Научная статья на тему 'Правовая пропаганда правового воспитания в республике Мордовия (на примере средств массовой информации)'

Правовая пропаганда правового воспитания в республике Мордовия (на примере средств массовой информации) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
887
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА / LEGAL EDUCATION / LEGAL INFORMATION / MASS MEDIAS / SOCIETY / SENSE OF JUSTICE / LEGAL PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Биряева Анастасия Владимировна

В статье рассмотрено влияние средств массовой информации на правовое воспитание населения положительные и отрицательные аспекты, а также изложено влиянии региональных средств массовой информации на процесс правового воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROPAGANDA OF LEGAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA (ON THE EXAMPLE OF THE MASS MEDIA)

In the article considered the influence of the media on the legal education of the population the positive and negative aspects, as well as outlined the impact of the regional mass media on the process of legal education.

Текст научной работы на тему «Правовая пропаганда правового воспитания в республике Мордовия (на примере средств массовой информации)»

2.10. ПРАВОВАЯ ПРОПАГАНДА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ)

Биряева Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры «Теории и истории государства и права». Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

vyazik16@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрено влияние средств массовой информации на правовое воспитание населения -положительные и отрицательные аспекты, а также изложено влиянии региональных средств массовой информации на процесс правового воспитания.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовая информация, средства массовой информации, общество, правосознание, правовая пропаганда.

LEGAL PROPAGANDA OF LEGAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA (ON THE EXAMPLE OF THE MASS MEDIA)

Biryaeva Anastasia Vladimirovna, teacher of the chair "Theory and history of state and law" of the Mordovian state university of a name N.P. Ogarev.

vyazik 16@yan dex. ru

Annotation: In the article considered the influence of the media on the legal education of the population - the positive and negative aspects, as well as outlined the impact of the regional mass media on the process of legal education.

Keywords: legal education, legal information, mass medias, society, sense of justice, legal propaganda.

Средства массовой информации современного общества являются принципиально значимыми факторами в формировании правового сознания, правовой культуры, уважения к закону и правомерного поведения личности .

В настоящее время СМИ - основная форма получения информации о внешнем мире. Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»1, массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения информации.

Деятельность СМИ является одним из важнейших направлений правовой пропаганды как формы правового воспитания, что неудивительно. Особенностью является то, что этот процесс благодаря массовости и доступности коммуникации охватывает огромные массы людей и становится частью общественного сознания, что, в свою очередь, сказывается на формировании определенных правовых представлений и предпочтений общества.

Одной из ведущих тенденций в России в последние десятилетия стало возрастание роли СМИ в процессе формирования и функционирования общественного мнения о праве, правосудии, преступности.

Кроме того, воздействие СМИ на общество в целом и на отдельных его представителей в последние годы приобрело качественно новые формы. Выйдя из тотального государственного управления, получив при этом свободу слова, СМИ кинулись от одной крайности к другой - от полного незнания к пропаганде даже того, что, вне всякого сомнения, наносит только

вред2. Рекламирование, смакование в СМИ тех форм отклоняющегося поведения, которые традиционно считались неприемлемыми в нравственном отношении (проституция, сутенерство, открытый разврат, наркомания, токсикомания, азартные игры,

порнобизнес, сексуальная эксплуатация детей и женщин), создают впечатление естественности и даже некой прогрессивности происходящего. В результате возрастает терпимое отношение общества к различного рода социальной патологии.

Следует также отметить, что общественное мнение не всегда удовлетворено качеством правовой информации. Отмечая количественный рост публикаций и выступлений на правовые темы, граждане выражают неудовлетворенность формой и характером подачи материалов. Их не устраивает, как освещаются вопросы права, правосудия, борьбы с правонарушениями. Информация о правовой жизни, по их мнению, не отвечает требованиям полноты, правдивости, объективности, оперативности и своевременности отображения этой важнейшей сферы жизни общества.

Следует также учитывать, что рост числа различных изданий, которые руководствуются уставами своих объединений, партий, фондов, порождает неадекватный подход к освещению одних и тех же событий, фактов, явлений.

Возможности печати, радио, телевидения не используются в полной мере, нет выработанной системы СМИ. Нередко сохраняется недооценка процесса формирования отношения к праву и практике его применения, преодоления правового нигилизма в обществе посредством СМИ.

Но ведь любая форма деятельности СМИ протекает гласно, и не требуется особых усилий, чтобы отслеживать информацию на предмет соответствия ее закону.

1 Российская газета. 8 февраля 1992 г. 2004/14-4-2004.htm

2 Казакова И. СМИ и преступность // http://sibparus.ru/Planeta_s/6(14)-

Социально-политические науки

Как правило, с обязательным приглашением

корреспондентов проводятся и затем освещаются в СМИ совещания по итогам работы государственных органов. Не эпизодическими, а скорее регулярными становятся интервью их работников, встречи за «круглым столом», пресс-конференции. В СМИ постоянно публикуются материалы о борьбе с отдельными видами правонарушений, о преступлениях, вызвавших повышенный общественный интерес.

