Научная статья на тему 'Особенности предупреждения распространения экстремистских материалов в молодежной среде по глобальной сети Интернет'

Особенности предупреждения распространения экстремистских материалов в молодежной среде по глобальной сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1173
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / LAW ENFORCEMENT SERVICES / YOUTH EXTREMISM / COMPUTER NETWORK / COMBATING EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самошин А.В., Горовой В.В.

В статье рассматриваются вопросы недопущения распространения на территории Российской Федерации информации экстремистского характера с использованием глобальной сети Интернет, а также необходимость разработки и применения на практике комплексных мер по повышению эффективности профилактики преступлений экстремистского характера в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Disrupt Attempts to Stir Youth Extremism by Circulating Incendiary Material on the Internet

The article is devoted to measures to block the Internet circulation of extremist material in the Russian Federation. The author argues for a better thought out, more comprehensive and better organized crackdown on extremist activity on the Web.

Текст научной работы на тему «Особенности предупреждения распространения экстремистских материалов в молодежной среде по глобальной сети Интернет»

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

правоохранительной деятельности

А.В. САМОШИН,

специалист Центра специального назначения информационных технологий МВД России

В.В. ГОРОВОЙ,

заместитель начальника кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки, кандидат юридических наук (Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя)

A.V. SAMOSHIN, Expert at the Special Purpose IT Center of the Ministry of the Interior of Russia

V.V. GOROVOY,

Deputy Head of the Department of Organizing the Functioning of Interior Ministry Bodies and Units in Special Conditions, Candidate of Law (Research and Special Training Complex of Kikot Moscow University

of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.341

Особенности предупреждения распространения экстремистских материалов в молодежной среде по глобальной сети Интернет

How to Disrupt Attempts to Stir Youth Extremism by Circulating Incendiary Material on the Internet

В статье рассматриваются вопросы недопущения распространения на территории Российской Федерации информации экстремистского характера с использованием глобальной сети Интернет, а также необходимость разработки и применения на практике комплексных мер по повышению эффективности профилактики преступлений экстремистского характера в сети Интернет.

The article is devoted to measures to block the Internet circulation of extremist material in the Russian Federation. The author argues for a better thought out, more comprehensive and better organized crackdown on extremist activity on the Web.

Правоохранительные органы, молодежный экстремизм, компьютерная сеть, противодействие экстремизму.

Law enforcement services, youth extremism, computer network, combating extremism.

S н и о X

л

<

и н к

И

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

м

<

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

0

1 S

2 S а bS

62

Сегодня Интернет — совершенный и наиболее трудный для контроля источник передачи информации. В странах Западной Европы потенциальная опасность молодежного экстремизма в Интернете уже давно осознана. Со второй половины 90-х годов противодействие экстремистским идеям в Интернете является важнейшим направлением антиэкстремистской деятельности передовых государств.

В настоящее время экстремизм как явление, особенно в среде молодежи, благодаря Интернету приобретает новые формы обмена информацией и взаимодействия участников разных организованных групп и экстремистских сообществ, например, собственный видеоканал правых националистов на интернет-сервисе YouTube. По нашему мнению, самой распространенной и неконтролируемой сферой обмена и распространения запрещенной законом информации среди молодежи является глобальная сеть Интернет. При помощи блогов, социальных сетей, электронной почты и других различных сервисов сети появляется возможность обмена информацией практически с любого места, где имеется компьютер либо другое техническое средство, подключенное к сети. Применение законодательства [1] относительно экстремизма в Интернете имеет очень сложный и нестандартный подход, так как большинство сайтов и источников информации, которые носят экстремистский характер, находятся за пределами правового поля законодательства РФ, отсюда — сложность доказывания источника распространения информации и невозможность их уничтожения из глобальной сети.

Существует право на свободу экономической деятельности, неприкосновенность частной собственности в сфере компьютерных информационных технологий в Интернете. Любой человек может беспрепятственно использовать глобальные компьютерные сети для частной жизни и экономической деятельности, при этом должны соблюдаться права и свободы граждан.

