Научная статья на тему 'ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ'

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ / АРМЕЙСКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ / СПЕЦИФИКА ПОЛИЦЕЙСКИХ СИСТЕМ РУКОПАШНОГО БОЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалев Василий Николаевич, Муравьев Алексей Валентинович, Макаров Виталий Иванович, Харитонов Роман Николаевич

В статье рассматривается развитие навыков, необходимых при обучении рукопашному бою курсантов образовательных организаций ФСИН России, а также упражнения, направленные на совершенствование организма в целом. Таким элементом является физическая подготовка, занятия оздоровительной ходьбой и оздоровительным бегом. Целью исследования выступает оценка оздоровительного бега и оздоровительной ходьбы при обучении рукопашному бою в образовательных организациях ФСИН России. К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификация и формализация. К основным результатам исследования можно отнести подтверждение гипотезы исследования о том, что оздоровительный бег и ходьба полезны при обучении курсантов образовательных организаций ФСИН России рукопашному бою. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что рукопашный бой является незаменимой базовой составляющей физической и психологической подготовок с элементами тактико-специальной направленности у курсантов в образовательных организациях ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалев Василий Николаевич, Муравьев Алексей Валентинович, Макаров Виталий Иванович, Харитонов Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH JOGGING AND HEALTH WALKING WHEN TEACHING HAND-TO-HAND COMBAT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article discusses the development of skills necessary for teaching hand-to-hand combat of the cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as exercises aimed at improving the body as a whole. This element is physical training, health-improving walking and jogging. The aim of the study is to assess health-improving running and walking when teaching hand-to-hand combat in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Research methods should include: analysis, questioning, classification and formalization. The main results of the study include confirmation of the research hypothesis that running and walking are useful in teaching cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in hand-to-hand combat. The conclusion on this study should be considered the provision that hand-to-hand combat is an irreplaceable basic component of physical and psychological training with elements of tactical and special orientation among cadets in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Текст научной работы на тему «ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ»

А.А. Захаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 63-66.

REFERENCES

1. Abramova, T.F., Nikitina, T.M. and Ozolin, N.N. (1995), "Possibilities of using finger derma-toglyphics in sports selection", Theory and practice ofphysical culture, No.3, pp. 8-14.

2. Abramova, T.F., Nikitina, T.M., E.I. Shafranova, E.I., Kochetkova, N.I. and Sekamova G.A. (1997), "Finger dermatoglyphic genetic markers of reduced physical capacity", Collection of scientific papers of VNIIFK, Moscow, pp. 1-3.

3. Borokhin, M.I., Cherkashin, A.V., Baishev, I.I. and Portnyagin, I.I. (2015), "The influence of mas-wrestling classes on the indicators of physical development", Physical culture: upbringing, education, training, No. 5, pp. 16-18.

4. Borokhin, M.I., Kudrin, E.P. and Golokova, V.S. (2019), "Approximate classification of strength exercises for mas-wrestling", Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities, No.3-2, pp. 21-24.

5. Zakharov, A.A. (2010), "Pedagogical assessment of strength training of young men 15-16 years old engaged in mas-wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.4 (62), pp. 35-39.

6. Zakharov, A.A. (2013), "Determination of the informativeness and reliability of the test exercise (Vis on a special rotating crossbar) to control the local strength endurance of the grip", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.10 (104), pp. 63-66.

Контактная информация: bmi1969@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.11.2021

УДК 796.89

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ХОДЬБА ПРИ ОБУЧЕНИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН

РОССИИ

Василий Николаевич Михалев, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань; Алексей Валентинович Муравьев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир; Виталий Иванович Макаров, аспирант, Роман Николаевич Харитонов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье рассматривается развитие навыков, необходимых при обучении рукопашному бою курсантов образовательных организаций ФСИН России, а также упражнения, направленные на совершенствование организма в целом. Таким элементом является физическая подготовка, занятия оздоровительной ходьбой и оздоровительным бегом. Целью исследования выступает оценка оздоровительного бега и оздоровительной ходьбы при обучении рукопашному бою в образовательных организациях ФСИН России. К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификация и формализация. К основным результатам исследования можно отнести подтверждение гипотезы исследования о том, что оздоровительный бег и ходьба полезны при обучении курсантов образовательных организаций ФСИН России рукопашному бою. Выводом по данному исследованию следует считать положение о том, что рукопашный бой является незаменимой базовой составляющей физической и психологической подготовок с элементами тактико-специальной направленности у курсантов в образовательных организациях ФСИН России.