Думается, что лучшая профилактика юридических ошибок и некомпетентных суждений на газетной странице и в эфире - плановая работа учебнопросветительского характера.

Необходимо, чтобы журналисты до конца осознали всю значимость своего труда и не допускали в своих материалах дискредитацию и подрывание авторитета закона в его самом широком смысле - несомненно, не все российское законодательство совершенно, отдельные законы требуют переработки, но «буква и дух закона» должны чтиться всеми без исключения.

Средства массовой информации и государство должны сегодня выстраивать некую систему отношений, исходя из критерия, что у нас нет права учить друг друга, но есть прекрасная возможность учиться друг у друга.

СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. Основными направлениями деятельности в формировании правовых ценностей являются:

- освещение правовых аспектов этики официальных лиц, стандартов поведения, этических норм. Определяющих условия поведения должностных лиц для правомерного, честного выполнения публичных обязанностей;

- просветительские функции СМИ, защита от произвола властей силой закона, разъяснения прав граждан, использование правовых средств в борьбе с их нарушением.

Характеризуя состояние правового воспитания в современном российском обществе, необходимо отметить отсутствие общественных программ

реализации и защиты, гражданских прав, основанных на концепции правового просвещения населения. Это приводит к недостатку знаний, отсутствию информации о правах и обязанностях граждан, к несоблюдению законов и к совершению досадных ошибок, то есть к правовому нигилизму. В обществе растет чувство незащищенности граждан перед правонарушениями.

Средства массовой информации на эту ситуацию практически не влияют вовсе, либо, вольно или невольно, способствуют формированию негативного образа закона, государственной власти,

правоохранительной системы страны и всего

правопорядка в стране в целом, содействуя тем самым правовому нигилизму.

Но есть и другая сторона вопроса, где совместное функционирование власти и СМИ дают значительный результат в правовом воспитании молодежи.

Круг вопросов, связанных с условиями эффективного функционирования средств массовой коммуникации в правовом воспитании молодежи, весьма обширен. Одним из главных направлений оптимизации взаимодействия двух систем является профилактическая деятельность. Использование СМИ для информирования молодежи о выявленных причинах и условиях, способствующих совершению того или иного преступления, некоторые исследователи считают эффективным средством

профилактики преступлений наряду с другими, закрепленными в уголовно-процессуальном

законодательстве.

Методы оптимизации взаимодействия между правоохранительной и массово- коммуникативной системами должны предоставлять сотрудникам правоохранительных органов широкий спектр возможностей для привлечения молодежи к участию в правоохранительной деятельности, формирования их правосознания.

Средства массовой информации сегодня должны играть исключительно важную роль в формировании правосознания, правовом просвещении, образовании и воспитании, общественной профилактике преступности среди молодежи, целевом воздействии на нее. Власть СМИ, особенно среди молодежи, огромна, поэтому хотелось бы, чтобы это влияние было употреблено во благо будущего.

Условия эффективности функционирования средств массовой коммуникации в правовом воспитании молодежи должны быть тесно связаны с формированием коммуникативной культуры молодежи.

Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации,

телекоммуникационные технологии, общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации. Так же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, пропаганда, занятия в системе повышения квалификации, театральные

постановки, кино и телевидение - все это методы правового воспитания граждан.

С 90-х годов прошлого века и по настоящее время в республике Мордовия наблюдается рост числа

периодических изданий. Так, на небольшой по численности населения РМ (около 870 000 жителей) в настоящее время зарегистрировано 60 различных газет и журналов. В то время как до 1991 г. их было 303. По состоянию на 2006 г. в РМ действуют 2 телевизионных канала «ГТРК Мордовия» и «10 канал» (создан в 2003 г.), а также республиканские радиостанции, большая часть которых имеет развлекательную направленность - «МС-радио», «13-й регион», «Русское радио - Саранск», и отводится часть эфирного времени на «Радио России» («Местное время»). Добавим сюда повсеместное распространение сети интернет в РМ (с 2002 г. действует Интернет-дом).

Таким образом, преобладающая часть республиканских СМИ - пресса, более 50% из которых -газеты информационной направленности. Из них 1 газета учреждена Правительством РМ - «Известия Мордовии».

И опять, говоря о влиянии региональных СМИ на процесс правового воспитания, хотим отметить, что они «грешат» по-другому. Например, относительно СМИ Республики Мордовия можно сказать, что основной сферой их интересов в области права являются громкие судебные процессы, квалификация

преступлений героев их материалов, пенитенциарные вопросы права, разнообразные правонарушения, в том числе и нарушение жилищного, земельного, налогового законодательства. Первые полосы газет пестрят заголовками наподобие такого: «Убийце родной матери

3 Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. - Саранск, 2005. - С. 96.

