следует учитывать как приемным родителям, так и представителям специальных служб опеки и попечительства, которые занимаются вопросами усыновления. Обучение приёмных родителей до принятия ими на воспитание ребёнка предоставляет им время для того, чтобы еще раз взвесить те последствия, которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по воспитанию чужих детей. Обычно соответствующая программа ориентируется на взаимодействие приемных родителей и официальных учреждений, и направлена на решение проблем, обусловленных возникновением у ребёнка ощущения оторванности от родной семьи и связанных с этим эмоциональных переживаний, а также подразумевает общение с родными родителями ребенка (если такая возможность имеется). Это обучение помогает приёмным родителям решить для себя, сумеют ли они справиться с тем нелегким бременем, которое добровольно на себя возлагают.
По результатам опроса в постоянных консультациях психолога нуждается 71% приемных родителей. Обучение приёмных родителей после принятия ими на воспитание чужого ребенка, как правило, отсутствует. И вопросы развития детей, методы поддержания семейной дисциплины и управления поведением, навыки взаимодействия и проблемы отклоняющегося поведения, чаще всего и оказываются без ответов. Столь различная ориентация этих двух видов обучения приемных родителей объясняется тем, что повседневная жизнь с чужим ребенком накладывает большой отпечаток на всю семейную жизнь. Приёмным родителям необходимо хорошо понять необходимость обучения и использовать в первую очередь ту информацию, на которую они могут непосредственно опираться в своей повседневной практике. Среди проблем, на которые должно быть обращено особое внимание, можно отметить следующие:
- обучение родителей взаимодействию с детьми, имеющими эмоциональные, физические или умственные отклонения, 30% детей-сирот школьного возраста имеют 7 или 8 вид коррекцион-ного обучения;
- освоение родителями навыков взаимоотношений с детьми, испытывающими трудности в учении;
- усвоение информации и овладение специальными умени-
Библиографический список:
ями о взаимодействии с подростками (особенно состоящими на учете в детской комнате полиции);
- приобретение необходимых навыков для установления контакта с детьми раннего возраста;
- освоение опыта взаимодействия и оказания необходимой психологической поддержки безнадзорным детям, испытавшим на себе жестокое обращение взрослых. Результаты анкетирования показали, что в биологической семье жестокое обращение взрослых на себе испытали - 26% детей-сирот.
При организации обучения приемных родителей следует иметь в виду то обстоятельство, что у них может быть разный уровень образования, разное социальное и материальное положение. Одни из них - дипломированные и имеющие постоянное место работы специалисты, в Ордынском районе таких 22%; другие имеют лишь среднее образование и работу, не требующую высокой квалификации - 78%. В настоящее время большая часть приемных родителей (по крайней мере, один из них), кроме воспитания чужих детей, занимается каким-либо другим видом деятельности. Однако при этом им не следует забывать, что воспитание детей следует рассматривать как разновидность профессиональной деятельности, которая требует специальной подготовки. Поэтому при обучении приемных родителей следует ориентировать их на то, что такая подготовка не может быть поверхностной и краткосрочной и немедленно давать практические результаты. Родительской профессии им придется обучаться всю жизнь, потому что ребенок растет, изменяется, а поэтому должны изменяться и формы взаимодействия с ним, и виды педагогических воздействий. Приёмные родители, планируя свою деятельность в соответствии с потребностями ребенка, должны уметь работать вместе с консультантами, врачами, педагогами и другими специалистами, чтобы научиться разрешать те проблемы, с которыми им придется столкнуться в воспитании приемных детей, и устранять те трудности, которые закономерно возникают в любой семье.
Одним из главных, в связи с этим становится, постоянное сопровождение приёмных семей квалифицированными специалистами-психологами, педагогами, медиками, деятельность которых может быть объединена в единую службу.
1. Архипова A.A. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.
2. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации. Дефектология.1990; 3.
3. Посысоев О.Н. Основы концепции психолого-педагогического сопровождения приемной семьи. Концепции ведущих ученых института педагогики и психологииЯГПУ имени К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯРГПУ, 2006.
