональной и теневой стороной О. К. Агавеляна, Ю. М. Перевозкинкой и С. Б. Перевозкина, классификация архетипических образов русской культурной традиции через оси мотиваций и стадий А. В. Чернышова, классификация ролевых архетипов богов греческого пантеона Г. Б. Бедненко Представлены поведенческие паттерны 10 архетипов проходящие сквозь призму четырех сфер человеческой жизни с учетом теневой части архетипа и персональной: Великая Мать, Великий Отец, Мудрая Старуха, Мудрый Старец, Предвечная Дева, Герой, Ведьма, Враг, Божественный Ребенок, Трикстер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перевозкина Юлия Михайловна, Дмитриева Наталья Витальевна, Перевозкин Сергей Борисович, Рюмина Татьяна Владимировна, Ганпанцурова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Построение конструкта для изучения доминантного архетипа»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 159.964.3

Перевозкина Юлия Михайловна

Кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доцент кафедры практической психологии НОУВПО Новосибирский гуманитарный институт, per@brk.ru, Новосибирск

Дмитриева Наталья Витальевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, dnv2@mail.ru, Новосибирск

Перевозкин Сергей Борисович

Кандидат психологических наук, начальник отдела тестирования и инноваций, доцент кафедры практической психологии НОУ ВПО Новосибирский гуманитарный институт, per@brk.ru, Новосибирск

Рюмина Татьяна Владимировна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, abt@ngs.ru, Новосибирск

Ганпанцурова Ольга Борисовна

Старший преподаватель кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, olgana74@mail.ru, Новосибирск

ПОСТРОЕНИЕ КОНСТРУКТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДОМИНАНТНОГО АРХЕТИПА

Аннотация. Статья посвящена построению конструкта для изучения доминантного архетипа в структуре личности. Даны и проанализированы классификации архетипов у различных авторов. Рассмотрена классификация К. Пирсон и М. Марк, которые проецируют архетипы через категорию мотивации, классификация J. Beebe связывающего архетипы с четырьмя функциями и двумя аттитюдами, классификация мужских и женских архетипов с персональной и теневой стороной О. К. Агавеляна, Ю. М. Перевозкинкой и С. Б. Перевозкина, классификация архетипических образов русской культурной традиции через оси мотиваций и стадий А. В. Чернышова, классификация ролевых архетипов богов греческого пантеона Г. Б. Бедненко Представлены поведенческие паттерны 10 архетипов проходящие сквозь призму четырех сфер человеческой жизни с учетом теневой части архетипа и персональной: Великая Мать, Великий Отец, Мудрая Старуха, Мудрый Старец, Предвечная Дева, Герой, Ведьма, Враг, Божественный Ребенок, Трикстер.

Ключевые слова: доминантный архетип, паттерны поведения, характеристики архетипов, теневая и персональная сторона архетипа, классификации архетипических образов.

Perevozkina Juliya Mwhaylovna

Candidate ofpsychological sciences, Head of the Department of Psychology of Personality and Special Psychology of Novosibirsk state pedagogical university, associate professor of the Department of Practical Psychology of Novosibirsk Humanitarian Institute, per@brk.ru, Novosibirsk

Dmitrieva Nataliya Vitalyevna

Doctor ofpsychological sciences, Professor of the Department of Psychology of Persoality and Special Psychology of Novosibirsk state pedagogical university, dnv2@mail.ru, Novosibirsk

Perevozkin Sergey Borisovich

Candidate of Psychological sciences, Head of the Department of Testing and Innovations, Associate professor of the Department of Practical Psychology of Novosibirsk Humanitarian Institute, per@brk.ru, Novosibirsk

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Ryumina Tatyana Vladimirovna

Candidate ofpsychological sciences, Associate professor of the Department of Practical Psychology of Novosibirsk state pedagogical university, abt@ngs.ru, Novosibirsk

Ganpantsurova Olga Borisovna

Senior teacher of the Department of Psychology of Personality and Special Psychology of Novosibirsk state pedagogical university, olgana74@mail.ru, Novosibirsk

