Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ГИБКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комерческая Светлана Петровна, Ахметшина Эльза Исхаковна, Стафеева Анастасия Владимировна

В статье рассматривается проблема повышения физической подготовленности студентов в процессе реализации элективного курса по физической культуре в вузе. Авторами проанализирована мотивация студентов к занятиям различными видами физкультурно-спортивной деятельности. На основании анализа выявлено, что видов двигательной активности для девушек, направленных на коррекцию телосложения и совершенствования эстетики движений и тела, а также различных видов гибкости в учебных программах по физической культуре в вузе недостаточно. Целью исследования явилось разработка и определение эффективности содержания занятий по эстетической гимнастике для девушек, обучающихся в вузе в процессе физического воспитания. В рамках исследования предлагается содержание занятий эстетической гимнастикой для девушек, обучающихся в вузе, направленное на повышение показателей общей и специальной гибкости. Средствами развития общей гибкости являлись: разносторонние упражнения, направленные на развитие гибкости и укрепление здоровья, развитие функциональных возможностей организма. С этой целью использовались равномерный, игровой, соревновательный метод. Для развития специальной гибкости применялись упражнения эстетической гимнастики соответственно особенностям избранного вида гимнастики. Средствами специальной гибкости являлись специальные упражнения: такие как наклоны вперед, упражнение «рыбка», комбинации из элементов эстетической гимнастики. В результате проведения педагогического эксперимента выявлена эффективность предлагаемых средств эстетической гимнастики и ее влияние по показатели подвижности суставов девушек-студенток, обучающихся в вузе. Содержание учебного материала, может быть использовано в учреждениях высшего и среднего профессионального образования гимназиях, инструкторами по физическому воспитанию в учреждениях дополнительного образования, учителями физической культуры старшей школы в планировании содержания урочных и внеклассных форм физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комерческая Светлана Петровна, Ахметшина Эльза Исхаковна, Стафеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF AESTHETIC GYMNASTICS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article deals with the problem of improving the physical fitness of students in the process of implementing an elective course on physical culture at a university. The authors analyzed the motivation of students to engage in various types of physical culture and sports activities. Based on the analysis, it was revealed that there are not enough types of motor activity for girls aimed at correcting the physique and improving the aesthetics of movements and body, as well as various types of flexibility in physical education curricula at the university. The purpose of the study was to develop and determine the effectiveness of the content of aesthetic gymnastics classes for girls studying at a university in the process of physical education. Within the framework of the study, the content of aesthetic gymnastics classes for girls studying at the university is proposed, aimed at increasing the indicators of general and special flexibility. The means of developing general flexibility were: versatile exercises aimed at developing flexibility and strengthening health, developing the functional capabilities of the body. For this purpose, a uniform, game, competitive method was used. For the development of special flexibility, aesthetic gymnastics exercises were used, according to the peculiarities of the chosen type of gymnastics. The means of special flexibility were special exercises: such as leaning forward, the "fish" exercise, combinations of elements of aesthetic gymnastics. As a result of the pedagogical experiment, the effectiveness of the proposed means of aesthetic gymnastics and its influence on the joint mobility indicators of female students studying at the university were revealed. The content of the educational material can be used in institutions of higher and secondary vocational education gymnasiums, physical education instructors in institutions of additional education, physical education teachers of high school in planning the content of scheduled and extracurricular forms of physical education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ»

СПб., 1859.

13. Филоненко, Т.В. Этапы развития общеобразовательной школы в России: школьные системы XIX - первой трети XX вв. / дис. д-ра ист. наук. - Воронеж, 2004. - 540 с.

14. Хомяков, А.С. Сочинения. - М.: Университетская типография, 1900. - Т. III. - 250 с.

15. Шевырев, С.П. Об отношении семейного воспитания к государственному // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

16. Шилина, Е.В. Развитие образования в России в XIX веке / автореф. канд. ист. наук. - М., 2008. - 28 с.

17. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. - СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1891. -Том IIIA (6). - 478 с.

18. Ястребцов, И.М. О системе наук, приличных в наше время детям // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

