Научная статья на тему 'Роль судей в повышении правового просвещения советских граждан: анализ регионального опыта'

Роль судей в повышении правового просвещения советских граждан: анализ регионального опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕЙ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЗАКОННОСТЬ / JUDGES'' LEGAL EDUCATIONAL ACTIVITY / LEGAL CULTURE / SOCIALIST LEGALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорошенко Т. Н., Макарова Е. А.

Анализируется роль судей Новгородской области в процессе повышения правовой культуры советских граждан в 1960-70-х гг. На основе анализа архивных данных изучаются формы и методы участия судей в правовом образовании советских граждан (проведение лекций, публикация статей в средствах массовой информации, оказание правовой помощи товарищеским судам и т.д.) и делается вывод об эффективности правовой пропаганды как инструмента декриминализации советского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF JUDGES IN THE PROCESS OF IMPROVEMENT OF THE SOVIET CITIZENS’ LEGAL EDUCATION: ANALYSIS OF REGIONAL EXPERIENCE

This article examines the role of regional judiciary in the process of improvement of the Soviet citizens’ legal consciousness and education during the 1960-1970s. On the basis of archival materials of Novgorod region the authors analyze various forms and methods of the judges' educational activity (lectures, publishing articles, legal assistance to the comrades’ courts, etc.) and make the conclusion about the effectiveness of legal propaganda as an instrument of decreasing the criminalization of the Soviet society.

Текст научной работы на тему «Роль судей в повышении правового просвещения советских граждан: анализ регионального опыта»

УДК 34.07(470.24)

РОЛЬ СУДЕЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН: АНАЛИЗ

РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

Т.Н.Дорошенко, Е.А. Макарова

THE ROLE OF JUDGES IN THE PROCESS OF IMPROVEMENT OF THE SOVIET CITIZENS' LEGAL EDUCATION: ANALYSIS OF REGIONAL EXPERIENCE

T.N.Doroshenko, E.A.Makarova

Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]

Анализируется роль судей Новгородской области в процессе повышения правовой культуры советских граждан в 1960—70-х гг. На основе анализа архивных данных изучаются формы и методы участия судей в правовом образовании советских граждан (проведение лекций, публикация статей в средствах массовой информации, оказание правовой помощи товарищеским судам и т.д.) и делается вывод об эффективности правовой пропаганды как инструмента декриминализации советского общества.

Ключевые слова: правовоспитательная деятельность судей, правовая культура, социалистическая законность

This article examines the role of regional judiciary in the process of improvement of the Soviet citizens' legal consciousness and education during the 1960—1970s. On the basis of archival materials of Novgorod region the authors analyze various forms and methods of the judges' educational activity (lectures, publishing articles, legal assistance to the comrades' courts, etc.) and make the conclusion about the effectiveness of legal propaganda as an instrument of decreasing the criminalization of the Soviet society. Keyword: judges' legal educational activity, legal culture, socialist legality

Правовое просвещение граждан было одним из стратегических направлений деятельности государства и воспринималось партийным руководством страны как своего рода механизм формирования политической и правовой культуры советского общества,

как неотъемлемая часть идейно-политического воспитания всесторонне развитой личности как активного строителя коммунизма.

В партийных и государственных нормативных актах 1950-х—1970-х гг. были определены

формы и методы формирования целостной системы правовой культуры, включающей в себя такие элементы социалистического правового поведения, как овладение необходимыми правовыми знаниями, развитие навыков независимой правовой оценки действительности, высокое уважение к социалистической законности в сознании каждого гражданина, базирующейся на неприемлемости противоправных действий, и защиты социалистической законности. Реализация этих целей могла быть достигнута только через активное вовлечение в данный процесс всех правоприменительных и правоохранительных органов, прежде всего судейского корпуса, правовоспитательная деятельность которых рассматривается подробно в этой статье.

После исторического ХХ съезда Коммунистической партии 1956 года в жизни страны произошли значительные изменения в экономическом и политическом развитии. Денонсация сталинского режима привела к относительной демократизации общества, либерализации и гуманизации экономических и политических взглядов. Начинается оживление общественной и культурной жизни советского народа. Государственная политика становится социально-ориентированной.

Однако параллельно с позитивными сдвигами наблюдались и негативные изменения. Крушение старых идеалов в сознании общественности привело к усилению правового нигилизма и росту преступности в начале 1970-х гг. Эта конфликтная ситуация потребовала и другого подхода к пониманию целей и обязанностей правоохранительных и правоприменительных органов в государстве. Их главной задачей становится снижение уровня преступности не только силовыми методами, но, в первую очередь, через профилактическую работу и развитие у граждан чувства нетерпимости к любым фактам нарушения закона, что должно было сопровождаться созданием положительного образа милиции, прокуроров, адвокатов и судей. Правовое воспитание советских людей было провозглашено одним из основных приоритетных направлений деятельности государства.

