Научная статья на тему 'Криминологические технологии изучения масштабов и механизмов вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность'

Криминологические технологии изучения масштабов и механизмов вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
514
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / МОЛОДЕЖЬ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / EXTREMISM / TERRORISM / EXTREMIST ACTIVITY / TERRORIST ACTIVITY / CONTENT-ANALYSIS / YOUTH / INVOLVEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луговенко Татьяна Сергеевна

В статье рассмотрены криминологические технологии* изучения проблем вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, дана их характеристика. Предложены эмпирические методы сбора информации для проведения исследования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminological technologies of studying scale and mechanisms of involving youth into extremist and terrorist activity

The article reveals criminological technologies for studying the problems of involving young people in extremist and terrorist activities, and their characteristics are given. Empirical methods of collection of information for carrying out a research of this problem are offered.

Текст научной работы на тему «Криминологические технологии изучения масштабов и механизмов вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность»

Луговенко Татьяна Сергеевна

Краснодарский университет МВД России (тел.: +78612583563)

Криминологические технологии изучения масштабов и механизмов вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность

В статье рассмотрены криминологические технологии* изучения проблем вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, дана их характеристика. Предложены эмпирические методы сбора информации для проведения исследования в данной области.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, экстремистская деятельность, террористическая деятельность, контент-анализ, молодежь, вовлечение.

T.S. Lugovenko, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563.

Criminological technologies of studying scale and mechanisms of involving youth into extremist and terrorist activity

The article reveals criminological technologies for studying the problems of involving young people in extremist and terrorist activities, and their characteristics are given. Empirical methods of collection of information for carrying out a research of this problem are offered.

Key words: extremism, terrorism, extremist activity, terrorist activity, content-analysis, youth, involvement.

Экстремизм занимает значительное де место в современном научном и соци- Уг альном дискурсе. «Экстремизм стал ус формой всех конфликтов нашей эпохи», «тре- за тья мировая война, которую все представляли на себе в виде ядерного апокалипсиса, уже началась и ведется в форме распространившего- ко ся на весь мир терроризма» [3]. Актуальность на исследования проблем противодействия пре- эк ступности в этой сфере обусловлена широким не распространением в современной России экс- но тремистских проявлений. ры Сегодня можно говорить о росте зарегистри- лю рованной части преступлений экстремистской гр и террористической направленности. Согласно м1 статистике, приведенной Генеральной проку- кр ратурой РФ, количество таких преступлений за ти последние годы выросло в несколько раз. Так, Р< если в 2010 г. было зарегистрировано 656 пре- се ступлений экстремистской направленности, то не в 2014 г. - 1034, в 2015 г. - 1329, а в 2016 г. эк количество таких преступлений составляло те 1450 [4]. Аналогичная ситуация касается и преступлений террористического характера: если эк в 2012 г. зарегистрировано 637 преступлений, но то в 2016 г. - 2227 преступлений террористи- ча ческой направленности. Одновременно рас- ан ширяются и границы уголовно-правового воз- эк

* В терминологии А.В. Симоненко, Е.В. Грибанова (см.: [1; 2]).

действия в этой сфере. За последние 7 лет в Уголовный кодекс РФ введено 6 новых статей, устанавливающих уголовную ответственность за деяния экстремистской и террористической направленности.

Одним из главных факторов увеличения количества преступлений экстремистской направленности является вовлечение лиц в экстремистскую и террористическую деятельность [5]. Особенную тревогу вызывает активность ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. Интерес радикалов к этой возрастной группе связан с ее социально-психологическими особенностями, которые делают молодежь крайне уязвимой перед внешним манипуля-тивным воздействием [6]. В 2017 г. Президент РФ В.В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, отметил, что необходимо противодействовать попыткам экстремистов вовлечь в «деструктивную деятельность молодых людей» [7].