Обычные граждане, которые используют глобальную компьютерную сеть, не привлекаются к ответственности за просмотр не соответствующей закону информации, размещенной на сайте администратором домена, оператором которого он выступает, в случаях, когда такая информация распространяется без его ведома или против его воли, либо была размещена третьим лицом с нарушением требований законодательства или иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Ответственность за распространение запрещенной законом информации несут операторы веб-сайтов.

Сегодня в сети Интернет представителями различных движений и организаций, носящих

экстремистский характер, создано множество информационных ресурсов, на которых осуществляется пропаганда и призывы к свержению государственного строя, разжиганию межнациональной, расовой и религиозной вражды. Представители молодежных экстремистских сообществ проводят акции по форме флешмоб-технологии1, выражающиеся в провокационных и противоправных групповых действиях (нанесение нацистской символики на одежду, националистических символов, проведение силовых акций в отношении лиц другой религии или национальности, представителей власти и представителей силовых ведомств).

Особенность противоправных действий по форме флешмоб-технологии заключается в том, что они практически не подпадают под действие законодательства РФ. Участникам подобных акций можно предъявить лишь косвенные обвинения, связанные в основном с нарушением общественного порядка, а организаторы остаются, как правило, неизвестными и безнаказанными. Сама подготовка к проведению акций по форме флешмоб-технологии имеет скрытый характер, что осложняет работу правоохранительных органов при выявлении, доказывании и документировании. Флешмоб-технологии способны воздействовать на огромное количество людей, что может привести к массовым акциям, имеющим детонирующий характер и перерастающим в противозаконные действия. Зачастую активное участие в акциях по форме флешмоб-технологии могут принимать абсолютно случайные люди, образуя большую массовость. Этим при умелой организации могут эффективно воспользоваться экстремисты и политтехнологи в противоправных целях. Важной проблемой противодействия экстремистских идей через глобальную сеть является трудность в определении конкретного лица, которое является распространителем информации и организатором какого-либо молодежного движения. Это связано с тем, что в Интернете пользователи, как правило, используют не свои имена, и к одному компьютеру могут иметь доступ несколько человек. Интернет для представителей экстремистских и националистических организаций является одной из площадок для осуществления пропаганды (освещаются идеи разжигания межнациональной, расовой и религиозной вражды), привлечения новых участников и координации совместных действий.

1 Флешмоб (от англ. flash mob - flash - вспышка, миг, мгновение; mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), затем расходится.

Противодействие молодежному экстремизму в Интернете является сложным и комплексным процессом. Огромное значение имеет предупредительно-профилактическая работа. Ее основная цель — недопущение создания и работы экстремистско-националистических и экстре-мистско-террористических сайтов, которые активно пропагандируют идеологию экстремизма, национализма и терроризма. Такие сайты осуществляют призывы к совершению преступлений экстремистской направленности против граждан другой нации или вероисповедания, массовым противостояниям правоохранительным органам, размещают шокирующие кадры казни людей другой национальности или религии, а также содержат инструкции по изготовлению взрывных устройств и информацию по тактике противодействия сотрудникам правоохранительных органов и т. п.

Острой проблемой проявления экстремизма в глобальной сети можно назвать и размещение различными организациями, в том числе зарубежными, экстремистских материалов и публикаций по доменным зонам других государств (Великобритании, США, стран Северной и Западной Европы), которые широко используются для дезинформации, запугивания, манипуляции общественным сознанием, подмены понятий и фактов. На интернет-ресурсах организации, являющиеся экстремистскими, освещают свои акции, осуществляют координацию своих действий. Для закрытия и запрещения таких сайтов необходима санкция суда. Вместе с тем при систематическом подходе к изучению сети Интернет можно найти несколько интернет-ресурсов, информация которых по содержанию не является откровенно экстремистской, тем не менее при ознакомлении с ней молодежь может вступить в эти организации.