Педагогика

УДК 378.1

заведующий кафедрой, старший преподаватель Комерческая Светлана Петровна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (НГИЭУ) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Эльза Исхаковна Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Стафеева Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения физической подготовленности студентов в процессе реализации элективного курса по физической культуре в вузе. Авторами проанализирована мотивация студентов к занятиям различными видами физкультурно-спортивной деятельности. На основании анализа выявлено, что видов двигательной активности для девушек, направленных на коррекцию телосложения и совершенствования эстетики движений и тела, а также различных видов гибкости в учебных программах по физической культуре в вузе недостаточно. Целью исследования явилось разработка и определение эффективности содержания занятий по эстетической гимнастике для девушек, обучающихся в вузе в процессе физического воспитания. В рамках исследования предлагается содержание занятий эстетической гимнастикой для девушек, обучающихся в вузе, направленное на повышение показателей общей и специальной гибкости. Средствами развития общей гибкости являлись: разносторонние упражнения, направленные на развитие гибкости и укрепление здоровья, развитие функциональных возможностей организма. С этой целью использовались равномерный, игровой, соревновательный метод. Для развития специальной гибкости применялись упражнения эстетической гимнастики соответственно особенностям избранного вида гимнастики. Средствами специальной гибкости являлись специальные упражнения: такие как наклоны вперед, упражнение «рыбка», комбинации из элементов эстетической гимнастики. В результате проведения педагогического эксперимента выявлена эффективность предлагаемых средств эстетической гимнастики и ее влияние по показатели подвижности суставов девушек-студенток, обучающихся в вузе. Содержание учебного материала, может быть использовано в учреждениях высшего и среднего профессионального образования гимназиях, инструкторами по физическому воспитанию в учреждениях дополнительного образования, учителями физической культуры старшей школы в планировании содержания урочных и внеклассных форм физического воспитания.

Ключевые слова: обучающиеся вуза, элективные курсы по физической культуре, эстетическая гимнастика, гибкость.

Annotation. The article deals with the problem of improving the physical fitness of students in the process of implementing an elective course on physical culture at a university. The authors analyzed the motivation of students to engage in various types of physical culture and sports activities. Based on the analysis, it was revealed that there are not enough types of motor activity for girls aimed at correcting the physique and improving the aesthetics of movements and body, as well as various types of flexibility in physical education curricula at the university. The purpose of the study was to develop and determine the effectiveness of the content of aesthetic gymnastics classes for girls studying at a university in the process of physical education. Within the framework of the study, the content of aesthetic gymnastics classes for girls studying at the university is proposed, aimed at increasing the indicators of general and special flexibility. The means of developing general flexibility were: versatile exercises aimed at developing flexibility and strengthening health, developing the functional capabilities of the body. For this purpose, a uniform, game, competitive method was used. For the development of special flexibility, aesthetic gymnastics exercises were used, according to the peculiarities of the chosen type of gymnastics. The means of special flexibility were special exercises: such as leaning forward, the "fish" exercise, combinations of elements of aesthetic gymnastics. As a result of the pedagogical experiment, the effectiveness of the proposed means of aesthetic gymnastics and its influence on the joint mobility indicators of female students studying at the university were revealed. The content of the educational material can be used in institutions of higher and secondary vocational education gymnasiums, physical education instructors in institutions of additional education, physical education teachers of high school in planning the content of scheduled and extracurricular forms of physical education.

Key words: university students, elective physical education courses, aesthetic gymnastics, flexibility.

Введение. В настоящее время здоровье будущего поколения и нации в целом, было и остается одной из самых главных проблем современного общества. По данным НИИ гигиены и oхраны здоровья молодежи НЦЗД РАМН наблюдается отрицательная тенденция к снижению количества здоровых детей. Так, на сегодняшний день, количество обучающихся, входящих в основную группу, не превышает 45-50%. Прирост хронических заболеваний вырос. За последние 10 лет более 50 % старшеклассников имеют хронические болезни, а также в 4 раза увеличились проблемы, связанные с oпорнo-двигательным аппаpатом (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия).

На физическом здоровье сказывается очень низкая двигательная активность, ее недостаток среди молодых людей возраста 18-23 года составляют - 74-84% [1].

Традиционная система физического воспитания в вузе на современном этапе нуждается в усилении оздоровительной направленности, улучшении материальной базы, разнообразии форм и методов работы. Низкая мoтивaция студентов к зaнятиям физичесюй культурoй, так же очень пагубно влияет на двигательную активность. Студенты, по окончании школы

начинают недооценивать значимость предмета «Физическая культура» и поэтому меньше внимания уделяют тренировкам и занятиям физическими упражнениями. Особенно это ярко проявляется у девушек, которые не находят личной мотивации в занятиях физкультурой и спортом, объясняя это неинтересным содержание дисциплины «Физическая культура» в учреждениях высшего профессионального образования [3, 4].

Для воспитания устойчивого интереса и формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой студенток, по мнению исследователей, необходимо применять активные методы обучения. Положительной мотивацией для них может стать эстетическая гимнастика, которая может быть представлена в рамках элективного курса по физической культуре в вузе.

Занятия эстетической гимнастикой включают гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой, обеспечивая связку или поток от одного движения к другому. Все движения выполняются плавно, меняется только скорость движения. Комбинации содержат различные движения, волны, прыжки и подскоки. Данная физкультурно-спортивная деятельность способствует подвижности суставов и гибкости в целом, развитию силовых способностей различных мышечных групп, тем самым улучшая гармоничность телосложения и физическое здоровья.

