Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ВУЗА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / атлетическая гимнастика / развитие гибкости / педагогический эксперимент / вуз / студенты / Physical culture / athletic gymnastics / flexibility development / pedagogical experiment / university / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булышев Игорь Петрович

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием комплекса начальной подготовки атлетической гимнастики на практических занятиях по физической культуре со студентами ВУЗа для развития гибкости. Методической базой статьи служат теоретические основы построения тренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVELY USE OF THE BASIC PHYSICAL EXERCISES SET OF ATHLETIC GYMNASTICS IN THE DEVELOPMENT OF THE 1ST-YEAR STUDENTS’ FLEXIBILITY AT THE UNIVERSITY

The article deals with the issues related to the use of initial training complex of athletic gymnastics in practical classes on physical culture with university students for the development of flexibility. The methodological basis of the article is the theoretical foundations of the training sessions’ construction.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ВУЗА»

УДК 796/799

DOI 10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_68

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В РАЗВИТИИ ГИБКОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ВУЗА

Булышев Игорь Петрович.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта, bulishevip@yandex.ru.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием комплекса начальной подготовки атлетической гимнастики на практических занятиях по физической культуре со студентами ВУЗа для развития гибкости.

Методической базой статьи служат теоретические основы построения тренировочных занятий.

Ключевые слова: физическая культура, атлетическая гимнастика, развитие гибкости, педагогический эксперимент, вуз, студенты.

THE EFFECTIVELY USE OF THE BASIC PHYSICAL EXERCISES SET OF ATHLETIC GYMNASTICS IN THE DEVELOPMENT OF THE 1ST-YEAR STUDENTS' FLEXIBILITY AT THE UNIVERSITY

Bulyshev Igor Petrovich.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education and Science "Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM)", Teacher of Physical Education and Sports Department, bulishevip@yandex.ru.

Abstract. The article deals with the issues related to the use of initial training complex of athletic gymnastics in practical classes on physical culture with university students for the development of flexibility. The methodological basis of the article is the theoretical foundations of the training sessions' construction.

Keywords: Physical culture, athletic gymnastics, flexibility development, pedagogical experiment, university, students.

С введением в ВУЗах элективной дисциплины популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика. Это обусловлено доступностью занятий и положительной результативностью влияния на физическую подготовленность и физическое развитие студентов.

Атлетическая гимнастика - это система упражнений с отягощениями (гантели, штанга, тренажеры и т.д.), основное назначение которых направлено

на формирование физически сильного, гармонично развитого тела и пропорционального развития его форм. Несмотря на положительные отзывы о тренировке с отягощениями, в некоторых источниках можно встретить негативные высказывания относительно применения атлетической гимнастики на занятиях физической культурой. Например, «тренировка с отягощениями делает мышцы человека закрепощенными». Но в своём большинстве, авторы утверждают, что тренировка с весом, напротив, увеличивает гибкость и подвижность суставов [2; 4; 6].

Гибкость - способность сустава выполнять движения в максимальной амплитуде, а мышц и связок, окружающих сустав - растягиваться. В тренировках атлетической гимнастики используется пассивная форма развития гибкости. Для ее увеличения прилагается внешняя сила: вес различных предметов, отягощений и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой, или длительно с постоянным давлением движения до максимальной амплитуды. В нашем эксперименте мы использовали пассивно-динамический метод.

Например, студент приседает со штангой 8 раз с весом 40 кг. Вес штанги давит на мышцы и каждое повторение в приседании может увеличивать в амплитуду.

При занятиях атлетической гимнастикой для развития гибкости важен контроль за состоянием и изменением этого физического качества у студентов.

Существует несколько способов измерения гибкости: механический (с использованием угломера и линейки); механоэлектрический (при помощи электрогониометра); оптический; рентгенографический.

В нашем эксперименте мы применяем механический способ. Он основан на измерении угловых градусов с помощью угломера и линейных мер с помощью линейки.

Данной работой доказано влияние упражнений с отягощениями на гибкость студентов.

Цель исследования: выявить влияние занятий атлетической гимнастикой на развитие гибкости у студентов 1 курса ВУЗа.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап. Выбор тестируемых упражнений на определение гибкости.

Для определения гибкости у студентов мы используем контрольные упражнения:

1. подвижность в плечевом суставе. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед;

2. подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед до предела, не сгибая ног в коленях;

3. подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремиться как можно шире развести ноги: первое - в сторону (второе - вперед-назад с опорой рук);

4. подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание, как можно глубже, руки за головой;

5. подвижность в голеностопном суставе. Студент, сидя на стуле, ноги под 90 градусов, поднимает стопу вверх, не отрывая пятки от пола.

