УДК 34 © Г.В. Елисеева
Г. В. Елисеева
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Пропаганда террористических и экстремистских идей на территории нашего государства становится в последнее время одной из актуальных проблем. В данной статье рассматриваются ключевые причины распространения подобных настроений в молодежной среде, а также приводятся примеры эффективных мер по борьбе с ними. Также автор анализирует влияние средств массовой информации, в первую очередь, информационной сети Интернет на распространение террористической пропаганды среди молодых граждан.
Ключевые слова: молодежь, терроризм, экстремизм, Интернет, социальные сети, профилактика терроризма и экстремизма.
I |а сегодняшний день мировое сообщество переживает достаточно сложный период -I I период нестабильности, социально-экономических и политических противоречий. События 2015 года стали апофеозом террористических проявлений во всем мире. Этот год -крайне нестабильный во всех аспектах - продемонстрировал нашу незащищенность перед лицом терроризма. Поэтому в условиях сложившейся ситуации неудивительным является факт возросшей экстремистской направленности в поведении населения, особенно в молодежной среде. Этому способствует, на наш взгляд, романтизация террористов посредством сериалов, книг, статьей весьма сомнительного содержания. А между тем, необходимо действовать ровно наоборот - дегероизировать наемных убийц и боевиков через массовые кампании, проводимые СМИ, выработать отвращение у молодежи к подобным субъектам. Ведь именно молодые граждане являются приоритетной целью для заманивания в террористические и экстремистские организации. Через соцсети, радио, литературу представители крупнейших террористических организаций заманивают в свои ряды молодых граждан России и всего мира. Ярким примером этому может быть недавно нашумевший случай с Варварой Карауловой - студенткой известного московского ВУЗа, завербованной через глобальную сеть Интернет боевиками террористической организации «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории России. Для того чтобы бороться с распространением подобных настроений в молодежной среде, необходимы эффективные профилактические меры по борьбе с проявлениями терроризма и экстремизма.
Как упоминалось выше, социальные сети, как и Интернет в целом, имеют огромное влияние на современную молодежь. Большинство информации о различных событиях в мире молодые граждане получают именно из данной информационной сети. Главными пользователями популярных социальных сетей по-прежнему остаются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет,
то есть основная целевая аудитория террористов - вербовщиков. Как отмечает в своей статье А.Г. Александров: «В настоящее время все чаще отмечаются попытки экстремистских организаций использовать социальные сети для распространения своей идеологии в молодежной и подростковой среде. Проникновение организаций экстремистской направленности в глобальную сеть Интернет осуществляется без каких-либо проблем, т.к. указанная информационная среда обладает низкой степенью безопасности. Социальные сети стали неотъемлемой частью нынешнего информационного или телекоммуникационного общества. Хоть социальные сети и не новое явление для нашей страны, но вплоть до сегодняшнего дня стоит вопрос о контролируемости доступа к различной информации, например личным данным, организационные меры, различные технические и программные средства защиты и контроля не эффективны до сих пор. Этот вопрос стоит достаточно остро и сейчас, информационные ресурсы социальных сетей подвержены криминализации и использованию в качестве средств пропаганды и распространения идеологии экстремизма» [2].
Разумеется, причин распространения экстремистских и террористических настроений среди молодежи можно найти еще немало. Основными из них являются политическая нестабильность российского общества, низкий уровень политической и правовой культуры молодежи, романтизация насилия и терроризма через СМИ, недостаточная поддержка государством молодежных объединений и.т.д. Назревает закономерный вопрос - а как бороться с подобными явлениями? Ведь молодежь достаточно уязвимая демографическая группа, подверженная влиянию со стороны, и порой просто неконтролируемая. А между тем в последнее время мы можем наблюдать распространение политического и религиозного экстремизма в современной России, что свидетельствует о расширении практики применения экстремистскими силами всё новых форм нелегитимной насильственной деятельности. Поэтому, на наш взгляд, необхо-
димы комплексные профилактические меры со стороны, в первую очередь, государства и правоохранительных структур, направленных на искоренение причин, перечисленных выше.
В настоящее время законодательство по противодействию террористической и экстремистской деятельности на основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах, внутригосударственных нормативно-правовых актах. Основными нормативными актами, определяющими правовые основы борьбы с экстремизмом и терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года, которым определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и установлена ответственность за ее осуществление, а также Федеральный закон «О противодействии терроризму» № 35-Ф3 от 6 марта 2006 года.
