Научная статья на тему 'Значимые составляющие психологической подготовки спортсменок в фитнес-аэробике'

Значимые составляющие психологической подготовки спортсменок в фитнес-аэробике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА / ТИП ВНИМАНИЯ / СПОРТИВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / FITNESS-AEROBICS / TRAITS CHARACTER / TYPE OF ATTENTION / SPORTS ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ретинская Ю.А.

Одним из значимых элементов психологической подготовки спортсменок в фитнес-аэробике считается развитие необходимости к достижению успеха. Соревнования с более сильными соперниками, активное участие в построении подготовки, сложные, но реальные задания, роль лидеров необходимые компоненты, формирующие мотивацию к успеху спортсменок. Психологическая подготовка развивает необходимые качества, способствующих формированию психических, технических и тактических возможностей спортсменок фитнес-аэробики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ретинская Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANT COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF ATHLETES IN AEROBICS

One of the important elements ofpsychological training athletes in fitness aerobics is the development of the need to achieve success. Competitions with stronger opponents, active participation in the construction of training, complex but real tasks, the role of leaders the necessary components that form the motivation for the success of athletes. Psychological training develops the necessary qualities that contribute to the formation of mental, technical and tactical capabilities of sportswomen fitness aerobics.

Текст научной работы на тему «Значимые составляющие психологической подготовки спортсменок в фитнес-аэробике»

УДК 796.412:159.9 РЕТИНСКАЯ Ю.А.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физ-воспитания, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина E-mail: dancefit@mail.ru

UDC 796.412:159.9 RETINSKAY J.A.

Candidate of Pedagogy, associate professor, department physical education, Orel SAU name N. V. Parakhin E-mail: dancefit@mail.ru

ЗНАЧИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ SIGNIFICANT COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF ATHLETES IN AEROBICS

Одним из значимых элементов психологической подготовки спортсменок в фитнес-аэробике считается развитие необходимости к достижению успеха. Соревнования с более сильными соперниками, активное участие в построении подготовки, сложные, но реальные задания, роль лидеров - необходимые компоненты, формирующие мотивацию к успеху спортсменок. Психологическая подготовка развивает необходимые качества, способствующих формированию психических, технических и тактических возможностей спортсменок фитнес-аэробики.

Ключевые слова: психологическая подготовка, фитнес-аэробика, черты характера, тип внимания, спортивные достижения.

One of the important elements ofpsychological training athletes in fitness aerobics is the development of the need to achieve success. Competitions with stronger opponents, active participation in the construction of training, complex but real tasks, the role of leaders - the necessary components that form the motivation for the success of athletes. Psychological training develops the necessary qualities that contribute to the formation of mental, technical and tactical capabilities of sportswomen fitness aerobics.

Keywords: psychological preparation, fitness-aerobics, traits character, type of attention, sports achievements.

От личных психологических особенностей зависит успех спортсмена. При активном взаимодействии с окружающим его обществом в соревновательной деятельности происходит усовершенствование нервной системы спортсмена. Занятия спортом формируют качества личности, необходимые для успешного осуществления соревновательной деятельности.

Одним из значимых элементов подготовки спортсменок в фитнес-аэробике считается развитие необходимости к достижению успеха. Соревнования с более сильными соперниками, активное участие в построении подготовки, сложные, но реальные задания, роль лидеров - необходимые компоненты, формирующие мотивацию к успеху спортсменок. Самовнушение также влияет на эффективность подготовки к соревнованиям [5].

Исследования особенностей личности спортсменок в фитнес-аэробике позволили определить сильнейшие черты характера:

- упорство;

- эмоциональная устойчивость;

- чувство превосходности и уверенности в себе и в команде;

- слаженность и понимание в команде;

- высокая целеустремленность.

Черты характера не могут в полной мере охарактеризовать результативность поведения спортсменок. Саморегуляция, соревновательная мотивация, реши-

тельность, стабильность и помехоустойчивость являются наиболее значимыми свойствами личности, определяющими эффективность и надежность соревновательной деятельности [3].

Тип внимания определяет уровень составляющих психологической подготовки. Он зависит от объема и сосредоточенности. Типов внимания несколько, каждый проявляется в различных соревновательных ситуациях. Значимой составляющей психологической подготовленности считается способность переходить с одного типа внимания на другой, осуществлять контроль над направленностью внимания. Умение отвлекать внимание на посторонние раздражители в процессе своей деятельности является важным для спортсмена.

Уровень подготовки также в существенной степени находится в зависимости от возможностей анализаторов (визуального, вестибулярного и др.), обуславливающих регуляцию перемещений в пространстве и времени. Данные возможности тесно взаимосвязаны с особенными требованиями различных видов спорта. К примеру, высокие возможности вестибулярной устойчивости фиксируются у фигуристов и гимнастов, а также спортсменок фитнес-аэробики [4].

Управление степенью возбужденности перед соревнованиями и в период соревнований является значимой стороной психологической подготовленности спортсменок. Эмоциональное возбуждение является пози-

© Ретинская Ю.А. © Retinskay J.A.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

тивным условием, если не переходит оптимальных для данного спортсмена пределов. Это приводит к нерешительности, тревожности, уменьшению внимания и, как результат, к снижению эффективности соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка сопряжена с умственными проявлениями спортсмена: способность сосредоточить интерес на результативном постановлении вопросов, эффективном восприятии познаний; логичным, необычным, последовательным мышлением в непростых сложившихся моментах. У спортсменок достаточно развит интеллектуальный уровень. Они в полной мере осознают свое место в спорте и значимость своих достижений. Уверенность в своих силах, самоконтроль и эмоциональная устойчивость дает возможность борьбы с более сильным соперником.

Нагрузки современного спорта, высокий уровень конкурентной борьбы приводят к тому, что спортсменки подвергаются серьезному стрессу, обладающему разнообразными психологическими проявлениями. Беспокойство, волнение, страх стимулируют физические перемены, снижающие степень координационных возможностей, происходит резкое утомление, ухудшается концентрация внимания. Негативное влияние стресса проявляется в стремительно возрастающей вероятности спортивных травм.

Психологическая подготовка спортсменок фитнес-аэробики развивает способность преодоления стресса с помощью различных видов психологических вмешательств и всесторонней социальной поддержки. Также одной из сторон психологической подготовленности является толерантность к боли. В большинство случаев оно зависит от классификации спортсмена и его подготовки. Для повышения толерантности применяю большие нагрузки, и поднимают высокий уровень подготовки спортсмена.

Уровень спортивных достижений связан с психическими качествами, проявляющимися в соревновательной и тренировочной деятельности.

К таким качествам относят:

- различные проявления воли;

- устойчивость спортсмена к стрессовым ситуациям;

- степень совершенствования визуальных восприятий параметров двигательной активности;

- способность к психической регуляции движений;

- способность воспринимать и перерабатывать информацию в условиях избытка времени;

- управление своим поведением, поступками во взаимодействиях с партнерами и соперниками.

Чтобы знать расширенное представление о качествах, определяющих уровень психологической подготовленности спортсменок в фитнес-аэробике, надо понять, что воля - активная сторона сознания челове-

ка. Только она вместе с разумом и чувством регулирует поведение и деятельность спортсменок в затрудненных условиях. Цель, выбор путей и средств достижений, принятие решений, борьба мотивов, все это проявление волевых действий, необходимых для тренировочной и соревновательной деятельности.

В процессе тренировок и соревнований происходит формирование конкретных психодинамических качеств, которые способствуют развитию специальных возможностей, а также считаются основой формирования персональных манер работы спортсменок. Такие качества негативно влияют на результативность решения двигательных задач, но могут улучшить проявление скоростных возможностей.

Психоэмоциональные факторы играют огромную роль в спортивной подготовке. У спортсменов с серьезными жизненными проблемами значительно ниже работоспособность, не эффективно протекают восстановительные реакции, возрастает вероятность травматизма [7].

Взаимодействие спортсмена с тренером также формирует психоэмоциональное состояние спортсмена. Поведение тренера и его влияние на спортсмена определяются различными факторами, относящимися к профессиональным и поведенческим характеристикам тренера. Существует тесная связь между поведением тренера и психоэмоциональном состоянием спортсмена, его поведением и результатами деятельности. Но результаты поведения спортсмена обуславливаются и его личностными характеристиками, оценкой поведения, типом мотивации, убеждениями и объективностью.

Структуру и проявления психологических качеств можно определить с помощью тренировочной и соревновательной деятельности (рис. 1). Необходимо знать, что психологические качества, с одной стороны, пребывают в числе наиболее важных факторов, обусловливающих степень спортивных достижений, а с другой - формируются в результате занятий определенным видом спорта [6].

Психологическая подготовка развивает необходимые качества, способствующих формированию психических, технических и тактических возможностей спортсменок фитнес-аэробики. Непосредственная психологическая организация к соревнованиям должна основываться на информации о возможных и явных соперниках, состоянии мест соревнований и др. Изучение данных факторов и анализ уровня достижений спортсменов должны служить основой для формирования стоящей перед нами задачи.

Имея предстоящие трудности, можно путем соответствующей психологической тренировки приучить спортсменок фитнес-аэробики к необходимым условиям.

Рис. 1. Структура психологической подготовки спортсмена.

Библиографический список

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.: Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. 288 с.

2. Иванина Л.И., Алдошина Е.А. Мониторинг и анализ психофизического состояния в процессе физической подготовки студентов аграрных вузов. Монография. Орел, 2016.

3. Кателкин А.В., Крупкин А.К. Влияние занятий по физической культуре на психические качества студентов. Russian Agricultural Science Review. 2015.Т.5. №5-2. С. 249-253.

4. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. М., 2009.

5. РетинскаяЮ.А. Образовательные новшества в физкультурно-спортивной деятельности студентов. В сборнике: Инновации в образовании Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2016 .С. 134-137.

6. Ретинская Ю.А. Развитие координационных способностей студентов в фитнес-аэробике. В сборнике: Инновации в образовании Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 311-315.

7. Смирнов В.Н., Кузнецов В.П. Развитие физических способностей студентов как особо личностных качеств. В сборнике: Инновации в образовании Материалы VIII Международной научно-практической конференции.2016.С. 154-157.

References

1. Gogunov E.N., Martyanov B.I. Psychology of physical education and sport: Textbook. student Handbook. higher. PED. studies'. institutions'. M.: Academy, 2012 288 p.

2. Ivanina L.I., Aldoshina E.A. monitoring and analysis of psychophysical state in the process of physical training of students of agricultural universities. Monograph. Orel, 2016.

3. Kotelkin A.V. Krupkin, A.K. Effect of physical training on mental quality of students. Russian Agricultural Science Review. 2015. Vol.5. № 5-2. Pp. 249-253.

4. Pawnee A.C. Psychological preparation for competitions in sports. M., 2009.

5. Retinsky J.A. Educational innovations in sports activities of the students. In journal: Innovations in education proceedings of the VIII International scientific-practical conference. 2016 .Pp. 134-137.

6. Retinskaya J.A. development of coordination abilities of students in fitness aerobics. In journal: Innovations in education proceedings of the VIII International scientific-practical conference. 2015. Pp. 311-315.

7. Smirnov V.N., Kuznetsov V.P. the Development of physical abilities of students as an especially personal quality. In journal: Innovations in education proceedings of the VIII International scientific-practical conference.2016. Pp. 154-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.