В процесс повышения правосознания советских граждан были вовлечены различные институты общегосударственного и регионального уровней: государственные органы, общественные организации, культурные, научные и образовательные учреждения, средства массовой информации, трудовые коллективы и т. д. В Новгородской области, как и во многих других регионах СССР, была разработана новая целостная система правового образования, учитывающая особенности различных категорий населения в зависимости от возраста, образовательного и профессионального опыта.

Особая роль в этом процессе отводилась судебным органам. Еще со времен Великой Октябрьской революции суд воспринимался как важнейший элемент механизма формирования социалистической идентичности. Михаил Иванович Калинин, один из самых известных политиков и героев революции, говорил, что хороший судебный процесс стоит не меньше доклада о международном и внутреннем по-

ложении. «Вы сами отлично знаете, что на этих докладах нередко 50, а может быть и 75% людей засыпают. При разборе же жалоб, если даже будет посредственный судья, если он даже посредственно будет решать вопросы, но будет это делать с душой, если будет чувствоваться, что он хочет правильно решить, борется за это правильное решение... и ежели присутствовало 20—30 человек, то я ручаюсь, что ни один из них при этом решении не уснет, ни одного указания не пропустит. Эта работа чрезвычайно трудная, чтобы честно решать такого рода дела» [1]. Слова «Всесоюзного старосты» служили лозунгом для судов и в 1970-х гг.

Любая образовательная деятельность (в особенности правовая) в советское время планировалась и осуществлялась под пристальным контролем Коммунистической партии Советского Союза. В Постановлении ЦК КПСС«О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» (от 15 сентября 1970 г.) отмечалось, что воспитание высокого правосознания, юридической осведомленности населения, а также укрепление социалистической законности составляют одну из важных государственных задач. Вся система политического просвещения, подчеркивалось в данном постановлении, должна развернуть широкое изучение основ законодательства и права в учебных планах и программах, в идейно-политической работе среди общественного актива и населения [2].

Особое внимание уделялось роли судебной власти, прокуратуры и милиции как специалистов в области права. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г. «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов» указывалось, что органы прокуратуры и суды были слабо связаны в своей работе с государственными и общественными организациями, мало помощи они оказывали народным дружинам и товарищеским судам, недостаточно уделяли внимания пропаганде советских законов и правовому воспитанию населения, особенно молодежи [3].

Ответственность за изменение существующей ситуации и организации правовоспитательной работы судов была возложена на Министерство юстиции СССР. Наиболее важной функцией Министерства было систематизировать и подготовить предложения по методическому управлению и координации деятельности государственных учреждений и общественных организаций в целях содействия распространению правовых знаний среди населения. Основные принципы этой работы были определены в приказе Министерства юстиции СССР от 15 апреля 1971 г. «О задачах органов юстиции и судов по улучшению правовых знаний и правового воспитания граждан»

[4].

В целях реализации положений приказа и постановлений на областном уровне были приняты ряд документов, в частности 23 октября 1970 г. вышло постановление Бюро Новгородского обкома КПСС «О мерах по улучшению правового воспитания трудящихся» [5]. В соответствии с этим постановлением Бюро обкома КПСС, отдел пропаганды и агитации обкома партии и областные идеологические органи-

зации разработали мероприятия по улучшению пропаганды правовых знаний среди населения. Был установлен и контроль за их выполнением.

Решением облисполкома в 1972 г. в Новгороде был создан координационно-методический совет по пропаганде правовых знаний среди населения. Руководство этим советом было возложено на отдел юстиции облисполкома. Членами совета стали представители различных ведомств и организаций. Совет наделили значительными правами и полномочиями. Предполагалось, что в связи с созданием координационно-методического совета правовая пропаганда в области будет носить более конкретный и предметный характер, а это, в свою очередь, несомненно, окажет положительное влияние на укрепление и соблюдение законности всеми гражданами, должностными лицами и организациями [6].

Уже с 1974 года отдел юстиции исполкома Новгородского областного совета депутатов трудящихся стал издавать планы работы по правовому воспитанию населения. В них включались материалы судов, административных органов, юридических консультаций области, анализировалось состояние работы по правовому воспитанию в районах Новгородской области. Также в них содержались пункты, касающиеся проверки этой работы. Вся эта работа была нацелена на четкую координацию работы всех структур и предполагала использование различных форм правовоспитательной деятельности.

Лекция была, несомненно, самой популярной формой правовой пропаганды. Каждому судье областного суда по согласованию с обществом «Знание» не реже 1—2 раз в месяц было нужно выступать на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах с разъяснением законодательства по разработанным темам: «Уголовно-правовая охрана социалистической собственности», «Административная и уголовная ответственность за хулиганство», «Трудовой договор», «Брак и семья по советскому праву» и др. [7].