Противодействие вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность может быть успешным только в том случае, когда оно базируется на глубоком научном анализе масштабов вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятель-

113

ность, характеристик субъектов и жертв вовлечения, механизмов вовлечения молодежи [8, с. 63]. Проведение таких исследований позволит подчинить полученные теоретические выводы определенным критериям и стандартам, вносящим необходимую ясность, достоверность и практическую проверяемость сделанных исследователем выводов и выработанных рекомендаций [1, с. 125].

Для успешного криминологического исследования проблем вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность мы предлагаем использовать методы опроса (анкетирование и интервью), а также контент-анализа социальных сетей Интернета. Метод опроса является наиболее простым и доступным методом сбора первичной криминологической информации. Он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах опросить значительную группу респондентов, получить достаточно объективную и достоверную информацию об изучаемом явлении. Анализ полученной таким образом информации позволит получить эмпирические данные о механизмах вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, субъектах и жертвах вовлечения, наиболее эффективных методах профилактики вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность.

Среди многочисленных методов исследования проблем вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность особое место занимает контент-анализ. Он имеет ряд преимуществ. Для его проведения требуется относительно мало затрат по сравнению с другими методами. Материалы для такого анализа обычно легкодоступны, актуальны и регулярно обновляются. Другим важным его преимуществом является то, что он позволяет исследователю изучать какие-либо социальные системы бесконтактно, не наблюдая непосредственно за ними, а лишь используя различные виды контента.

Данный метод позволяет получить информацию о пользователях, социальных группах и видах контента в социальных сетях Интернета, чаще всего используемого для вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность. Это могут быть изображения (картинки, фотографии, схемы), видео- и аудио-материалы, текст (посты, записи) и т.д. Полученная информация позволит оценить степень влияния вышеуказанных компонентов на во-

влечение молодежи в экстремистскую террористическую деятельность.

Рассмотрим каждый метод подробнее. Респондентами опроса должны быть лица, обладающие специальными познаниями в области противодействия вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность (эксперты). Это могут быть сотрудники правоохранительных органов, а именно сотрудники Следственного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ. Особый интерес представляют эксперты, проходящие службу в специализированных подразделениях МВД России по противодействию экстремизму, в частности сотрудники Центров по противодействию экстремизму территориальных органов внутренних дел Российской Федерации, задачами которых являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, преступлений и правонарушений экстремистской направленности, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Наиболее целесообразно использование в анкете для опроса экспертов полузакрытых вопросов. Это дает респонденту возможность высказать свое мнение, если среди предложенных вариантов ответа нет такого, который совпадал бы с его мнением, так как все исследуемые социальные процессы сложно вместить в заранее предусмотренные варианты ответов.

Чаще всего опрашиваемые лица получают информацию о механизмах вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность из оперативных источников. Поэтому до начала опроса необходимо: убедить респондентов в том, что характер вопросов и ответов не предполагает изложения экспертами информации ограниченного доступа, упомянуть о полной анонимности анкеты и о том, что материалы опроса будут обрабатываться в обобщенном виде. Следует упомянуть и том, что без их помощи эта проблема не может быть решена, а полученные сведения будут использованы для разработки методических рекомендаций по противодействию вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность и могут быть в дальнейшем использованы в работе сотрудниками вышеуказанных подразделений.

Основная часть анкеты должна состоять из нескольких блоков. Первый блок следует посвятить вопросам о социальном статусе ре-

114

спондента (информация о регионе, ведомстве, подразделении, в котором респондент проходит службу, должности и стаже работы), об отношении респондентов к проявлениям экстремизма и терроризма.

Второй блок вопросов направлен на получение информации о масштабах вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, о местах вовлечения молодежи в данную деятельность. Это могут быть: школы, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, магазины, торгово-развлекательные центры, увеселительные заведения, места проживания, религиозные организации и т.д. Так, например, две 22-летних студентки пятого курса Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) вовлекли в созданную ими ячейку (халку) более десятка женщин-мусульманок, которым внушали идеи запрещенной в России организации. Для этого в одной из комнат общежития устраивались тайные агитационные собрания с чтением и изучением экстремистской литературы [9]. Полученная информация позволит судить о механизмах вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность.

