Научная статья на тему 'Семья младшего школьника как субъект образовательной среды'

Семья младшего школьника как субъект образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю.

В статье рассматривается проблема значения семьи младшего школьника в системе субъект-субъектных взаимодействий родителей, учащихся младших классов, учителей в условиях позитивной личностно-ориентированной среды, определяющей собой необходимый фактор социальной, творческой активности младшего школьника, социокультурные условия развития его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семья младшего школьника как субъект образовательной среды»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585

62

УДК: 37.018.12-053.5

ВВК 74 902 61 Психологические науки

Семья младшего школьника как субъект образовательной среды.

© Е.А. Сорокоумова1, Н.Ю. Молостова2

хСорокоумова Е.А. - д.психол.н., профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: CEA51@mail.ru

Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6

2Молостова Н.Ю. - к.психол.н., доцент кафедры педагогики и психологии ФГОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ E-mail: nat.molostova@yandex.ru Адрес: 603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65

РЕЗЮМЕ

В статье рассматривается проблема значения семьи младшего школьника в системе субъект-субъектных взаимодействий родителей, учащихся младших классов, учителей в условиях позитивной личностно-ориентированной среды, определяющей собой необходимый фактор социальной, творческой активности младшего школьника, социокультурные условия развития его личности.

Ключевые слова: среда, образовательная среда, субъект образовательной среды, младшие школьники, детско-родительские отношения.

На личностное и социальное развитие каждого человека большое влияние оказывают детско-родительские отношения в семье. В любом типе культуры и общества семья выступает основной ячейкой, в которой происходит первичная социализация ребенка.

Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [6,7, 9].

На современном этапе развития общества семья находится в ситуации, отражающей динамику межличностных отношений, обусловленную спецификой семейных ролей. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентаций вызвала многообразие и неоднозначность моделей социализации. Включаясь во все сферы общественной жизни, семья создает условия для реализации социального компонента личности ребенка .

Одним из актуальных на сегодняшний день требований общества является включенность семьи в систему образовательной среды школы с начальных этапов обучения ребенка. Современное учебное заведение, школа представляет собой сложный организм с большим количеством субъект-субъектных связей различного уровня и характера, важные группы отношений которых образуют отношения между учащимися и педагогами, между педагогами, между сверстниками. В новой социальной ситуации развития и новых отношениях, младший школьник уже на начальных этапах обучения участвует не только в усвоении информации - знаний и правил, необходимых для успешного осуществления учебной деятельности, что является когнитивной составляющей его

развития; но и в общении, коммуникации, соответствующей структуре общества и господствующей в нём типу взаимоотношений, что способствует его личностному и социо-культурному развитию[ 3 ].

С позиции Б.Г. Ананьева [1] обучение не является только передачей и усвоением информации - знаний и правил, необходимых для успешного осуществления учебной деятельности; обучение представляет собой одновременно с тем общение, коммуникацию, соответствующую

структуре общества и господствующему в нём типу взаимоотношений.

Рассматривая образовательную среду как общность взрослого и ребенка, через которую можно и нужно рассматривать, что происходит с человеком в процессе его развития и присвоения им норм и образцов, мы определяем необходимость включения 63

семьи (родителей) в образовательную среду в равноценном взаимодействии ее равноценных субъектов (сверстников, учителя, семьи) в условиях позитивной личностно-ориентированной среды, определяющей собой необходимый фактор социальной, творческой активности младшего школьника, социокультурные условия развития его личности. Мы опираемся на положение Б. Г. Ананьева о том, что в процессе социального формирования личности растущий человек образуется как субъект общественного поведения и познания, в процессе чего складывается его готовность к дальнейшей деятельности [1].

Современная образовательная среда образует собой сложную взаимосвязь условий, обеспечивающую образование учащегося, в нашем случае младшего школьника, включающую в себя взаимодействие учителей и учащихся, воспитателей и воспитуемых, родителей и детей, ориентированную на личность как важнейшую ценность.

Включаясь в образовательный №2 (2) 2016 процесс, родители младшего школьника www.j-chr.com становятся субъектами образовательной

среды, создающими условия для развития личности ребенка и его способности быть субъектом процесса своего социального развития.

Как субъект образовательной среды, семья определяется нами «как система детско-родительских, родительско-

детских отношений, а также отношений учитель-родитель, включающая в себя стиль семейного воспитания, эмоциональные контакты и атмосферу, готовность к сотрудничеству, взаимные позиции» [2].