Ключевые слова: оздоровительный бег, оздоровительная ходьба, физическая подготовка курсантов Академии ФСИН России, армейский рукопашный бой, специфика полицейских систем рукопашного боя.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p296-300

HEALTH-IMPROVING JOGGING AND WALKING WHEN TEACHING HAND-TO-

HAND COMBAT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

Vasily Nikolaevich Mikhalev, the senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan; Aleksey Valentinovich Muravyov, the candidate of pedagogical sciences, Deputy Head of the Department, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia; Vitaly Ivanovich Makarov, the post-graduate student, Roman Nikolaevich Kharitonov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture,

Malakhovka

Abstract

The article discusses the development of skills necessary for teaching hand-to-hand combat of the cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia, as well as exercises aimed at improving the body as a whole. This element is physical training, health-improving walking and jogging. The aim of the study is to assess health-improving running and walking when teaching hand-to-hand combat in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Research methods should include: analysis, questioning, classification and formalization. The main results of the study include confirmation of the research hypothesis that running and walking are useful in teaching cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in hand-to-hand combat. The conclusion on this study should be considered the provision that hand-to-hand combat is an irreplaceable basic component of physical and psychological training with elements of tactical and special orientation among cadets in educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Keywords: health-improving running, health-improving walking, physical training of cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, army hand-to-hand combat, specificity of police hand-to-hand combat systems.

Физическая подготовка курсантов Академии ФСИН России является одним из важных элементов во время обучения. На занятиях рукопашным боем очень важно не только развитие навыков, необходимых именно этому единоборству, но и упражнения, направленные на совершенствование организма в целом. Таким элементом является оздоровительный бег и оздоровительная ходьба. Занятия физической подготовкой очень многообразны и с каждым годом практика предлагает все новые и новые их виды.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте» физическое воспитание представляет собой процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры. Физическая подготовка - это процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

В целом физическая подготовка влияет на все стороны развития индивида: формируют не только физические, но личностные навыки.

В Академии ФСИН России действует кафедра физической культуры, основными задачами которой являются:

Во-первых, организация и проведение образовательного процесса, направленного на получение обучающимися теоретических знаний, практических умений и навыков, выработку компетенций с целью подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы. Преподавание на кафедре осуществляется по следующим дисциплинам: «Физическая культура», «Физическая подготовка», «Профессионально-прикладная физическая подготовка», «Элективные дисциплины по физической культуре», «Физическая культура и спорт». Неотъемлемой частью подготовки курсантов является обучение их боевым при-

емам рукопашного боя.

В практической части и теоретической части эксперимента приняли участие 48 курсантов, мужского пола обучающихся в Академии ФСИН России. Изучение уровня подготовленности курсантов к самообороне, проводилось в начале и в конце блока занятий по рукопашному бою на всех курсах обучения. Все виды тестирования проводили в естественных условиях.

Тестирование, проводившееся в начале эксперимента, позволило определить уровень начальной подготовки курсантов. Ко всему прочему, начальный этап дал возможность определить однородность экспериментальных групп.

Последующее тестирование и контрольный поединок позволили определить степень прогресса в знаниях учащихся. Организованные контрольные занятия дали возможность убедиться в эффективность педагогического процесса в ходе экспериментальных исследований.

Задачей следующего этапа исследований явилось выявление наиболее значимых показателей для успешного повышения навыков использования приемов рукопашного боя при выполнении служебных задач. Полученные на занятиях навыки, обучающиеся смогут использовать при выполнении своих служебных обязанностей и специальных задач после окончания учебного заведения.

