Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СПОРТИЗИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ СПОРТИЗИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИЗАЦИЯ / ПЛАВАНИЕ / ВОЛЕЙБОЛ / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ГИБКОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красникова О.С., Коричко А.В., Савельева Ю.Н.

Цель исследования - на основе сравнительного анализа выявить влияние спортизированных занятий на показатели гибкости среди представителей студенческой молодежи. Методика и организация исследования. В ходе эксперимента приняли участие студенты 1-го и 2-го курса, занимающиеся в спортивно-ориентированных группах, по следующим направлениям: циклический вид спорта (плавание), смешанный (волейбол) и ациклический, силовой (атлетическая гимнастика). Для изучения степени влияния спортизированных направлений на показатели гибкости проводилось тестирование 102 студентов по окончании семестра. Гибкость оценивались по пяти нормативам: изучались симметричные показатели, подвижность плечевого сустава и позвоночного столба. Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ показателей студентов, посещающих различные спортизированные направления, показал, что наибольший эффект развития гибкости достигается в процессе занятий плаванием. Воздействие водной среды на организм и циклический характер работы оказывают благоприятный эффект на показатели гибкости, в том числе приводят к гармоничному развитию. В результате занятий волейболом активно развивается гибкость левой стороны туловища и увеличивается подвижность плечевого сустава правой руки. Отмечается асимметрия развития гибкости правой и левой сторон, как у юношей, так и у девушек. Малоэффективными, в развитии гибкости, отмечены занятия атлетической гимнастикой, на что указывают данные тестирования представителей студенческой молодежи. Чрезмерно развитые силовые способности стимулируют увеличение поперечника мышечного волокна, что негативно сказывается на проявлении гибкости у занимающихся. С помощью сравнительного анализа в исследуемых спортизированных направлениях были обнаружены достоверные гендерные отличия развития гибкости. В частности, показатели гибкости представительниц женского пола развиты лучше, в сравнении с юношами, у занимающихся волейболом и атлетической гимнастикой. Исключение составляют юноши, занимающиеся волейболом, у которых показатели подвижности плечевого сустава правой руки преобладают перед аналогичными значениями девушек. Не отмечено гендерных отличий в результатах симметричных тестов у представителей спортизированного направления циклического характера (плавание).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Красникова О.С., Коричко А.В., Савельева Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF SPORTS EXERCISES ON STUDENT FLEXIBILITY INDICATORS

Objective of the study was to reveal the influence of sports activities on the indicators of flexibility among representatives of student youth on the basis of a comparative analysis. Methods and structure of the study. During the experiment, students of the 1st and 2nd year, engaged in sports-oriented groups, took part in the following areas: cyclic sport (swimming), mixed (volleyball) and acyclic, power (athletic gymnastics). To study the degree of influence of sportsized areas on flexibility indicators, 102 students were tested at the end of the semester. Flexibility was assessed according to five standards: symmetrical indicators, mobility of the shoulder joint and spinal column were studied. Results and conclusions. A comparative analysis of the indicators of students attending various sports areas showed that the greatest effect of developing flexibility is achieved in the process of swimming. The impact of the aquatic environment on the body and the cyclical nature of the work have a beneficial effect on flexibility indicators, including leading to harmonious development. As a result of playing volleyball, the flexibility of the left side of the body is actively developing and the mobility of the shoulder joint of the right hand is increasing. There is an asymmetry in the development of the flexibility of the right and left sides, both in boys and girls. Ineffective in the development of flexibility, athletic gymnastics was noted, as indicated by the testing data of representatives of student youth. Excessively developed strength abilities stimulate an increase in the diameter of the muscle fiber, which negatively affects the manifestation of flexibility in those involved. With the help of a comparative analysis in the studied sportsized areas, significant gender differences in the development of flexibility were found. In particular, the indicators of female representatives' flexibility are better developed in comparison with young men who go in for volleyball and athletic gymnastics. The exception is young men involved in volleyball, in which the indicators of mobility of the shoulder joint of the right hand prevail with similar values of girls. There were no gender differences in the results of symmetrical tests among representatives of the sportsized direction of a cyclic nature (swimming).

