Научная статья на тему 'Правовое воспитание населения СССР во второй половине 1950-х 1960-х гг. (на примере Новгородской области)'

Правовое воспитание населения СССР во второй половине 1950-х 1960-х гг. (на примере Новгородской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
485
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумова Т. Н.

На материалах новгородских архивов рассматриваются формы и методы правового воспитания населения в Советском Союзе в 1950 1960 гг. Показана роль суда, прокуратуры, милиции и адвокатуры в этой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое воспитание населения СССР во второй половине 1950-х 1960-х гг. (на примере Новгородской области)»

УДК 34.07(470.24)

Т.Н.Наумова

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-х — 1960-х гг.

(НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Гуманитарный институт НовГУ

Forms and methods of legal education of the population in Soviet Union in 1950 — 1960 are considered on the Novgorod archives materials. The role of a court, Office of Public Prosecutor, militia and legal profession is shown in this work.

В последние годы проблема правового воспитания становится одной из центральных, на которую обращается пристальное внимание как со стороны государственных, так и общественных структур. Актуализация этого направления обусловлена, прежде всего, процессами реформирования российского общества.

Правовая культура советского гражданина складывалась под воздействием целого ряда объективных факторов. Во многом в ее формировании важную роль играла целенаправленная правовоспитательная деятельность. В Советском Союзе была создана развернутая система правового воспитания, которая учитывала возрастные, образовательные, профессиональные и другие особенности различных категорий населения. В этой важной работе участвовали государственные органы, общественные организации, культурные и научные учреждения, средства массовой информации, трудовые и учебные коллективы.

Ведущая роль в этом процессе отводилась правоохранительным службам — суду, прокуратуре, ор-

ганам внутренних дел и адвокатуре. Систематические выступления сотрудников этих органов оказывали важное воспитательное воздействие на советских граждан. Работники правоохранительных органов рассказывали о своей работе по охране правопорядка, рассматривали, пропагандировали и анализировали новые законы, способствовали воспитанию населения в духе активной гражданской позиции, нетерпимости к любому, даже незначительному факту правонарушения.

В условиях относительной стабильности в нашей стране значительный опыт правовоспитательной работы был накоплен в 50 — 70-х гг. XX в. Особая и значительная роль в этом принадлежала сотрудникам правоохранительных органов различных регионов нашей страны, в частности Новгородчины. В области сложилась хорошо работающая система координации всей работы по правовому воспитанию населения.

Работники правоохранительных органов отлично осознавали роль общественности как в борьбе с преступностью, так и в профилактике правонарушений. Но для достижения этой цели требовалась

систематическая работа, направленная на повышение правовой культуры населения. У граждан было необходимо формировать чувство активного неприятия каждого факта правонарушения со сторон их соседа, сослуживца, знакомого. Знание законов, пусть даже и достаточно поверхностное, способствовало этому.

Сотни новгородцев посещали лекции и беседы, вечера вопросов и ответов, организованные сотрудниками правоохранительных органов области [1]. Тематика лекций и бесед подбиралась с учетом аудитории. Нередко во время этих встреч самими слушателями сообщалось о различных фактах нарушений законности [2].

Квалифицированное и умелое разъяснение законов приводило к тому, что граждане обращались к работникам прокуратуры, милиции и суда в основном с обоснованными жалобами [3].

Но эта работа могла приносить ощутимый результат лишь тогда, когда перед населением выступали действительно квалифицированные специалисты. На протяжении всех послевоенных лет сотрудники правоохранительных органов Новгородчины постоянно повышали свой образовательный уровень. Причем использовались разные формы — и заочная учеба в юридических институтах, и курсовая переподготовка прокурорско-следственных кадров, и учебнометодические семинары, и стажировки. Помимо этого все оперативные работники охватывались той или иной формой политпросвещения [4].

В районах ежемесячно проводились межведомственные семинары, где с докладами выступали наиболее квалифицированные специалисты из областного центра. На их занятиях изучались вновь принятые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы, рассматривались вопросы уголовного права и процесса, анализировалось текущее законодательство [5]. Систематическая работа с кадрами способствовала улучшению работы по борьбе с преступностью [6].

