Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОК ФИТНЕС-АЭРОБИКИ'

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОК ФИТНЕС-АЭРОБИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИППОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИТНЕС-АЭРОБИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турчина Екатерина Валерьевна, Прописнова Елена Павловна, Глазкова Галина Александровна

Психоэмоциональное состояние является одним из важнейших компонентов подготовленности спортсменок фитнес-аэробики. Тренеру необходимо учитывать данный факт и в ходе учебнотренировочного процесса использовать различные средства, направленные на оптимизацию психоэмоционального состояния своих подопечных. В нашей работе представлены результаты применения средств иппотерапии в рамках летних учебно-тренировочных сборов спортсменок фитнес-аэробики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Турчина Екатерина Валерьевна, Прописнова Елена Павловна, Глазкова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF HIPPOTHERAPY ON PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF ATHLETES FITNESS AEROBICS

The psycho-emotional state is one of the most important components of fitness aerobics athletes' readiness. The coach must take this fact into account and during the training process use various means aimed at optimizing the psycho-emotional state of his wards. Our work presents the results of the use of hippotherapy within the framework of summer training camps for fitness aerobics athletes.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОК ФИТНЕС-АЭРОБИКИ»

УДК 796.012

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОК ФИТНЕС-АЭРОБИКИ

Екатерина Валерьевна Турчина, преподаватель, Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Александровна Глазкова, студентка, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

Психоэмоциональное состояние является одним из важнейших компонентов подготовленности спортсменок фитнес-аэробики. Тренеру необходимо учитывать данный факт и в ходе учебно-тренировочного процесса использовать различные средства, направленные на оптимизацию психоэмоционального состояния своих подопечных. В нашей работе представлены результаты применения средств иппотерапии в рамках летних учебно-тренировочных сборов спортсменок фитнес-аэробики.

Ключевые слова: иппотерапия, психологическая подготовка, психоэмоциональное состояние, фитнес-аэробика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p381-383

IMPACT OF HIPPOTHERAPY ON PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF ATHLETES

IN FITNESS AEROBICS

Ekaterina Valerievna Turchina, the teacher, Elena Pavlovna Propisnova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Galina Alexandrovna Glazkova, the student, Volgograd State

Academy of Physical Culture

Abstract

The psycho-emotional state is one of the most important components of fitness aerobics athletes' readiness. The coach must take this fact into account and during the training process use various means aimed at optimizing the psycho-emotional state of his wards. Our work presents the results of the use of hippotherapy within the framework of summer training camps for fitness aerobics athletes.

Keywords: hippotherapy, psychological preparation, psycho-emotional state, fitness aerobics.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее важных аспектов в подготовки спортсменов и повышения результатов на соревнованиях, является оптимальная психоэмоциональная готовность.

Фитнес-аэробика - командный, технико-эстетический вид спорта. При выполнении соревновательной композиции помимо выполнения структурных элементов, спортсменки обязаны продемонстрировать целый ряд способностей, соответствующий критериям оценки артистизма. Такие критерии как хореография и синхронность требуют большого напряжения, так как спортсменкам необходимо исполнить всю композицию с учетом перестроений, взаимодействий максимально четко, согласовав всей командой движения во времени и пространстве. А с точки зрения критерия музыкальность и презентация спортсменки должны исполнить композицию максимально эмоционально в соответствии с музыкальным сопровождением и образом. Кроме того, соревновательная деятельность дополнительно создаёт нагрузку на психоэмоциональное состояние спортсменок [1].

Средства иппотерапии имеют широкий спектр действия. По мнению авторов, одним из основных критериев эффективности иппотерапии является психологический, с точки зрения которого применение средств иппотерапии способствуют следующим улучшениям:

- психоэмоциональное состояние: снижается уровень стресса, психоэмоционального напряжения, повышается работоспособность нервной системы и стрессоустойчи-вость;

- повышается уровень самооценки человека: придает людям уверенность в своих силах, веру в себя, происходит переоценка ценностей и смыслов, формируется ответственность за себя, свои поступки и окружающих;

- развитие психических функций: память, внимание, мышление [1, 2].

Цель работы - изучить влияние средств иппотерапии на психоэмоциональное состояние спортсменок 14-16 лет, занимающихся фитнес-аэробикой.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения цели были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе конноспортивной школы «Пегас» г. Новороссийска во время летних учебно-тренировочных сборов в 2021 году. В эксперименте приняли участие спортсменки 14-16 лет, занимающиеся фитнес-аэробикой, имеющие 1й взрослый разряд, в количестве 12 человек. Три раза в неделю спортсменки посещали базу конноспортивной школы «Пегас» г. Новороссийска, где под руководством тренера-инструктора, выполняли экспериментальные комплексы упражнений. Занятия проходили в индивидуальной форме, продолжительность составляла 30-40 минут. В ходе эксперимента мы определяли уровень психоэмоционального состояния по предложенным тестам.

