Рудик Михаил Викторович
кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Волков Дмитрий Васильевич
кандидат юридических наук, Университет экономики и управления (e-mail: [email protected])
Социальные сети как средство распространения экстремизма
В статье анализируется проблема распространения экстремизма в сети Интернет, особенно в социальных сетях. Рассматривается вопрос правильного применения уголовного закона в отдельных спорных случаях, связанных с распространением экстремистских идей в социальных сетях.
Ключевые слова: Интернет, социальные сети, экстремизм, преступление, репост.
M.V. Rudik, Candidate of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
D.V. Volkov, Candidate of Law, University of Economics and Management; e-mail: criminology@ bk.ru
Social networks as a means of spreading extremism
The article is devoted to the problem of the spread of extremism in the Internet and especially in social networks. In addition, the authors raise the question of the correct application of the criminal law in certain disputable cases associated with the spread of extremist ideas in social networks. Key words: Internet, social networks, extremism, crime, repost.
В эпоху постоянно растущей глобальной информатизации общества, основанной на использовании компьютерных и информационных технологий, в России часто проявляется проблема молодежного экстремизма. В силу постоянного роста возможностей интернет-ресурсов информация, размещенная в сети, постепенно перестает быть полностью контролируемой. Вследствие этого появляется нравственно негативная информация. Если раньше экстремизм рассматривался как явление, которое существует где-то далеко, сейчас благодаря возможностям компьютерных и информационных технологий мы видим ту реальную угрозу, которую он несет в себе, причем все это происходит в режиме реального времени.
Сотовая связь, мультимедиа, компьютерные технологии трансформировали межличностную и групповую коммуникацию до масштабов массовой (форумы, чаты, блоги и т.д. стали достоянием широких слоев интернет-аудитории). В итоге члены экстремистских движений и групп получили возможность распространять свою идеологию, убеждения в интернет-ресур-
сах, где численность аудитории может колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч человек [1].
Многочисленные социальные сети, которые так популярны среди молодежи, позволяют общаться на любые темы, обсуждать и комментировать те или иные события. Обладая знанием психологии, экстремисты получили возможность под видом «обмена мнениями» вести в социальных сетях свою пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «заинтересованных», используя в своих целях легко трансформирующееся и несформировавшееся молодежное сознание. Правоохранительными органами постоянно проводится мониторинг интернет-ресурсов на предмет выявления экстремистских идей, призывов, взглядов.
По мнению В. Гладышева, пропаганда экстремизма в социальных сетях имеет свою специфику. Это следует из того, что в социальных сетях часто указывается личная информация, возможно целенаправленное распространение материалов для оказания максимального воздействия на пользователей определенной
32
возрастной группы. Например, в любой группе, пропагандирующей религиозный фундаментализм, большинство подписчиков младше 18 лет. Они являются благодатной почвой для продвижения идей религиозного экстремизма из-за внушаемости [2].
Следует отметить, что постоянная цензура в социальных сетях появилась еще в 2012 г. Исходя из практики применения уголовного закона, чаще всего применяются ст. 280 и 282 УК РФ (за призывы к экстремизму и так называемые экстремистские высказывания, связанные с Украиной и Сирией). Обычно эти дела касаются пользователей социальной сети «ВКон-такте» [3]. Если в 2015 г. было вынесено около 20 приговоров с реальным лишением свободы за так называемые экстремистские высказывания в соцсетях, то уже в 2016 г. за подобные высказывания в «ВКонтакте» к уголовной ответственности привлекли 119 человек, в то время как за пост на Фейсбуке преследовали одного человека, а в «Одноклассниках» - троих [3].
В 2016 г. в Рунете было закрыто около 26 тыс. экстремистских сайтов. Кроме того, в августе 2016 г. усилиями МВД России и ФСБ России была прекращена деятельность ячейки международного интернет-сообщества, объединившего более 100 тыс. последователей, распространявшего радикальные идеи, осуществлявшего набор боевиков в состав международных террористических организаций, а также сбор средств для финансирования международной террористической организации «Исламское государство» (запрещена в Российской Федерации) [4].
Следует отметить, что правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В Российской Федерации запрещено создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Наиболее строгое наказание за действия экстремистского характера предусмотрены УК РФ. За публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности также предусмотрена уголовная ответственность по ст. 280 УК РФ.
Статьей 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение действий,
направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также за унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Уголовная ответственность за указанные действия наступает для лица, достигшего возраста 16 лет.