В целом в 1960—70-х гг. среднее ежегодное количество лекций, прочитанных региональными судьями, составляло около 150. Однако в некоторые годы эта цифра значительно увеличивалась, и на это были объективные причины: в 1972—1973 гг. советский народ праздновал 50-летие СССР, в 1975 году — 30-летие Победы в Великой Отечественной войне. Активизацию работы в 1977—1978 гг. можно объяснить широкомасштабной подготовкой к принятию новой общесоюзной Конституции и Конституции РСФСР. В эти годы проводилось большое число мероприятий, посвященных знаковым событиям Страны Советов, и судьи не могли оставаться в стороне: они читали дополнительные лекции как раз по тематике таких торжеств.

От судей требовалось провести цикл лекций по основам советского права в средних школах, в профтехучилищах, в Новгородском педагогическом институте. По согласованию с областным Советом профсоюзов судьи разъясняли основы законодательства на семинарах председателей товарищеских судов и председателей фабрично-заводских местных комитетов. Предлагалось проводить беседы и лекции по

разъяснению законодательства в следственном изоляторе и исправительных учреждениях (по темам областного управления МВД). Судьям было необходимо проводить консультации по юридическим вопросам и на промышленных предприятиях г. Новгорода.

Эта лекционно-просветительская работа могла принести существенный результат только при широком использовании средств массовой информации. Работники суда взяли на себя обязательства подготовить статьи для «Новгородской правды» на следующую тематику: «Строго соблюдать новое законодательство о труде», «Вопросы судебной практики о жилищном законодательстве», «Гражданско-правовые последствия действий несовершеннолетних». Специальная радиопередача была посвящена новому Трудовому кодексу РСФСР.

Особое внимание в советских средствах массовой информации уделялось антиалкогольной тематике. Так, в боровичской газете «Красная искра» регулярно выходили заметки председателя городского народного суда А.Маслова: «Докатились», «Пьяный за рулем», «Допились» [8].

Для методического и идейного руководства правовоспитательным процессом в начале 1970-х годов разрабатываются и направляются народным судьям методические материалы для использования в практической работе и подготовке лекций и докладов на правовые темы (в частности, «Гражданские колхозные дела», «О новых основах уголовного законодательства, судоустройства и уголовного судопроизводства СССР и союзных республик» и др.) [9].

Такое серьезное внимание к методологическому контролю руководителями суда не было случайным. Партийные лидеры считали лекции основной формой эффективной правовой пропаганды и обязаны были последовательно улучшать их качество. Прежде всего, это было необходимо для повышения общего профессионального уровня самих сотрудников суда. В советское время образовательный ценз для судей не был определен законом в течение длительного времени. В начале 1970-х годов только около 30% от общего числа всех судей в Новгородской области имели высшее юридическое образование, остальные — только среднее юридическое образование или просто среднее непрофильное образование. Только с 1989 года было законодательно закреплено обязательное высшее юридическое образование для судей. Именно поэтому специальные лекции читались и для самих сотрудников суда и судей с разъяснениями правовых новелл и изменений законодательства.

Помимо лекций существовали и иные формы правового образования. В целях привлечения внимания общественности к судебным разбирательствам в целях укрепления их воспитательного воздействия на граждан, чтобы создать атмосферу нетерпимости за любое нарушение закона, и, наконец в профилактических целях, в СССР существовала практика рассмотрения уголовных и гражданских дел в местах, где было совершено правонарушение, по месту жительства, работы или учебы обвиняемого, истца или ответчика. При принятии решения о проведении выездной сессии суд принимал во внимание не только характер

деяния, но и наличие обстоятельств, требующих широкого общественного осуждения. В 1960—1970-х годах до 25% всех уголовных дел и около 7—9% всех гражданских дел рассматривались на выездных сессиях.

Советское законодательство предусматривало различные формы участия общественности в укреплении правопорядка, в борьбе с антиобщественными проявлениями. Важное место оно отводило товарищеским судам — выборным общественным организациям, призванным активно содействовать воспитанию граждан в духе коммунистического отношения к труду, уважения к социалистической собственности, соблюдения правил социалистического общежития.

Роль судебных органов во взаимодействии с народными дружинами заключалась, прежде всего, в систематической юридической подготовке дружинников, повышении их правовой культуры. Работники областного суда регулярно участвовали в проведении совместно с отделом юстиции общих проверок работы народных судов, организовывали специальные выезды для оказания помощи товарищеским судам и народным дружинам [10]. В целях реализации специального Постановления Президиума областного суда «О работе областного суда по оказанию правовой помощи товарищеским судам и добровольным народным дружинам области» (от 7 января 1977 года) была оказана консультативная поддержка 22 товарищеским судам и 12 народным дружинам в половине районов области [11].

