Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / КУРСАНТЫ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ / ГРУППОВОЙ / ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунтягин Андрей Андреевич, Елохов Иван Владимирович, Макаров Виталий Иванович, Крапивин Олег Владимирович, Орлов Владимир Владимирович

В статье рассматриваются различные аспекты педагогического контроля физической подготовки курсантов. Дана характеристика психолого-педагогических функций педагогического контроля, подробно рассмотрены отдельные его виды в ведомственных образовательных организациях. Целью исследования выступает оценка педагогического контроля как наиважнейшей формы проверки качества преподавания дисциплины «Физическая подготовка и спорт». К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификация и формализация. К основным результатам исследования можно отнести подтверждение гипотезы исследования о том, что педагогический контроль является важной составляющей при развитии спортивных навыков курсантов образовательных организаций ФСИН России. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что психолого-педагогические аспекты педагогического контроля способствуют раннему выявлению нарушений в преподавании дисциплины «Физическая подготовка и спорт», их устранению и корректировке образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трунтягин Андрей Андреевич, Елохов Иван Владимирович, Макаров Виталий Иванович, Крапивин Олег Владимирович, Орлов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL CONTROL OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the various aspects of pedagogical control of physical training of cadets. The characteristic of psychological and pedagogical functions of pedagogical control is given, its separate types in departmental educational organizations are considered in details. The aim of the study is to evaluate the pedagogical control as the most important form of quality control of teaching the discipline «Physical training and Sports». The research methods should include: the analysis, questionnaires, classification and formalization. The main results of the study include confirmation of the hypothesis of the study that pedagogical control is an important component in the development of sports skills of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The conclusion of this study should be considered the provision that the psychological and pedagogical aspects of pedagogical control contribute to the early detection of violations in the teaching of the discipline «Physical training and Sports», their elimination and adjustment of the educational program.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ»

REFERENCES

1. Dvorkina, N.I., Dvorkin, L.S. and Popov, A.I. (2017), "Age dynamics of morphological maturity of schoolchildren 7-16 years old engaged in various types of motor activity", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 5-8.

2. Onchukova, E.I., Manakova, Ya.A. and Frolkova, V.Yu. (2021), "Effectiveness of dance fitness classes on the physical condition of children 6-8 years old", Materials of scientific and scientific-methodical conference of Faculty of Physical Education of KSUFKST, Krasnodar, No 1, pp. 196-198.

3. Ponomareva, T.V. and Chernyshenko, Yu.K. (2019), "State of program-normative base of physical education process of pupils of junior classes of general educational institutions", Physical Education, Sport - Science and Practice, No. 3, pp. 3-8.

Контактная информация: trofimova@kgufkst.ru

Статья поступила в редакцию 16.07.2022

УДК 796.011.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВУЗОВ

ФСИН РОССИИ

Андрей Андреевич Трунтягин, доцент, Академия права и управления ФСИН России, г.

Рязань; Иван Владимирович Елохов, старший преподаватель, Пермский институт ФСИН России, г. Пермь; Виталий Иванович Макаров, аспирант, Московская государственная Академия физической культуры, пос. Малаховка; Олег Владимирович Крапивин, доцент, Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань; Владимир Владимирович Орлов, доцент, Омская Академии МВД России, г. Омск; Роман Валентинович

Пузыревский, доцент, Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань

Аннотация

В статье рассматриваются различные аспекты педагогического контроля физической подготовки курсантов. Дана характеристика психолого-педагогических функций педагогического контроля, подробно рассмотрены отдельные его виды в ведомственных образовательных организациях. Целью исследования выступает оценка педагогического контроля как наиважнейшей формы проверки качества преподавания дисциплины «Физическая подготовка и спорт». К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификация и формализация. К основным результатам исследования можно отнести подтверждение гипотезы исследования о том, что педагогический контроль является важной составляющей при развитии спортивных навыков курсантов образовательных организаций ФСИН России. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что психолого-педагогические аспекты педагогического контроля способствуют раннему выявлению нарушений в преподавании дисциплины «Физическая подготовка и спорт», их устранению и корректировке образовательной программы.

