Научная статья на тему 'Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое состояние школьников 15-16 лет, проживающих на Крайнем Севере'

Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое состояние школьников 15-16 лет, проживающих на Крайнем Севере Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / КРАЙНИЙ СЕВЕР / ФИЗИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / SCHOOLCHILDREN / FAR NORTH / PHYSICAL AND FUNCTIONAL CAPABILITIES / ATHLETIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дворкин Леонид Самойлович, Дюшко Олег Иванович

В течение 6 месяцев на базе средней общеобразовательной школы № 2 и ДЮСШ «Виктория» города Тарко-Сале Пуровского района проходило исследования, в котором принимали участие школьники подросткового возраста (мальчики 15-16 лет): экспериментальной (n=18) и контрольной группы (n=22). Экспериментальная группа, помимо уроков по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, занималась атлетической гимнастикой два раза в неделю по 40-60 минут в тренажерном зале ДЮСШ. Школьники контрольной группы были ограничены двигательной активностью только на уроках физического воспитания. Результаты исследования показали, что занятия атлетической гимнастикой в условиях тренажерного зала ДЮСШ позволяют школьникам 15-16 лет, проживающим на Крайнем Севере, не только в два раза увеличить регламентированный объем двигательной активности, но и значительно повысить за шесть месяцев свои физические и функциональные возможности, а именно: статическую выносливость на 39,7%, гибкость на 20,4%, скоростно-силовые качества на 14,5%, силовую выносливость на 12,8%, ловкость на 8,0% и быстроту на 4,6%; пробу Руфье-Диксона на 23,6%, пробу Штанге на 13,8% и пробу Генчи на 12,7%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дворкин Леонид Самойлович, Дюшко Олег Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of athletic gymnastics activities on physical state of schoolboys aged 15-16 years old living in the Far North

Within 6 months, on the basis of the secondary school No. 2 and the children's school “Victoria” in the city of Tarko-Sale of the Purovsky District, the studies were conducted in which teenage schoolchildren (boys 15-16 years old) took part: experimental (n = 18) and the control group (n = 22). The experimental group, in addition to two classes in physical education classes at a comprehensive school, practiced athletic gymnastics twice a week for 40-60 minutes in the gym of the school. Schoolchildren of the control group were limited to physical activity only in physical education classes. The results of the study showed that practicing athletic gymnastics in the conditions of the gymnasium for children's sports school allows schoolchildren of 15-16 years old living in the Far North not only to increase the regulated amount of physical activity, but also significantly increase the level of exercise. In six months, their physical and functional capabilities have been increased, namely, static endurance by 39.7%, flexibility by 20.4%, speed-speed qualities by 14.5%, strength endurance by 12.8%, dexterity at 8.0% and speed at 4.6%; a sample of Ruffe-Dixon 23.6%, Stange sample 13.8% and sample Genchi by 12,7%.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий атлетической гимнастикой на физическое состояние школьников 15-16 лет, проживающих на Крайнем Севере»

превосходство показателя сгибания кисти у атакующих 1-м темпом

Установлено, что значительный вклад в качество выполнения нападающего удара 2-м темпом вносит подвижность плечевого сустава, как в показателях разгибания руки при замахе, так и сгибания в ударной фазе. Существенное влияние на скорость полета мяча при атаке 1 темпом оказывает активное сгибание в плечевом и лучезапястном суставе в момент ударного действия.

Результаты проведенного исследования указывают на необходимость уделять должное внимание развитию специальной гибкости волейболисток на более ранних этапах подготовки в соответствии с сензитивным периодом развития этого качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булыкина, Л.В. Ведущие физические качества волейболистов различной квалификации / Л.В. Булыкина, А.С. Ананьин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 3. - С. 28.

2. Лобачев, В.С. Инновационные подходы к пониманию физического качества гибкость / В.С. Лобачев // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2017. - № 4 (22). - С. 7-17.

3. Луткова, Н.В. Использование блоковой периодизации спортивной тренировки в ходе специальной физической подготовки волейболисток 15-16 лет / Н.В. Луткова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы XI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. А.В. Родина. - Смоленск, 2018. - С. 152-155.

4. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

5. Фомин, Е.В. Физическое развитие и физическая подготовка юных волейболистов / Е.В. Фомин, Л.В. Булыкина, Л.В. Силаева. - М. : Спорт ; Человек, 2018. - 188 с.

REFERENCES

1. Bulykina, L.V. and Ananin A.S. (2018), "Leading physical qualities of volleyball players of various qualifications", Physical education: education, training, No. 3, pp. 28.

2. Lobachev, V.S. (2017), "Innovative approaches to understanding physical quality flexibility" Physical education and sports training, No. 4 (22), pp. 7-17.

3. Lutkova, N.V (2018), "The use of block periodization of sports training during the special physical training of female volleyball players 15-16 years old", Sports games in physical education, recreation and sports: materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 152-155.

4. Lyah, V.I. (2000), Motor abilities of schoolchildren: the basics of the theory and methodology of development, Terra-Sport, Moscow.

5. Fomin, E.V., Bulykina, L.V., Silaeva, L.V. and Fomin, E.V. (2018), Physical development and physical training of young volleyball players, Sport: Chelovek, Moscow.

Контактная информация: dmitrenko.la@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 15-16 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА КРАЙНЕМ

СЕВЕРЕ

Леонид Самойлович Дворкин, доктор педагогических наук, профессор, Олег Иванович Дюшко, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

В течение 6 месяцев на базе средней общеобразовательной школы № 2 и ДЮСШ «Виктория» города Тарко-Сале Пуровского района проходило исследования, в котором принимали участие

школьники подросткового возраста (мальчики 15-16 лет): экспериментальной (n=18) и контрольной группы (n=22). Экспериментальная группа, помимо уроков по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, занималась атлетической гимнастикой два раза в неделю по 40-60 минут в тренажерном зале ДЮСШ. Школьники контрольной группы были ограничены двигательной активностью только на уроках физического воспитания. Результаты исследования показали, что занятия атлетической гимнастикой в условиях тренажерного зала ДЮСШ позволяют школьникам 15-16 лет, проживающим на Крайнем Севере, не только в два раза увеличить регламентированный объем двигательной активности, но и значительно повысить за шесть месяцев свои физические и функциональные возможности, а именно: статическую выносливость - на 39,7%, гибкость - на 20,4%, скоростно-силовые качества - на 14,5%, силовую выносливость - на 12,8%, ловкость - на 8,0% и быстроту - на 4,6%; пробу Руфье-Диксона - на 23,6%, пробу Штанге - на 13,8% и пробу Генчи - на 12,7%.

Ключевые слова: школьники, Крайний Север, физические и функциональные возможности, атлетическая гимнастика.

INFLUENCE OF ATHLETIC GYMNASTICS ACTIVITIES ON PHYSICAL STATE OF SCHOOLBOYS AGED 15-16 YEARS OLD LIVING IN THE FAR NORTH

Leonid Samoilovich Dvorkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Oleg Ivanovich Dyushko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

Within 6 months, on the basis of the secondary school No. 2 and the children's school "Victoria" in the city of Tarko-Sale of the Purovsky District, the studies were conducted in which teenage schoolchildren (boys 15-16 years old) took part: experimental (n = 18) and the control group (n = 22). The experimental group, in addition to two classes in physical education classes at a comprehensive school, practiced athletic gymnastics twice a week for 40-60 minutes in the gym of the school. Schoolchildren of the control group were limited to physical activity only in physical education classes. The results of the study showed that practicing athletic gymnastics in the conditions of the gymnasium for children's sports school allows schoolchildren of 15-16 years old living in the Far North not only to increase the regulated amount of physical activity, but also significantly increase the level of exercise. In six months, their physical and functional capabilities have been increased, namely, static endurance - by 39.7%, flexibility - by 20.4%, speed-speed qualities - by 14.5%, strength endurance - by 12.8%, dexterity at 8.0% and speed - at 4.6%; a sample of Ruffe-Dixon - 23.6%, Stange sample - 13.8% and sample Genchi - by 12,7%.