Законодательством напрямую не предусмотрена возможность прекращения деятельности данных сайтов. Для решения этой проблемы необходимо повысить требования об ограничении доступа к сайтам путем добавления специальной фильтрации 1Р-адресов указанного сайта. Примером запрета сайта может послужить организованная в 2008 г. деятельность по выявлению и прекращению работы сайта www.nazbol.ru, который принадлежал межрегиональной общественной организации — Национал-большевистской партии. 19 апреля 2007 г. решением Московского городского суда организация признана экстремистской, и ее деятельность на территории Российской Федерации запрещена [6].

Указанный сайт содержал экстремистскую информацию и лозунги, фотографии с изображением публичных акций организации, ее активных участников и сторонников, символику Национал-большевистской партии, партийную

программу, статьи пропагандистского толка, анкету для привлечения новых участников из среды молодежи, контактные телефоны. Свою деятельность сайт прекратил только лишь после соответствующего решения суда.

Необходимо отметить, что ограничение работы определенных сайтов для пользователей не дает абсолютной уверенности, что экстремистские материалы не появятся вновь на схожих по смыслу ресурсах, под другим названием. Можно изменить всего один символ в имени запрещенного ресурса, и вся информация, которая была на нем, вновь будет доступна для общего пользования. При указанных обстоятельствах деятельность правоохранительных органов по пресечению распространения экстремистской информации в сети становится малоэффективной без выполнения своих функций специальными подразделениями. На эти подразделения возложены не только задачи выявления и пресечения деятельности незаконных интернет-ресурсов, содержащих информационные материалы экстремистского характера, но и лиц, осуществляющих противозаконную деятельность и причастных к публикациям такой информации для всех пользователей сети Интернет. Немаловажная роль в процессе борьбы с противозаконными сайтами возложена и на Роскомнад-зор, основным направлением деятельности которого является ограничение операторов связи и нежелательных интернет-ресурсов [5].

Нужно отметить, что в связи с техническим прогрессом широкое развитие имеет распространение сервисов мобильной связи. Обладатели мобильной связи путем подключения ее к Интернету могут скачивать экстремистскую литературу на мобильный телефон, получать соответствующие Е-таД, MMS и $М$-рассылки и т. д.

Законодательство РФ регулирует вопросы по противодействию распространения экстремистских идей в сети Интернет. Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № 139-Ф3 [3] были внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающие без решения суда возможность блокирования ресурсов, внесенных в «черный список». [2]. Необходимо отметить, что для более эффективной борьбы с экстремистскими сайтами, размещенными за пределами России, появляется необходимость создания эффективной международной правовой базы и международного сотрудничества в данной сфере.

Важнейшей составляющей профилактического противодействия экстремизму в России является вынесение судами приговоров по преступлениям экстремистской направленности. Примером решения проблемы размещения информации с сайтов за границей может послужить зарубежный опыт. Например, в июне 2009 г.

S н и о X

л

<

и н к

И

о X

л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

о X S 2 S а bS

63

S н и о X

л

<

и н к

И

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X о о

л

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

0

1 S

S а bS

64

Парламентом Республики Казахстан был принят Закон от 10 июля 2009 г. № 178-ГУ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей» [4]. Принятие данного закона направлено на совершенствование системы государственного регулирования отношений, связанных с распространением на территории страны информации посредством информационно-коммуникационных сетей. При этом необходимо отметить, что вступившие в силу поправки ужесточают содержание интернет-ресурсов. Во-первых, все ресурсы, в том числе социальные сети, чаты, бло-ги, форумы и WAP-порталы, приравниваются к традиционным средствам массовой информации (далее — СМИ). Это значит, что на данные ресурсы вводится ограничение на размещение информации, противоречащей национальному законодательству и пропагандирующей экстремизм. Во-вторых, закон предоставляет право начала судебного производства в отношении зарубежных СМИ, которые имеют свои представительства на территории Республики Казахстан, по месту заявителя и без участия ответчика. Наконец, судебные органы получили возможность требовать от владельцев сайтов удалять материалы, в которых будут обнаружены нарушения. Все эти меры помогают эффективно бороться с распространением идей экстремизма, а самое главное, защищают молодежь от подобных идей.