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СПОРТИЗИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ НА ПОКАЗАТЕЛИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ»

ВЛИЯНИЕ СПОРТИЗИРОВАННЫХ ЗАНЯТИИ НА ПОКАЗАТЕЛИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ

УДК/UDC 796.012.23

Поступила в редакцию 24.06.2022 г.

Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Красникова1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Коричко1 Ю.Н. Савельева1

1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

INFLUENCE OF SPORTS EXERCiSES ON STUDENT FLEXiBiLiTY iNDiOATORS

PhD, Associate Professor O.S. Krasnikova1 PhD, Associate Professor A.V. Korichko1 Yu.N. Savelyeva1

1 Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk

Информация для связи с автором: oskrasnikova@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - на основе сравнительного анализа выявить влияние спортизированных занятий на показатели гибкости среди представителей студенческой молодежи.

Методика и организация исследования. В ходе эксперимента приняли участие студенты 1-го и 2-го курса, занимающиеся в спортивно-ориентированных группах, по следующим направлениям: циклический вид спорта (плавание), смешанный (волейбол) и ациклический, силовой (атлетическая гимнастика). Для изучения степени влияния спортизированных направлений на показатели гибкости проводилось тестирование 102 студентов по окончании семестра. Гибкость оценивались по пяти нормативам: изучались симметричные показатели, подвижность плечевого сустава и позвоночного столба.

Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ показателей студентов, посещающих различные спортизированные направления, показал, что наибольший эффект развития гибкости достигается в процессе занятий плаванием. Воздействие водной среды на организм и циклический характер работы оказывают благоприятный эффект на показатели гибкости, в том числе приводят к гармоничному развитию. В результате занятий волейболом активно развивается гибкость левой стороны туловища и увеличивается подвижность плечевого сустава правой руки. Отмечается асимметрия развития гибкости правой и левой сторон, как у юношей, так и у девушек. Малоэффективными, в развитии гибкости, отмечены занятия атлетической гимнастикой, на что указывают данные тестирования представителей студенческой молодежи. Чрезмерно развитые силовые способности стимулируют увеличение поперечника мышечного волокна, что негативно сказывается на проявлении гибкости у занимающихся. С помощью сравнительного анализа в исследуемых спортизированных направлениях были обнаружены достоверные гендерные отличия развития гибкости. В частности, показатели гибкости представительниц женского пола развиты лучше, в сравнении с юношами, у занимающихся волейболом и атлетической гимнастикой. Исключение составляют юноши, занимающиеся волейболом, у которых показатели подвижности плечевого сустава правой руки преобладают перед аналогичными значениями девушек. Не отмечено гендерных отличий в результатах симметричных тестов у представителей спортизированного направления циклического характера (плавание).

Ключевые слова: спортизация, плавание, волейбол, атлетическая гимнастика, гибкость, студенческая молодежь.

Abstract

Objective of the study was to reveal the influence of sports activities on the indicators of flexibility among representatives of student youth on the basis of a comparative analysis.

Methods and structure of the study. During the experiment, students of the 1st

and 2nd year, engaged in sports-oriented groups, took part in the following areas: cyclic sport (swimming), mixed (volleyball) and acyclic, power (athletic gymnastics). To study the degree of influence of sportsized areas on flexibility indicators, 102 students were tested at the end of the semester. Flexibility was assessed according to five standards: symmetrical indicators, mobility of the shoulder joint and spinal column were studied.

