удк 159.9.072
© Самойлик Н. А., 2021
ВЛИЯНИЕ СТАЖА СЛУЖБЫ НА СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье представлены результаты исследования влияния стажа служебной деятельности на систему профессионально-ценностных ориентаций сотрудников уголовно-исполнительной системы. На основании результатов, полученных методом психодиагностического тестирования, сделаны выводы о различиях в показателях ценностей знаний, качеств и умений, а также сформированном типе профессионально-ценностных ориентаций сотрудников в зависимости от профессионального опыта.
Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы; профессионально-ценностные ориентации; стаж работы; статистические критерии.
© Samoylik N. A., 2021
INFLUENCE OF SERVICE EXPERIENCE ON THE SYSTEM OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM
The article presents the results of a study of the influence of service experience on the system of professional and value orientations of employees of the penal system. Based on the results obtained, conclusions are drawn about the differences in the indicators of the values of knowledge, qualities and skills, as well as the formed type of professional value orientations of respondents, depending on their professional exp e-rience.
Keywords: employees of the penitentiary system; professional and value orientations; work experience; statistical criteria.
В соответствии с требованиями международных стандартов обращения с осужденными современная уголовно-исполнительная система (далее — УИС) претерпевает качественные изменения. На смену авторитарной политике приходит гуманизация исполнения наказаний, обусловленная необходимостью успешной ресоциализации осужденных в общество. В подобных условиях возрастают требования к сотрудникам, проходящим службу в исправительных учреждениях. В их лице работодатель желает видеть психологически устойчивых сотрудников, способных противо-
стоять провокационным и конфликтным действиям со стороны «спецконтингента», но в то же время ориентированных на качественное выполнение служебных обязанностей по изоляции наиболее опасных преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие деяния. Такое возможно в случае, если у сотрудника сформирована устойчивая система профессионально-ценностных ориентаций (далее — ПЦО), обусловливающая, по мнению В. А. Сластенина, избирательное отношение к труду и себе как профессионалу [9]. Однако в стрессогенн-ных и зачастую экстремальных услови-
ях службы возможно искажение ценностной сферы специалистов пенитенциарных учреждений. Справедливо замечает в данном контексте О. Н. Ежова, что «сотрудники УИС вынуждены иметь дело с преступниками, которые имеют уже деформированную психику, сознание, мораль» [ 3, с. 114]. Кроме того, большое влияние на стабильность значимых ориентиров служебной деятельности играет и стаж практической деятельности. В исследовании В. М. Познякова и М. А. Черкасовой эмпирически доказано, что риск профессионального выгорания у сотрудников исправительных учреждений возрастает с увеличением срока службы [5]. Некоторые сотрудники, работающие достаточно длительное время, как утверждают В. А. Афиногенова [1], А. В. Зобков [2], А. А. Мишин [4], Н. П. Поливаева [6], Л. В. Серик [8], склонны и к профессиональной деформации, вызванной неустойчивостью и динамичностью ценностной системы в
целом. Все вышесказанное позволяет определить цель данной статьи, заключающейся в изучении влияния стажа службы на систему ПЦО сотрудников УИС.
Диагностика проводилась с 2019 по 2021 гг. на выборке обучающихся заочной формы обучения ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России в количестве 315 человек, имеющих стаж практической деятельности в пенитенциарных учреждениях; из них 32 % женщин и 68 % мужчин. В качестве диагностического инструментария был использован опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» (Н. А. Самойлик), психометрические характеристики которой были доказаны нами ранее [7].
На первом этапе все участники исследования были разделены на три группы согласно стажу службы. Характеристика выборки исследования по стажу представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика выборки по стажу профессиональной
деятельности
Номер группы испы- Стаж профессиональной Количество респонден-
туемых деятельности тов ( %)
Группа 1 до 5 лет 34
Группа 2 5-10 лет 37
Группа 3 10-15 лет 29
По результатам сравнительного анализа (табл. 2; рис. 1) по критерию Н-Краскала-Уоллиса можно сделать вывод о том, что представители выборки по-
разному представляют ценность знаний в процессе служебной деятельности (р < 0,002).