Главное условие - доступность для определенной категории занимающихся, востребованность и безвредность для здоровья. К числу наиболее популярных относится, утренняя зарядка. Оздоровительная ходьба. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце.

Оздоровительный бег - это эффективное средство в борьбе с различными заболеваниями, в первую очередь - с сердечно-сосудистыми.

Методика обучения техническим действиям рукопашного боя, на учебных занятиях, на спортивной тренировке, в том числе в рукопашном бою, двигательные умения и навыки являются предметом специального обучения, имеющим свою технологию и методику [4]. И если такие двигательные действия, как ходьба, бег, усваиваются в процессе жизни естественным путем, то приемы рукопашного боя подлежат качественному овладению и совершенствованию на основе достижений науки и практики физического воспитания и теории тренировки [4].

Двигательный навык - способность человека выполнять двигательное действие без значительного контроля сознания за основой техники, т.е. автоматизировано. Вместе с тем у навыка есть один недостаток, если он сформирован с техническими ошибками (например, неправильно заучен удар), навык очень трудно поддается переучиванию, исправлению. Поэтому необходимо на стадии формирования умения учить правильной основе техники, постоянно добиваясь ее вариативности. Вариативными навыками считаются те, которые допускают изменение различных деталей, при сохранении основы техники.

Задачей экспериментальной части исследований явилось выявление наиболее значимых показателей для успешного повышения основных навыков к подготовке использования приемов рукопашного боя.

1. Анализ печатных изданий - позволил проанализировать методы, средства, вопросы объединенного характера и содержание занятий с учетом их профессионально-прикладной направленности в рукопашном бое. В общей сложности нами было использовано и проанализировано 122 опубликованных изданий.

2. В результате проведенного опросника (мини-анкеты) были получены ответы на некоторые вопросы: смысл оздоровительной ходьбы, оздоровительного бега курсантов, занимающихся рукопашным боем в группах начального спортивного обучения, именно технические действия и приемы ходьбы и бега, распределение действий и приемов начальной стадии обучения курсантов, с точки зрения тренеров и ведущих специалистов

Академии ФСИН России, сопоставлено индивидуальное мнение респондентов о содержании технической подготовки курсантов к выполнению обучения рукопашным боем с данными анализа печатных источников, мастерство правильности ходьбы и бега в соответствии с принадлежностью к группам по сфере употребления, по мнению респондентов [4].

3. Видеокарточки (каждого из курсантов-рукопашников) оздоровительных ходьбы и бега, подробный анализ правильности спортсменов на тренировках позволил определить основное значение использований двигательной техники спортсменов рукопашного боя, что помогло выявить наиболее эффективные двигательные движения. В общей сложности проведен анализ более, чем 120 видеокарточек на тренировочных этапах [1].

4. Результаты самоконтроля регулярно регистрировались в специальных дневниках самоконтроля.

У каждого курсанта-рукопашника имеется индивидуальный стиль ходьбы и бега. Содержание экспериментальной методики состоит из реализации теоретической и практической части по оздоровительному бегу и оздоровительной ходьбе. В теоретической части важным является изучение стилей ходьбы и бега как России, так и в зарубежье. На основе анализа видеосъёмки тренировок, и появляются новые стили оздоровительных бега и ходьбы. При этом важным является изучение как преимуществ, так и недостатков. По итогу, проанализировав более 120 видеороликов тренировок, есть возможность реализовать все это на практике.

Помимо положительного влияния на физические качества и функциональные системы организма во время тренировочного процесса происходит психологическая подготовка спортсменов за счет: формирования у сотрудников спецподразделений высокого уровня психоэмоциональной устойчивости; воспитания морально-волевых качеств личности таких, как целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность, в том числе в оздоровительных ходьбе и беге при тренировках.

Благодаря оздоровительной ходьбе, оздоравливаются организм, укрепиться иммунитет, восстанавливается после травм. Занятия на свежем воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, оказывают положительное влияние на нервную систему.