Ключевые слова: физическая подготовка, контрольно-оценочная деятельность, педагогический контроль, курсанты, текущий контроль, предварительный контроль, промежуточная аттестация, индивидуальный, групповой, фронтальный контроль.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p377-380

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL CONTROL OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIAN

FEDERATION

Andrei Andreevich Truntyagin, the docent, Academy of Law and Administration of the Federal

Penitentiary Service of Russia, Ryazan; Ivan Vladimirovich Yolokhov, the senior teacher, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Perm; Vitaliy Ivanovich Makarov,

the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka; Oleg Vla-dimirovich Krapivin, the docent, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan; Vladimir Vladimirovich Orlov, the docent, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk; Roman Valentinovich Puzyrevsky, , the docent, Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Abstract

The article discusses the various aspects of pedagogical control of physical training of cadets. The characteristic of psychological and pedagogical functions of pedagogical control is given, its separate types in departmental educational organizations are considered in details. The aim of the study is to evaluate the pedagogical control as the most important form of quality control of teaching the discipline «Physical training and Sports». The research methods should include: the analysis, questionnaires, classification and formalization. The main results of the study include confirmation of the hypothesis of the study that pedagogical control is an important component in the development of sports skills of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The conclusion of this study should be considered the provision that the psychological and pedagogical aspects of pedagogical control contribute to the early detection of violations in the teaching of the discipline «Physical training and Sports», their elimination and adjustment of the educational program.

Keywords: physical training, control and evaluation activities, pedagogical control, cadets, current control, preliminary control, intermediate certification, individual, group, frontal control.

Образовательный процесс представляет собой деятельность специалистов, или преподавателей, в отношении обучаемых, направленную на передачу и закрепление знаний, умений, навыков, предполагаемых образовательной программой учебного заведения. В рамках данной статьи будет рассматриваться процесс обучения курсантов высших учебных заведений, в том числе ФСИН России.

Деятельность педагога предполагает следование определенным, общепризнанным методикам преподавания тех или иных дисциплин. В том случае, когда речь идет о такой дисциплине как «Физическая подготовка и спорт», мы не можем умалять роль преподавателя, ведь его деятельность носит, в том числе, и творческий характер.

Тем не менее, из сказанного выше следует наличие такой проблемы как «контроль качества» преподаваемой дисциплины, ведь от того, как усвоены навыки физической подготовки, зависит образование курсантов в целом. В статье необходимо рассмотреть данную проблематику с психолого-педагогической стороны.

В начале работы необходимо дать определение понятию «контроль». Так, контроль - это сформированная система наблюдения, проверки и оценки функционирования образовательного процесса, выраженного в преподавании рассматриваемой дисциплины, то есть получение информации об управляемом объекте.

Контроль, в первую очередь, осуществляет сам педагог. В зависимости от частоты проводимых занятий преподаватель устанавливает определенные формы контроля обучающихся, предусмотренных планом преподавания дисциплины. На педагогический контроль учебной деятельности возлагается функция управления учебно-воспитательным процессом. Результатом педагогического контроля является информация о результатах реализуемой учебно-воспитательной деятельности, а также проверка соответствия достигнутых результатов запланированным.

Ориентируясь на полученные результаты, педагог выбирает дальнейшие приемы обучения курсантов физической подготовке. Основываясь на полученной в результате педагогического контроля информации, педагог вносит необходимые коррективы в процесс обучения. При решении психолого-педагогических задач обучения эта информация может быть положительной, отрицательной, нейтральной, целенаправленной, стихийной, фиксированной, нефиксированной и т. п. Информация постоянно накапливается, расширяется, углубляется. Опытные учителя владеют массой фактов, наблюдений за каждым учеником, могут бесконечно долго рассказывать об их достоинствах и недостатках.

Отметим, что образовательный процесс предполагает постоянное взаимодействие педагога и ученика, ведь только так последний сможет развиваться. Поэтому педагогический контроль должен быть направлен как на деятельность обучаемого, так и на контроль его взаимодействия с педагогом. В связи с этим и одной из целей педагогического контроля выступает установление обратной связи между педагогом и обучаемым.