CREATING A CONSTRUCT FOR STUDYING OF THE DOMINANT

ARCHETYPE

Abstract. The paper is devoted to the creating a construct for studying of the dominant archetype in the structure of a personality. The classifications of archetypes by various authors are given and analysed. K. Pirson and M. Mark's classifications, which project archetypes through the category of motivation, is considered. J Beebe's classification, connecting archetypes with four functions and two attitudes is presented; the classification of male and female archetypes by O. K. Agavelyan, J. M. Perevozkina and S. B. Perevozkin is considered; the classification of archetype images of Russian cultural tradition through axes of motivations and stages by V. Tchernyshov; and the classification of role archetypes of gods of the Greek pantheon of G. B. Bednenko is suggested. The behavioural patterns of 10 archetypes passing through a prism of four spheres of a human life taking into account a shadow part of an archetype and personal are presented: the Great Mother, the Great Father, the Wise Old Woman, the Wise Aged Man, the Puella Aeterna, the Hero, the Witch, the Enemy, the Puer, the Trickster.

Keywords: dominant archetype, patterns of behaviour, characteristics of archetypes, shadow and personal parts of an archetype, classification archetypical images.

Актуальность проблемы обусловлена происходящими в последнее время в обществе социально-экономическими изменениями, которые сопровождаются глубокими изменениями базовых ценностей. В частности наблюдается отрыв от бессознательного, который приводит к нарастанию кризисных явлений, с одной стороны, а с другой чрезмерными увлечениями магическим и волшебным, что в свою очередь оказывают существенное влияние на личность и вызывают необходимость более требовательно подходить к изучению бессознательных основ психики - главных архетипических элементов личности.

Бессознательные структуры, впервые были описаны К. Г. Юнгом, в дальнейшем получили теоретическое осмысление в работах М. Элиаде., Дж. Кэмпбелла, Э. Ноймана, Е. М. Мелетинского и др. авторов, которые изучали теоретические аспекты архетипов в различных контекстах. Сам автор [7] говорил о достаточно большом количестве архетипов, но тем не менее выделял главные: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус - архетипы структуры психики; Великая Мать, Великий Отец, Божественный Ребенок, Мудрый Старец, Трикстер - архетипы кол-

лективного бессознательного. При этом, по мнению автора, все архетипы, так или иначе должны быть представлены в структуре личности. В случае же выраженности одного архетипа - можно говорить о «захвате» архетипом субъекта или о его доминировании, что может сопровождаться различными нарушениями в психики и кризисными явлениями. По мнению К. Г. Юнга архетипы символизируют, прежде всего, образы и в меньшей степени сюжеты, что затрудняет их описание с точки зрения доминирования в психики личности.

Различные авторы, следуя К. Г. Юнгу, определяют виды архетипов, описывая и характеризуя их. Анализ приведенных авторами типологий архетипов, демонстрирует некоторые различия. Так, например, J. ВееЬе [8] предлагает типологическую модель восьми архетипов, связывая их с четырьмя функциями (мышление, интуиция, ощущение и чувство), а также с двумя основными атти-тюдами - экстраверсия/интроверсия. В результате J. ВееЬе выделил восемь архетипов: четыре архетипа индивидуальности - Герой/ Героиня для передней функции (сознательная доминирующая), Отец/Мать для второй функции или «вспомогательной» функции,

Младенец/Девственница для третичной функции, Анимус/Анима для подчиненной функции (бессознательная); четыре теневых архетипа, противоположных индивидуальности (с такими же функциями, но с противоположным аттитюдом) - Оппозиционная личность (Персона) противоположна Герою/ Героине, Старик/Ведьма противоположны архетипу Отец/Мать, Трикстер - Младенцу/ Девственнице и Демоническая Индивидуальность (Тень) - Анимусу/Аниме.

Еще одну оригинальную типологическую модель архетипов выдвигают К. Пирсон и М. Марк [4], которые проецируют архетипы через категорию мотивации. Авторы в четырех квадрантах, расположенных на пересечении двух осей - Стабильность /Мастерство и Принадлежность/Независимость четыре группы архетипов, являющиеся, по мнению авторов, наиболее важными для выполнения четырех базовых человеческих потребностей (таблица 1) .