В целях предупреждения экстремистских проявлений политического характера, 23 марта
2005 г. был принят Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Данный Указ стал одним из первых нормативных актов в области противодействия экстремизму в России [4]. Также немаловажную роль играет Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля
2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму», который был издан в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму.
Впоследствии, наряду с другими правовыми регламентами, регулирующие социально-политические отношения, ориентируясь на военно-патриотическое воспитание граждан и использование образовательного ресурса в решении проблем экстремизма, Правительством РФ были приняты: постановление от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», одна из задач которых заключается в противодействии проявлениям политического и религиозного экстремизма и постановление от 25 августа 2001 г. № 629, которым утверждена Федеральная целевая программа - «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [4].
На наш взгляд, одним из важнейших нормативных регламентов, закрепляющих основы борьбы с экстремизмом и терроризмом на территории нашего государства, является «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». Данная Стратегия была разработана в целях конкретизации положе-
ний Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Мерами поэтапной реализации Стратегии должны стать:
- разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму;
- прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз;
- обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму;
- создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», от проникновения экстремистской идеологии [1].
Хотелось бы верить, что вышеуказанный комплекс мер будет осуществлен на практике и основным результатом реализации данной Стратегии будет сведение к минимуму распространения экстремистских настроений среди молодежи. В данном случае можно согласиться с Н.Б. Бааль, которая отмечает в своей диссертации: «Экстремизм молодежи является атрибутивной чертой любого общества, его полное искоренение (репрессивно-правовыми, экономическими или социально-культурными) методами невозможно. Однако вполне реально его ограничение, удержание в рамках приемлемого в результате реализации динамичного комплекса международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития российского общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики (прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму) повысит интегральный потенциал этой важной социально-демографической группы и придаст новый импульс развитию страны» [3].
Для того чтобы бороться с распространением террористических и экстремистских настроений в нашем государстве, Государственная Дума приняла инициированный правительством закон, которым вводятся штрафы до 1 млн. рублей за публикации в СМИ, призывающие к терроризму или оправдывающие его. Согласно закону, для юридических лиц увеличивается штраф по статье 20.29 КоАП «Производство и распространение экстремистских материалов» -с 50-100 тыс. рублей до 100 тыс. - 1 млн. рублей.
Кроме того, в статье 13.15 КоАП предлагается прописать наказание за «производство и выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) материалы, публично оправдывающие терроризм» [5].
А 15 декабря 2015 года на совместном заседании HAK и Федерального оперативного штаба Глава ФСБ России Александр Бортников выступил за корректировку действующей нормативно-правовой базы и ужесточение уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.
«Учитывая сохраняющуюся тенденцию к росту количества выезжающих из России в «горячие точки» радикально настроенных лиц, в первую очередь из числа молодежи, нужно принять исчерпывающие меры по выправлению ситуации. Требуется усилить антитеррористическую и антиэкстремистскую пропаганду с позиций межведомственных комиссий по противодействию идеологии терроризма с участием представителей Минобрнауки, МВД, Роскомнад-зора, Росмолодежи и Роспечати, шире привлекать общественность и средства массовой информации, молодёжные и студенческие организации, преподавательский состав вузов, а в наиболее проблемных регионах - инициировать профилактическую работу на уровне школ», -сказал Бортников [6].
Хотелось бы надеяться, что ужесточение наказания за террористическую и экстремистскую пропаганду действительно приведет к желаемому результату. Однако нельзя не согласиться с Главой ФСБ в том, что необходимо проводить регулярную профилактическую работу на уровне школ, ВУЗов и различных молодёжных объединений.
На наш взгляд, наиболее эффективными действиями по борьбе с распространением террористических и экстремистских настроений среди молодежи могут стать:
1. Проведение различных мероприятий, направленных на формирование правовой и политической культуры в молодежной среде. Это могут быть различные политические дебаты, дискуссии, школы молодых политиков и ораторов, в которых молодые люди будут учиться аргументированно высказывать и обосновывать собственную точку зрения.
2. Увеличение количества часов, отведенных на юридическое образование в школах. Овладение основами права будет способствовать развитию у молодежи высокого уровня правосознания, что немаловажно, на наш взгляд, в борьбе с террористическими и экстремистскими настроениями.
3. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения и антидискриминационного отношения ко всем людям. Уважение и терпимость к людям независимо от их происхождения, религии, социального и имущественного положения, национальности, должны прививаться ребенку еще с детства, а затем и в учебных заведениях. Этому может поспособствовать проведение различных семинаров, конференций, круглых столов по вопросам толерантного отношения друг к другу и профилактике различных форм дискриминации в обществе.