Refewrences
1. Arhipova A.A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, vprocesse socializacii. Avtorefer-at dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.
2. Korobejnikov I.A., Sluckij V.M. O nekotoryh osobennostyah formirovaniya intellekta detej v usloviyah psihicheskoj deprivacii. Defektologi-ya.1990; 3.
3. Posysoev O.N. Osnovy koncepcii psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya priemnoj sem'i. Koncepcii veduschih uchenyh instituta pedagogiki ipsihologii YaGPU imeni K.D. Ushinskogo. Yaroslavl': Izd-vo YaRGPU, 2006.
Статья поступила в редакцию 25.01.15
УДК 159.964.3
Perevozkina Yu.M., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Perevozkin S.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Center of Testing of Innovation Technologies (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]
Dmitrieva N.V., Doctor of Sciences (Psychology), professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work (Saint-Petersburg, Russia), Е-mail: [email protected]
ARCHETYPE DETERMINANTS IN THE MODEL OF VALUE-ROLE ATTITUDES IN MARRIAGE. The paper describes unconscious determinants of value-role attitudes in marriage. The researchers consider the problem of marriage and family, which is one of the central themes in psychology, as it is undergoing profound changes under the influence of various factors, one of which may be the oldest determinants of human behavior - the archetypes. The data on the ancient principles of marriage is recorded in myths, fairy tales. The authors discuss the results of factor analysis, which helped to build a factor model of value-role attitudes in marriage. The model consists of four components. The researchers provide the results of the regression analysis that shows statistical significance in four variables-predictive archetypes and the second factor models values-role attitudes in marriage. Anxiety in adolescents depends on the presence or absence of the dominant archetype. The predictive ability of variables archetypes of Great Father and
Great Mother has a very strong influence on the factor of personal community and support in the model of value-role attitudes in marriage.
Key words: archetypes, unconscious, fairy tales, myths, marriage, values and role setup, determination, model, multiple regression analysis, factor analysis.
Ю.М. Перевозкина, канд. психол. наук, зав. кафедрой Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
С.Б. Перевозкин, канд. психол. наук, доц., начальник Центра тестирования и инновационных технологий, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Н.В. Дмитриева, д-р психол. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТНЫ МОДЕЛИ ЦЕННОСТНО-РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК В БРАКЕ
Статья посвящена описанию бессознательных детерминантов ценностно-ролевых установок в браке. Рассматривается проблема семьи и брака, которая являясь одной из центральных тем изучения психологии, претерпевает глубинные изменения, испытывая влияние различных факторов, одним из которых могут выступать древнейшие детерминанты человеческого поведения - архетипы. Приводятся данные о древних первоосновах брака зафиксированных в мифах, сказках. Обсуждаются результаты факторного анализа, в результате которого была построена факторная модель ценностно-ролевых установок в браке, состоящая из четырех компонентов. Анализируются результаты регрессионного анализа, демонстрирующего статистическую значимость четырёх переменных-предиктов архетипов и второго фактора модели ценностно-ролевых установок в браке, тревожности у подростков в зависимости от наличия или отсутствия доминантного архетипа. Делается вывод о том, что предсказательная способность переменных архетипов Великого Отца и Великой Матери, оказывает довольно сильное влияние на фактор личностной общности и поддержки в модели ценностно-ролевых установок в браке.
Ключевые слова: архетипы, бессознательное, сказки, мифы, брак, ценностно-ролевые установки, детерминация, модель, множественный регрессионный анализ, факторный анализ.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном модернизирующемся мире приращение и сохранение культуры, значимых сфер бытия, его экономических, социально-психологических, коммуникативных составляющих, непосредственно зависит от трансляции культурных образцов, норм, идеалов и ценностей, которые зарождаются непосредственно в семье. Несоответствие ценностно-ролевых установок в семье, является значимым конфликтогенным фактором, влияющим на формирование внутриличностных и межличностных проблем. В то же время развитие гармоничных взаимоотношений в браке в состоянии обеспечить разрешение многообразных глобальных проблем современности.