дали 19 лет строгого режима», и обязательными фотографиями преступников. Конечно, роль СМИ в данном случае нельзя умалять - являясь своеобразным «гласом народа», они таким образом влияют на окружающий мир. Но при этом у населения складывается несколько однобокое понимание роли права в их жизни: СМИ республики практически не освещают позитивное регулирование права. С другой стороны нельзя не отметить, что ведущее региональное издание «Известия Мордовии», публикующее на своих страницах официальные тексты законов Республики Мордовия, имеет доступную цену и содержит помимо официальной информации еще и материалы развлекательного характера. Это, конечно, повышает интерес населения к данному изданию. С региональным телевидением ситуация обстоит лучше: населению проще воспринимать аудио-визуальную информацию, чем читать ее на страницах газет. Именно таким образом у информации о позитивных тенденциях правового регулирования есть больше шансов быть услышанной и воспринятой населением.

Доступность правовой информации, помещаемой в средствах массовой информации, объясняется, во-первых, тем, что в отличие от официального издания закона, содержащего лишь сам его текст, газета, радио, телевидение, Интернет в большинстве случаев сопровождают изложение правовой нормы разъяснениями того, как ее толковать и применять на практике. Во-вторых, эта информация сама находит своего адресата без обращения куда-либо. В каждом доме читают газеты, регулярно смотрят телевизор, слушают радио.

Чистота используемой терминологии, знание действующего законодательства, умение доходчиво разъяснить букву закона - эти качества должны характеризовать журналиста, пишущего о праве. Неточные статьи, консультации не только не способствуют доступности законодательства, а, наоборот, лишь запутывают граждан. На качество публикаций правовой тематики в значительной мере влияет и то, что среди их авторов очень мало юристов, главным образом это - профессиональные журналисты. Однако для того, чтобы довести содержание юридической нормы до адресата, мало знания журналистики. Необходимо, чтобы описание любого преступления, проступка или гражданско-правового конфликта несло четкую правовую информацию, давало представление о той норме, под которую подпадает данный случай, и разъясняло ее на этом конкретном примере.

Следствием того, что правовое образование не распространено среди журналистов, являются ошибки в правовых публикациях. Практика показывает, что ошибки случаются чаще, когда журналисты не сотрудничают с юристами. Подобные публикации искажают содержание права, не способствуя доступности законодательства. В связи с этим необходимы усиление сотрудничества редакций газет с работниками прокуратуры, суда, органов внутренних дел, научных учреждений, а также неуклонное повышение журналистами своего уровня правовой культуры. Однако нельзя не отметить также случаи юридических неточностей и ошибок при освещении положений закона, которые допускают не только журналисты, но и авторы, обязанные хорошо знать закон. Такие публикации особенно вредны.

Таким образом, рассмотрев данный аспект правового воспитания посредством СМИ, нам бы хотелось отметить, что развитие правосознания граждан - задача всех институтов российского общества. Но только лишь СМИ обладают практическими безграничными возможностями «влияния на умы». Современные российские СМИ прогрессируют в отношении осознания своей социальной роли, ответственности за каждое напечатанное или сказанное слово, и СМИ Республики Мордовия - не исключение. Теперь важен социальный заказ - заказ на качественную информацию, объективное освещение правовых процессов, поддержание авторитета закона и что самое главное - его соблюдение. Нами в процессе рассмотрения данного вопроса был предложен проект решения проблемы правового воспитания и повышения уровня правосознания посредством СМИ, и мы убеждены, что именно инициативы граждан, молодых исследователей могут сдвинуть с места процесс правосоциализации населения республики.

Список литературы:

1. Российская газета. 8 февраля 1992 г.

2. Казакова И. СМИ и преступность // Ь|Нр://з1Ьраги8.ги/Р!апе1а_з/6(14)-2004/14-4-2004.Мт

3. Киричек П.Н., Федотова О.В. Этика журналиста. -Саранск, 2005. - С. 96.

РЕЦЕНЗИЯ

Изучение работы на тему «Правовая пропаганда правового воспитания в республике Мордовия (на примере средств массовой информации)» дает основание сделать вывод о том, что рассмотренные в статье тезисы весьма актуальны.

Актуальность статьи заключается в том, что правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. Следует отметить, что в основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами. Безусловно, определяющая роль в системе источников правовой информации принадлежит средствам массовой информации.

В работе также отмечен региональный аспект влияния средств массовой информации на правовое воспитание населения. Данная статья, по своей актуальности, теоретической и практической значимости, обоснованности выводов в полной мере отвечает требованиям, предъявленным работам данного вида, поэтому статья рекомендуется для публикации в открытой печати.

кандидат юридических наук,

доцент СВФ РПА Минюста России

Н.А. Федякова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.