4. Организация эффективной поддержки молодежи и молодежных организаций со стороны государства и государственных органов. Такая поддержка может выражаться в проведении различных федеральных целевых программ, таких как «Жилище», «Молодая семья» и пр. Однако, в данном случае очень важна социальная и материальная доступность подобных программ для молодых граждан и семей.
5. Решение проблем молодежной занятости и трудоустройства также станет достаточно эффективной мерой в борьбе с террористической пропагандой. Именно социальная и бытовая неустроенность зачастую является плодотворной почвой для формирования террористических группировок. Отсутствие перспектив достижения социального успеха, безработица, низкий уровень материального благосостояния могут являться факторами, провоцирующими повышенный интерес молодежи к террористическим организациям. Поэтому забота со стороны государства о молодых гражданах совершенно необходима.
6. Фильтрация контента в социальных сетях и в целом в глобальной сети Интернет. Для эффективной борьбы с пропагандой экстремизма в социальных сетях необходимо наличие действенного механизма по осуществлению непрерывного мониторинга и оперативного блокирования вредоносного контента и принятия мер в рамках законодательства РФ в отношении лиц, распространяющих данный контент. Все это следует проводить строго в соответствии с действующим законодательством РФ для недопущения нарушения прав и свобод граждан страны.
Таким образом, вышеперечисленные и другие меры могут стать важнейшим инструментом в борьбе с террористической и экстремистской пропагандой в молодежной среде. Государству необходимо помнить о том, что проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений.
Библиографический список
1. «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» от 28 ноября 2014 г. № Пр-2753.
2. Александров, А.Г. Распространение молодежного экстремизма в глобальной сети Интернет [Текст] / А.Г. Александров // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2014. - № 1 (23). -С. 93-96.
3. Бааль, Н.Б. Политический экстремизм российской молодежи и технологии его преодоления [Текст]: автореф. дис...докт. политических наук / Н.Б. Бааль - Нижний Новгород, 2012. - 42 с.
4. Колов, A.M. Пределы экстремизма и правовые основы противодействия его проявлениям [Текст] / A.M. Колов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - №3. - С. 100 - 104.
5. Госдума ужесточила наказания за призывы к терроризму и экстремизму в СМИ [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.interfax.ru/russia/438377, свободный.
6. Глава ФСБ заявил о необходимости ужесточения наказания за терроризм [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.vz.ru/news/2015/12/15/783871.html, свободный.
References
1. «The strategy to counter extremism in the Russian Federation up to 2025» dated November 28, 2014 № Pr-2753.
2. Aleksandrov , A.G. Rasprostranenie molodezhnogo jekstremizma v global'noj seti Internet. [Distribution of youth extremism in the Internet]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2014, 93-96 P-
3. Baal', N.B. Politicheskij jekstremizm rossijskoj molodezhi i tehnologii ego preodolenija. [Political extremism of Russian youth and technology to overcome]. Nizhnij Novogorod, 2012, 42 p.
4. Kolov, A.M. Predely jekstremizma i pravovye osnovy protivodejstvija ego projavlenijam. [Limits of extremism and legal framework for combating its manifestations]. Biznes v zakone. Jekonomiko-juridicheskij zhurnal, 2010, 100-104 p.
5. Gosduma uzhestochila nakazanija za prizyvy k terrorizmu i jekstremizmu v SMI. [ Military notes]. Mode of access: http://www.interfax.ru/russia/438377 (data obrashhenija 19.10.2015).
6. Glava FSB zajavil о neobhodimosti uzhestochenija nakazanija za terrorizm. SMI. [Military notes]. Mode of access: http://www.vz.ru/news/2015/12/15/783871.html (data obrashhenija 19.10.2015).
THE LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING TERRORISM AND EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE
Galina V. Eliseeva,
Senior Lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technology
Abstract. The propaganda of terrorist and extremist ideas on the territory of our country has recently become one of the urgent problems. This article discusses the key reasons for the spread of such sentiments among the youth, as well as examples of effective measures to combat them. The author also analyzes the influence of the media in the first place, information on the Internet to disseminate terrorist propaganda among young people.
Keywords: youth, terrorism, extremism, Internet, social networking, prevention of terrorism and extremism.
Сведения об авторе:
Елисеева Галина Валерьевна - старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: galina.eliseeva.88@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 30.12.2016.