Keywords: schoolchildren, the Far North, physical and functional capabilities, athletic gymnastics.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое состояние школьников, проживающих на Крайнем Севере, во многом зависит не только от климатических условий, но и от существующей материально-спортивной базы, как одного из факторов уровня их двигательной активности. Поэтому широкое использование внеклассных занятий по физической подготовке школьников в условиях спортивно-материальной базы ДЮСШ и фитнес-клубов способствует эффективной борьбе с гиподинамией школьников, проживающих на Крайнем Севере [2, 4]. Для этой цели особенно эффективны занятия атлетической гимнастикой в хорошо оборудованных тренажерных залах, позволяющие в условиях Крайнего Севера увеличить объем двигательной активности при выполнении аэробных и силовых упражнений [3, 1]. Достаточно много убедительных фактов, которые говорят о том, что такие тренировки приносят успех особенно для школьников подросткового возраста как для развития двигательных, так и функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому цель исследования заключалась в обосновании комплексных силовых и аэробных занятий, направленных на эффективное развитие физического состояния школьников 15-16 лет, проживающих на Крайнем Севере.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Педагогический эксперимент проходил в течение 6 месяцев на базе средней общеобразовательной школы № 2 и ДЮСШ «Виктория» города Тарко-Сале Пуровского района. В исследовании принимали участие школьники подросткового возраста (мальчики 15-16 лет): экспериментальной (п=18) и контрольной группы (п=22). Экспериментальная группа, помимо уроков по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, занималась атлетической гимнастикой два раза в неделю по 40-60 минут в тренажерном зале ДЮСШ. Школьники контрольной группы были ограничены двигательной активностью только на уроках физического воспитания. В содержание атлетической подготовки школьников экспериментальной группы входили следующие базовые упражнения: жим штанги лежа на наклонной и горизонтальной скамье, разведение гантелей, сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях, приседания со штангой, жим штанги ногами лежа на наклонной скамье, подъем ног в висе, тяга нижнего блока, а также аэробные упражнения - ходьба и бег на кардиотренажере, эллиптическом тренажере и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

После первого (исходного) тестирования было установлено, что во всех случаях школьники экспериментальной и контрольной групп по уровню физического состояния достоверно друг от друга не отличались (при Р>0,05), что позволил, во-первых, говорить об их однородности и, во-вторых, о корректности продолжения исследований с данными группами.

Таблица 1 - Результаты тестирования физической подготовленности школьников 15-16 лет

Тесты Экспериментальная группа, (п=18) Контрольная группа, (п=22) Рэ-Рк

исход. итогов. Рэ исход. итогов. Рк

М±т М±т М±т М±т

Бег 30 м, с 4,5±0,1 4,0±0,09 <0,05 4,4±0,08 4,3±0,07 >0,05 <0,05

Прыжок в длину с места, см 202,3±4,3 231,7±4,1 <0,01 201,4±3,8 206,2±3,6 >0,05 <0,01

Челночный бег 3x10, с 7,7±0,5 7,1±0,4 >0,05 7,8±0,6 7,6±0,5 >0,05 >0,05

Наклоны, см 9,3±0,6 11,2±0,5 <0,05 9,6±0,5 9,8±0,6 >0,05 <0,05

Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине, кол. раз 7,3±0,4 9,4±0,5 <0,05 7,6±0,4 8,1±0,3 >0,05 <0,05

Вис на согнутых руках на высокой перекладине, подбородок на перекладине, с 18,6±0,9 25,8±1,2 <0,01 19,1± 1,1 21,1±1,0 >0,05 <0,01

Примечание: показатели различий при выполнении исходного тестирования между экспериментальной и контрольной группами были недостоверными при Р>0,05.