Наиболее значимым и эффективным средством формирования адекватности и ценностно-ролевой согласованности в браке по праву выступает культурно-историческая среда, обеспечивающая необходимую меру соотношения традиций, норм и эталонов в браке, которые транслируются при помощи культурных кодов в ментальности народов. Огромное значение для понимания феномена ментальности имеют работы в области теоретической культурологии, начиная с классических трудов К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля и М. Элиаде, посвящённых становлению коллективного сознания, работ К.-Г. Юнга о коллективном бессознательном, в которых раскрываются первоосновы духовной жизни человека, обозначенные им как архетипы. Идею коллективного бессознательного можно найти в трудах древних учёных. Ещё Платон писал о феномене идеи: душа одного человека переносится в коллективную душу или мир идей, обретает там знания, а затем возвращается в мир. Наиболее полно раскрыл природу архетипов в своих работах К.Г. Юнг, доказывая их состоятельность схожестью мифологических сюжетов народов мира. Архетипы, являясь древними формами духовной жизни, обуславливают становление и восприятие моделей окружающего мира. Одной из таких моделей выступает ценностно-ролевые установки в браке.
Существующие исследования (Т.В. Андреева, Л.Б. Шней-дер, А.Р Михеева и др.) рассматривают брак через определение особенностей взаимоотношений партнеров, которые в свою очередь обусловлены ролевыми и ценностными установками. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, детерминированы глубинными, общечеловеческими представлениями о браке. Семья, по мнению С.С. Анисиной [1] является первой общностью людей, неким общественным архетипом, т.к. первобытные сообщества, были скреплены именно семейными, родственными связями. Древние представления о браке, дошедшие
до нас, отражены в мифах различных народов [2]. Как правило, это наиболее распространенный мифологический мотив о священном браке Неба и Земли (Уран и Гея, Ранги и Папа в полинезийской мифологии и т. п.). Супруги изначально пребывали в брачных объятиях, пока не были разъединены божеством, создавшим пространство для жизни богов и людей - египетским Шу, Кроносом, полинезийским богом леса Тане. Мировое древо несет в себе фаллическую символику мировой оси - одновременно разделяет и соединяет небо и землю. С представлениями об ие-рогамии связана символика дождя, небесных вод, оплодотворяющих землю. Так, например, с точки зрения А.Н. Афанасьева [3] в русской мифологии Змей символизирует молнию, пронзающую деву-тучу, в результате на землю проливается оплодотворяющий дождь.
Многочисленные мифы о священном браке проецируются на богов, которые раскрывают плодородные силы и покровительствуют брачному союзу людей. В исследованиях Ю.М. Пе-ревозкиной [4; 5] было показано, что в славянской мифологии Перун - это, прежде всего, бог грозы, в которой древний человек усматривал животворящий источник обновления земли, природы. Автором проанализированы образы славянских богинь покровительствующим бракам [5]. Этой функцией были наделены богиня Мокошь, которая была защитницей прочных семейных устоев и языческая богиня Лада. Существование последней в славянском пантеоне вызывает многочисленные споры, однако семантика Лады позволяет утверждать, по мнению М.С. Кухты, что данная богиня заключает в себе идею «гармонии, лада, союза и любовного соединения мужского и женского начала» [6, с. 17]. Изучение Б.А. Рыбаковым [7] историко-этнографических материалов XV-XVII вв., отражающие аграрную тематику, тесно переплетенную с брачной символикой, характеризуют Ладу как богиню брака и благополучия, а также плодородия, празднования которой проводились весной и в первую половину лета (Духов день). В результате трансформации мифа в волшебные сказки брак становится самоцелью и достигается при помощи волшебных средств, при этом герой или героиня преодолевают различные препятствия.
Таким образом, брак, являясь одной из центральных тем изучения психологии, претерпевает глубинные изменения, испытывая влияние различных факторов, одним из которых могут выступать древнейшие детерминанты человеческого поведения - архетипы.