В начале 1970-х годов население областного центра быстро росло. В Новгород на строительство крупных промышленных предприятий приезжали люди со всей области. Недостаточный контроль со стороны родителей за своими детьми способствовал росту преступности среди несовершеннолетних. Так, в 1973 году, по сравнению с 1972 годом, количество зарегистрированных преступлений несовершеннолетних возросло в 10 районах области, и увеличилась на 10,2% [12]. В связи с этим остро встал вопрос по предупреждению преступлений среди детей и подростков. Выступая перед несовершеннолетними, судьи главное внимание уделяли выявлению причин, способствующих росту правонарушений среди несовершеннолетних. Также судьи взаимодействовали с государственными и общественными организациями по исправлению и перевоспитанию подростков, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы.

Но, несмотря на положительные стороны такого рода воспитательной работы, проделанной судьями, необходимо отметить и недостатки этого процесса. Многие запланированные мероприятия проводились формально, с нацеленностью на количественные, а не качественные показатели. Сказывалась и неготовность многих судей к выездам за пределы городской черты и отсутствию навыков лекционной работы. Кроме этого, любая дополнительная образовательная деятельность осуществлялась без надлежащей компенсации, поэтому мотивация такой рабо-

ты была только идеологическая.

Кроме судей, правовоспитательную работу проводили и представители других юридических специальностей. В 1973 году специалисты в области права дали огромное количество лекций — 8367: представители правоохранительных органов выступили с 5539 публичными лекциями, прокуроры — с 1303, юристы (адвокаты) — с 1282, судьи — с 243. Обязательность посещения всех организованных лекций советскими гражданами сопровождалась желанием их избегать, так как все они проводились в обеденное время или после работы. Поэтому ожидаемый результат от правовой пропаганды не мог быть достигнут в полной мере.

В целом, однако, можно сделать вывод, что образовательная деятельность судей в процессе повышения правовой культуры советских граждан, и особенно его молодого поколения, была достаточно эффективной и сыграла важную роль в декриминализации общества.

1. Калинин М.И. Вопросы советского строительства. М., 1958. С. 513.

2. Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник документов (1965—1973). М., 1973. С. 295-300.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986—1987. Т. 11. С. 549-554.

4. ГИАНО (ГАНО). Ф.3701. Оп.11. Д.1050. Л.15-25.

5. ГАНИНО. Ф. 260. Оп.42. Д.69. Л.1-15.

6. ГИАНО. Ф. 4001. Оп.2. Д.322. Л.50-53.

7. ГИАНО. Ф. 4001. Оп.2. Д.322. Л.19.

8. Красная искра. 1972. 26 февраля, 10 апреля, 24 апреля.

9. ГИАНО. Ф. 3701. Оп. 11. Д. 328. Л. 43.

10. ГИАНО. Ф. 3701. Оп. 11. Д. 1357. Л. 19.

11. ГИАНО. Ф. 3701. Оп. 11. Д. 1357. Л. 27.

12. ГИАНО. Ф. 3701. Оп. 11. Д. 1165. Л. 177.

References

1. Kalinin M.I. Voprosy sovetskogo stroitel'stva [Questions of Soviet Construction]. Moscow, 1958, p. 513.

2. Voprosy ideologicheskoi raboty KPSS. Sbornik dokumentov (1965—1973) [Questions of ideological work of the CPSU. Collection of Documents (1965—1973)]. Moscow, 1973, pp. 295-300.

3. KPSS v rezoliutsiiakh i resheniiakh s"ezdov, konferentsii i plenumov TsK [CPSU in Resolutions and Decisions of Congresses, Conferences and Plenums of the Central Committee]. Moscow, 1986-1987, vol. 11, pp. 549-554.

4. State Historical Archive of Novgorod Region (GIANO), Fund 3701, Inventory 11, File 1050, fols. 15-25.

5. State Archive of Contemporary History of the Novgorod Region (GANINO), Fund 260, Inventory 42, File 69, fols. 115.

6. State Historical Archive of Novgorod Region (GIANO), Fund 4001, Inventory 2, File 322, fols. 50-53.

7. State Historical Archive of Novgorod Region (GIANO), Fund 4001, Inventory 2, File 322, fol. 19.

8. Krasnaya Iskra [The Red Spark], 1972: February 26, April 10, April 24.

9. State Historical Archive of Novgorod Region (GIANO), Fund 3701, Inventory 11, File 328, fol. 43.

10. State Historical Archive of Novgorod Region (GIANO), Fund 3701, Inventory 11, File 1357, fol. 19.

11. State Historical Archive of Novgorod Region (GIANO), Fund 3701, Inventory 11, File 1357, fol. 27.

12. State Historical Archive of Novgorod Region (GIANO), Fund 3701, Inventory 11, File 1165, fol. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.