Научная статья на тему 'Влияние стилей мышления на изучение иностранных языков'

Влияние стилей мышления на изучение иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТ / АУДИРОВАНИЕ / ЧТЕНИЕ / ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маштакова Я., Питанова М.Е.

В статье представлен психологический аспект овладения иностранным языком. Знание особенностей влияния стилей мышления человека на процесс изучение иностранного языка значимо в методическом плане, поскольку позволяет педагогу выбрать наиболее эффективный способ обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стилей мышления на изучение иностранных языков»

зачастую является результатом ориентации ребёнка в избранном родителями направлении [5, с.195].

Психологи рассматривают самооценку с различных позиций. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности -частной. Кроме этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку, которую нередко именуют уровнем притязаний. Также самооценка может быть адекватной или неадекватной, в зависимости от совпадения (несовпадения) реальных достижений индивидуума с его потенциальными возможностями [6, с.8-9].

Я-концепция, концепция «другого», выступая в качестве механизмов самооценки, оказывают существенное влияние на состояние психического здоровья и развитие зрелой жизнестойкости личности, как их носителя [2, с. 123-124]. Психическим механизмом адекватной самооценки является совесть, проявляющаяся, способности осуществлять нравственный самоконтроль, в самооценке своих поступков, с точки зрения их соответствия нравственным требованиям и обязанностям [3, с. 290].

Таким образом, самооценка - это индивидуальное, присущее каждому отдельно взятому человеку понятие о своём «Я». Она влияет на особенности поведения индивида в различных жизненных ситуациях. Самооценка служит регулятором взаимоотношений конкретно взятого человека с окружающей средой. С помощью самооценки человек формирует своё представление о себе и о своих связях с другими людьми. Самооценка подразделяется на актуальную и потенциальную, адекватную и неадекватную. Родителям необходимо обращать внимание на развитие именно адекватной самооценки детей. Она должна развиваться в согласовании с уважением к другим людям. Большое внимание необходимо уделять взаимосвязи самооценки с усвоением прав и обязанностей ребенка. Список использованной литературы:

1.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.

2.Брюхова Н.Г. Влияние психологических особенностей на развитие жизнестойкости личности взрослого человека / Жизнестойкость личности в условиях модернизации общества: ресурсы развития: материалы 3 международной научно-практической конференции // Отв. ред. Калинина Н.В., Седунова А.С. - Ульяновск, 2011.С. 121-124.

3.Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека / European Social Science Journal. 2015. № 7. С. 289-301.

4.Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. М.: Гос. науч. Изд- во «БСЭ», 1955. Т. 38., 321 с.

5.Доценко Е.Л.Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.

6.Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: «Знание», 1976. - 64 с.

7.Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: кн. для учителя начальных классов / В. С. Мухина - М.: Просвещение, 1986. - 143c.

8.Петровский А.В. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Петровский А.В., Ярошевский М.Г. - 4-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 512 с.

© Мартышова В.В., 2016

УДК 159.9

Я. Маштакова, студент 3 курса М.Е.Питанова, к.пс.н., доцент ФГБОУ ВО ПГУ Г.Пенза, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ НА ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация

В статье представлен психологический аспект овладения иностранным языком. Знание особенностей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

влияния стилей мышления человека на процесс изучение иностранного языка значимо в методическом плане, поскольку позволяет педагогу выбрать наиболее эффективный способ обучения.

Ключевые слова Стиль мышления, интеллект, аудирование, чтение, лексика

Абсолютно каждый человек индивидуален, а, следовательно, для его обучения необходим исключительно персонализированный подход. Не существует универсальной программы изучения иностранного языка, легкой в освоении одновременно группе людей. Одним будет сложно преодолеть языковой барьер и заговорить на иностранном языке. Другим - с колоссальным трудом удастся запомнить лексику по изучаемой теме. У одних - возникнут сложности с грамматической системой языка, у других - с разговорной. Овладение иностранным языком невозможно без учета вопросов, касающихся психологических аспектов. Подробнее нам бы хотелось остановиться на влиянии стилей мышления человека на процесс изучение иностранного языка. Зная особенности стиля мышления, можно составить наиболее эффективную программу обучения.

Интеллектуальное многообразие имеет свою структуру. Обычно психологи подходят к данному вопросу с двух, в известной мере, противоположных, хотя и допускающих объединение, позиций [1, с 41]. Первый подход связан с классификацией людей по уровню развития интеллекта. Выражается уровень интеллектуального развития одним числом - коэффициентом интеллектуальности, или IQ (IQ - сокр. от англ. Intellectual Quotient).

В основе второго подхода лежит интерес ученых к различию между людьми по предпочитаемым ими способам познания мира. Сторонники данной позиции считают важным сравнивать различия в складе ума, в подходе к изучению того или иного вопроса, т.е. стили мышления.