Если проанализировать этимологию слова «брак», то оно восходит к старославянскому глаголу «брати», первоначально имевший значение «нести» (bork - беру, подобно знак - знаю),
которое означало схватить или похитить невесту. Такой обряд похищения девушки из другого племени был зафиксирован в мифах (ср. миф о Персефоне, которую похищает Аид) и составляет основу вступления в супружеские отношения у многих народов [2]. Это свидетельствует о доминантной роли мужчины и подчиненной роли женщины в супружеских взаимоотношениях. По мнению С.С. Анисиной [1], которая занималась проблемами исследования архетипических структур в сфере семейной жизни, существует семейный архетип, подразумевающий определенные ролевые установки: отношение к высшему как к отцу или к матери, отношение к равному как к брату, к сестре, отношение к младшему, низшему себя как к сыну, дочери. Автор пришла к выводу, что в семье человек имеет предельно глубокий опыт переживания другого человека, с одной стороны, и в то же время предельное преодоление этой «Другости». Этот феномен может быть раскрыт при помощи ценностно-ролевых установок супругов, у которых с одной стороны определяют их ценности, с другой стороны они определяют ценности супруга, и производится сравнение ролевых установок, ожиданий и ценностей обоих супругов. В случае совпадения последних у партнеров в браке, можно говорить о гармоничном союзе.
Таким образом, подводя итоги теоретическому анализу, необходимо остановиться на четырех моментах: 1) брак - является общественным архетипом, подразумевающий определенные ролевые установки; 2) в процессе супружеских взаимоотношений партнеры переживают и одновременно преодолевают «Дру-гость» супругов; 3) гармоничный союз возможен при совпадении ролевых установок, ожиданий и ценностей обоих супругов; 4) в пространстве брака актуализированы архетипические структуры, которые реализуются посредством древних ролевых установок.
В этой связи было проведено исследование, целью которого являлось оценка детерминации модели ценностно-ролевых установок в браке архетипическими структурами, при этом предполагалась, что при выраженности архетипов Великой Матери и Великого Отца взаимоотношения в браке носят преимущественно гармоничный характер. Исследование состояло из трех этапов.
На первом этапе были подобраны методики исследования.
Для диагностики ценностно-ролевых установок в браке были использованы тест «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волкова), «Опросник удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). Для диагностики архетипов была использована методика «Двухфакторных изображений тест» (Ю.М. Пе-ревозкина, С.Б. Перевозкин, Н.В. Дмитриева), в основу которой был положен диагностический конструкт архетипов [8] и определены образы, соответствующие 10 ведущим архетипам (Великая Мать - основной мифологический мотив проявлять заботу о других, Великий Отец - управлять, Мудрая Старуха - помогать, Мудрый Старец - учить, Дева - подчинятся, Герой - побеждать, Ведьма - околдовывать, Враг - бунтовать, Ребёнок - играть, Трикстер - дурачится), каждый из которых имеет принимаемый персональный аспект и отвергаемый теневой аспект. На основании определения архетипической идентичности к одному из 10 архетипов обеспечивается оценка поведения личности, связанная с конкретным архетипом.
В качестве испытуемых выступили 20 семейных пар, находящихся в браке от 6-20 лет.
На втором этапе производилось построение модели ценностно-ролевых установок в браке, с использованием факторного анализа.
Третий этап предполагал установление арехетипических предикторов модели ценностно-ролевых установок в браке, посредством множественной регрессии.
Результаты применения факторного анализа методом основных компонент с вращением варимакс-нормализованное позволили выделить четыре фактора объясняющих 60 % общей изменчивости ценностно-ролевых установок в браке. Первый фактор с дисперсией 22,07 % включает в себя три переменных (табл. 1), отражающих ориентацию на супружеские отношения с активным выполнением семейных обязанностей при согласованности ценностей супругов в браке.
Второй фактор с объяснительной способностью 19,31 % включает в себя четыре параметра, отражающих ценностные ориентации в браке (табл. 2). Указанные ценности, свидетельствуют о супружеской зрелости, ориентации на поддержку друг друга, желание заботится о потомстве.
Таблица 1.