Для противодействия вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность необходимо знать и учитывать особенности личности вовлекателя. Поэтому третий блок вопросов целесообразно посвятить характеристике субъектов вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность. Здесь важна информация о поле и возрасте субъектов вовлечения. Криминологическое значение также имеет информация об образовании, навыках и умениях таких лиц. Такая информация связана с социальным статусом субъекта вовлечения, кругом его контактов. Следует выявить и разнообразные мотивы вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, которыми руководствуются вышеуказанные субъекты. Респондентам здесь могут быть предложены следующие варианты мотивации вовлекателей: корыстный (материальный) мотив, идеологический мотив (пропаганда идей, установок, взглядов), мотив контроля над людьми и ситуацией (власти), мотив самоутверждения, мотивы вражды и ненависти к определенным социальным группам, романтика, героизм и др.

Отдельный блок вопросов анкеты следует посвятить характеристике жертв вовлечения в экстремистскую и террористическую дея-

тельность. Полученная информация позволит разработать меры виктимологической профилактики вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность. Это в первую очередь информация о социально-демографических характеристиках жертвы вовлечения: пол, возраст, образование. Для определения психологических качеств вовлекаемых опрашиваемым необходимо выбрать присущие жертвам вовлечения психологические качества: любопытство, любознательность, доверчивость, неспособность постоять за себя, внушаемость, несформированность ценностей, искренность, коммуникабельность, отсутствие жизненного опыта, романтичность, восприимчивость, депрессивность. Для выявления мотивации виктимного поведения жертв вовлечения респондентам может быть предложен выбор мотивов: самоутверждение, вражда и ненависть к определенным социальным группам, стремление послужить великой благородной идее, жажда приключений, игра и др.

Следующий блок вопросов целесообразно посвятить механизмам взаимодействия во-влекателя и вовлекаемого в экстремистскую и террористическую деятельность. Полученные сведения позволят выработать правовые и организационные меры предупреждения вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность. Необходимо выяснить информацию о формах взаимодействия, о приемах и методах установления контакта между субъектами и жертвами вовлечения. Это могут быть такие приемы и методы, как поиск совпадающих интересов, приглашение на бесплатный сеанс в салон красоты, просьба помощи, знакомство через третьих лиц, знакомство в местах проведения досуга и др.

В рамках данного блока вопросов важно определить средства массовой коммуникации, используемые экстремистами для вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность. Это могут быть сеть Интернет, телевидение и радио, плакаты и баннеры, брошюры и листовки, музыкальные произведения и видеофильмы, произведения изобразительного искусства и др.

Массовое воздействие на молодежь осуществляется посредством тиражирования и популяризации экстремистской литературы. Поэтому необходимо получить информацию о видах литературы, используемой экстремистами для вовлечения молодежи в их деятельность. Респондентам могут быть предложены следующие варианты: религиозная, политиче-

115

ская, художественная, учебная, научная, справочная.

Здесь же необходимо раскрыть формы и механизмы вовлечения молодежи в деструктивную деятельность в сети Интернет. Респондентам следует предложить определить средства массовой коммуникации сети Интернет, которые чаще всего используются для вовлечения молодежи в вышеуказанную деятельность. Это могут быть социальные сети («Вконтакте», «Одноклассники», «1пБ1адгат», «Фейсбук» и др.), а также сайты знакомств, форумы и чаты, реклама и объявления, размещаемые в сети Интернет.

Формы представления экстремистских материалов в сети Интернет отличаются большим разнообразием. Это может быть графическая информация (фотографии, фотоколлажи, схемы, картинки, «мемы», нарисованные картинки), видеоинформация (видеофильмы, видеоролики), аудиоинформация (речь или песни), текстовая информация (посты, цитаты). Респондентам следует предложить определить наиболее распространенные формы выражения экстремистской информации, способствующей вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность.