Results and conclusions. A comparative analysis of the indicators of students attending various sports areas showed that the greatest effect of developing flexibility is achieved in the process of swimming. The impact of the aquatic environment on the body and the cyclical nature of the work have a beneficial effect on flexibility indicators, including leading to harmonious development. As a result of playing volleyball, the flexibility of the left side of the body is actively developing and the mobility of the shoulder joint of the right hand is increasing. There is an asymmetry in the development of the flexibility of the right and left sides, both in boys and girls. Ineffective in the development of flexibility, athletic gymnastics was noted, as indicated by the testing data of representatives of student youth. Excessively developed strength abilities stimulate an increase in the diameter of the muscle fiber, which negatively affects the manifestation of flexibility in those involved. With the help of a comparative analysis in the studied sportsized areas, significant gender differences in the development of flexibility were found. In particular, the indicators of female representatives' flexibility are better developed in comparison with young men who go in for volleyball and athletic gymnastics. The exception is young men involved in volleyball, in which the indicators of mobility of the shoulder joint of the right hand prevail with similar values of girls. There were no gender differences in the results of symmetrical tests among representatives of the sportsized direction of a cyclic nature (swimming).

Keywords: sportization, swimming, volleyball, athletic gymnastics, flexibility, student youth.

Введение. Продвижение спортизации, как формы массовых занятий видами спорта различных категорий населения,

видится в актуализации процесса физического воспитания студенческой молодежи. Спортивную подготовку, начав-

Таблица 1. Показатели гибкости у девушек, посещающих спортизированные направления, М±m

Тестовые задания Спортизированные направления ^критерий Стьюдента

Волейбол п=19 Плавание п=18 Атлетическая гимнастика п=11 Волейбол, плавание Волейбол, атлет. гимн Плавание, атлет. гимн

Гибкость позвоночного столба в стороны (см) Вправо 27,07±1,27 27,83 ± 1,02 22,72± 1,19 0,47 2,78** 2,94**

Влево 24,05±1,12 28,02±1,09 21, 43±1,38 2,54** 1,49 3,71**

Сведение рук за спиной (см) Правая сверху 8,43±1,18 13,92 ±1,05 4,94±1,69 3,48** 1,75 4,36**

Левая сверху 7,21*±0,91 11,08±1,45 2,49*±1,84 2,26* 2,07* 4,18**

Гибкость верхнего плечевого пояса, отход от стены, (см) 51,79*±1,73 58,42*±1,18 47,81**±1,95 3,17** 1,75 4,07**

Подвижность плечевого сустава, выкрут рук (см) 71,07*±3,53 66,75**± 2,49 87,93**±2,83 1,00 3,64** 4,68**

Гибкость позвоночного столба, наклон вперед (см) 7,06±1,81 9,43±1,52 4,50±1,58 1,02 1,17 2,05*

Примечания: * - достоверность по критерию Стьюдента при р<0,05, ** - достоверность по критерию Стьюдента при р<0,01. Таблица 2. Показатели гибкости у юношей, посещающих спортизированные направления, М^

Тестовые задания Спортизированные направления t-критерий Стьюдента

Волейбол П=18 Плавание П=21 Атлетическая гимнастика П=15 Волейбол, плавание Волейбол, атлет. гимн Плавание, атлет. гимн

Гибкость позвоночного столба в стороны (см) Вправо 27,94±1,08 28,1 ±1,03 19,42±1,43 1,21 3,64** 4,93**

Влево 23,61±1,02 26,02±1,14 18,73±1,36 1,58 2,87* 4,11**

Сведение рук за спиной (см) Правая сверху 9,44±1,47 10,35±2,29 2,75±2,39 0,33 2,38* 2,30*

Левая сверху 5,33*±1,91 8,31±2,08 -3,56*±1,91 1,06 3,29** 4,20**

Гибкость верхнего плечевого пояса, отход от стены (см) 42,72*±2,36 44,56*±1,95 22,31**±2,28 0,60 4,22** 5,42**

Подвижность плечевого сустава, выкрут рук (см) 95,58*±3,25 80,7**±4,03 101,27**±4,22 2,87** 1,07 3,53**

Гибкость позвоночного столба, наклон вперед (см) 7,25±2,86 6,83±1,03 2,44±1,82 0,34 1,42 1,81

Примечания: * - достоверность по критерию Стьюдента при р<0,05, ** - достоверность по критерию Стьюдента при р<0,01.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

шуюся в школьные годы, следует продолжать на занятиях по элективным дисциплинам физической культуры и спорта. Предложенный студентам выбор спортивно ориентированного направления будет способствовать продвижению спор-тизированного подхода в физическом воспитании студенческой молодежи [5].