Первый фактор в модели ценностно-ролевых установок в браке
Фактор - 1 Удовлетворенность браком
Переменные Нагрузка Интерпретация
Удовлетворенность браком -0,64 Брак и супруг рассматривается как ценность, супружеские отношения относятся к наиболее важным интимно-личностно значимым отношениям для человека
Согласованность ценностей в браке -0,64 Семейные ценности мужа и жены хорошо согласованы
Ролевая адекватность -0,51 Установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей соответствует готовности каждого из партнеров выполнять семейные роли
Таблица 2
Второй фактор в модели ценностно-ролевых установок в браке
Фактор - 2 Супружеской зрелости и поддержки в браке
Переменные Нагрузка Интерпретация
Личностная идентификация с супругом -0,72 установка на общие интересы, взаимную моральную и эмоциональную поддержки
Эмоционально-психотерапевтическая -0,74 ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации
Внешняя привлекательность -0,57 установка на значимость внешнего облика
Родительско-воспитательская -0,72 ориентация на родительство
Таблица 3
Третий фактор в модели ценностно-ролевых установок в браке
Фактор - 3
Социальной активности
Переменные Нагрузка Интерпретация
Сплоченность в браке -0,79 Супруги объединены одной целью
Социальная активность -0,64 Значимость профессиональных интересов, общественной роли
Хозяйственно-бытовая 0,72 Ориентацию на бытовую организацию семьи
Таблица 4 Третий фактор в модели ценностно-ролевых установок в браке
Фактор - 4 Сексуальной гармонии
Переменные Нагрузка Интерпретация
Адаптация идеальная 0,84 Гибкая структура в браке, позволяющие быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи
Адаптация реальная 0,84
Интимно-сексуальная 0,73 Ориентация на сексуальную гармонию, которая считается важным условием супружеского счастья
Третий фактор в модели (дисперсия 11,81 %) состоит из трёх переменных, сплоченность в браке супругов и двумя ценностями направленными на внесемейное пространство и обеспечивающих бытовую устроенность семьи (табл. 3)
И, наконец, четвертый фактор, состоящий также из трёх переменных, объясняющих 10,4 % общей изменчивости, отражает сексуальную гармонию с гибкой семейной структурой, позволяющей адаптироваться к семейным кризисам (табл. 4)
Для определения роли архетипов в детерминации ценностно-ролевых установок в браке применялся множественный регрессионный анализ, переменными предикторами выступили архетипы (теневой и персональный аспект), переменными-откликами - 4 фактора модели ценностно-ролевых установок в браке. Для каждого из четырех факторов модели отдельно осуществлялся множественный регрессионный анализ, результаты которого представлены в табл. 5.
Представленные в таблице 5 результаты взаимосвязи пе-ременных-отклика (факторы в модели ценностно-ролевых установок в браке) и предикторов-архетипов, позволяют утверждать, что лишь одна регрессионная модель с переменной откликом фактор 2 является статистически значимой и может быть содержательно интерпретирована. Таким образом, результаты множественной регрессии позволяют констатировать, что переменная отклик фактор 2 (Супружеской зрелости и поддержки в браке) тесно связана с переменными предикторами - архетипы (персональный аспект) R = 0,7) и данная связь является статистически значимой ( р = 0,02). Модель объясняет 50 % всей изменчивости данных = 0,5). В этой связи полученные результаты могут быть приняты во внимание. Но при этом есть незначительная вероятность ошибочного предсказания поскольку значение стандартной ошибки составляет 0,83 (табл.5).
Таким образом, содержащиеся в таблице 6 стандартизированные коэффициенты регрессии и их уровни значимости, позволяют определить регрессионную модель. Так как во внимание принимаются только те коэффициенты, которые являются статистически значимыми, то регрессионную модель составили четыре переменные: архетип Великого Отца, архетип Великой Матери, архетип Ведьмы и архетип Героя (табл. 6). Анализ результатов множественной регрессии показывает, что наиболее важной переменной является архетип Великого Отца, которая вносит наибольший вклад (93 %) в изменчивость второго фактора и является статистически значимой (р = 0,001). Архетип отца представлен в теории М. Марк и К. Пирсон [9] через образ правителя. Для правителя важно взять власть в свои руки, чтобы обеспечить спокойствие и безопасность себе, своей семье. В наших работах [8; 10] было показано, что основной характеристикой отца выступает взятие на себя ответственности за свою жизнь и членов своей семьи, осуществление руководства в семье.