Вовлечение молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность также может происходить посредством восприятия информации из аудио- или видеофайлов. Так, например, в феврале 2015 г. краснодарец Рудольф Коротков на своей странице в социальной сети Интернет «Вконтакте» разместил видео- и аудиоролики, содержащие публичные призывы к экстремизму и высказывания нацистского характера. Данные экстремистские материалы на странице пользователя Рудольфа Коротко-ва были просмотрены более 1000 пользователей [10].

В рамках данного блока вопросов важно определить приемы установления контакта в социальных сетях Интернета с потенциальной жертвой, которые используются лицом, вовлекающим молодежь в экстремистскую и террористическую деятельность. Это могут быть рассылка спама, взлом страниц, проведение конкурсов, акций для привлечения аудитории в социальных сетях, приглашение в группы; отправка запросов на добавление в «друзья», комментирование изображений, постов, цитат и т.п., проставление «лайков», «классов» в социальных сетях, отправка сообщений с предложением заработать, отправка «подарков» и др.

Большое значение имеет фиксация информации о критериях, по которым экстремисты выбирают жертв вовлечения. Такими критериями могут быть социально-демографические признаки лиц, вовлекаемых в экстремистскую и террористическую деятельность: место жительства, пол жертвы, образование, место работы, возраст, национальность. При выборе жертвы вовлечения экстремисты обращают внимание на ее нравственно-психологические признаки (религиозные предпочтения, взгляды, убеждения), что должно также найти отражение в анкете.

В заключение основной части анкеты целесообразно поставить перед респондентами вопросы о проблемах предупреждения и положительном опыте профилактики вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность. Они позволят определить проблемы противодействия экстремизму, а также разработать наиболее эффективные меры предупреждения вышеуказанной деятельности. Полученная информация в дальнейшем может быть включена в методические рекомендации и профилактические программы. Например, в качестве проблем противодействия вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность респондентами отмечаются: недостаточный уровень взаимодействия с местными органами публичной власти, отсутствие в ряде регионов совместных программ Центров по противодействию экстремизму и общеобразовательных организаций и иных учреждений по профилактике вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность.

В качестве положительного опыта экспертов в предупреждении вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность можно отметить организацию профилактической работы, например создание физкультурно-спортивных молодежных центров, развитие сети спортивных секций, спортивных и неспортивных клубов, кружков, объединений, финансируемых за счет средств городских бюджетов; развитие молодежного туризма; проведение массовых спортивных мероприятий; приобщение к занятиям картингом и другими видами спортивной деятельности, в том числе экстремальными видами спорта и отдыха; взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, общественных структур и религиозных организаций по вопросам профилактики вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность.

116

Еще один опросный метод, который целесообразно использовать для исследования криминологических проблем вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, - интервью. Разработанные вопросы анкеты могут быть включены в программу исследования интервьюера. Интервью имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. В отличие от анкетного опроса, интервью как метод социологического исследования предполагает общение «лицом к лицу» интервьюера и респондента, что обеспечивает более высокую степень искренности при ответе. Кроме того, при проведении интервью вероятность того, что опрашиваемый ответит на все вопросы анкеты, выше, чем в случае, когда респондент сам заполняет анкету и (или) может пропустить некоторые из вопросов [11, с. 246-249]. Также при проведении интервью можно, в зависимости от содержания предшествующих ответов, менять формулировки вопросов и ставить необходимые дополнительные вопросы.

Метод интервью позволяет получить уникальную информацию, недоступную при использовании других методов: о состоянии, формах и методах вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, о его социально-психологическом механизме, об имеющихся методах и формах профилактики, об отношении респондента к теме опроса или отдельным проблемам вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, более подробные сведения о субъектах и жертвах вовлечения в вышеуказанную деятельность, об иных механизмах вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность. Интервьюер может получить развернутый ответ на вопрос об опыте профилактики вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность в регионе опрашиваемого и при необходимости задать уточняющие вопросы.