Мы рассматриваем необходимость включения семьи (родителей) в образовательную среду в равноценном взаимодействии ее равноценных субъектов (сверстников, учителя, семьи) в условиях позитивной личностно-ориентированной среды, определяющей собой необходимый фактор социальной, творческой активности младшего 64 школьника, социокультурные условия

развития его личности.

К характеристикам, определяющим становление семьи как субъекта образовательной среды могут относиться: личностные особенности родителей; родительское отношение; родительские установки, директивы, предписания, сценарии, образ ребенка, его будущего и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы позитивного и ложного родительского авторитета и любви семейные позиции и роли ребенка стили, типы, тактики воспитания, стили общения, черты патогенных типов воспитания и общения с ребенком, родительские реакции типы, формы отношений «мать-ребенок». Проявляясь в отношениях «родитель-ребенок», «родитель-учитель» в учебной ситуации младшего школьника, выше перечисленные характеристики семьи способны становится неотъемлемой частью готовности родителей к активной включенности в образование детей и реализуются в высокой мотивации

№2 (2) 2016 участия в образовании ребенка, www i-chr com

эмоциональной поддержке школьника, участии в деятельности школы, высокой

совместной с ребенком познавательной активности [4, 6].

Специфика проявления семьи в качестве субъекта образовательной среды состоит в преобладании у родителя предметного или личностного начала во взаимодействии с младшим школьником: «предметное» выражается в позиции родителей целиком определяемой успехом или неуспехом школьника в учебной деятельности, успеваемостью. оценками; и «личностное», в основе которой лежит отношение к ребенку с позиции целостной его личности и осознание ее значимости. Последнее во многом обеспечивает стиль его поведения по отношению к ребенку и специфику оценка ребенка родителем [8].

Особое значение имеет материнское отношение. Материнская любовь и принятие создают у ребенка ощущение безопасности, чувство доверия к миру и другим людям, способствуют развитию многообразных и глубоких социальных связей, освоению правильных образцов общения, определяющих возможности процесса самопознания, как его содержательной так и функциональной стороны с его огромными психологическими ресурсами человека как личности [3,4]. Отвержение родителями ребенка в младшем школьном возрасте, уклонение от контактов с ребенком ведет как к изменению внутрисемейных привязанностей, так и к изменению образа себя, транслируемых ребенком в коммуникативной сфере и в ведущей для него учебной деятельности.

Реализуя себя как важнейший для ребенка институт социализации, включаясь в качестве субъекта в систему взаимоотношений образовательной среды семья играет важную роль в освоении ребенком умений сотрудничества и поддержке в освоении системы научных понятий и овладении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Таким образом, являясь субъектом образовательной среды, современная семья создает условия для развития у младшего школьника способности быть

субъектом процесса своего социального и личностного развития, обеспечивая возможность личности развиваться в более целесообразном направлении в соответствии с его индивидуальными

особенностями (задатками,

способностями, особенностями развития), а также необходимые материальные возможности как для субъекта образовательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

2. Сорокоумова Е.А. Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников / Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные и медико-биологические науки. 2013. - Т. 15. - № 2-2. С. 409-412.

3. Сорокоумова Е.А. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения / А.А. Иванов, Т.П. Бобро, Т.Е. Куркова, В.И. Кучерявенко, А.В. Лобанова, Н.Ю. Молостова, Е.С. Николаева, Е.А. Сорокоумова, И.В. Усольцева, Е.Д. Хлестова / Под редакцией Е.А. Сорокоумовой, И.В. Усольцевой. - Москва : МГГУ им. М.А. Шолохова , 2012. - 200 с.

4. Сорокоумова Е.А. Влияние когнитивных структур самосознания на проявления социальной неуверенности младших школьников / Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова // Педагогика и психология образования. - 2015. - №3. - С 111-116.

5. Сорокоумова Е.А. Образовательная среда

как условие формирования социальной уверенности детей младшего школьного возраста. / Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова // Научный альманах. - 2015. - №10-4(12). -С.396-400.

6. Сорокоумова Е.А. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика / Е.А. Сорокоумова, И.П. Маргун // Социально-гуманитарные знания. - 2014. -№5. - С.184-191.

7. Сорокоумова Е.А. Развитие самопознания в процессе учебной деятельности в начальной школе / Е.А. Сорокоумова // Наука и школа. -2005. - № 3. - С. 8-14.