Архетип Великой Матери является второй переменной, которая объясняет еще 73 % дисперсии второго фактора и также является статистически значимой (р = 0,002). С данным архетипом, с точки зрения К. Г. Юнга [11], ассоциируются следующие качества: сочувствие, материнская забота, мудрость, магическая власть женщины, духовное совершенство, иными словами, всё, что связано с заботливостью, поддержкой, добротой, способствующее плодородию и развитию.
Следовательно, можно утверждать, что основными архетипами, детерминирующими зрелость в браке партнеров, их ориентацию на поддержку друг друга, желание заботится о потомстве, выступают архетипы Великого Отца и Великой Матери, что соответствовало нашему предположению.
Несколько неожиданным оказалось значимая прибавка в доле объясняемой дисперсии переменной-предикта архетип
Таблица 5
Результаты множественной регрессии предикторов-архетипов для переменных-отклика факторы модели
ценностно-ролевых установок в браке
Статистические переменные Факторы (предикторы персональные архетипы) Факторы (предикторы теневые архетипы)
1 2 3 4 1 2 3 4
Множест. R 0,54 0,70 0,51 0,43 0,51 0,44 0,46 0,54
Множест. R2 0,30 0,49 0,26 0,18 0,26 0,19 0,21 0,30
Скоррект. R2 0,05 0,31 0,01 -0,10 0,01 -0,08 -0,06 0,05
Р 1,22 2,75 1,02 0,65 1,04 0,70 0,79 1,22
Р 0,32 0,02 0,45 0,76 0,43 0,72 0,64 0,32
Стд. Ош. Оценки 0,97 0,83 1,00 1,05 0,99 1,04 1,03 0,97
Таблица 6
Регрессионных не стандартизированных (b) и стандартизированных коэффициентов (ß), t-статистика1
Предикторы БЕТА Ст.Ош. - БЕТА B Ст.Ош. - B t p-знач.
Св.член -3,5 1,38 -2,51 0,018
Великая Мать 0,73 0,21 0,2 0,05 3,48 0,002
Великий Отец 0,93 0,26 0,2 0,06 3,61 0,001
Мудрая Старуха 0,36 0,23 0,1 0,05 1,56 0,130
Мудрый Старец 0,43 0,25 0,1 0,06 1,76 0,089
Дева 0,47 0,26 0,1 0,04 1,82 0,079
Герой 0,49 0,19 0,1 0,06 2,04 0,051
Ведьма 0,57 0,23 0,1 0,06 2,54 0,017
Враг 0,25 0,24 0,1 0,05 1,04 0,305
Ребенок -0,11 0,15 -0,1 0,12 -0,69 0,497
Трикстер 0,44 0,27 0,1 0,05 1,63 0,114
Таблица 7
Предсказание новых значений личностной общности и поддержки по известным значениям переменных архетипов предикторов
Испытуемые Предикто ры Отклик
Великая Мать Великий Отец Герой Ведьма
1 10 1 1 1 1,48
2 1 10 1 1 1,72
3 1 1 10 1 1,03
4 1 1 1 10 0,48
Ведьма (р = 0,57 при р = 0,02). Архетип Ведьмы, по мнению ряда исследователей [3; 5; 11; 12] имеет земную природу, она зачастую представлена в мифах живущей в пещерах, дарящей плодородие или обрекающей на бесплодие. В сказках это образ часто противоположный доброй материнской фигуре - Баба-Яга, колдунья, ведьма, функциями которой являются магия, колдовство, целительство, испытания героини и героя. Наши теоретические изыскания [8] показали, что главными характеристиками архетипа Ведьмы в семейной сфере выступают автономность и независимость от семьи, самостоятельность в принятии решения. У ведьмы развит дух соперничества, что вступает в противоречие со свойствами второго фактора: установка на общие интересы, взаимную моральную и эмоциональную поддержки, ориентация на родительство. Вместе с тем, можно предполагать, что указанные особенности архетипа Ведьмы тесно связаны с такой характеристикой второго фактора как установка на значимость внешнего облика, поскольку одной из главных черт данного образа в сказках является значимость внешности, она желает соблазнять и очаровывать мужчин.