Под стилем мышления мы понимаем открытую систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств). Стили мышления начинают складываться в детстве и развиваются в течение всей жизни человека, сообразно опыту и метаморфозам личности [1, с. 9]. Традиционно выделяется пять типов мышления: идеалистический, прагматический, реалистический, синтетический и аналитический.

Чтобы выяснить, влияет ли стиль мышления человека на изучение иностранного языка на базе Педагогического института имени В.Г. Белинского, а также дистанционно были проведены тестирование и опрос. Нами использован тест Р. Харрисона и Р. Бремсона «Стили мышления». В исследовании приняло участие 27 человек: студенты пединститута профиль , «Иностранные языки» Пензенского государственного университета, и студенты Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышеского профиль «Прикладная лингвистика». Возраст испытуемых колеблется от 18 до 20 лет. Результаты исследования показали, что среди опрошенных 7 человек являются аналитиками, 6 - реалисты, 5 человек - идеалисты, 5 человек - прагматики, 4 человека - синтетики.

Кроме тестирования, всем участникам исследования было предложено заполнить анкету, целью которой было выяснить, сталкивался ли человек при изучении иностранного языка с какими-либо трудностями, и если сталкивался, то с какими именно. Все трудности были подразделены группы: трудности, связанные с аудированием, чтением, письмом и культурой страны изучаемого языка. Дополнительно, данная анкета выявляла заинтересованность испытуемых в знании своего стиля мышления, а также оценку значимости данного исследования. 15 испытуемых из 27 никогда не задумывались о своем стиле мышления. Абсолютно все испытуемые признали важность знания своего стиля мышления для успешного выполнения различных видов деятельности.

Согласно анализу анкет участников исследования, 22 человека из 27 сталкивались с психологическими трудностями при изучении иностранных языков. Результаты эмпирического исследования позволили выявить некоторую закономерность между проблемами, возникающими при изучении иностранных языков и стилями мышления.

В ходе сопоставления результатов тестирования и анкетирования, выявлено, что у всех испытуемых с

преобладающим аналитическим типом мышления, возникают трудности, связанные с аудированием и фонетикой. Им сложно сделать первый шаг, чтобы заговорить на чужом им языке, а также у них вызывает проблемы восприятие иностранной речи на слух. Причиной этому может послужить то, что аналитикам свойственно тщательно продумывать каждый свой шаг, поэтому в общении на иностранном языке они довольно медлительны, ведь им нужно проанализировать все слова с точки зрения фонетики и логического содержания, прежде чем произнести их вслух, чтобы не попасть впросак.

Синтетики наоборот никогда не испытывали никаких трудностей, что можно связать со свойственным их стилю мышления отсутствием страха перед чем-то новым и неизведанным.

Прагматики бросали изучение языка, если он им не нравился и вызывал трудности, связанные с грамматикой. Это можно связать с отсутствием интереса к деталям и желанием как можно быстрее получить результат.

Реалисты уставали от иностранного языка и испытывали неприязнь к нему. Ведь чтобы реалист успешно занимался какой-либо деятельностью, ему полностью нужно окунуться в эту среду, приобрести свой собственный опыт. Поэтому, нелюбимый немецкий язык, изучаемый в российском университете, полюбится, если учащийся будет постигать его азы в Германии.

У идеалистов сложностей при изучении иностранного языка не возникало. Это объясняется перфекционизмом, свойственным идеалистам, их умением доводить все начатое до логического завершения.

Исследование имеет практическую значимость для педагогов не только иностранных языков, но и других специальностей. Если учителя будут интересоваться стилями мышления своих учеников, то им будет проще выстроить максимально эффективную линию работы с ними. Зная стили мышления, можно лучше понимать сильные и слабые стороны интеллекта ученика; избежать конфликтные ситуации; быстрее находить общий язык и устанавливать взаимопонимание.

Список использованной литературы: Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. - СПб.: Экономическая школа, 2013. - 352 с.

© Маштакова Я., Питанова М.Е., 2016

УДК 159.9.072.43

Л.В. Сибилёва

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет

А.А. Прохорова

студентка 2 курса факультета дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск, Российская Федерация

ЭМПАТИЯ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ УСПЕХА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В педагогической профессии эмпатия является, пожалуй, одним из факторов мотивации успешного воспитательного процесса. Педагог, мотивированный на положительные результаты своей работы, использует эмпатию как ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности с целью воздействия на воспитанников в нужном направлении, а не просто как способность демонстрировать соучастие и сопереживание.

Эмпатия как качество личности педагога, позволяет не просто общаться, внимательно выслушивать и понимать человека, но является ценным вкладом в профессию, позволяет направлять соответствующее поведение в профессиональное русло. Безусловно, ни один специалист не в состоянии полностью погрузиться в мир другого человека, но приблизиться к этому вполне возможно [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.