У каждого архетипа М. Марк и К. Пирсон выделяют несколько уровней и теневой аспект. При этом, авторы отмечают, что архетипы имея положительную и отрицательную сторону могут делать жизнь индивида более насыщенной, либо захватывать личность активизируя ее теневую сторону.

Предложенная авторами модель активно используется в рекламе и менеджменте и на

ее основе А. В. Чернышовым [6] в рамках диссертационного исследования было дано определение содержания архетипов, соответствующих различным историческим типам русской культурной традиции, с целью выявления тенденций использования архетипов в пространстве современной телерекламы. Многомерный контент-анализ 145 текстов русских народных сказок позволил автору классифицировать архетипические образы русской культурной традиции (таблица 2).

В свою очередь Г. Б. Бедненко [3] дает характеристику ролевым архетипам, используя классификацию греческих богов и богинь. Она отдельно описывает мужские архетипы и женские. Анализ работ автора позволил нам свести все ролевые архетипы представленные Г. Б. Бедненко в таблицу 3.

О. К. Агавеляном, С. Б. Перевозкиным и Ю. М. Перевозкиной [1] было осуществлено корреляционное исследование вербальных и визуальных характеристик архетипов, полученных на основе частотного и сопоставительного анализов, которое позволило выделить два основных полюса архетипов. Первый включает в себя архетипы Мать/ Отец, Герой/Дева и Ребенок, положительное начало личности. Второй полюс включат их теневые аспекты Старик/Старуха, Враг/ Ведьма и Трикстер, которые отражают более

Таблица 1. - Соотношение функций и видов архетипов

Мотивационные оси Виды архетипов

Независимость, реализация Искатель, Простодушный, Мудрец

Риск, мастерство Герой, Бунтарь, Маг

Принадлежность, удовольствие Славный малый, Любовник, Шут

Стабильность, контроль Заботливый, Творец, Правитель

Таблица 2 - Пространство русских архетипов

Ось стадий

Подготовка: Архетипы семьи Путь: Архетипы превращений и изменений Возвращение: Архетипы королевского двора

Архетип Персонаж Архетип Персонаж Архетип Персонаж

Ось мотиваций Стабильность и контроль Забота Мать/ Мачеха Творчество Данила-Мастер Власть Царь

Риск и мастерство Героизм Богатырь Бунт Кощей Магия Золотая рыбка

Принадлежность и обладание Верность Солдат Любовь Василиса Прекрасная Карнавал Черт

Независимость и самореализация Простота Дурак Поиск Иван Царевич Мудрость Баба-яга

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица 3 - Ролевые архетипы по Г. Б. Бедненко и их сопоставление с архетипами К. Г. Юнга

К. Г. Юнг Г. Б. Бедненко Функции

Великая Мать Деметра Богиня материнства и плодородия

Гера Богиня брака и деторождения

Афина Богиня государственной стратегии и общественного устройства

Великий Отец Зевс Отец, начальник, узурпатор

Посейдон Вождь, главарь, атаман

Мудрая Старуха Гестия Богиня домашнего очага

Мудрый Старец Гефест Увалень, изобретатель, одиночка

Предвечная Дева Персефона Богиня Подземного царства и возвращения Весны

Артемида Богиня охоты и защитница девушек

Афродита Богиня любви и красоты

Герой Апполон Законник, спортсмен, артист

Враг Аид Тайный властитель, отшельник, теневая фигура

Арес Борец, солдат, соперник

Колдунья Геката Богиня чародейства и перекрестков

Божественный Ребенок Дионис Харизматичный лидер

Трикстер Гермес Хитрец, ловкач, посредник

Рисунок 1 - Соотношение архетипов и их теневых аспектов

иррациональные, негативные характеристики, несущие в себе оттенки зла (рис. 1).