По нашему мнению, критериями для отбора экспертов являются: опыт работы с лицами, совершившими преступления экстремистской направленности, и их жертвами; опыт работы по организации профилактики вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность; самооценка степени знакомства с проблемой вовлечения молодежи в вышеуказанную деятельность. Перед началом интервью с экспертами необходимо провести предварительную беседу, в ходе которой разъясняются цели проводимого опроса

и важность подробных, конкретных ответов на вопросы.

Рассмотренные выше методы, несмотря на высокую в целом эффективность, не позволяют в полной мере изучить механизм вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность в социальных сетях Интернета, которые сегодня играют важную роль в жизни интернет-пользователей. Наиболее посещаемыми среди них являются: «Фейсбук», «Одноклассники», «Вконтакте», «1пБ1адгат» [12]. Социальные сети Интернета являются уникальным источником данных о личной жизни и интересах молодежи, позволяют общаться на любые темы, обсуждать и комментировать те или иные события. Это же позволяет экстремистам «вести в социальных сетях свою пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество "заинтересованных", используя в своих целях легко трансформирующееся и нес-формировавшееся молодежное сознание» [13, с. 32]. Поэтому социальные сети Интернета широко используются практически всеми террористическими и экстремистскими организациями для достижения своих целей.

Метод, который можно эффективно использовать для криминологического исследования проблем вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность в социальных сетях Интернета, - контент-анализ. Суть метода заключается в разработке специального формуляра, который позволит зафиксировать криминологически значимые позиции вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность в сети Интернет.

Специальный формуляр для изучения проблем вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность может включать в себя такие позиции, как название группы в социальной сети Интернета, дата создания группы, количество ее подписчиков, информация о группе (количество видео, изображений, тем обсуждений, характер информации (религиозный, политический, идеологический и т.д.) и ее подписчиках (возраст, пол, этническая принадлежность, увлечения, местонахождение подписчика). При этом общее количество участников группы, количество лайков и соотношение репостов к лайкам - бесценный источник информации, который (пусть и косвенно) даст все необходимые сведения об аудитории социальной группы сети Интернет. Кроме того, можно сделать выборку сообществ каждого из участников группы, чтобы выявить интересы аудитории. Местонахождение подписчиков

117

позволит выявить специфику географического распределения вовлекаемой молодежи на территории России и определить территории с наиболее неблагоприятной ситуацией в данной сфере.

Для выявления групп (сообществ) в социальных сетях Интернета, содержащих контент, направленный на вовлечение молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, мы используем признаки экстремистской деятельности, закрепленные в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [14].

Количественные показатели по отдельным категориям позволяют говорить о том, что контент изучаемых социальных сетей Интернета направлен на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности и т.д. Речь не идет о материалах с уже запрещенной к распространению в Российской Федерации информацией, которые включены в Федеральный список экстремистских материалов. Признание материалов экстремистскими является прерогативой федерального суда. Речь идет лишь о контенте, в котором информация соответствует, по нашему мнению, указанным в законе критериям.

С этой целью целесообразно проанализировать социальные группы сети Интернет, отобранные в результате поисковых запросов по ключевым словам: «национальный», «национально-культурный», «этнический», «диаспора», «конфессия», «братство», «вражда», «единый», «свобода», «сектор» и т.д. Общее количество подписчиков групп должно составлять не менее 1000 человек (согласно информационной группе «Вконтакте «LIVE» под подписчиком понимается «пользователь, который подписан на другого пользователя»).

Социальные сети Интернета являются уникальным источником информации о пользователе. На персональной странице содержатся сведения: о возрасте, образовании, личной жизни, интересах молодежи (фильмы, музыка, видеозаписи, интернет-группы), увлечениях, контактные и адресные данные (телефон, электронная почта, ссылки на другие социальные сети) и т.д. Каждая страница в социальных сетях имеет раздел, где отражен список друзей или подписчиков пользователя. Изучение этого списка позволяет выявить других пользователей, также занимающих активную позицию в распространении экстремистских и террори-

стических идей, материалов, направленных на вовлечение молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность.

