Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РОСТ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РОСТ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
555
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рузавина Анастасия Константиновна

Статья рассматривает роль средств массовой информации в распространении экстремизма в молодежной среде. Анализируются основные пути и способы распространения экстремистских материалов в СМИ и сети Интернет. Исследуются деструктивные тенденции в российских СМИ и сети Интернет, а также информационные средства и методы, используемые молодежными экстремистскими группировками и организациями. Проводится анализ ранее появлявшихся в средствах массовой информации экстремистских материалов с целью выделения ключевых причин распространения экстремизма. Основное внимание уделяется проблеме трансляции российскими СМИ жестокости, насилия и экстремизма. Обосновывается актуальность изучения роли средств массовой информации как одного из каналов распространения экстремизма (в том числе среди молодежи) и его превращения в инструмент противодействия в политике борьбы с экстремистской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MASS MEDIA IMPACT ON THE GROWTH OF EXTREMISM AMONG YOUTH

The study shows the role of mass media in spreading extremism among youth. It is spoken in detail about main ways and means of disseminating extremist materials in the media and on the Internet. The study gives an analysis of destructive trends in Russian media and the Internet as well as information tools and methods used by youth extremist groups and organizations. Much attention is given to the extremist materials that have previously appeared in the media in order to identify the key causes of the extremism spread. Further the author reports focus on highlighting the problem of broadcasting cruelty, violence and extremism by Russian media. The author justifies the relevance of studying the role of mass media as a channel of extremism spreading (among young people included) and its transformation into an instrument of counteraction in the policy of combating extremist activities.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РОСТ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ»

УДК 323.283:366.636

Рузавина Анастасия Константиновна

старший преподаватель кафедры иностранных языков Сибирского Института Управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-2141-6510

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РОСТ ЭКСТРЕМИЗМА В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ

Ruzavina Anastasia Konstantinovna

Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Siberian Institute of Management -the branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration https://orcid.org/0000-0002-2141-6510

THE MASS MEDIA IMPACT ON THE GROWTH OF EXTREMISM AMONG YOUTH

Аннотация:

Статья рассматривает роль средств массовой информации в распространении экстремизма в молодежной среде. Анализируются основные пути и способы распространения экстремистских материалов в СМИ и сети Интернет. Исследуются деструктивные тенденции в российских СМИ и сети Интернет, а также информационные средства и методы, используемые молодежными экстремистскими группировками и организациями. Проводится анализ ранее появлявшихся в средствах массовой информации экстремистских материалов с целью выделения ключевых причин распространения экстремизма. Основное внимание уделяется проблеме трансляции российскими СМИ жестокости, насилия и экстремизма. Обосновывается актуальность изучения роли средств массовой информации как одного из каналов распространения экстремизма (в том числе среди молодежи) и его превращения в инструмент противодействия в политике борьбы с экстремистской деятельностью.

Ключевые слова:

экстремизм, молодежный экстремизм, терроризм, государство, право, средства массовой информации, Россия

Summary:

The study shows the role of mass media in spreading extremism among youth. It is spoken in detail about main ways and means of disseminating extremist materials in the media and on the Internet. The study gives an analysis of destructive trends in Russian media and the Internet as well as information tools and methods used by youth extremist groups and organizations. Much attention is given to the extremist materials that have previously appeared in the media in order to identify the key causes of the extremism spread. Further the author reports focus on highlighting the problem of broadcasting cruelty, violence and extremism by Russian media. The author justifies the relevance of studying the role of mass media as a channel of extremism spreading (among young people included) and its transformation into an instrument of counteraction in the policy of combating extremist activities.

Keywords:

extremism, youth extremism, terrorism, state, justice, mass media, Russia

На сегодняшний день молодежный экстремизм является одной из острейших проблем во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Рост агрессивных настроений в обществе и деструктивных тенденций в среде молодежи обусловливается не только психологическими и возрастными особенностями данного социального слоя населения, но и влиянием публикаций в российских средствах массовой информации. В социальных сетях в Интернете и различных новостных источниках всё чаще можно встретить публикации с информацией о совершенных террористических и экстремистских действиях, убийствах и преступлениях на почве ненависти (религиозной, расовой и др.). Анализ большинства таких публикаций показывает, что многие из этих преступлений характеризуются особой жестокостью или даже цинизмом, что указывает на желание вызвать реакцию общества и, как следствие, спровоцировать его дестабилизацию.