Для каждого архетипа были определены вербальные характеристики. Архетипы женского позитивного начала обладают такими характеристиками как красота, забота, нежность, доброта. Негативный аспект отличает злость, мудрость, старость. Архетипы мужского позитивного начала включают силу, ум, справедливость, красоту, храбрость; негативное начало - мудрость, силу, злость, хитрость, коварность. Архетип самости: позитивный аспект - веселый, милый, беззаботный; негативный аспект - хитрый, веселый, смешной, ловкий, подлый, лживый, двуличный

Безусловно в настоящей работе представлены далеко не все типологии архетипов, т.к. объем работы не позволяет их рассмотреть,

тем не менее авторами настоящей работы ранее (см. [2]) был дан сопоставительный анализ архетипов у различных авторов, который позволил, свести все типологии к следующим видам: Великая Мать, Великий Отец, Мудрая Старуха, Мудрый Старец, Предвечная Дева, Герой, Ведьма, Враг, Божественный Ребенок, Трикстер.

Для построения конструкта для каждого архетипа были использованы теоретическое описание архетипов у разных авторов. На этой основе были описаны характеристики 10 архетипов отдельно для каждой из четырех сфер жизни человека. В. Д. Менделевич [5, с. 110] отмечает, что у человека существуют четыре основные сферы (рис. 2).

Мы считаем, что некоторые сферы имеют слишком узкое название, и в настоящей работе предлагаем следующие обозначения

Рисунок 2 - Сферы жизни человека

сфер человеческой жизни: 1. Семья; 2. Интимная и сексуальная сферн; 3. Професси-онхльнаясИера; с. Сфера меяешчностных отношзнсй,досуг.В трблмце аа представлеа ньзпозсденчеоасге шсгтерны МО срхетииав Таблица 4 - Конструкт мето,

проходящие сквозь призму четырех сфер человечтскойжизни. ^;|е^этом мчисывается, мат есааадь^]а арнатни имеев тенстую, оовер-естмую чаете а-)ииертораеааную,асолаемую часть (+).

¡са! ;<ДамътaшeHIШ архетип»

й Е ]Ктв еденческихтоохерн

р е О ет й л < к +0) з^)

1 2 3 о 5

Мать д заботитст с^шео^^^^ов^ с)^;^^, дарит им люсoсь,oлтансев и ешщаца-ет, на первом месте стоят дети свойствами за^{)1^с^1аато аасей, cвоотплдaвление детей иежIepкеивлoаО], деннсе юарактерна соза-висимость

Отец р берет несеМв oтвеоcалeнзocшве свою жизньл ысенoвeаеeйceмиH[ осущестьокроа^уководствт в семье пр оявлсотзиронизм соотношению к членам а^мьи, еоюаыдтapдтохон, ютзлктлюбав, оллоивт к контролео твек^ и асешл

Старуха т предпочитает заниматься домашними селамт, ликoдолиeм]cяозшleк, может бытьоорошвйсспругой старается быть незаметной, может пожертвовать своей жтззъзо и атесвcидeлксйюенTолыаен родител^^,чеса^оа^с^па^)^а^ ^ож^чн^хз

Старец учит детей, наставляя на путь истинный, проявляет спокойствие, терпениeимyлоoзсьвдoнфлрктновí ситуациаз обладааoгpoмзoоcихoH убе ждения на членов семьи чувством всемогущества может застав-нпкъ ихдетахО0 аечоо ани нс хозют, ворситна членов семоо

. Семья Герой стремится защитить своих членов семьи от реального или придуманного им о°его видит все через призму неуважения, угрозы или вызова со стороны членов семьи, имеет место тендет^^ ¡с атлтжным ¡сое^келиао^ае

Дева ю в родитвльcтoKceмьecтазсeлот быть пoопyлшoЛ еочесюж, стремится отделиться от доминантной матери, а дсосонаншому атс^ в с емьеОошлюг юееколько легкомысленна, по отношению к близким может занимать позицию жертвы

Ведьма автономнолтьж незавиламоазП) от семьи, самостоятельно принимает решения, развит дух соперничества чувствуетсебя внс;н^о;ща^)^;^т pл^щевличлеллне рады е^мезитиР'Напо отношению к близким, особенно если с ней поступили не так, как ей хотелось,

Враг 00 считает, что по отношению к нему все члены семьи относятся несправедливо и на этом фоне конфликтует склонен к ревности и подозрительности, мстителен, склонен к агрессии, может избить жену и детей