И, наконец, последней статистически значимой переменной в модели является архетип Героя (р = 0,49 при р = 0,05), вносящий незначительный вклад в общую изменчивость второго фактора, тем не менее учитывая главную цель архетипа Героя - завоевание своей невесты (Души-Анимы), стоит отметить, что в данном случае речь идёт о тенденции вступлении в брак и ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
Все остальные переменные предикторы не дают значительной прибавки в доле объясняемой дисперсии и не являются статистически значимой. Это позволяет предположить, что при преобладании в структуре личности архетипов Великого
Библиографический список
Отца, Великой Матери, Героя и Ведьмы супругов выступают основаниями ориентации личностной общности и поддержки в браке.
По виртуальным значениям переменных предикторов были рассчитаны значения переменной отклика. В таблице 7 даны примеры для четырех виртуальных испытуемых.
Полученные результаты демонстрируют, что значения предикторов архетип Великого Отца и Великой Матери в большей степени оказывают влияние на увеличение переменной-отклика (1.72 и 1,48 соответственно), что соответствует большей выраженности личностной общности и поддержки в браке. Архетип Ведьмы в меньшей степени оказывают влияние на увеличение переменной-отклика (1,03), и еще меньше оказывает на увеличение личностной общности и поддержки в браке выраженность архетипа Героя.
Таким образом, проведённое исследование позволило нам прийти к следующим выводам: более гармоничные взаимоотношения в браке, характеризующиеся супружеской зрелостью будут в большей степенью детерминированы выраженностью в структуре личности архетипа Великого Отца и Великой Матери, и в меньшей степени архетипом Ведьмы и архетипом Героя.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что предсказательная способность переменных архетипов Великого Отца и Великой Матери, оказывает довольно сильное влияние на фактор личностной общности и поддержки в модели ценностно-ролевых установок в браке.
Это позволит эффективно осуществить прогнозирование и коррекцию бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и проявляющихся в сложном духовно-символическом выражении в семейной сфере.
1. Анисина, С.С. Социокультурные архетипы семьи и брака. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Тюмень, 2002.
2. Мифология. Энциклопедия. Под редакцией Е.М. Мелетинского. Москвыа, 2003.
3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Москва, 1995.
4. Перевозкина Ю.М. Влияние личностных особенностей на отношение к мифологическим персонажам. Сибирский педагогический журнал. 2008; 13.
5. Перевозкина Ю.М. Структурные трансформации психосемантических мифологических пространств личности (на примере славянской культуры). Диссертация ... кандидата психологических наук. Новосибирск, 2009.
1 Примечание. В таблице выделенные значения полужирным шрифтом являются статистически значимыми на уровне р < 0, 05.
6. Кухта М.С. Специфика семантического выражения онтологических оснований мифологического сознания. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Томск, 1998.
7. Рыбаков Б.А. Язычество древней славян. Москва, 2002
8. Перевозкина Ю.М., Дмитриева Н.В., Перевозкин С.Б., Рюмина Т.В., Ганпанцурова О.Б. Построение конструкта для изучения доминантного архетипа. Сибирский педагогический журнал. 2013; 3.
9. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. Санкт-Петербург. 2005.
10. Перевозкина Ю.М, Перевозкин С.Б., Дмитриева Н.В. Структура архетипической идентичности: от недиффиринцированного сознания к постинформационному пространству. Сибирский педагогический журнал. 2014; 3.
11. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Мн., 2004.
12. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. Москва, 2000.
References
1. Anisina, S.S. Sociokul'turnye arhetipy sem'iibraka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosovskih nauk. Tyumen', 2002.
2. Mifologiya. 'Enciklopediya. Pod redakciej E.M. Meletinskogo. Moskvya, 2003.
3. Afanas'ev A.N. Po'eticheskie vozzreniya slavyan na prirodu. Moskva, 1995.
4. Perevozkina Yu.M. Vliyanie lichnostnyh osobennostej na otnoshenie k mifologicheskim personazham. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2008; 13.