Прежде всего для дальнейшего исследования необходимо определить, что понимается под терминами «молодежный экстремизм» и «средства массовой информации». Для этого обратимся к этимологии: термин «экстремизм» происходит от латинского extremus, что в переводе означает «крайний». То есть экстремизм подразумевает любые крайние меры и взгляды, а также стремление к радикальным идеям и действиям. Этнополитические исследования Л.М. Пронского и Р.А. Шаряпова представляют экстремизм как «приверженность конкретных лиц или организаций к крайним взглядам и мерам общественной практики, несущим в себе высокую степень опасности для личности, общества и государства» [1].

Однако для формирования определения именно молодежного экстремизма необходимо учесть возрастные и психологические особенности людей, относящихся к категории молодежи.

К примеру, портал органов государственной власти Тюменской области под молодежным экстремизмом понимает «взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства» [2]. Однако автор данной статьи предлагает в дальнейшем опираться на собственное определение, где молодежный экстремизм - это противозаконная деятельность деструктивно настроенных молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет с целью реформирования одной из сфер общества при помощи современных методов пропаганды, угроз и/или насилия, опасная для государства и общества.

Под средствами массовой информации чаще всего понимаются те каналы и органы, которые оперативно и активно осуществляют передачу и распространение общедоступной информации для широких масс населения. К ним относятся радио, телевидение, газеты, журналы и сеть Интернет. Чуть более полное определение дано в ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», где под СМИ понимаются «периодические печатные издания, сетевые издания, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием» [3]. Такое разнообразие источников средств массовой информации просто необходимо, так как каждый из них обладает разной возможностью воздействия и влияния на людей в зависимости от их способности воспринимать информацию тем или иным способом. Если говорить о зарубежном толковании масс-медиа, то и в правовом, и в научном поле СМИ понимают как совокупность традиционных и новейших технологий передачи информации, наряду с газетами, ТВ и радио включающую сеть Интернет, а также институты, которые отвечают за управление ими [4].

В статье при употреблении терминов «СМИ» или «масс-медиа» будут рассматриваться не только традиционные способы и технологии передачи информации, но и современные медиа-технологии, включающие социальные сети, Интернет, информационные приложения для смартфонов и т. д. Их роль в современном мире продолжает неуклонно возрастать, а ежедневное использование таких технологий в среде молодежи указывает на бессмысленность игнорирования их влияния на общественное мнение и сознание. В дальнейшей работе автор будет опираться именно на такое понимание вышеуказанных дефиниций.

Рассмотрим теперь роль средств массовой информации в распространении экстремистских материалов и возможности популяризации экстремистских идей в молодежной среде с их помощью. Сегодня в прессе, на телевидении и в Интернете практически молниеносно отражаются все события, происходящие в мире. Однако в современных условиях высокой конкуренции целью СМИ является не только информирование общества о происходящих в мире событиях, но и привлечение внимания аудитории. Именно поэтому практически каждое сообщение для привлечения внимания создает яркий эмоциональный след и является сенсацией - реальной или вымышленной. Вследствие такой погони за рейтингом СМИ всё больше и чаще ориентируются на публикацию сообщений о крупных происшествиях и катастрофах, интерпретируя действительность в нужном им ключе. В свою очередь, экстремистские и террористические организации любые свои действия и акции также стремятся предать огласке в надежде, что резонанс от произведенного действия превзойдет его масштаб и станет своего рода фактором устрашения общества и его дезорганизации. Это приводит к тому, что в итоге стремления экстремистов и средств массовой информации в той или иной степени совпадают - обе стороны стремятся к наибольшей огласке события. Такие публикации формируют у аудитории определенные эмоции, чаще всего - негативные. Вполне вероятно, что, ретранслируя террористические идеи, СМИ не до конца осознают пагубные последствия таких информационных сообщений и их отрицательное воздействие на психику молодежи. Интенсификация уже накопленных негативных эмоций путем продолжения публикаций нередко побуждает молодых людей к действиям, чем активно пользуются экстремистские группировки. Лоббируя собственные интересы в СМИ, они тем или иным образом подставляют их редакции, на которые за последние годы, по данным портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры РФ, было заведено около тысячи уголовных и административных дел за экстремизм.