Ребенок привязан к окружающим его близким людям, очень любит играть с собственными детьми зависимость от членов семьи, жертвование собой и окружающими ради общественных ценностей, безответственен

Продолжение табл. 4

1 2 3 4 5

Трикстер о устраивает праздники для членов семьи, спонтанен, для него нет никаких норм и запретов, открыто говорит о своих чувствах растрачивает жизнь в пустую, в семье распространяет хаос, потворство своим слабостям, лень

Мать - способна испытывать и выражать любовь, отношения с партнером носят характер мать-сын, проявляет нежность к партнеру к сексу в основном относится как к процессу, способствующему произведение потомства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отец <ч отношения с партнером носят характер отец-дочь, женщина не имеет права голоса, она свидетельство статуса мужчины подозревает партнершу в измене, считает ее своей собственностью, может проявлять насилие по отношению к партнерше

Старуха т целомудренна, любовные страсти не волнуют, стремление к духовным исканиям для мужчин неприметна, они считают ее «серой мышью», резкое отрицание секса, может остаться старой девой

й л и Старец эксперт в отношениях с противоположным полом, во взаимоотношениях с женщинами ценит общение проявляет критичность в отношениях с противоположным полом, бесчувственность в отношении к женщинам

1 л ^ 53 а гч Герой демонстрация телесного совершенства, благосклонно относятся к восторгающимися им женщинам страх перед близкими отношениями, эмоциональная холодность, отталкивание партнерши как только она слишком приблизилась к нему

Дева ю стремление к совершенству в любовных отношениях, неутолимая жажда любви, страстная в любви соблазнительница, использует отношения для достижений, возможна зависимость от секса или в отношениях (промискуитет

Ведьма мужчины не имеют большого значения, соблазняет мужчин и «выкидывает», вдоволь ими насытившись жестокая месть мужчине за причиненную ей обиду, яростна и коварна, неутолима в желания, околдовывает в интимных отношениях

Враг 00 сексуальная доминантность, в женщине видит некий приз, за который он борется и должен одержать превосходство над соперниками сексуальное и физическое насилие, особенно в результате принятия алкоголя, ярко выраженный ревнивец обесценивание женщины после сексуальной победы над ней

Ребенок спонтанен и самодостаточен в сексе, наслаждается процессом, отдается страсти целиком сексуальная распущенность, сексоголизм, непостоянство в отношениях

Трикстер о легко и непринужденно завязывает отношения с партнершами, жизнерадостно предлагает интимную близость многочисленным подружкам склонность к вакханалиям, распутник, движимый похотью и импульсами тела без самоконтроля или достоинства, может изменить партнерше и обвинить ее в случившемся

Й 5Т Мать ,_, потребность быть кормилицей, заботится о других тотальный контроль и подчинение

акушер-гинеколог, садовод, руководитель, воспитатель в детском саду

3 к л К о К о Отец <4 обладает великолепными организаторскими способностями авторитарность, есть риск стать жестоким тираном

политик, предприниматель, преподаватель, бизнесмен, режиссер, дирижер, чиновник, аппаратчик

и о £ а руа т т проявляет творчество, любит создавать уют, может отречься от мирского и посвятить себя богу суетлива, свойственна лишняя и бесплодная активность, может быть выражен трудоголизм

О домохозяйка, библиотекарь, музейный работник, учитель, монахиня, сиделка

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Продолжение табл. 4

1 2 3 4 5

&е характерно стремление стать экспертом, творчество и мастерство отличает догматизм, самоуверенность, свойственна надменность по отношению к сотрудникам

н О инженер, изобретатель, хирург, мастер инструментов, философ, критик

Герой на работе проявляет свою эрудицию и ум, склонен к рациональности использует свою силу для личной выгоды, пренебрегая моралью, этикой и интересами других

исследователь, юрист, адвокат, полицейский, прокурор, спортсмен, спасатель

й А ю на работе характерно проявление творчества, мечтательна проявляет зависимость от мнения значимых людей

е « актриса, певица, писательница, модельер, модель, стилист

£ высоко развито самопознание, экстрасенсорный опыт, наблюдательна характерна манипуляция, использование своего опыта для оказания влияния на окружающих,