Прежде чем приступить к выполнению экспериментальных комплексов упражнений, необходимо было выполнить ряд подготовительных действий, войти в контакт с животным.

С этой целью, содержание первого занятия - вводного, было направленно на освоение подготовительных действий (рисунок).

Как только данные действия были освоены, а выполнение их стало уверенным, спортсменки переходили к выполнению основных упражнений комплекса № 1. Содержание данного комплекса было представлено простыми упражнениями, выполнение которых заключалось в удержании определенного положения спортсменкой верхом на лошади, при этом лошадь выполняла простой шаг. Положений было два, сидя и лежа, которые выполнялись в различных направлениях. Кроме того, положения выполнялись как в седле, так и без него. После освоения перечисленных вариантов, спортсменок допускали к езде верхом, когда лошадь идет рысью. Также были использованы упражнения на восстановление дыхания верхом на лошади и простое общение с лошадью.

После освоения основного комплекса №1 спортсменки приступали к выполнению комплекса №2. В содержании данного комплекса, помимо удержания положения требовалось выполнение целого ряда действий, направленных на управление лошадью. Помимо этого, были изменены действия лошади: простой шаг стал чередоваться с медленного на быстрый и наоборот. Также, в ряде упражнений шаг лошади был вовсе заменён на рысь.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ

С целью определения показателей психоэмоционального состояния нами было проведено тестирование, до и после педагогического эксперимента.

Рисунок - Подготовительные действия

В качестве тестов выступили опросник САН и цветовой тест М. Люшера. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица - Показатели психоэмоционального состояния спортсменок фитнес-аэробики в ходе педагогического эксперимента_

Статистические показатели Самочувствие Активность Настроение Тест М. Люшера

до после до после до после до после

3,41 4,42 3,08 4,16 3,75 4,53 3,02 3,41

Х-критерий Ван-дер-Вардена 3,43 4,09 3,29 1,7

P <0,05 <0,01 <0,05 >0,05

Данные, представленные в таблице и полученные в ходе педагогического эксперимента, отражают достоверные изменения по всем исследуемым показателям - самочувствие, активность, настроение (р<0,05, р<0,01). В тесте М. Люшера произошли положительные изменения, однако статистикой они не подтверждены.

ВЫВОДЫ

Таким образом, несмотря на короткий срок сборов (3 недели) и количество проведенных занятий (9 занятий) применение средств иппотерапии оказало положительное влияние на показатели психоэмоционального состояния, а значит, могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе как дополнительное средство психологической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пармузина, Ю.В. Анатомо-физиологические основы и методика преподавания аэробики (классическая аэробика и степ-аэробика): учебно-методическое пособие / Ю.В. Пармузина, Е.П. Горбанева. - Волгоград: ВГАФК, 2008. - 59 с.

2. Эскин, В.Я. Иппотерапия как комплексный метод восстановления и восстановления / В.Я. Эскин, Т.Е. Левицкая // Сибирский медицинский журнал. - 2009. - № 24, 2-2. - С. 61-62.

REFERENCES

1. Parmuzina, Yu.V. and Gorbaneva, E.P. (2008), Anatomical and physiological foundations and methods of teaching aerobics (classical aerobics and step aerobics): teaching aid, Volgograd.

2. Eskin, V.Ya. and Levitskaya T.E. (2009), "Hippotherapy as a complex method of recovery and recovery", Siberian Medical Journal, Vol. 24, No. 2-2, pp. 61-62.

Контактная информация: evturchina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 796/799

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ И АНАЭРОБНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Наиль Шарибдянович Хаснутдинов, кандидат биологических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань

Аннотация

Введение. В этой работе рассматривается вопросы оценки анаэробной работоспособности, которые в определенной мере позволяют оценить степень активности анаэробных возможностей у спортсменов в игровых видах спорта, таких как, баскетбол, волейбол и хоккей. Анаэробная производительность мышц является важным показателем, который используется для оценки степени ско-ростно-силовых качеств во многих игровых видах спорта. Некоторые показатели анаэробной производительности у спортсменов, можно оценить с помощью теста вингейта на стандартных эргометрах, которые могут зависеть от антропометрических особенностей испытуемых. Цель ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.