8. Сорокоумова Е.А. Современные семейные и детско-родительские отношения в контексте межкультурных различий / Е.А. Сорокоумова, И.П. Маргун // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2014. - Т.16. -№2-1. - С.133-138.

9. Morozova E.V. Acceptance of disability: determinants of overcoming social frustration / E.V. Morozova, S.V. Shmeleva, E.A. Sorokoumova, V.B. Nikishina, L.V. Abdalina // Global journal of health science. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 317-323.

65

ее

FAMILY JUNIOR STUDENT AS THE SUBJECT OF THE EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Elena A. Sorokoumova1, Natalya Yu. Molostova 2

1Sorokoumova Elena A. - Professor of Psychology of work and psychological counseling Department, Moscow State Pedagogical University. E-mail: CEA51@mail.ru

Address: 11/1 M. Pirogovskaya Str., Moscow, 119991, Russian Federation

Molostova Natalya Yu. — Assistant professor of Pedagogy and Psychology Department, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineerin E-mail: nat.molostova@yandex.ru

Address: NNGASU, 65 Ilyinskaya St., 603950 Nizhny Novgorod, Russian Federation

Abstract

The article deals with the problem of the value of the family of younger schoolboys in the system of subject-subject interactions of parents, pupils, teachers in terms of positive student-centered environment that defines a necessary factor of social and creative activity of younger pupils, the socio-cultural conditions of development of his personality.

Keywords: environment, educational environment, subject of educational environment, Junior schoolboys, child-paternal relations

REFERENCE

1. Ananev B. G. Chelovek kak predmet poznani-ya / B. G. Ananev. - SPb. : Piter, 2001. - 288 s.

2. Sorokoumova E.A. Vzaimodeystvie sub'ektov obrazovatelnoy sredyi kak uslovie formirovaniya sotsialnoy uverennosti sovremennyih shkol-nikov / E.A. Sorokoumova, N.Yu. Molostova // Iz-vestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiys-koy akademii nauk. Sotsialnyie, gumanitarnyie i mediko-biologicheskie nauki. 2013. - T. 15. - # 2-2. S. 409-412.

3. Sorokoumova E.A. Psihologiya samo-poznaniya kak nauchnaya osnova razvitiya sub'ektov obucheniya / A.A. Ivanov, T.P. Bobro, T.E. Kurkova, V.I. Kucheryavenko, A.V. Lobanova, N.Yu. Molostova, E.S. Nikolaeva, E.A. Sorokoumo-va, I.V. Usoltseva, E.D. Hlestova / Pod redaktsiey E.A. Sorokoumovoy, I.V. Usoltsevoy. - Moskva : MGGU im. M.A. Sholohova , 2012. - 200 s.

4. Sorokoumova E.A. Vliyanie kognitivnyih struktur samosoznaniya na proyavleniya sot-sialnoy neuverennosti mladshih shkolnikov / E.A. Sorokoumova, N.Yu. Molostova // Pedagogi-ka i psihologiya obrazovaniya. - 2015. - #3. - S 111-116.

5. Sorokoumova E.A. Obrazovatelnaya sreda

kak uslovie formirovaniya sotsialnoy uveren-nosti detey mladshego shkolnogo vozrasta. / E.A. Sorokoumova, N.Yu. Molostova // Nauchnyiy almanah. - 2015. - #10-4(12). - S.396-400.

6. Sorokoumova E.A. Pozitivnyie detsko-roditelskie otnosheniya: suschnost i spetsifika / E.A. Sorokoumova, I.P. Margun // Sotsialno-gumanitarnyie znaniya. - 2014. - #5. - S.184-191.

7. Sorokoumova E.A. Razvitie samopoznaniya v protsesse uchebnoy deyatelnosti v nachalnoy shkole / E.A. Sorokoumova // Nauka i shkola. -2005. - # 3. - S. 8-14.

8. Sorokoumova E.A. Sovremennyie semeynyie i detsko-roditelskie otnosheniya v kontekste mezhkulturnyih razlichiy / E.A. Sorokoumova, I.P. Margun // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsialnyie, gumanitarnyie, mediko-biologicheskie nauki. -2014. - T.16. - #2-1. - S.133-138.

9. Morozova E.V. Acceptance of disability: determinants of overcoming social frustration / E.V. Morozova, S.V. Shmeleva, E.A. Sorokoumova, V.B. Nikishina, L.V. Abdalina // Global journal of health science. - 2015. - T. 7. - # 3. - S. 317-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.