Анализ информационной обстановки сети Интернет показал, что основные интернет-ресурсы по продвижению идеологии различных организаций, политических партий и движений молодежи экстремисткой направленности носят агрессивный характер, имеют отличную теоретическую базу, продуманный алгоритм, способы и методы управляемого информационно-психологического воздействия на пользователей, а также защищенность ресурсов.

Успешная профилактика экстремизма среди молодежи в Интернете невозможна без научно-методической системы и аналитического сопровождения этой работы. Для успешной профилактики необходима определенная система мониторинга и своевременные способы реагирования на такое явление, как экстремизм. Для наиболее успешного осуществления такой деятельности необходима работа в следующих направлениях.

1. Проведение мониторинга, направленного на углубленное изучение проблем распространения экстремистских идей в среде молодежи, исследование девиаций в молодежной среде, анализ деятельности и развития молодежных субкультур.

2. Организация и проведение научно-практических конференций, посвященных исследованию проблем молодежного экстремизма.

3. Создание интернет-ресурсов, посвященных проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей.

4. Создание сотрудниками органов внутренних дел перечня экстремистских организаций, выявление их особенностей, признаков и наиболее активных радикально настроенных участников данных организаций.

Имеющийся зарубежный опыт свидетельствует о целесообразности создания при участии компаний, оказывающих интернет-услуги, специализированных наблюдательных советов и «горячих линий», которые владели бы полномочиями оперативно удалять из глобальной сети Интернет материалы, содержащие экстремизм, призывы к насилию, детскую порнографию. Особое значение имеет создание межведомственного банка данных о различных молодежных экстремистских группах с целью предупреждения проведения определенных акций и адекватного реагирования на их действия. В современной обстановке необходимо учитывать, что полем для внутреннего общения и пропаганды для таких групп является глобальная сеть Интернет. В связи с этим существует необходимость мониторинга распространения молодежных идей и течений экстремистского толка в глобальной сети, а также потребность усиления контроля в сфере глобальной сети со стороны государственных органов, в том числе юстиции и прокуратуры, за соответствием деятельности различных молодежных сообществ и организаций действующему законодательству РФ. Необходимо совершенствовать взаимодействие МВД, Минюста, ФСБ, Генпрокуратуры Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, отметим, что существует необходимость тесного международного сотрудничества, основами которого могут стать:

участие в формировании международно-правовых норм в сфере, связанной с глобальной сетью Интернет;

профилактика проникновения идей экстремизма из ближнего и дальнего зарубежья при помощи СМИ и Интернета;

тесное международное сотрудничество при выявлении и устранении источников информации, связанной с экстремизмом в Интернете.

Существуют различные варианты мер профилактики и противодействия распространения экстремистских идей в сети Интернет. Можно использовать исключительно силовые методы, можно применять социальные, политические и социально-экономические меры. Однако наиболее благоприятным, по нашему мнению, является необходимость комбинирования силовых и лояльных методов борьбы, исходя из конкретной ситуации.

Список литературы:

1. О противодействии экстремистской деятель- 4. ности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

№ 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный 5. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

3. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июля 2012 г.

№ 139-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // СЗ РФ. 2012. 6. № 31. Ст. 4328.

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей: Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 г. № 178-ГУ. О рекомендациях по организации и техническим решениям по ограничению операторами связи доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: распоряжение Роскомнадзора от 23 июля 2013 г. № 18 (ред. от 07.10.2015) // СПС Кон-сультантПлюс.

Коммерсантъ // Газ. 2008. 28 июля. № 130/П (3947).

Е-таД: gorovoi69@mail.ru

S н и о X

л

<

и н к

И

о X

л

<

и н S

X

<

а

X о о

са <

а С

и <

ш о а С и S а и и

У S

I—

о <

о X S

S а bS

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.