Из таблицы 1 следует, что за шесть месяцев исследования в беге на 30 м подростки экспериментальной группы достоверно увеличили свои скоростные способности (при Р <0,05), а их сверстники из контрольной группы - не достоверно (при Р>0,05). При межгрупповом сравнении школьники экспериментальной группы в этом же тесте достоверно превзошли своих сверстников из контрольной группы (при Р <0,05). Во втором тесте (прыжок в длину с места), который позволяет оценить скоростно-силовые способности, за шесть месяцев школьники экспериментальной группы достоверно с высокой степенью значимости (при Р <0,01) увеличили свой уровень этих способностей, а их сверстники из контрольной группы - не достоверно (при Р>0,05). При межгрупповом сравнении школьники экспериментальной группы достоверно превзошли своих сверстников из контрольной группы по уровню развития скоростно-силовых качеств (при Р <0,05). В челночном беге оценивался уровень проявления школьниками ловкости и быстроты. В этом тесте подростки экспериментальной группы за шесть месяцев хоть и увеличили свои исходные результаты, но по отношению к своим сверстникам из контрольной группы - не достоверно (при Р>0,05).

Показатель гибкости мы определяли при помощи теста «Наклоны из исходного положения стоя». В этом тесте были получены следующие результаты. Подростки из экспериментальной группы достоверно увеличили свой уровень гибкости (при Р <0,05), а их сверстники из контрольной группы - не достоверно (при Р>0,05). При межгрупповом сравнении школьники экспериментальной группы достоверно превзошли своих сверстников из контрольной группы (при Р <0,05). Сгибание и разгибание рук в висе на высокой перекладине позволяет оценить уровень силовой выносливости. В этом тесте подростки экспериментальной группы за шесть месяцев достоверно улучшили свои результаты (Р <0,05), а их сверстники из контрольной группы - не достоверно (Р>0,05). Итоговые результаты школьников экспериментальной группы оказались в целом достоверно более высокими по отношению к сверстникам из контрольной группы (Р <0,05). «Вис на согнутых руках на высокой перекладине, с касанием подбородком перекладины» направлен на оценку уровня развития статической выносливости. В этом тесте школьники экспериментальной группы за период исследования достоверно повысили свою статическую выносливость (при Р<0,01), а их сверстники из контрольной группы - соответственно не достоверно (Р>0,05). В целом в этом тесте школьники из экспериментальной группы достоверно оказались лучшими по сравнению со школьниками из контрольной группы (Р <0,05).

Следующий этап наших исследований был посвящен анализу результатов исследования функционального состояния школьников 15-16 лет (таблица 2).

Тесты Экспериментальная группа, (п=18) Контрольная группа, (п=22) Рэ-Рк

исход. итогов. Рэ исход. итогов. Рк

М±т М±т М±т М±т

Проба Руфье-Диксона, у.е. 6,8±0,4 5,5±0,3* <0,01 6,7±0,3 6,3±0,4 >0,05 <0,05

Проба Штанге, с 45,4±1,5 51,7±1,2* <0,01 46,2±1,3 47,1±1,4 >0,05 <0,01

Проба Генчи, с 35,3±1,1 39,8±1,2 <0,05 36,3±1,2 37,2±1,3 >0,05 >0,05

Примечание: показатели различий при выполнении исходного тестирования между экспериментальной и контрольной группами были недостоверными при Р>0,05

Из данной таблицы следует, что за шесть месяцев занятий атлетической гимнастикой функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у школьников экспериментальной группы (по данным пробы Руфье-Диксона) достоверно улучшилось (при Р <0,01), а у их сверстников - не достоверно (при Р>0,05). В целом при выполнении данного функционального теста экспериментальная группа с высокой достоверной значимостью превзошла своих сверстников из контрольной группы (при Р <0,01). Функциональное состояние дыхательной системы у школьников оценивалось по данным проб Штанге и Генчи. Исследования показали, что при выполнении пробы Штанге экспериментальная группа за шесть месяцев достоверно улучшила функциональные возможности дыхательной системы (при Р <0,01), а их сверстники из контрольной группы - не достоверно (при Р>0,05). В целом, по данным анализа данных тестов, экспериментальная группа с высокой степенью значимости превзошла своих сверстников из контрольной группы (при Р<0,01).