Подводя итоги по методам исследования можно сделать следующие выводы.

1. Ссылаясь на анализ литературных источников можно сделать вывод, что оздоровительная ходьба и бег, оказывают положительное влияние на организм человека. Минимальный риск получения травмы. Данный вид нагрузки предполагает включение в работу дополнительных, относительно ходьбы и бега, групп мышц. В движении участвует все тело, работают важнейшие мышцы ног, живота, ягодиц, спины и рук. Они являются лучшим естественным транквилизаторами - более действующими, чем лекарственные препараты, воздействие которых усиливается действием гормонов гипофиза (эндорфи-нов), что выделяются в кровь при работе на выносливость, эффективными средствами нормализации массы тела, они также положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, увеличивают резервы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно повышают выносливость и трудоспособность [2].

2. Положительные изменения в результате занятий оздоровительной ходьбой и бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов окружающей среды. Результаты самоконтроля, регулярно регистрированные в специальных дневниках самоконтроля, даем возможно правильно составить план тренировки. Обратить внимание на те или иные ошибки, которые были выявлены при правильности техники основных элементов оздоровительных ходьбы и бега.

3. Необходимость применения основных методов обучения двигательным действиям с учетом видеокарточек отдельно взятого курсанта-рукопашника на тренировках, с дальнейшим разбором ошибок. Оздоровительные ходьба и бег имеют свойства, которые трудно воспроизвести другими видами физической нагрузки. Они положительно влияют на звенья опорно-двигательной системы, которые нужны для тренировок при подготовке бойца рукопашного боя [3].

На занятиях по физическому воспитанию и культуре с курсантами Академии ФСИН России необходимо широко использовать в вводно-подготовительной части практикумов, упражнений по закреплению и совершенствованию оздоровительных ходьбы и бега в заключительной части занятий при прохождении общих разделов учебной программы. Таким образом, обеспечивается непрерывная профессионально-прикладная ориентации занятий по физической подготовке курсантов Академии ФСИН России.

Это положительно влияет на совершенствование будущих сотрудников ФСИН России. Умения и навыки ведения рукопашного боя придают курсантам образовательных организаций уверенность в своих силах, повышают эмоционально-волевой настрой, крепят дисциплину в подразделениях. В заключении надо сказать, что рукопашный бой является незаменимой базовой составляющей физической и психологической подготовок с элементами тактико-специальной направленности у курсантов в образовательных организациях ФСИН России [4].

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физ. культура» / Л. Л. Артамонова,

0.П. Панфилов, В.В. Борисова. - ВЛАДОС-ПРЕЕС. Москва, 2010. - 389 с.

2. Балакин Ю.П. Оздоровительный бег как эффективное средство в оздоровительной и адаптивной физической культуре / Ю.П. Балакин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 108-110.

3. Калмыков С.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе / С.В. Калмыков. -Улан-Удэ : Изд-во Бурятского университета, 2007. - 203 c.

4. Климов О.Е. Общие основы методики обучения технике рукопашного боя / О.Е. Климов. - Могилев : Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2017.- 52 с.

REFERENCES

1. Artamonova, L.L. (2010), Therapeutic and adaptive-improving physical culture: a textbook for university students studying in the specialty physical culture, VLADOS-PREES, Moscow.

2. Balakin, Yu.P. (2015), "Health-improving running as an effective means in health-improving and adaptive physical culture", Human health, theory and methodology of physical culture and sports, No.

1, pp. 108-110.

3. Kalmykov, S.V. (2004), Competitive activity in wrestling, Publishing House of the Buryat University, Ulan-Ude.

4. Klimov, O.E. (2017), General principles of teaching techniques for hand-to-hand combat, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Mogilev.

Контактная информация: trunaa87@gmail.com

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

УДК 796.011.1

КОРРЕКЦИЯ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕВУШЕК 16-18 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СИЛОВОГО ФИТНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ В ТРЕНАЖЕРНОМ И

ФИТНЕС-ЗАЛЕ)

Наталья Юрьевна Мищенко, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.