Тесты проводятся в начале и в конце эксперимента. Второй этап. Разработана программа тренировок на весь учебный год.

1. Жим штанги (гантелей) лежа от груди широким хватом.

2. «Пуловер».

3. Приседание со штангой на плечах.

4. Разгибание ног сидя.

5. Становая тяга на прямых ногах.

6. Тяга блока сверху за голову (к подбородку).

7. Подъем гантелей (штанги) на бицепс.

8. Разгибание рук стоя на спецустройстве (трицепс).

9. Подъем лежа из положения лежа.

10. Подъем на носки на специальном устройстве.

Для положительного эффекта в тренировочном процессе необходимо заниматься регулярно, не менее 2-х раз в неделю. Длительные перерывы приводят к значительному снижению приобретенных качеств.

Схема построения занятий традиционная: разминка, легкий бег 3-5 минут, общеразвивающие упражнения для мышц плечевого пояса, круговые движения в суставах, повороты, выпады, приседания и «отжимания». Основная часть включает 8-10 упражнений с весом, между упражнениями паузы 3-5 минут, между подходами паузы 1-2 минуты и можно выполнять упражнения на растяжение, тем самым удлиняя и подготавливая мышцы к работе. Заключительная часть необходима для восстановления сердечных сокращений, снятия возбуждения и напряжения в мышцах. Здесь подходят ходьба, дыхательные упражнения и т.д.

Третий этап. Был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовала группа студентов (девушки и юноши). Экспериментальная группа занималась по разработанной программе весь учебный год 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа тренировок.

В начале учебного процесса студенты, в течение 1-1,5 месяцев, осваивают технику выполнения упражнений. Программа тренировок включает базовые упражнения, которые выполняются в течение всего эксперимента:

1. приседание со штангой на плечах;

2. становая тяга на прямых ногах;

3. жим штанги лежа на скамейке;

4. изолированные упражнения, которые включаются по мере физической подготовки студентов: сгибание-разгибание ног на скамейке, разводка гантелей лежа на горизонтальной скамейке, подтягивание на перекладине и т.д.

Все упражнения выполняются по 3 похода по 8-12 повторений. После окончания эксперимента было проведено повторное тестирование, которое позволило проанализировать динамику развития гибкости у студентов под влиянием экспериментальной программы. Сравнение результатов, показанных в экспериментальной группе, выявило увеличением показателей по всем контрольным упражнениям.

Таблица 1.

Показатели увеличения гибкости в процентах

Контрольные упражнения Прирост, %

Подвижность в плечевом суставе 33,3

Подвижность позвоночного столба 60

Подвижность в тазобедренном суставе: Ноги в стороны Ноги вперед-назад 16,7 32,7

Подвижность в коленном суставе 25,8

Подвижность в голеностопном суставе 50

Выводы.

В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволила бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями.

Таким образом, регулярные занятия атлетической гимнастикой в течение учебного года позволяют добиться прироста гибкости у студентов первого курса ВУЗа. При этом надо отметить, что помимо гибкости у студентов, занимающихся в экспериментальной группе, также зафиксировано увеличение показателей силы.

Библиографический список.

1. Воложанин С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.04: [БГУ]. - Улан-Удэ, 2007. - 23 с.

2. Гончаров В.М., Щеблыкина Н.А. Развитие общей гибкости у студентов в процессе занятий физической культурой. // Научные достижения молодых исследователей: материалы междунар. студен. науч. конф. - Белгород: Белгород. ун-т кооперации, экономики и права, 2014. - С. 324-329.

3. Зайцева Т.В., Шутьева Е.Ю. Развитие гибкости у студентов посредством физических упражнений. // Научно-методический электронный журнал. -Киров: Межрегион. центр инновацион. технологий в образовании, 2016. - С. 81-85.

4. Кочнев А.В. Физическое состояние студенток при оздоровительнотренировочных занятиях атлетической гимнастикой на начальном этапе обучения в вузе: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04. -Архангельск, 2007. - 24 с.

5. Павличенко А.В. Упражнения силовой направленности в образовательном процессе студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: [СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта]. - СПб., 2007. - 23 с.

6. Смирнов Ю.А. Атлетизм как средство физического воспитания студентов вузов: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.04: [СПбГАФК]. - СПб., 2000. - 23 с.

7. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.