Студенческий возраст является благоприятным периодом для достижения оптимального уровня управления движениями, формирования качественных характеристик двигательных действий и совершенствования физических способностей. Обусловленный выбор спортивно-ориентированного направления будет способствовать формированию физической культуры личности студентов. Специфические черты вида спорта окажут целенаправленное влияние на совершенствование физических качеств занимающихся, что не всегда способствует решению задачи гармоничного физического развития молодежи.

Цель исследования - на основе сравнительного анализа выявить специализированное влияние спортизированных занятий на показатели гибкости среди представителей студенческой молодежи.

Методика и организация исследования. В ходе эксперимента приняли участие 102 студента 1-го и 2-го курсов Нижневартовского государственного университета, занимающихся в спортивно-ориентированных группах. Были отобраны три направления спортизированных за-

нятий: циклический вид спорта (плавание), смешанный (волейбол) и ациклический, силовой (атлетическая гимнастика). Выбор спортивного направления осуществлялся студентами самостоятельно, но предполагалось наличие практических навыков для продолжения занятий конкретным видом спорта. Показатели гибкости определялись после семестрового периода занятий в каждом спортизи-рованном направлении. Гибкость оценивали по пяти нормативам, среди которых использовались симметричные нормативы, позволяющие проанализировать возможности правой и левой стороны туловища, а также подвижности плечевого сустава и гибкость позвоночного столба. Выбор тестов был определен структурой часто выполняемых двигательных действий в процессе занятий изучаемых спортизированных направлений.

Результаты исследования. Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии занятий плаванием на показатели гибкости студентов (табл. 1, 2). Практически во всех проведенных тестах регистрировались лучшие результаты исследования, в сравнении с представителями других направлений. В симметричных тестах не выявлены достоверные отличия у студентов, посещающих плавание, что указывает на равномерное развитие данного качества. Гендерный анализ позволяет говорить о достоверном различии только в показателях гибкости суставно-связочного аппарата плечевых суставов, а также мышц грудного отдела

76

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | БеМетЬег

и спины, которые больше развиты у девушек (отход от стены - 58,42 при р<0,01 и выкрут рук - 66,75 при р<0,01).

В процессе занятий волейболом наблюдается значительное влияние на подвижность плечевого сустава и эластичность мышц верхнего плечевого пояса правой стороны. В частности, многообразные игровые действия в волейболе, среди которых отведение руки для выполнения подачи и атакующих действий, приводят к формированию асимметрии развития гибкости, что выражается в достоверных значениях. Установлена также асимметрия при выполнении наклона в сторону, которая указывает на высокий тонус косых мышц и мышц спины правой половины туловища, что не позволяет правильно выполнить наклон влево, у представителей обеих гендерных групп. Однако часто выполняемый замах на атакующие действия и подачу способствует повышению амплитуды плечевого сустава правой руки больше у юношей, чем у девушек (сведение рук за спиной, правая сверху, соответственно М =9,44 и М =7,21).

ю 1 д ' '

В процессе занятий атлетической гимнастикой у представителей студенческой молодежи отмечаются самые низкие показатели развития гибкости. Причина видится в чрезмерном развитии силовых способностей, увеличене-ние мышечного поперечника, отсутствии амплитудных движений в работе с тренажерами и недостаточности средств педагогического воздействия, способствующих развитию данного качества. По аналогии с другими спортизирован-ными направлениями, просматриваются гендерные отличия, так, у представительниц женской половины, занимающихся атлетической гимнастикой, показатели гибкости развиты лучше.

Выводы. В результате сравнительного анализа спорти-зированых направлений выявлено специализированное воздействие вида спортивной деятельности на развитие гибкости у представителей студенческой молодежи. Несмотря на то, что в изучаемых нами видах спорта гибкость не является доминирующим физическим качеством, выполнение двигательных действий стимулирует ее развитие.