Педагогический контроль, как относительно самостоятельный этап процесса обучения, выполняет определённые взаимосвязанные психолого-педагогические функции:

1. Социальная функция. Контроль соответствия достигнутых обучающимися знаний, умений и навыков, определенных государственным стандартом высшего образования.

2. Диагностическая функция. Получение информации о пробелах в знаниях и умениях обучающихся.

3. Информационная функция. Получение информации для планирования и прогнозирования результатов учебной деятельности.

4. Образовательная функция. Совершенствование знаний и умений обучаемых, их систематизации. В процессе контроля обучаемые повторяют и закрепляют изученный материал.

5. Развивающая функция. Стимулирование познавательной активности обучаемых, развитии их творческих способностей.

6. Воспитательная функция. Формирование положительных мотивов к обучению, воспитание готовности к самоконтролю. Эмоциональная составляющая этой функция создаёт определенную эмоциональную реакцию обучаемого - вдохновить, направить на преодоление трудностей и т. п.

Педагогический контроль, по своему содержанию должен нести индивидуальный характер. Оцениваться и анализироваться должны результаты учебной деятельности каждого обучаемого. Систематичность и регулярность проведения педагогического контроля на всех этапах процесса обучения обеспечивает, в том числе, и надёжность формирования знаний, умений и навыков. Применение педагогом разнообразных форм педагогического контроля позволяет не только более качественно реализовывать его обучающую, развивающую и воспитывающую функции, но и повысить интерес обучаемых к учебной деятельности. Несомненно, педагогический контроль должен быть всесторонним, т. е. охватывать всё содержание учебной программы. Важно, чтобы контроль был объективным.

Физическая подготовка в образовательных учреждениях ФСИН России как учебная дисциплина является важнейшим компонентом профессиональной культуры будущего специалиста и целостного развития его личности. Целью дисциплины является воспитание физической готовности обучаемого к бедующей профессиональной деятельности сотрудника, а в частности - к успешному решению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, а также умению поддерживать высокую работоспособность в процессе служебной деятельности.

Система контроля знаний и умений курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России включает в себя текущий контроль в рамках плановых учебных занятий, предварительную аттестацию (контроль) и итоговый контроль (дифференцированный зачет, экзамен).

Текущий контроль осуществляется преподавателем в течение всего учебного процесса обучения путем выведения оценок за выполнение отдельных нормативов, характеризующих физическую подготовленность; уровень овладения отдельными изученными техническими действиями; уровень знаний основ теории и методики физической культуры.

Предварительный контроль осуществляется один раз в середине семестра, по итогам изучения соответствующих тем учебной программы.

Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет - осуществляется один раз в конце семестра, а экзамен - на выпускном курсе. Итоговая оценка на промежуточную аттестацию (дифференцированный зачёт) выводиться из оценок за знание теории и методики физической культуры; уровня развития физических качеств; степень овладения приёмами борьбы.

Данные виды контроля установлены образовательной программой и являются полноценным отражением работы педагога. Основываясь на полученных результатах, педагог должен принять соответствующие решения, направленные на получение более высоких результатов. Применительно к курсантам образовательных организаций ФСИН России отметим, что в первое время проверка физической подготовки есть отражение работы курсанта до поступления. Безусловно, в связи с этим у преподавателя могут быть разные результаты при проверке физической выносливости. Именно поэтому контроль и важен при принятии соответствующего решения при корректировке образовательного процесса. Решение должно быть направлено на улучшение боевых, беговых, силовых навыков в зависимости от педагогического плана.

По организации педагогический контроль физической подготовки может проводиться в индивидуальной, групповой и фронтальной форме.

Индивидуальная форма контроля применяется для более глубокого выявления уровня подготовленности учащихся, их знаний, умений, навыков, количественных показателей. В этих целях используют вызов - опрос - или организуют деятельность учащихся в индивидуально-групповой форме. С данной формой контроля неразрывно связано такое понятие как «самоконтроль», при котором учащихся обеспечивает внутреннюю обратную связь в учебном процессе, получение учащимися информации о правильности решения двигательной задачи, о сформированности знаний, умений и навыков, о трудностях и недостатках.