Рассмотрим подробнее основные способы проникновения экстремистских материалов в масс-медиа и главные формы, в которых эти материалы появляются в изданиях СМИ.

Один из наиболее распространенных способов проникновения экстремизма в масс-медиа заключается в использовании журналистами непроверенной информации или информации из недостоверных источников. Стремясь описать события экстремистского характера, они включают излишние подробности произошедшего, что запугивает аудиторию и провоцирует народные волнения. Передача информации такого рода становится катализатором неприкрытой агрессии и в некоторых случаях может привести к выступлениям против религиозных или национальных групп. Одним из самых ярких примеров подтверждения работоспособности описанного меха-

низма могут послужить факты возбуждения вражды на почве национальной и религиозной принадлежности к представителям из регионов российского Северного Кавказа, исповедовавшим мусульманство, которые участились после серий публикаций в СМИ, освещавших теракты в московском метрополитене в 2010 г.

Еще один вид проникновения экстремистских интересов в СМИ - это публикация в масс-медиа материалов, в которых ярко выражена ангажированность автора в сторону экстремистов и террористов. Чаще всего к таким материалам относятся авторские колонки, статьи-рассуждения и журналистские комментарии, где авторы явно выражают свое сочувствие преступным лицам, литературно называя их «борцами за справедливость». На практике такая романтизация и стирание первоначального мотива экстремиста в глазах журналиста может привести к романтизации самого явления экстремизма в среде молодежи. Самый известный, пожалуй, пример такой публикации - это статья обозревателя Юлии Латыниной в «Новой газете» под заголовком «Если мы не Запад, то кто мы?». Автор публикации называл экстремистов «самыми смелыми», «бесстрашными», «отстаивающими свои идеалы». Помимо этого, в своей заметке девушка проводила аналогию российских властей, пропагандирующих «русскую культуру», с Адольфом Гитлером и его книгой, где он также «противопоставлял ... культуру... европейской бездуховности». Также в материалах она отметила, что только три нации могут «претендовать на автохтонность», а все остальные назвала при этом «грязнокровками». Издание «Коммерсантъ» указывает, что Роскомнадзор вынес предупреждение журналистке и обязал редакцию газеты удалить публикацию в течение десяти дней [5].

Помимо этого, экстремизм проникает в СМИ и социальные сети посредством критики органов государственной власти и правоохранительных органов, реализующих политику борьбы с экстремизмом, подвергая сомнению применяемые меры, которые авторы публикаций называют неоправданно жестокими и антигуманными, а саму политику этих органов - несоответствующей международным принципам защиты человеческих прав. Подтверждением служат, как правило, конкретные факты, ошибки или нарушения указанных органов. В России, как и в любом демократическом государстве, масс-медиа могут и должны критиковать власть государства, осуществляя функцию поиска истины и восстановления справедливости, но в данном пункте речь идет о гиперболизации происходящих событий и оправдании действий экстремистов. В таком случае СМИ обязаны нести ответственность по закону, указывает в своем исследовании путей распространения экстремизма М.Х. Абдуллаев [6].

Экстремизм проникает в СМИ также путем заброса информации экстремистского характера в электронные издания. Отдельно стоит отметить, что Интернет вообще является самым простым и доступным инструментом распространения экстремизма, так как с точки зрения права он наименее регламентирован законодательством (по сравнению с остальными сферами деятельности человека), а зарубежные площадки вообще не попадают под отечественную юрисдикцию, что упрощает распространение идей экстремизма в интернет-пространстве. В социальных сетях любой контент фильтруется при помощи технических алгоритмов на основе того, что именно пользователь обычно просматривает через свой профиль, а это создает иллюзию собственного пространства, небольшого «мирка вседозволенности» и самостоятельного выбора. Такая иллюзия стимулирует большее доверие к социальным сетям, чем к остальным ресурсам и, соответственно, создает больше возможностей для распространения экстремистских идей. Например, социальная сеть «ВКонтакте» позволяет найти огромное количество групп с экстремистским содержанием, но чаще всего доступ к ним ограничен их администраторами, а название и описание завуалировано под патриотические идеи. В данном случае самой большой группой риска становятся молодые люди, так как они составляют большую часть пользователей Интернета в целом, а не до конца сформировавшиеся нравственные ориентиры и неокрепшая психика делают их потенциальными жертвами экстремистов, постоянно находящихся в поиске единомышленников и соучастников. Роскомнадзор в одном из своих официальных публичных докладов отметил, что было зафиксировано множество случаев смены ориентиров (или так называемой «переквалификации») интернет-ресурсов, изначально зарегистрированных как средства массовой информации: источники, ранее осуществлявшие информирование граждан о происходящих событиях, становились источниками пропаганды экстремистских идей, открыто публикуя материалы, возбуждавшие вражду и ненависть к государственности, и российскому государству в частности.