Установлено, что занятия плаванием способствуют эффективному развитию гибкости и создают наилучшие условия для гармоничного развития гибкости всех мышечных групп. Асимметрия наблюдается у занимающихся волейболом, что обусловлено биомеханической структурой часто совершаемых двигательных действий. Особого внимания заслуживают представители силового направления, так как развитые силовые способности приводят к ухудшению в демонстрации гибкости у молодежи. Отмечены низкие показа-

тели у юношей в сравнении с девушками во всех спортизиро-ванных направлениях.

Полученные данные позволяют скорректировать процесс физического воспитания студенческой молодежи, с учетом специфики спортизированных направлений и разработать педагогические технологии направленного воздействия на воспитание гибкости.

Литература

1. Антонова, М.С. Взгляды исследователей на роль и место подвижности в суставах в структуре двигательной деятельности человека / М.С. Антонова, В.А. Торопов // Вестник спортивной науки. -2008. - № 2. - С. 45-48.

2. Венгерова, Н.Н. Кондиционные тренинги развития гибкости студентов в рамках элективного курса по физической культуре / Н.Н. Венгерова, Л.Т. Кудашова // Гуманизация образования. -2018. - № 6. - С. 17-22.

3. Коричко, Ю.В. Индивидуализация физкультурно-спортивных занятий вузе с применением средств гимнастики / Ю.В. Коричко, Л.Г. Пащенко // Теория и методика физической культуры и спорта. - 2020. - № 12. - С. 52-53.

4. Красникова, О.С. Гендерные отличия в развитии гибкости у студентов в процессе занятий плаванием / О.С. Красникова, С.А. Давыдова, Н.Д. Ткачева // Материалы IX Всероссийской науч.-практ. конференции. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 240-243.

5. Лубышева, Л.И. Спортизация как фактор вовлечения населения в массовую спортивную подготовку / Л.И. Лубышева, Ш.З. Хуб-биев, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 100-102.

References

1. Antonova M.S., Toropov V.A. Vzglyady issledovateley na rol i mesto podvizhnosti v sustavakh v strukture dvigatelnoy deyatelnosti che-loveka [Views of researchers on the role and place of mobility in the joints in the structure of human motor activity]. Vestnik sportivnoy nauki. 2008. No. 2. pp. 45-48.

2. Vengerova N.N., Kudashova L.T. Konditsionnyye treningi razvitiya gibkosti studentov v ramkakh elektivnogo kursa po fizicheskoy kul-ture [Conditional trainings for the development of students' flexibility within the framework of an elective course in physical culture]. Gu-manizatsiya obrazovaniya. 2018. No. 6. pp. 17-22.

3. Korichko Yu.V., Pashchenko L.G. Individualizatsiya fizkulturno-sport-ivnykh zanyatiy vuze s primeneniyem sredstv gimnastiki [Individualization of physical culture and sports classes at the university with the use of gymnastics]. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury i sporta. 2020. No. 12. pp. 52-53.

4. Krasnikova O.S., Davydova S.A., Tkacheva N.D. Gendernyye otlichiya v razvitii gibkosti u studentov v protsesse zanyatiy plavaniyem [Gender differences in the development of flexibility among students in the process of swimming]. Proceedings national scientific-practical conference. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University publ., 2019. pp. 240-243.

5. Lubysheva L.I., Khubbiev Sh.Z., Selyukin D.B. Sportizatsiya kak faktor vovlecheniya naseleniya v massovuyu sportivnuyu podgotovku [Spor-tization as a factor of population involvement in mass sports training]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2020. No. 3. pp. 100-102.

НОВЫЕ КНИГИ

ВЛАСОВ, В.Н. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЕ. ПРАКТИКУМ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ / В.Н. ВЛАСОВ. - 3-Е ИЗД., СТЕР. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2022. - 172 С. -

iSBN 978-5-8114-9135-3.

Практикум предназначен для углубленного изучения курса «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре» и дальнейшей качественной подготовки студентов на основе изучения современных подходов к пониманию медицинских аспектов адаптивной физической культуры. Практические и лабораторные занятия по врачебному контролю в адаптивной физической культуре подкрепляют и расширяют теоретический лекционный курс. Адресован студентам факультета физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.