Групповая форма контроля используется в тех случаях, когда на уроке решаются две-три педагогические задачи и учащиеся организованы по группам.

Возникает возможность проверить итоги учебной работы или ход реализации двигательной задачи частью курсантов, получивших групповое задание.

Задачи ставятся перед этой группой, и в их решении принимают участие все учащиеся группы.

Групповая форма может быть использована для контроля знаний, умений, навыков, уровня физической подготовленности, сформированности умений, самостоятельных занятий физическими упражнениями и т. д.

Фронтальная форма рекомендуется в тех случаях, когда контролю подлежит сравнительно небольшой по объему материал. К примеру, в вводной или заключительной части урока преподаватель решил определить сформированность знаний по тем или иным темам. Для этого он обратился к курсантам с вопросом, требующим демонстрации тех или иных навыков. Наблюдение за его выполнением дает преподавателю нужную информацию в кратчайшее время. При умелом применении фронтальный метод позволяет проверить усвоение техники двигательных действий значительной частью учащихся за сравнительно небольшое время.

Данные формы контроля неразрывно связаны с психологией, ведь выполнение тех или иных нормативов курсантами неразрывно связано с психо-эмоциональным состоянием курсантов. Безусловно, при сдаче нормативов присутствует естественное волнение, тренировка которого позволяет впоследствии более качественно и эффективно выполнять служебно-боевые задачи. Контроль данного аспекта также необходим.

Контактная информация: trunaa87@gmail.com, makarr.2020@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.012

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ИППОТЕРАПИИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОК ФИТНЕС-АЭРОБИКИ

Екатерина Валерьевна Турчина, преподаватель, Елена Павловна Прописнова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Александровна Глазкова, студентка, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

Психоэмоциональное состояние является одним из важнейших компонентов подготовленности спортсменок фитнес-аэробики. Тренеру необходимо учитывать данный факт и в ходе учебно-тренировочного процесса использовать различные средства, направленные на оптимизацию психоэмоционального состояния своих подопечных. В нашей работе представлены результаты применения средств иппотерапии в рамках летних учебно--тренировочных сборов спортсменок фитнес-аэробики.

Ключевые слова: иппотерапия, психологическая подготовка, психоэмоциональное состояние, фитнес-аэробика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p381-383

IMPACT OF HIPPOTHERAPY ON PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF ATHLETES

IN FITNESS AEROBICS

Ekaterina Valerievna Turchina, the teacher, Elena Pavlovna Propisnova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Galina Alexandrovna Glazkova, the student, Volgograd State

Academy of Physical Culture

Abstract

The psycho-emotional state is one of the most important components of fitness aerobics athletes' readiness. The coach must take this fact into account and during the training process use various means aimed at optimizing the psycho-emotional state of his wards. Our work presents the results of the use of hippotherapy within the framework of summer training camps for fitness aerobics athletes.

Keywords: hippotherapy, psychological preparation, psycho-emotional state, fitness aerobics.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из наиболее важных аспектов в подготовки спортсменов и повышения результатов на соревнованиях, является оптимальная психоэмоциональная готовность.

Фитнес-аэробика - командный, технико-эстетический вид спорта. При выполнении соревновательной композиции помимо выполнения структурных элементов, спортсменки обязаны продемонстрировать целый ряд способностей, соответствующий критериям оценки артистизма. Такие критерии как хореография и синхронность требуют большого напряжения, так как спортсменкам необходимо исполнить всю композицию с учетом перестроений, взаимодействий максимально четко, согласовав всей командой движения во времени и пространстве. А с точки зрения критерия музыкальность и презентация спортсменки должны исполнить композицию максимально эмоционально в соответствии с музыкальным сопровождением и образом. Кроме того, соревновательная деятельность дополнительно создаёт нагрузку на психоэмоциональное состояние спортсменок [1].

Средства иппотерапии имеют широкий спектр действия. По мнению авторов, одним из основных критериев эффективности иппотерапии является психологический, с точки зрения которого применение средств иппотерапии способствуют следующим улучшениям:

- психоэмоциональное состояние: снижается уровень стресса, психоэмоционального напряжения, повышается работоспособность нервной системы и стрессоустойчи-вость;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.