5. Perevozkina Yu.M. Strukturnye transformacii psihosemanticheskih mifologicheskih prostranstv lichnosti (na primere slavyanskoj kul'tury). Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Novosibirsk, 2009.
6. Kuhta M.S. Specifika semanticheskogo vyrazheniya ontologicheskih osnovanij mifologicheskogo soznaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosovskih nauk. Tomsk, 1998.
7. Rybakov B.A. Yazychestvo drevnejslavyan. Moskva, 2002
8. Perevozkina Yu.M., Dmitrieva N.V., Perevozkin S.B., Ryumina T.V., Ganpancurova O.B. Postroenie konstrukta dlya izucheniya dominantnogo arhetipa. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2013; 3.
9. Mark M., Pirson K. Geroji buntar'. Sozdanie brenda s pomosch'yu arhetipov. Sankt-Peterburg. 2005.
10. Perevozkina Yu.M, Perevozkin S.B., Dmitrieva N.V. Struktura arhetipicheskoj identichnosti: ot nediffirincirovannogo soznaniya k postinformacionnomu prostranstvu. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2014; 3.
11. Yung K.G. Dusha i mif. Shest' arhetipov. Mn., 2004.
12. Potebnya A.A. Simvolimif vnarodnojkul'ture. Moskva, 2000.
Статья поступила в редакцию 20.01.15
УДК 159.9
Petrenko S.S., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Faculty of Pedagogy and Psychology,
Orsk Humanities and Technical Institute, Branch of Orenburg State University (Orsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE FEATURES OF MUSICAL GAMES AND PLAYING MUSICAL MATERIAL. The analysis of musical games and games based on the musical material used in the process of developing of musical education in pre-school and primary school age are presented. The author makes an emphasis on the criterion of games, such as the role (D. B. Elkonin), imagined or imaginary situation (L. S. Vygotsky), doublesubjectivity (E. E. Kravtsova). The scientist states that these characteristics show some features of games presented in the paper. The main component is the presence of an imaginary situation as well as the rules, which are associated with music. These games can be specified by adults or a child or occur spontaneously at the initiative of the children themselves. All of these and some other ideas suggest that preschoolers and primary school children should be developed with the general imagination, which includes various components of children's activities, and musical imagination, which helps a child to focus on music part.
Key words: imagination, musical imagination, game, musical game, playing musical material, pre-school and primary school age.
С.С. Петренко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, факультет педагогики и психологии Орского гуманитарно-
технологического института (филиала Оренбургского государственного университета), г. Орск,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И ИГР НА МУЗЫКАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ
Проведён анализ музыкальных игр и игр на музыкальном материале, использованных в процессе развивающего музыкального образования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Делался акцент на критериях игры, которые позволяют ее считать таковой, а именно: роль (Д.Б. Эльконин), воображаемая или мнимая ситуация (Л.С. Выготский), двусубъектность (Е.Е. Кравцова). Учитывая эти характеристики, можно отметить некоторые особенности описываемых игр: наличие воображаемой ситуации как главного компонента, связь правил этих игр с музыкой. Они могут задаваться как взрослым, так и самим ребенком или возникать стихийно по инициативе детей. Все это говорит о том, что у дошкольника и младшего школьника должно быть развито как общее воображение (включающее в себя различные компоненты детской деятельности), так и музыкальное (помогающее ребенку ориентироваться в музыкальной сфере).
Ключевые слова: воображение, музыкальное воображение, игра, музыкальная игра, игра на музыкальном материале, дошкольный и младший школьный возраст.
Понятие игры достаточно неоднозначно. При всей кажущейся его простоте, которую, кстати, вполне легко можно описать своими словами, очень часто оказывается, что игровая деятельность представляет собой сложное и многомерное явление.
Так, например, Й. Хейзинга в своей работе «Человек играющий» пишет, что игру можно назвать свободной деятельностью, которая осознается как «не взаправду», она может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого