Научная статья на тему 'Влияние средств массовой информации на развитие системы правового воспитания гражданина в России в конце ХХ - начале ХХI вв'

Влияние средств массовой информации на развитие системы правового воспитания гражданина в России в конце ХХ - начале ХХI вв Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
162
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алимова Алина Ильдусовна

Задача теоретический и историко-правовой анализ проблем становления системы правового воспитания граждан в России; выявление закономерностей и особенностей формирования государственной политики в данной сфере, а также влияние средств массовой информации. Модель в качестве использованных методов исследования необходимо отметить общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие методы. Основой исследования явились научные труды в области истории, аналитические материалы. Выводы существующая проблема нуждается в дальнейшем углубленном анализе, конкретизации и систематизации. Особенно это относится к влиянию средств массовой информации на воспитание граждан. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы -исследование посвящено анализу проблемы становления системы правового воспитания граждан в России / при написании учебных пособий и обобщающих трудов по истории государства и права, написании спецкурсов, программ, а также для дальнейших исследований в данной области. Практическое значение положения и выводы, сформулированные в исследовании, могут способствовать усилению внимания к выявленным проблемам в изучаемой области. Оригинальность/ценность в данной статье рассмотрено влияние СМИ на развитие системы правового воспитания гражданина в России в конце ХХ начале ХХI в. Наблюдается развал не только существующей системы правового воспитания, но и образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of mass media on development of system of legal education of the citizen in Russia at the end of XX - the beginning of the XXI

Task the theoretical and historical and legal analysis of problems of formation of system of legal education of citizens in Russia; detection of regularities and features of formation of a state policy in this sphere, and also influence of mass media. Model as the used methods of research it should be noted the general and private methods of research, including, historical and legal, system and legal and other methods. A basis of research were scientific works in the field of history, analytical materials. Conclusions the existing problem needs the further profound analysis, a specification and systematization. Especially it belongs to influence of mass media on education of citizens. A framework research/possibility of the subsequent use of results of scientific work research is devoted to the analysis of a problem of formation of system of legal education of citizens in Russia / when writing manuals and the generalizing works on history of state and law, writing of special courses, programs, and also for further researches in the field. The practical significance the provisions and conclusions formulated in research can promote strengthening of attention to the revealed problems in the studied area. Originality/value in this article influence of mass media on development of system of legal education of the citizen in Russia at the end of XX the beginning of the XXI century is considered. Disorder not only the existing system of legal education, but also education in general is observed.

Текст научной работы на тему «Влияние средств массовой информации на развитие системы правового воспитания гражданина в России в конце ХХ - начале ХХI вв»

2.11. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА В РОССИИ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ

Алимова Алина Ильдусовна, адъюнкт. Место учебы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра истории и теории государства и права. E-mail: alina30041989@mail.ru

Аннотация

Задача - теоретический и историко-правовой анализ проблем становления системы правового воспитания граждан в России; выявление закономерностей и особенностей формирования государственной политики в данной сфере, а также влияние средств массовой информации.

Модель - в качестве использованных методов исследования необходимо отметить общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие методы. Основой исследования явились научные труды в области истории, аналитические материалы.

Выводы - существующая проблема нуждается в дальнейшем углубленном анализе, конкретизации и систематизации. Особенно это относится к влиянию средств массовой информации на воспитание граждан.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы -исследование посвящено анализу проблемы становления системы правового воспитания граждан в России / при написании учебных пособий и обобщающих трудов по истории государства и права, написании спецкурсов, программ, а также для дальнейших исследований в данной области.

Практическое значение - положения и выводы, сформулированные в исследовании, могут способствовать усилению внимания к выявленным проблемам в изучаемой области.

Оригинальность/ценность - в данной статье рассмотрено влияние СМИ на развитие системы правового воспитания гражданина в России в конце ХХ -начале XXI в. Наблюдается развал не только существующей системы правового воспитания, но и образования в целом.

Ключевые слова: правовое воспитание, средства массовой информации, государство, правовоспитательная деятельность, образование.

INFLUENCE OF MASS MEDIA ON DEVELOPMENT OF SYSTEM OF LEGAL EDUCATION OF THE CITIZEN IN RUSSIA A T THE END OF XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Alimova Alina Ildusovna, postgraduate student. Place of study: Ufa law Institute of MIA Russia. Department: History and theory of State and Law chair. E-mail: alina30041989@mail.ru

Annotation

Task - the theoretical and historical and legal analysis of problems of formation of system of legal education of citizens in Russia; detection of regularities and features of formation of a state policy in this sphere, and also influence of mass media.

Model - as the used methods of research it should be noted the general and private methods of research, including, historical and legal, system and legal and other methods. A basis of research were scientific works in the field of history, analytical materials.

Conclusions - the existing problem needs the further profound analysis, a specification and systematization. Especially it belongs to influence of mass media on education of citizens.

A framework research/possibility of the subsequent use of results of scientific work - research is devoted to the analysis of a problem of formation of system of legal education of citizens in Russia / when writing manuals and the generalizing works on history of state and law, writing of special courses, programs, and also for further researches in the field.

The practical significance - the provisions and conclusions formulated in research can promote strengthening of attention to the revealed problems in the studied area.

Originality/value - in this article influence of mass media on development of system of legal education of the citizen in Russia at the end of XX - the beginning of the XXI century is considered. Disorder not only the existing system of legal education, but also education in general is observed. Keywords: legal education mass media, state, right educational activity, education.

Средства массовой информации являются принципиально важными факторами в формировании правового сознания, правовой культуры и правового воспитания в том числе. После распада Советского Союза наблюдается практически полное отсутствие программ, статей, сообщений и т.д. правового характера. Всеобщее засилье на телеканалах страны зарубежных телевизионных сериалов привело к снижению интереса граждан не только к правовой составляющей воспитания, но и к гражданской позиции в целом. Более того, начинает пропадать интерес к собственному государству, посредством наблюдения за жизнью зарубежных обществ.

Стоит отметить, что в анализируемый период средства массовой информации не только не выполняли функцию по просвещению правового характера, они не принимали участия и в формировании новой идеологии общества. Развал Советского Союза, полный отказ от его принципов, от мировоззрения привели к тому,

что государство осталось без идеологии: старую раз-

i

валили, а новую еще не придумали.

При наличии глобальных проблем в политической, международной, экономической сферах вопросы правового нигилизма не представлялись как первоочередные и руководство страны не обращало на них никакого внимания. Более того, разрушение одной государственной идеологии и не замена ее на другую привели к тотальному распространению правового нигилизма. Немаловажную роль в данном процессе сыграло и отсутствие правового воспитания, которое не просто было ограничено государством, но и практически исключено им полностью.

В данный период наблюдается развал не только существующей системы правового воспитания, но и образования в целом. Столь пренебрежительное отношение государства к просвещению и развитию собственных граждан привело к снижению эффективности не только образования, но и воспитания вообще.

1Бикмаева А.И. «Влияние идеологии на правовое воспитание в пер-

вой половине ХХ века» // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 17-18 апреля 2014 года.

СИСТЕМА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Алимова А.И.

Масштабное распространение правового нигилизма, отсутствие правовой культуры, снижение уровня правосознания привели к утрате прежде существующих организационных основ правового воспитания. Налицо отсутствие системы правового воспитания как таковой, поскольку практически исчезла правовая социализация общества. Под направленной формой правовой социализации П. С. Самыгин понимает «специально разработанную систему средств воздействия на индивида в целях формирования правовой личности, сознание и поведение которой соответствует целям и интересам общества»2. Именно средства воздействия на личность, носящие организационный характер, и были утрачены. А без целенаправленной организации осуществление того или иного процесса весьма затруднительно.

Молчаливая позиция государства, на наш взгляд, негативно сказалась на информационной среде нашего общества. Недооценка влияния средств массовой информации на общество, в том числе, и на его правовое мировоззрение, привели к определенной апатии общества, к восприятию им только «легкой» информации, которую представляют собой зарубежные мыльные оперы и развлекательные телепередачи. По нашему мнению, данная позиция государства в корне не верна, поскольку средства массовой информации являются мощнейшим инструментом воздействия на широкие группы людей, на общество в целом. Именно СМИ можно использовать как средство распространения информации правового характера. Средства массовой информации позволяют делать правовую информацию более доступной для понимания. И, наоборот, снижение интереса к праву и его роли в государстве со стороны СМИ ведет к пропорциональному снижению интереса к нему со стороны общества.

Осознание данного факта привело к введению в школах, средне-профессиональных и высших учебных заведениях такого предмета, как «Обществознание» («обществоведение»). Однако, если ранее в аналогичных курсах речь шла только об общественном устройстве, о государстве и его функционировании, то теперь учебных заведениях стали преподавать основы права с разделением его на отрасли: гражданское, трудовое, конституционное, семейное, административное. Вводятся практические занятия с разбором наиболее часто встречающихся правовых ситуаций.

Стоит отметить, что в анализируемый период правовое воспитание начинает осуществляться не только посредством обучения подрастающего поколения в учреждениях образования. Стали появляться телевизионные передачи правового характера, например, такие как «Человек и закон», «Дежурная часть» и другие, посредством которых стало осуществляться правовое просвещение граждан. Следует указать, что на рубеже веков организационная сторона правового воспитания сначала была утрачена, в связи с глобальными переменами в жизни государства, а затем начала возрождаться по нескольким направлениям, включая средства массовой информации, где произошли радикальные перемены. Утратил силу партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы. Появились первые коммерческие ра-

2Самыгин П. С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Социологические науки. 2007. Выпуск 1. // Электронный ресурс: режим доступа: www.teoria-practicf.ru/-1-2007/153-2009-09-05-00-43-45/179-2009-07-18-07-28-25.

диостанции. Были открыты первые частные телеканалы. В частности НТВ являлся единственным частным российским телеканалом, имеющим статус федерального. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого выступило не только государство, но и частные лица, коммерческие структуры.3

Согласно статье 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).4 В вышеуказанном законе оговаривалась недопустимость цензуры, независимость редакций и журналистских коллективов.5

После отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, на кино/теле/видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих эпизоды насилия. О данном явлении российский учёный-педагог, киновед и кинокритик А.В. Федоров говорит, что насилие, которое демонстрируется с экранов, связано с коммерциализацией телевидения и отмены государственной цензу-ры.6

В 1999-2001 годах государство активизировало процесс формирования политики в сфере СМИ. В связи с этим указывалась задача усиления роли СМИ для укрепления идеи государственности и принята «Доктрина информационной безопасности». 7

Необходимо подчеркнуть, что в первой половине XXI века нашего общества СМИ стали играть более существенную роль, вдобавок выполняют данную роль всесторонне. Начинает формироваться информационное общество, которое на сегодняшний день является важнейшей составляющей общественной системы в целом. Начинают говорить об информационной функции общества. Средства массовой информации становятся не проводником информации, а занимаются ее формированием.

Периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа являются эффективными средствами профилактики правонарушений и правового воспитания граждан. Однако вопрос имеет место не только по причине снабжения населения определенным количеством информации нравственно-правового и криминологического характера, но и по причине управления процессом правовоспитательного и профилактического воздействия. Необходимо формирование общественно полезных потребностей граждан, становление нравственного и правового сознания.

Как отмечает Биряева А. В. доступность правовой информации, помещаемой в средствах массовой информации, объясняется, тем, что в отличие от официального издания нормативно-правового акта, содер-

3Указ Президента Российской Федерации от 29.11.1994 № 2131// Электронный ресурс: режим доступа: http://www. ^тих. ги/ехрег1^/2429б7.

Российская газета", № 32, 08.02.1992// Электронный ресурс: режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/smi/42 1 .^гт!#р32

5"Российская газета", № 32, 08.02.1992.

6 Фёдоров А. В. Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием / А. В. Фёдоров // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 4. - С. 138.

7"Российская газета",№ 187, 28.09.2000 г.

жащего текст, периодическое издание, радио, телевидение, Интернет по большей части сопровождают изложение правовой нормы разъяснениями того, как ее толковать и применять на практике.8

Несомненно, что средства массовой информации являются только одним из многих путей распространений правовой информации. Следует учитывать, что правой опыт человека формируется также под воздействием непосредственного восприятия фактов и явлений действительности, правовых знаний, приобретенных в ходе обучения и воспитания, межличностных контактов и др. В совокупности они образуют систему взглядов и установок, являющихся рычагами социально-психологического механизма сознания человека, которые либо включают его в процессе активного восприятия и усвоения информации, либо препятствуют этому.