Еще один яркий пример распространения экстремистских идей в сети Интернет - это трансляция или публикация различной символики и разного рода визуальных изображений, которые так или иначе относятся к разряду экстремистских (или фашистских, или националистических и т. д.). К ним относятся фотографии, запрещенная символика и др., однако каждый из этих случаев требует детального рассмотрения, поскольку такие факты могут определяться как невольное действие, ненаправленное на распространение экстремизма или пропаганду экстремистских движений.

Помимо вышеуказанных способов проникновения экстремизма в средства массовой информации, необходимо отметить качественную составляющую любой публикации. Поскольку каждое транслируемое сообщение сосредоточено на привлечении максимального внимания, что оправдывается коммерческими выгодами рынка, то способ подачи информации в сообщении зачастую носит эпатажный характер, так называемый «shock content» для читателя (т. е. содержимое публикации, вызывающее шок). Для этого СМИ акцентируют внимание на процессе совершенного насильственного действия, его «смаковании». Это особенно ярко проявляется на телевидении при подаче информации в новостных или документальных передачах и в сети Интернет, где, помимо основной подачи сообщения, есть возможность обратиться к комментариям других людей или прокомментировать запись самому, лично или анонимно. Такая популярность насильственной составляющей информационных сообщений неизбежно ведет к росту агрессивности во всех слоях общества и девиантного поведения, особенно среди молодежи. Растет количество случаев молодежного экстремизма, которое потенциально может быть связано с тем, что у молодых людей формируются ложные представления и образ мышления, такие нормы и стандарты поведения, согласно которым единственно верным и наиболее эффективным способом разрешения любого возникающего конфликта становится насилие.

Нельзя отрицать и такой канал проникновения экстремистских идей в СМИ как прямое цитирование изречений или интервью тех лиц, чьи действия были признаны экстремистскими. Чаще всего такие публикации включают цитирование изречений, связанных со свержением государственной власти или призывы к вражде по отношению к определенной группе населения по одному из признаков. Пример подобного проявления указывает в своём исследовании М.Х. Аб-дуллаев, описывая активное цитирование в печатных СМИ в 2008 г. речей одного из идеологов-экстремистов Дагестана и Ингушетии Александра Тихомирова (известного как «Саид Бурятский») [7]. Публикация текста повлекла за собой возбуждение нескольких уголовных дел, инициированных Следственным управлением СК РФ по Республике Дагестан.

Таким образом, проанализировав способы проникновения экстремизма в средства массовой информации, необходимо отметить, что зачастую СМИ неосознанно становятся каналом распространения экстремизма, особенно среди молодых людей. Это актуализирует важность изучения информационного аспекта экстремизма для возможности его дальнейшего использования в качестве инструмента профилактики экстремистской деятельности.

Ссылки:

1. Пронский Л.М., Шаряпов Р.А. Понятие и определение экстремизма с государственно-политической точки зрения // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. Махачкала, 2008. С. 165-170.

2. Профилактика молодежного экстремизма [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/block/actuals/prokur_explain/more.htm?id=11283543@cmsArticle (дата обращения: 09. 02.2021).

3. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности в России М., 2014. 344 с.

5. «Новую газету» предупредили за «особую русскую культуру»: Роскомнадзор обнаружил в публикации экстремизм [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2588168 (дата обращения: 09.02.2021).

6. Абдуллаев М.Х. Понятие экстремизма и пути его распространения через каналы СМИ (на материалах республики Дагестан) // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 3. С. 105-109.

7. Там же.

Редактор, переводчик: Невзорова Наталья Викторовна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.