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа ПЦО сотрудников УИС (критерий Н-Краскала-Уоллиса)
Параметры Н-Краскала-Уоллиса и-Манна-Уитни Группа 1 Группа 2 Группа 3
Н Уровень значимости (р) Группа 1 Группа 2 Группа 2 Группа 3 Группа 1 Группа 3
и р и р и р
Ц-О 308,1 0,452 117,5 0,371 135,9 0,422 175,3 0,514 9,65 9,49 9,56
Ц-З 536,5 0,004 109,6 0,012 154,2 0,002 171,5 0,022 10,16 8,54 7,23
Ц-Ц 417,8 0,506 123,5 0,620 136,2 0,273 154,7 0,197 9,5 9,06 9,28
Ц-р 503,2 0,436 136,5 0,823 122,4 0,375 145,9 0,562 8,37 8,42 8,39
Ц-К 521,5 0,011 129,4 0,442 135,6 0,032 121,8 0,017 7,2 7,38 9,03
Ц-У 526,3 0,023 122,1 0,327 142,5 0,015 131,2 0,025 8,12 8,23 7,63
КТ ПЦО 202,7 0,003 143,5 0,018 135,6 0,041 108,9 0,015 9,65 8,55 7,24
ЭТ ПЦО 522,4 0,504 161,3 0,268 106,1 0,471 153,5 0,613 7,36 7,43 7,47
ПТ ПЦО 632,7 0,013 122,8 0,019 142,7 0,011 149,6 0,015 7,55 8,93 9,81
Примечание. В таблице и далее на рисунке приняты следующие обозначения:
ЦО — ценности-отношения, ЦЗ — ценности-знания, ЦЦ — ценности-цели, ЦР — ценности-результат, ЦК — ценности-качества, ЦУ — ценности-умения, КТ ПЦО — когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций, ЭТ — эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций, ПТ — поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций; полужирным шрифтом выделены значимые различия в исследуемых группах
Для сотрудников со стажем службы до пяти лет осознание необходимости развития профессиональных знаний играет важную роль (М = 10,16). С приобретением навыков выполнения служебных обязанностей значимость знаний снижается и повышается потребность в формировании паттерна профессио-
нального поведения и индивидуального стиля деятельности, основанного на системе ценностных категорий. В то же время заметим, что мотивация совершенствования знаний, необходимых как для личностного, так и для профессионального развития, присуща для представителей всех групп.
ПТ ПЦО ЭТ ПЦО КТ ПЦО Ц-У Ц-К
Ц-р Ц-Ц
Ц-З Ц-О
■ Группа 3 ® Группа 2
■ Группа 1
10
12
Рис. 1. Выраженность ПЦО сотрудников УИС по группам (М)
0
2
4
6
8
Полученные результаты позволяют утверждать, что в исследуемой выборке присутствуют достоверные различия по выраженности ценностей-качеств
(р < 0,011). Наибольший показатель по данной шкале был получен у сотрудников со стажем работы от 10 до 15 лет (М = 9,03). Для них свойственно развитое чувство профессионального долга, определяющее успешность служебной деятельности и результативность ее выполнения. Наличие таких качеств, как ответственность, дисциплинированность, исполнительность и обязательность, отражают тенденцию к профессиональному росту сквозь призму ценностных ориентиров. Интеграция вышеназванных личностных качеств в профессионально значимые категории свидетельствует о систематической работе представителей УИС над собой и совершенствовании их актуальных способностей.
По шкале «ценности-умения» также были получены достоверные различия в характере оценки важности личностного смысловой оценки служебной деятельности через когнитивные способности (р < 0,023). В то же время анализ результатов по И-критерию Манна-Уитни, позволяет утверждать, что сотрудники со стажем работы от 5 до 10
лет в большей степени склонны к повышению уровня и качества профессиональных умений как базовой основы профессионального саморазвития
(М = 8,23). У представителей третьей группы данный показатель несколько снижен (М = 7,63), что позволяет предположить наличие в структуре их профессионального сознания неустойчивых представлений о возможностях целевого использования знаний в практической деятельности представителей пенитенциарной сферы.
Особенно следует констатировать, что по шкале «ценности-отношения» не было получено статистически значимых различий. Данная шкала выражает понимание важности и необходимости развития межличностного взаимодействия в процессе служебной деятельности. Исходя из специфики работы специалистов пенитенциарной сферы, большая роль отводится именно позитивным отношениям в качестве ведущего способа преодоления стрессовых и конфликтных ситуаций. Отсутствие различий в выраженности проявлений отношений среди групп респондентов демонстрирует также удовлетворенность формальными и неформальными отношениями в служебных коллективах, где они проходят службу.