Для определения количества изучаемых подписчиков социальной сети Интернет следует применить метод механической выборки генеральной совокупности. Он представляет собой отбор респондентов через равные промежутки. Например, по алфавиту, через временные промежутки, по пространственному способу, через интервалы (шаг выборки) и т.д. В нашем случае под генеральной совокупностью понимается совокупность всех подписчиков социальной сети Интернет в возрасте от 18 до 25 лет. Для определения объема выборки генеральная совокупность разбивается на равные по численности группы, из которых затем будет отобрано по одному подписчику (шаг выборки).

Для расчета объема выборки можно использовать и онлайн калькуляторы [15]. В калькуляторе используется следующая формула: ББ = (г2*(р)*(1-р))/с2, где ББ - объем выборки; Ъ - Ъ фактор (например 1,96 для 95% доверительного интервала); р - процент интересующих респондентов или ответов, в десятичной форме (0,5 по умолчанию); с - доверительный интервал, в десятичной форме (например, 0,04 = ±4%)).

После того как рассчитан объем выборки, необходимо определить шаг отбора (К). Изучаемые подписчики отбираются через определенный интервал, рассчитываемый по формуле: К = Ы/п, где К - шаг отбора; N - генеральная совокупность; п - величина выборки.

Таким образом, шаг выборки показывает интервал между подписчиками, вошедшими в генеральную совокупность, которых надо изучить.

Рассмотрим на примере. Группа «Вконтакте» «РОССИЯ ДЛЯ РУССКИХ, и всех коренных народов». Объем генеральной совокупности равен численности подписчиков в возрасте от 18 до 25 лет - 1364 человека. Величина выборки, определенная с помощью онлайн калькулятора, п = 300 подписчиков. Определим шаг отбора К = 1364/300 = 4. Таким образом, нами будет проанализирован каждый 4 подписчик данной группы сети «Вконтакте».

Для изучения подписчиков социальных сетей Интернета необходимо определить смысловые единицы и единицы счета [16]. Важно выделить следующие смысловые единицы изучаемого содержания:

конкретные (информация о пользователе: возраст, пол, увлечения; характер размеща-

118

емого контента на странице: аудио- и видеофайлы, изображения (картинки, фотографии, символы) и т.д.);

обобщенные (наличие на страницах пользователей контента, содержащего выработанные критерии, например материал, направленный на возбуждение ненависти или вражды, унижение достоинства человека; демонстрация экстремистской символики либо атрибутики и т.д.).

Единицами счета служат показатели, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности и т.д.:

1. Информация о пользователе (наличие на странице пользователя автобиографических данных, описание музыкальных, литературных и кинопредпочтений, а также любимых книг, интересов, телешоу, игр, информация об образовании, жизненные позиции (политические предпочтения), мировоззрение. При анализе этого показателя рассматривается критерий развернутости и полноты информации. Развернутая информация о пользователе содержит вышеуказанные сведения. Также информация может быть изложена очень кратко либо вообще отсутствовать.

1. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии и инженерия: место в науке и значение для правоохранительной практики // Общество и право. 2016. № 1(55).

2. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологические технологии: теория и методология // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2016. № 2(32). С. 8-12.

3. Грачев А. С. Политический экстремизм. М, 1986.

4. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_map. (дата обращения: 25.05.2017).

5. Ульянов М.В. Некоторые тенденции экстремистской преступности // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом: материалы науч.-практ. конф. М.; Ставрополь, 2015.

6. Грибанов Е.В. Экстремизм в молодежной среде в контексте этнокультурной коммуникации // Актуальные вопросы противодействия экстремизму и терроризму: сб. материалов межвуз. круглого стола. Воронеж, 2015.

2. Тематика фильмов, музыки и литературы. Показатель будет считаться выявленным, если на странице пользователя размещены материалы (фильмы, литература, музыка), направленные на возбуждение ненависти либо вражды или унижение человеческого достоинства либо группы лиц по признакам пола, расы, либо содержатся иные признаки экстремистской деятельности и т.д.