Для конца 1950-х — начала 1960-х гг. был характерен подход, при котором роль трудовых коллективов в деле перевоспитания людей, вступивших в конфликт с законом, несколько преувеличивалась. В результате этого предполагалось, что все маловажные преступления и проступки могут быть рассмотрены товарищескими судами, без непосредственного привлечения профессиональных юристов. Для членов товарищеских судов и добровольных народных дружин была организована специальная учеба. Особую роль в ней играли судьи-профессионалы [7]. К сожалению, далеко не всегда члены товарищеских судов, даже прослушавшие курс лекций, серьезно и ответственно относились к своей общественной работе [8].

На совещании адвокатов в Новгороде в 1965 г. было отмечено, что адвокат — общественный деятель, поэтому он не может ограничивать свою работу стенами юридических консультаций и суда. В связи с этим в области начинает складываться система организации общественной деятельности адвокатов. Министерство юстиции постоянно ориентировало коллегии защитников на то, чтобы они систематически занимались разъяснением советского права среди насе-

ления. Более того, это вменялось им в «прямую обязанность» Четко указывалось, что «задача президиума и заведующих групповыми юридическими консультациями заключается в том, чтобы в общественно-массовую пропагандистскую работу вовлечь всех адвокатов» [9]. Однако несмотря на постоянные распоряжения вышестоящих органов, на жесткие требования партийных властей об активизации пропаганды правовых знаний среди населения большинство адвокатов относились к этой работе как к дополнительной и не очень важной. Многие из них вообще не хотели заниматься ею, поскольку она, как правило, осуществлялась на общественных началах [10].

Активно использовались областные и районные газеты, журнал «Политическая агитация». В газете «Новгородская правда» регулярно выходила страница «Человек и закон», печатались материалы под рубрикой «Юридические консультации», «Пьянству — бой» и др. По областному радио систематически велись передачи «На страже закона и правопорядка» [11].

Проанализировав работу органов прокуратуры и внутренних дел, народных судов, адвокатуры Новгородчины с середины 1950-х по конец 1960-х гг., можно сделать ряд выводов.

Занимаясь правовым воспитанием населения Новгородской области, сотрудники правоохранительных органов использовали разнообразные формы работы: лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, выступления на страницах печати и по радио. Все это способствовало улучшению правовой грамотности граждан, повышало у них уважению к закону. Расширялся круг людей, способствовавших борьбе с преступностью и антиобщественными явлениями. Вместе с тем в деятельности правоохранительных органов имела место недооценка работы по правовому воспитанию населения. Недостаточно читалось лекций для тех категорий граждан, которые в этом больше всего нуждались, в частности для молодежи и сельских жителей.

Правовая пропаганда — это целенаправленный, управляемый процесс, успешное осуществление которого требовало стройной динамичной системы и информационного обеспечения. В ней должны были быть определены субъекты и объекты управления, их функции, основные и промежуточные цели, соответствующие средства их достижения. К сожалению, в рассматриваемый период отсутствовало четкое взаимодействие в работе различных правоохранительных органов.

Профилактика преступности, воспитание человека с активной гражданской позицией, безусловно, актуальны и в современных условиях.

Сотрудники правоохранительных органов в конце 1980-х — начале 1990-х гг., как и все граждане нашей страны, пережили серьезный кризис ценностей. Многим из них стало казаться, что в деле обеспечения безопасности роль прокуратуры, суда, милиции, исключительно карательная, а не профилактическая. Но нам необходимо понимать, что все вопросы, связанные с правовым воспитанием населения, являются важными и актуальными для любого времени и

для любого общества. Особенно это важно для современной России, в которой поставлена цель построения правового государства.

1. Государственный исторический архив Новгородской области (далее — ГИАНО). Ф.3997. Оп.3. Д.401. Л.218.

2. Архив УВД по Новгородской области (далее — АУВДНО). Ф.6. Оп.1. Д.37. Л.21.

3. Там же.

4. ГИАНО. Ф.3997. Оп.3. Д.443. Л.46.

5. Там же.

6. Там же. Д.401. Л.216-217.

7. ГИАНО. Ф.3701. Оп. 11. Д.759. Л.11.

8. Государственный архив новейшей истории Новгородской области (далее — ГАНИНО). Ф.260. Оп.42. Д.67. Л.6.

9. ГИАНО. Ф.4001. Оп.2. Д.52. Л.4.

10. ГАНИНО. Ф.260. Оп.42. Д.84. Л.54.

11. Там же. Д.69. Л.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.