Среди исследуемых групп не было обнаружено достоверных различий по показателю направленности на достижение профессиональных целей. Данный результат полностью отражает соответствие цели уголовного наказания в виде лишения свободы и представлений сотрудников о значимости выполнения поставленных государством задач и для социума в целом. Практически тождественная выраженность среди респондентов важности достижения результатов реализуемой деятельности связана с объективной оценкой качества выполнения профессиональных задач. Кроме того, на основании количественных показателей можно говорить об имеющемся у сотрудников УИС стабильном и объективном представлении относительно продуктивности их служб. Немаловажную роль в этом играет и моти-вационная тенденция ставить перед собой профессиональные задачи, в том числе и в личностном саморазвитии.
В то же время достоверно значимые различия среди представителей исследуемых групп были получены по выраженности когнитивного типа ПЦО (р < 0,003). Наиболее ярко данный тип выявлен у сотрудников с опытом работы до пяти лет (М = 9,65), что обусловлено формирующейся потребностью в расширении кругозора профессиональных знаний. Незначительное снижение данного показателя в других группах связано с осознанием роли поведенческого типа ПЦО, направленного на увеличение диапазона операционно-деятельностного аспекта служебной деятельности. Сотрудники УИС с большим опытом работы реализуют определенную систему служебных действий, квалифицирующих их как специалистов, умеющих выполнять поставленные задачи на высоком профессиональном уровне.
При этом следует заметить, что эмоциональный тип представлен в группах идентично. Данное обстоятельство дает возможность предположить, что удовлетворенность результатами служебной деятельности свойственна всем респондентам, независимо от стажа служебной деятельности. Профессиональная самореализация и осознание социальной значимости своего труда является характерным показателем сформированной оценочно-результативной позиции представителей пенитенциарной сферы.
Таким образом, результаты проведенного исследования выявили достоверно значимые различия осознания важности в служебной деятельности представителей пенитенциарной сферы знаний, качеств и умений. Данные ценности являются необходимыми в процессе их профессиональной деятельности и в большей степени ориентированы на продуктивность выполнения профессиональных обязанностей. Отсутствие различий по другим шкалам позволяет говорить о тождественности представлений сотрудников о роли отношений, целей и результата для реализации себя как профессионала, понимающего социальную важность своего труда. Статистически значимые различия были выявлены в типах профессионально-ценностных ориентаций респондентов с разным стажем профессиональной деятельности. Для сотрудников со стажем работы до 5 лет характерен когнитивный тип, в то время как испытуемым со стажем работы до 15 лет присущ поведенческий тип.
Стоит заметить, что проведенное нами исследование не позволяет в полной мере раскрыть проблемные вопросы, связанные с выявлением специфики влияния стажа служебной деятельности на систему профессионально-ценностных ориентаций сотрудников
уголовно-исполнительной системы. Однако полученные в ходе диагностики результаты актуализируют необходимость проведения подобных исследований для разработки и внедрения программ психологического сопровождения развития системы профессиональ-
но-ценностных ориентаций для начинающих специалистов и для сотрудников, имеющих практический опыт, в целях профилактики негативных воздействий в процессе служебной деятельности, а также коррекции дестабилизации ценностной сферы в целом.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
Литература
Афиногенов, В. А. Профессиональная деформация сотрудников уголовно -исполнительной системы и меры по ее профилактике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2018. — № 8. — С. 74-76. Зобков, А. В. Саморегуляция поведения и деятельности как условие предупреждения профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. — 2017. — № 1 (11). — С. 56-59.
Ежова, О. Н. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников УИС как условие эффективности их профессиональной деятельности // Вестник Самарского юридического института. — 2017. — № 2 (24). — С. 113-119. Мишин, А. А. Профилактика профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы в образовательном процессе // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 4 (25). — С. 173-176.
Поздняков, В. М. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы / В. М. Поздняков, М. А. Черкасова // Прикладная юридическая психология. — 2013. — № 1. — С. 22-31.
Поливаева, Н. П. Профессиональное выгорание сотрудников правоохранительных органов и УИС: признаки и пути преодоления // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сборник материалов Всероссийской научно -практической конференции (06-07 июня 2012 года). — Воронеж : Федеральная служба исполнения наказаний, ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России, 2012. — С. 706-712.
Самойлик, Н. А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориен-таций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 7 (63). — С. 141-167.
Серик, Л. В. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание сотрудников уголовно-исполнительной системы: методики оценки и профилактики // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. (30-31 мая 2019 года). — Самара : Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. — С. 217-220.
Сластенин, В. А. Педагогическая аксиология : монография. — Красноярск : СибГТУ, 2008. — 293 с.
Сведения об авторе
Наталья Анатольевна Самойлик: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Natalya A. Samoylik: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), chief of the Chair of the Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]