3. Изображения, видеофайлы, цитаты. Для анализа необходим только тот материал, который направлен на вовлечение молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность либо направлен на возбуждение ненависти либо вражды или унижение человеческого достоинства либо группы лиц по признакам пола, расы и т.д.

Указанные технологии получения эмпирической информации позволяют получить сведения о масштабах, факторах, субъектах, жертвах и механизмах вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предложенные технологии исследования проблем вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность не претендуют на исключительность и могут быть дополнены иными эмпирическими методами.

1. SimonenkoA.V., GribanovE.V. Criminological technologies and engineering: a place in science and importance for law enforcement practice // Society and law. 2016. № 1(55).

2. Simonenko A.V., Gribanov E.V. Criminological technologies: theory and methodology // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2016. № 2(32). P. 8-12.

3. Grachev A.S. Political extremism. Moscow, 1986.

4. Portal of legal statistics. URL: http://crimestat. ru/offenses_map (date of access: 25.05.2017).

5. Ulyanov M.V. Some tendencies of extremist criminality // Problems of theory and practice of struggle against extremism and terrorism: proc. of sci.-practical. conf. Moscow; Stavropol, 2015.

6. Gribanov E.V. Extremism in the youth environment in the context of ethnocultural communication //Actual questions of counteraction to extremism and terrorism: proc. of interuniversity round table. Voronezh, 2015.

7. Extended meeting of the board of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/54014 (date of access: 07.04.2017).

119

7. Расширенное заседание коллегии МВД России. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/54014 (дата обращения: 07.04.2017).

8. Соловьев В. С. Криминологическое исследование экстремистских проявлений в социальных сетях Интернета (по материалам интернет-опроса пользователей) // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 5(78).

9. Росправосудие. URL: https://rospravosudie. com/(дата обращения: 07.04.2017).

10. Прокуратура Краснодарского края. URL: http://prokuratura-krasnodar.ru/news/v-krasnodare-vynesen-prigovor-po-delu-o (дата обращения: 07.04.2017).

11. Швец Е.В. Интервью в системе методов опроса // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. 2008. № 1.

12. Левада-Центр. URL: https://www.levada. ru/2017/01/24/obshhenie-v-sotssetyah/ (дата обращения: 16.08.2017).

13. Рудик М.В., Волков Д. В. Социальные сети как средство распространения экстремизма // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2017. № 2(36).

14. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 12.09.2017).

15. Социология по-новому. URL: http:// socioline.ru/rv.php (дата обращения: 16.08.2017).

16. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н.. Социология права. Методы социологии права. URL: http://society.polbu.ru/kasianov_socprav/ch06_ iv.html/(дата обращения 12.09.2017).

8. Solovyov KS. Criminological research of extremism in social networks of the Internet (based on online user survey) // Lawyer. 2016. № 5(78).

9. Russian justice. URL: https://rospravosudie. com/ (date of access: 07.04.2017).

10. Prosecutor's Office of the Krasnodar Region. URL: http://prokuratura-krasnodar.ru/ news/v-krasnodare-vynesen-prigovor-po-delu-o (date of access: 07.04.2017).

11. Shvets E.V Interview in the system of survey methods //Bull. of Voronezh state university. 2008. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Levada-Center URL: https://www.levada. ru/2017/01/24/obshhenie-v-sotssetyah/ (date of access: 16.08.2017).

13. Rudik M.V., Volkov D.V. Social networks as a means of spreading extremism // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2017. № 2(36).

14. On counteracting extremist activity: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus». URL: http:// www.consultant.ru/ (date of access: 12.09.2017).

15. Sociology in a new way. URL: http:// socioline.ru/rv.php (date of access: 16.08.2017).

16. Kasyanov V.V., Nechipurenko V.N. Sociology of law. Methods of sociology of law. URL: http://society.polbu.ru/kasianov_socprav/ ch06_iv.html/ (date of access: 12.09.2017).

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.