е т сваха, психотерапевт, экстрасенс, целительница

¡3 00 потребность контролировать окружающих, обладает скрытой информацией о себе демонстрирует поведение, подрывающее близкие отношения, карьеру

р т военный, каскадер, разведчик, экстрасенс

Ребенок обладает талантом вдохновителя групп и сообществ, экспериментатор безумный гений (разрушение себя и окружающего), жертвование собой ради общественных ценностей

артист, рок-музыкант, танцор, исследователь, ученый

л В о умеет подстроится под ситуацию, отзеркалить кого-либо. быть посредником с легкостью бросает начатое дело, несобран, безответствен, безработный

£ психолог, психотерапевт, менеджер, управленческий персонал, торговец, журналист, пресс-секретарь, дипломат

Мать - альтруист, которым движет сочувствие, щедра к людям в отношениях с окружающими блокирует агрессию и конфликтное поведение

1-е Отец <4 способен организовать деятельность, досуг, заступается за своих знакомых в отношении с окружающими проявляет власть, может проявить мстительность, может пойти в разгул,

^ о о « ЕЙ Ей а о £ о й о о Старуха т старается быть незаметной, больше времени предпочитает проводить дома в отношениях с окружающими тихая, по большей части мало общительна, в основном замкнутая

Старец в компании проявляет себя как интеллектуал, духовность при полной уверенности, что овладел магической мудростью, возможно проявление надменности, самоуверен

Герой характерна потребность постоянно побеждать, достигать успеха может декларировать различные постулаты и идеи, которым должны следовать окружающие

и Й Дева ю естественная, радуется жизни, в кругу подружек восхищается чем-то, обожает секреты свойственна в межличностных отношениях несамостоятельность, непостоянство в отношениях

л и О Ведьма склонна следовать своим интересам, способна общаться с разными людьми, в компании может остро подшутить над другими склонна к собиранию сплетен, подозрительна по отношению к окружающими, мнительна бывают дурные предчувствия, злоязычна и завистлива

Враг 00 стремление в отношениях с окружающими стать неформальным лидером если терпит неудачу в победе над другими соперниками, то может возникнуть немотивированная агрессия, возможен разгул

Окончание табл. 4

1 2 3 4 5

Ребенок ск с окружающими ведет себя непосредственно, спонтанно, экстравагантен может очень эмоционально реагировать, вплоть до крика, пока не достигнет желаемого, возможно саморазрушение

Трикстер о в межличностных отношениях характерны живость, оптимистич-ность, открытость, общительность, склонность к увлечениям идет по жизни как беззаботный искатель приключений, проявляет незрелость во взаимоотношениях с людьми

Таким образом, в ходе сопоставительного анализа классификаций архетипов у разных авторов, были определены 10 важнейших архетипических образов. На основании классификаций и описаний были даны для каждого из 10 архетипов мы получили в каждой из четырех сфер по две психологических характеристики - на теневую, отвергаемую часть (-) и на персональную, желаемую часть (+), в итоге получилось 80 различных психологических характеристик, дающих возможность диагностировать доминантный архетип в структуре личности.

Библиографический список

1. Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевоз-кина Ю. М. Вербально - визуальные характеристики архетипов в современных представлениях личности //Сибирский вестник специального образования. - Выпуск № 3, январь 2011 - С. 7-14

2. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Дмитриева Н. В., Перевозкина Ю. М, Перевозкин С. Б. Специфика проявления архетипических элементов у студентов гуманитарных профессий // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 4 -С. 197-204

3. Бедненко Г. Б. Боги, герои, мужчины. Архетипы мужественности. - М: Класс, 2005 - 315 с

4. МаркМ., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.

5. Психология девиантного поведения: учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

6. Чернышев А. В. Русские архетипы в брен-динге и эффективность рекламы: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Нижний Новгород: Нижегородский гос. Ун-т имени Н.И. Лобачевского, 2011. - 32 с.

7. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. -Мн.: Харвест, 2004. - 400 с.

8. Beebe J. Evolving the Eight-Function Model / J. Beebe. - TypeFace, 16 / 2, 2005. - Р. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.