Научная статья на тему 'Роль средств массовой информации в правовом воспитании личности'

Роль средств массовой информации в правовом воспитании личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
868
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жежелева Н. В.

В статье рассматривается возрастающая роль средств массовой информации в правовом воспитании личности, положительные и негативные аспекты такого воздействия. Особое внимание обращается на проблему «правового минимума», как необходимого уровня знания в области права, которым должен быть у каждого человека в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль средств массовой информации в правовом воспитании личности»

означает приставку меж. Следовательно, эти понятия можно назвать родственными, однако, не тождественными, и отнюдь не взаимозаменяемыми.

Базовым для нас является понятие «интеркультурные коммуникативные умения». На основе анализа психолого-педагогической литературы, а также, опираясь на исследования И.Л.Бим, А.И.Зимней, А.А.Леонтьева, Е.И.Пассова и др., мы определяем интеркультурные коммуникативные умения как результат овладения определённым комплексом теоретических и практических знаний, реализующихся через коммуникативные умения, позволяющие входить в ситуации интеркультурного общения и устанавливать контакты с представителями иноязычной культуры на оптимально высоком уровне.

Следовательно, включение национально-культурного компонента в содержание образования влечет за собой пересмотр статуса будущего учителя: он должен быть не только знатоком иноязычной культуры, но и культуры общения, правил этикета, невербальных форм выражения (мимики, жестов), а также национального характера коммуникантов, национально-специфических особенностей мышления. Отвечая подобным требованиям в процессе межкультурной коммуникации, специалист сможет эффективнее решить свои проблемы и выполнять профессиональные обязанности. В новых условиях становится очевидным, что повышение уровня обучения студентов общению между людьми разных национальностей может быть достигнуто, на наш взгляд, при условии овладения развитыми интеркультурными коммуникативными умениями.

Список использованной литературы:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство.1979. - 424с.

2. Библер В.С. Школа диалога культур: Основы программы/ Под общ. Ред. В.С.Библера. - Кемерово: Алеф, 1992. - 93 с.

3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.

4. Данилов Д.А. Народная педагогика - основа развития науки о воспитании / Народное образование Якутии. 1993. №1 - С.32 - 33.

5. Новиков А.Г. О менталитете народа Саха. Монография. Изд-во аналитического центра при Президенте РФ. - Якутск, 1995.

6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (У чебное пособие) - М.: Слово/Slovo, 2000. - 264 с.

7. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранному языку. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 124 с.

© Довгополова Л.Б., 2018

УДК37

Н.В. Жежелева

магистрант, ВГСПУ г. Волгоград, РФ

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается возрастающая роль средств массовой информации в правовом воспитании личности, положительные и негативные аспекты такого воздействия. Особое внимание обращается на проблему «правового минимума», как необходимого уровня знания в области права, которым должен быть у каждого человека в обществе. Ключевые слова: право, правовое воспитание, средства массовой информации, правовая культура, общество.

Проблемы, связанные с правовым воспитанием личности, являются актуальными, ведь их теоретическое и практическое разрешение прививает уважение к закону, способствует изучению права на всех уровнях, служит информированию населения о действующем законодательстве, и в целом помогает поднять престиж права. Правильное воспитание каждого отдельного человека ведет к созданию социально активного и законопослушного общества. В наше время информационное развитие является одним из главных факторов влияния на процесс правового воспитания граждан являются средства массовой информации (далее - СМИ), смещая на второй план семью и иные социальные институты. Ключевой тенденцией в современной России стало возрастание роли средств массовой информации (СМИ) в формировании общественного мнения о законе и праве [7, С. 33]. О важности СМИ в становлении правовой личности высказывались многие российские ученые. Так, Д. Ю. Мартынкина полагает, что на современном этапе правовое просвещение граждан через СМИ - это важнейшее средство развития правовой культуры человека. Становление правового государства и развитого гражданского общества в Российской Федерации невозможно без высокого уровня правовой культуры» [4, С. 21]. По мнению Г. С. Салиховой «СМИ сегодня влияют на все сферы общественных отношений - политически, экономически, духовно. Однако их положение в нашей стране нельзя оценить однозначно. С одной стороны, являясь «сторожевым псом» демократии, ее информационным рупором, они должны и могут содействовать ее развитию, вместе с тем положительным образом способствовать повышению правовой культуры и правового воспитания молодого поколения» [8, С. 31].