Все чаще приходится признавать, что в современной действительности молодежь оказывается весьма уязвимой перед хорошо спланированным массированным воздействием экстремистского характера. Часто негативную роль играет неформальная среда общения, в которой происходит социализация молодых людей. Все чаще неформальные объединения способствуют проникновению в сознание молодежи, особенно подростков, экстремистских взглядов, используя для этого интернет-ресурсы, провоцируя спонтанные экстремистские действия.
В современной России традиционные СМИ утрачивают уникальность в создании информационного пространства, уступая позиции сети Интернет сообществам блогеров, живым журналам. Интернет перестает быть комментатором новости и становится создателем и транслятором, как телевидение или радио. Диссонанс между новостными сообщениями официальных СМИ и информацией, поступающей через Интернет, отчетливо указывает на грубый популизм в существующей политической системе, что увеличивает негативное отношение интернет-сообщества к власти в целом и отдельным персонам и партиям в частности [5].
Большинство аккаунтов в социальных сетях следует разделить на два вида. Первый цитирует наиболее актуальные публикации из лент новостей, которые впоследствии обрастают массой комментариев неравнодушных пользователей. Аккаунт второго вида представляет собой личные страниц пользователей, на которых нередко публикуются фото- и видеоматериалы, а также эмоциональные сообщения и рассуждения экстремистского характера [6, с. 31-32].
Если рассматривать статистику возбужденных уголовных дел в регионах, то за 2016 г. правоохранительными органами, например, Липецкой области было возбуждено 7 уголов-
33
ных дел о преступлениях экстремистской направленности, совершенных жителями с использованием сети Интернет. По требованию прокуратуры блокирован доступ к более чем 90 сайтам, распространяющим информационные материалы экстремистской направленности, внесенные в Федеральный список экстремистских материалов [6].
Необходимо отметить, что и в таком молодом регионе Российской Федерации, как Республика Крым, выявлены случаи распространения информационных материалов экстремистской направленности. Так, в июле 2015 г. Сакский горрайсуд вынес приговор 30-летнему жителю района, который обвинялся в пропаганде нацизма в социальных сетях, и приговорил его к 1,5 годам лишения свободы условно [8].
Но что же толкает сотни пользователей социальных сетей на эти опасные проявления? В некоторых случаях люди просто открыто высказывают свою неприязнь к определенным воззрениям или политическим взглядам, которые они не разделяют, например, антифашисты высмеивают неонацистов, националисты открыто призывают ненавидеть евреев и т.д. Ничего необычного в этих действиях и высказываниях нет, интересно то, где они были опубликованы. Статистика говорит, что в большинстве случаев речь идет о социальной сети «ВКонтакте». По мнению экспертов, «ВКонтак-те» на сегодняшний день является одной из самых популярных социальных сетей среди россиян.
Что чаще всего делают пользователи с понравившимися им картинками и высказываниями? Они их репостят. Например, если один пользователь пишет, что он запостил понравившиеся ему видео, значит ли это что он загрузил этот видеофайл себе на компьютер или нет, ведь он его не создавал и не выкладывал. Могут ли эти действия носить криминальный
характер? Ответ законодателя, как ни странно, - да. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"» [9], в частности, разъясняется, что репост - это цитата. Контекстом может являться комментарий человека к этому репосту.
Человек может репостить цитату, которая является явным призывом к убийствам, погромам и т.д. (то, что везде, например в Европе, сочли бы противозаконным высказыванием, но он может просто написать сверху: «Вот смотрите, что он написал, какой ужас». А может написать: «Вот молодец, написал, наконец, все правильно» [3]. В подтверждение этому хочется привести довольно свежий пример того, как один неравнодушный человек хотел привлечь внимание общественности к проблеме детской порнографии и для этого сделал репост видео издевательства над ребенком, чтобы привлечь виновных к ответственности. Взамен этого суд присудил пять месяцев колонии [10].
Именно поэтому существует необходимость в отечественной следственной и судебной практике четко разграничить репост и собственное осознанное выражение своего мнения по поводу увиденного для предотвращения неправильного применения закона.
Информационный экстремизм в социальных сетях представляется как многоуровневое понятие, объединяющее манипуляцию сознанием масс, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, распространение искусственно созданных слухов, осуществляемые в бескрайнем пространстве Интернета, что, по мнению большинства экспертов, вполне может рассматриваться как реальная угроза не только стабильному существованию социума в коммуникационной системе, но и информационной безопасности России в целом.
1. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной общественной жизни: дис. ... д-ра социол. наук. Краснодар, 2012. URL: http://www.dslib.net/soc-struktura/ molodezhnyj-jekstremizm-v-uslovijah-globalizacii-informacionno-kommunikacionnoj.html (дата обращения: 07.03.2017).
2. Гладышев В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма. URL: http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/
1. Kybyakin E.O. Youth extremism in the conditions of globalization of informational-communicative social life: diss. ... Dr of Sociology. Krasnodar, 2012. URL: http:// www.dslib.net/soc-struktura/molodezhnyj-jekstremizm-v-uslovijah-globalizacii-informacionno-kommunikacionnoj.html (date of access: 07.03.2017).
2. Gladyshev V. Social networks as a tool for propaganda of extremism. URL: http://nac.gov. ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/gladyshev-v-
34
gladyshev-v-socialnye-seti-kak-instrument-dlya. html (дата обращения: 07.03.2017).
3. ВКонтакте со следователями. Почему дела об экстремизме возбуждают только за посты в этой соцсети. URL: https://meduza.io/ feature/2016/07/05/vkontakte-so-sledovatelyami (дата обращения: 07.03.2017).
4. В 2016 году в Рунете закрыли около 26 тысяч экстремистских сайтов. URL: https://www.pravda.ru/news/society/13-12-2016/1320136-extremism-0/ (дата обращения: 07.03.2017).
5. Воронович Н.К. Интернет как угроза информационной безопасности России: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. URL: vak2. ed.gov.ru/idcUploadAutoref/renderFile/78315 (дата обращения: 03.01.2017).
6. Игнатов А.Н., Кашкаров А.А., Новиков Д. В. Криминологический анализ угроз экстремистского характера в Крымском федеральном округе. Симферополь, 2016.
7. 90 экстремистских сайтов заблокировали по требованию прокуратуры. URL: http:// most.tv/news/75868.htmlи (дата обращения: 07.02.2017).
8. Крымская прокуратура подтвердила законность возбуждения уголовного дела по пропаганде нацизма в интернете. URL: http:// www.c-inform.info/news/id/24635 (дата обращения: 24.12.2016).
9. О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16. URL: https://rg.ru/2010/06/18/smi-vs-dok.html (дата обращения: 09.02.2017).
10. Женщину отправили в колонию за ре-пост видео, которое помогло поймать садистов. URL: https://meduza.io/feature/2016/12/22/ zhenschinu-otpravili-v-koloniyu-za-repost-video-kotoroe-pomoglo-poymat-sadistov-korotko (дата обращения: 07.03.2017).
socialnye-seti-kak-instrument-dlya.html (date of access: 07.03.2017).
3. VKontakte with the investigators. Why the extremism cases are only raised for posts in this social network. URL: https://meduza.io/ feature/2016/07/05/vkontakte-so-sledovatelyami (date of access: 07.03.2017).
4. In 2016 in RuNet closed about 26 thousand extremist sites. URL: https://www.pravda.ru/news/ society/13-12-2016/1320136-extremism-0/- (date of access: 07.03.2017).
5. Voronovich N.K. The Internet as a threat to Russia's information security: auth. abstr. ... Candidate of Sociology. URL: vak2.ed.gov.ru/ idcUploadAutoref/renderFile/78315 (date of access: 03.01.2017).
6. Ignatov A.N., Kashkarov A.A., Novikov D.V. Criminological analysis of extremist threats in the Crimea Federal District. Simferopol, 2016.
7. 90 extremist sites blocked at the request of the prosecutor's office. URL: http://most.tv/ news/75868.htmland (date ofaccess: 07.02.2017).
8. Crimea prosecutor's office confirmed the legality of the institution of a criminal case on the propaganda of Nazism on the Internet. URL: http:// www.c-inform.info/news/id/24635 (date of a^ess: 24.12.2016).
9. On the practice of the courts applying the Law of the Russian Federation «On the Mass Media»: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. June 15, 2010 № 16. URL: https://rg.ru/2010/06 /18/smi-vs-dok.html (date of access: 09.02.2017).
10. The woman was sent to colony for a repost of video which has helped to catch sadists. URL: https://meduza.io/feature/2016/12/22/zhenschinu-otpravili-v-koloniyu-za-repost-video-kotoroe-pomoglo-poymat-sadistov-korotko (date of access: 07.03.2017).
35