Следовательно, для того чтобы управлять правовоспитательным воздействием средств массовой информации на сознание аудитории, необходимо, прежде всего, таким образом, ее ориентировать, чтобы она могла активно усваивать нравственную и правовую информацию. Все социальные ячейки общества, а также литература, искусство и вся система идейно-политического воспитания должны являться фундаментом в развитии положительного отношения человека к правовым ценностям, систематически прививать ему интерес к информации правовоспитательного характера. Это позволит подключить индивида к системе сложных социальных связей в обществе, образовать преграду на пути проникновения в его сознание негативных взглядов и представлений.

Однако, в конце прошлого века сложилась такая ситуация, что СМИ выйдя на высокий уровень своего развития, превратились в важнейшее средство информационного воздействия, но при этом, функцию по правовому воспитанию выполняли либо ограниченно, либо не выполняли вообще. Отсутствие идеологии привело к разобщенности в обществе. У членов общества больше не было общих целей, идей, на которые следовало ориентироваться и к которым можно было стремиться. А это, в свою очередь, привело к падению патриотизма, гражданственности, которые являются важной составляющей не только правового воспитания, но и воспитания. Позднее, уже на современном этапе, данная проблема несколько снизит свою остроту, поскольку все же система защиты прав и интересов изменится в положительную сторону и общество станет больше доверять законам и праву в целом.

Список литературы:

1. "Российская газета", № 187, 28.09.2000 г.

2. "Российская газета", № 32, 08.02.1992.

3. "Российская газета", № 32, 08.02.1992.

4. Бикмаева А.И. «Влияние идеологии на правовое воспитание в первой половине ХХ века» // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 17-18 апреля 2014 года.

5. Биряева А. В., Правовая пропаганда правового воспитания в Республике Мордовия (на примере средств массовой информации) // Социально-политические науки, №1, 2011.

6. Самыгин П. С. Состояние правового образования в России как фактор правовой социализации учащейся молодежи // Социологические науки. 2007. Выпуск 1. // Электронный ресурс: режим доступа: www.teoria-practicf. ш/-1 -2007/153-2009-09-05-00-43-45/179-200907-18-07-28-25.

7. Указ Президента Российской Федерации от 29.11.1994 № 2131// Электронный ресурс: режим доступа: http://www.lawmix.ru/expertlaw/242967.

8. Фёдоров А. В. Отношение учащихся к насилию на экране, причины и следствия их контакта с экранным насилием / А. В. Фёдоров // Педагогическая диагностика. - 2007. - № 4. - С. 138.

9. Кудрявцев А.В., Кудрявцева О. Г. Использование специальных знаний в области ювенальной психологии в современной модели российского уголовного процесса //«Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2010. - № 3. - С. 95-98.

Рецензия

на статью Алимовой А.И. «Влияние средств массовой информации на развитие системы правового воспитания гражданина в России в конце XX - начале XXI вв.»

Актуальность проблемы, поставленной в статье, заключается в том, что правовое воспитание является важной частью всего процесса духовного становления личности. Важнейшую роль играет правовое воспитание в обществе в переходные периоды, в периоды становления правового государства и формирования гражданского общества.

Автором исследуется развитие системы правового воспитания гражданина в России в конце XX - начале XXI вв. Следует указать, что на рубеже веков организационная сторона правового воспитания сначала была утрачена, в связи с глобальными переменами в жизни государства, а затем начала возрождаться по нескольким направлениям, включая средства массовой информации, где произошли радикальные перемены.

Предметом исследования выступает система правового воспитания в современном российском обществе. Целью исследования является теоретический и исто-рико-правовой анализ проблем становления системы правового воспитания граждан в России; выявление закономерностей и особенностей формирования государственной политики в данной сфере, а также влияние средств массовой информации.

Представленная на рецензирование статья, по своей актуальности, теоретической и практической значимости, обоснованности выводов в полной мере отвечает требованиям, предъявленным работам такого вида.

Начальник кафедры конституционного права УЮИ МВД России кандидат юридических наук, доцент Яхи-на Ю.Х.

8Биряева А. В., Правовая пропаганда правового воспитания в Республике Мордовия (на примере средств массовой информации) // Социально-политические науки, №1, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.