Выполнение пробы Генчи стало более трудным испытанием для всех участников эксперимента, чем предыдущая проба. Однако, если школьники экспериментальной группы за шесть месяцев достоверно улучшили свои исходные показатели пробы Генчи (при Р<0,05), то их сверстники из контрольной группы - не достоверно (Р>0,05). В то же время по итогам данного исследования не были выявлены достоверные различия в показателях пробы Генчи между двумя сравниваемыми группами (при Р>0,05).

ВЫВОДЫ

1. Занятия атлетической гимнастикой в условиях тренажерного зала ДЮСШ позволяют школьникам 15-16 лет, проживающим на Крайнем Севере, не только в два раза увеличить регламентированный объем двигательной активности, но и значительно

повысить за шесть месяцев свои физические и функциональные возможности.

2. За шесть месяцев показатели относительного прироста уровня развития физической подготовленности имели следующий ранговый вид:

В экспериментальной группе школьников 15-16 лет: 1-е место - статическая выносливость (39,7%), 2-е место - гибкость (20,4%), 3-е место - скоростно-сивые качества (14,5%), 4-е место - силовая выносливость (12,8%), 5-е место - ловкость (8,0%) и 6-е место

- быстрота (4,6%);

В контрольной группе школьников 15-16 лет: 1-е место - статическая выносливость (10,4%), 2-е - силовая выносливость (6,5%), 3-е - ловкость (2,6%), 4-е - скоростно-силовые качества (2,4%), 5-е - быстрота - (2,3%), 6-е место - гибкость (2,1%).

3. За шесть месяцев занятий атлетической гимнастикой показатели относительного прироста уровня развития функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы имели следующий ранговый вид:

В экспериментальной группе школьников 15-16 лет: 1-е место - проба Руфье-Диксона (23,6%), 2-е - проба Штанге (13,8%), 3-е место - проба Генчи (12,7%).

В контрольной группе школьников 15-16 лет: 1 - проба Руфье-Диксона (6,3%), 2 -проба Штанге (3,7%), 3-е - проба Генчи (2,4%).

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки : учебник для вузов / Г.П. Виноградов. - М. : Советский спорт, 2009. - 328 с.

2. Давыдов, О.Ю. Базовая атлетическая подготовка студентов : монография / О.Ю. Давыдов, Л.С. Дворкин ; Южно-Уральский федеральный ун-т. - Екатеринбург : [б.и.], 2014. - 292 с.

3. Дворкин, Л.С. Атлетизм в системе физического воспитания и спорта (история, теория, методика и технология) : монография / Л.С. Дворкин, С.М. Ахметов. - Краснодар : Неоглори, 2012.

- 688 с.

4. Дворкин, Л.С. Спортивно-ориентированная физическая подготовка детей и подростков : монография / Л.С. Дворкин. - Краснодар : Экоинвест, 2018. - 458 с.

REFERENCES

1. Vinogradov, G.P. (2009), Athletic: Theory and Methodology of Training: monograph, Soviet Sport, Moscow.

2. Davydov, O.Yu. and Dvorkin, L.S. (2014), Basic athletic training of students: monograph, Ekaterinburg.

3. Dvorkin, L.S. and Akhmetov, S.M. (2012), Athletic in the system of physical education and sports (history, theory, methods and technology): monograph, Neoglory, Krasnodar.

4. Dvorkin, L.S. (2018), Sports-oriented physical training of children and adolescents: monograph, Ecoinvest, Krasnodar.

Контактная информация: dorkin57@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.04.2019

УДК 796.966

РАЗРАБОТКА ТЕСТОВ ОЦЕНКИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ - ВРАТАРЕЙ

Александр Владимирович Дегтярев, доцент, Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Надежда Александровна Симонова, научный сотрудник, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск

Аннотация

Цель исследования - разработка тестовых упражнений и расчет оценок тестов, характеризирующих двигательные качества, необходимые для эффективной спортивной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.