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. N° 2124-1 «О средствах массовой информации», в редакции от 29.07.2017 г. под СМИ понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием [1]. СМИ в правовом воспитании может носить как конструктивное, так и деструктивное влияние. Конструктивное влияние проявляется в формировании в правовом сознании адекватных правовых представлений и соответствующих установок к правовым явлениям. «Деструктивное воздействие - это негативное воздействие информации, распространяемой через СМИ, на правосознание с целью деформации имеющихся представлений о праве и правовых явлениях либо формирования и утверждения искаженных представлений о них» [7, С. 248]. Как показывают последние исследования психологов, в сообщениях СМИ всё чаще акцентируют внимание на безнаказанность нарушений закона. С одной стороны, это может привести к обострению чувства вседозволенности среди граждан, склонных к противоправному поведению. С другой стороны, всё это может породить у законопослушных граждан чувство страха и недоверия к правоохранительным органам в вопросах защиты их прав [5, С. 15]. В общем, роль и деятельность СМИ в сфере правового воспитания в России нельзя оценить однозначно. Так, СМИ завалены большим количеством статей и передач, где обсуждаются происходящие в стране различные правовые явления, но подача такой информации представляется в виде представлений с интересными действующими лицами. В таком случае можно говорить о том, что форма передач доминирует над их содержанием (сериалы «Ментовские войны» «Детективы», «Мент в законе», передачи «Суд присяжных», «Суд идет», «Криминальная Россия»). Более серьезные передачи (например, «Парламентский час») чаще всего сложны и поэтому недоступны для понимания населения, так как зрителям элементарно не хватает знания в области права.

Другая проблема - это «всеядность» СМИ. В современном российском обществе СМИ и их роль в правовом воспитании давно обсуждается на разных уровнях. Специалисты в области юриспруденции, журналистики, а также психологии констатируют зачастую несформированность правосознания и низкий уровень правовой культуры самих журналистов. При подготовке телевизионных и газетных публикаций авторы порой не удосуживаются лишний раз проверить соответствие своей информации букве закона» [4, С. 34]. Существует и иная тенденция. В погоне за привлечением внимания граждан, СМИ пестрят сенсационными заголовками и скандальными подробностями, забывая при этом, о качестве подаваемого материала. Чаще всего это характерно для региональных СМИ. К примеру, в результате проведенного анализа материалов одной из местных газет было выявлено следующее. Часто в статьях журналистов

~ 130 ~

юридические термины используются неправильно или подменяются на более простые, обывательские, что показывает отсутствие специальных знаний в области права. Неверно упрощать юридический язык для читателей, использование обыденных понятий умаляет уважение правоохранительных органов в глазах населения. Так из уважительных «сотрудников полиции, ведущих борьбу с преступностью» легко превратиться в «доблестных стражей порядка, гоняющихся за лихоимцами».

Грамотное использование терминов позволяет повысить уровень правовой культуры личности, привить уважение к работе правоохранительных органов и государства в целом. Знание правовой терминологии и действующего законодательства, умение доступно излагать правовую информацию - это именно то, что должно характеризовать пишущего о праве современного журналиста. Неточные с позиции права статьи не только не способствуют доступности понимания законов для граждан, напротив, только запутывают граждан. На качество материалов по правовой тематике влияет и то, что среди журналистов мало людей с юридическим образованием. Поэтому можно говорить, что возможности печати, радио, телевидения используются не в полной мере. На сегодняшний день недооценивается процесс формирования отношения к праву. Ведь именно в наше время СМИ играют наиболее важную роль в донесении до граждан правовой информации. Итак, для того, чтобы довести содержание нормы права до гражданина, недостаточно знания одной лишь журналистики. Мы полагаем, что одной из главных задач правового воспитания следует считать ее направленность на предупреждение противоправных деяний и борьбу с уже существующими правонарушениями. Поэтому необходимо чтобы, описание любого преступления или иного правонарушения содержало точную информацию об этом деянии и делало доступным понимание нормы, которой соответствует тот или иной случай. Таким образом, роль и влияние СМИ на процесс правового воспитания проявляются в следующем. Во-первых, на настоящий момент СМИ осуществляют свое социализирующее воздействие на личность хаотично, при этом обращают внимание преимущественно на негативные аспекты правовой действительности. Во-вторых, на современном этапе развития именно СМИ приобретают все большее влияние на граждан, оттесняя при этом другие общественные институты на второй план. В-третьих, можно констатировать недостаточный уровень правовой грамотности самих журналистов.

Поэтому необходимо усиление сотрудничества СМИ с работниками органов внутренних дел, прокуратуры, суда, научных учреждений, а также безусловное повышение уровня правовой культуры самими журналистами. В-четвертых, СМИ необходимо заострять больше внимания на информации, раскрывающей сущность и содержание закона, необходимость его соблюдения, а также поясняло порядок применения различных правовых норм.

Список использованной литературы:

1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 27.07.2017) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.10.2016) [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=170637 (дата обращения: 1.11.2017).

2. Биряева А. В. Правовая пропаганда правового воспитания в Республике Мордовия (на примере средств массовой информации) // Социальнополитические науки, 2011. № 1. С. 79-81.

3. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления. Каландаришвили, СПб. 2015. 366 с.

4. Киреев Д. Р. Актуальные проблемы и особенности правового воспитания в современном российском обществе // Ленинградский юридический журнал, 2012. № 2. С. 29-36.

5. Мартынкина Д. Ю. Роль печатных средств массовой информации в правовом просвещении населения (на материалах общественно-политических газет): автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 2011. 45 с.

6. Салихова Г. С. Роль и влияние средств массовой информации на процесс правового воспитания молодежи // Вестник Дагестанского государственного университета, 2010. № 2. С. 43-50. 7 Стуканов В. Г. Роль социальных факторов в формировании правосознания // Вестник Московского университета МВД России, 2015. № 1. С.241-248.

© Жежелева Н.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.