Проблемой развития гибкости занимались ученые, такие как: М.Ф. Иваницкий, А.Н. Крестовников, Л.Е. Лебедянский, А.А. Маркоросян, Н.А. Пилосян. Авторы подтверждают необходимость введения упражнений на гибкость, для эффективного овладения сложными двигательными действиями в разных видах спорта. В наблюдениях и методиках Л.Е. Лебедянского, В.И. Ляха так же подчеркивается необходимость развития гибкости при занятиях спортом. Кроме того, эстетическая гимнастика дает возможность самовыражения, поднимает самооценку, улучшает настроение и самочувствие после занятий. Это прекрасный выбор спортивного занятия и отличная тренировка любого возраста и уровня физической подготовки [2]. Таким образом, всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной нами проблемы для исследования и является целесообразным в разработке и введении процесс физического воспитания в вузе такого эффективного направления как эстетическая гимнастика.

Нами предполагалось, что использование эстетической гимнастики в учебно-воспитательном процессе по физической культуре у девушек в рамках элективного курса по физической культуре, позволит повысить показатели общей и специальной гибкости, а также повлияет на эстетические качества обучающихся.

Целью исследования явилось разработка и определение эффективности содержания занятий по эстетической гимнастике для девушек обучающихся в вузе в процессе физического воспитания.

Для достижения поставленной цели следует решить задачи по анализу научной и методической литературы по проблеме совершенствования процесса физического воспитания у обучающихся в вузе, разработке и экспериментального обоснования содержания занятий эстетической гимнастикой, направленной на повышение показателей общей и специальной гибкости.

Изложение основного материала статьи. Эстетическая гимнастика, как вид спорта был основан 1 августа 2005 г. приказом №495 Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ. Основным преимуществом эстетической гимнастики является особая гибкость и подвижность суставов у детей и взрослых, практикующих данный вид спорта, развиваемое при использовании специальных гимнастических упражнений. В настоящее время этот вид спорта включает большое количество ритмических и динамических элементов, которые требуют существенной гибкости и подвижности в суставах.

Для решения поставленных задач нами проводился педагогический эксперимент в период с сентября по апрель 2018 г. на базе Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (НГИЭУ) со студентками 1-3 курсов, обучающимися по направлениям подготовки Сервис и туризм и Менеджмент. Экспериментальная группа в количестве 18 человек (девушки 18-21 год) посещали элективные курсы по физической культуре «Эстетическая гимнастика», контрольная группа в количестве 20 человек посещали элективные курсы по физической культуре «Гимнастика и фитнес», где средствами развития гибкости являлись упражнения стретчинга. Целью педагогического формирующего эксперимента являлось экспериментальное обоснование методики повышения показателей гибкости в процессе занятий эстетической гимнастикой у девушек в рамках элективных курсов.

Содержание занятий по эстетической гимнастике в экспериментальной группе разрабатывалась на основе программы Вишняковой С.В., Константинова Ю.С., утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации по виду спорта «Эстетическая гимнастика» [2].

Разработка содержания занятий по эстетической гимнастике осуществлялась в направлении повышения показателей общей и специальной гибкости у девушек-студенток. Средствами развития общей гибкости являлись: разносторонние упражнения, направленные на развитие гибкости и укрепление здоровья, развитие функциональных возможностей организма. С этой целью использовались равномерный, игровой, соревновательный метод.

Упражнения эстетической гимнастики применялись для развития специальной гибкости соответственно особенностям избранного вида гимнастики. Средствами специальной гибкости являлись специальные упражнения: такие как наклоны вперед, упражнение «рыбка», комбинации из элементов эстетической гимнастики. Разработка содержательного и организационного обеспечения занятий по эстетической гимнастике для обучающихся, является основным результатом настоящего исследования. Были разработаны цикловые планы и анализ контрольных мероприятий по выявлению эффективности апробации занятий эстетической гимнастикой в рамках программы по элективным курсам по физической культуре.За структурную единицу процесса подготовки был принят учебный год. Год разбит на этапы подготовки к более сложным элементам эстетической гимнастики. Каждый из этих этапов разбит на базовые (специально-подготовительных) и дополнительные (общефизических) компоненты. В качестве базовых, реализуются такие направления подготовки, как:

а) динамическая гибкость - проявляемая в движении;

б) статическая гибкость - проявляемая в позах.

В качестве дополнительных направлений подготовки определены:

а) активная гибкость; б) пассивная гибкость.

На первом этапе осуществлялось обучение новым упражнениям эстетической гимнастики. Во втором этапе осваивались комбинации из этих упражнений. В третьем этапе моделировалась связка, тем самым, закреплялся изученный комплекс упражнений эстетической гимнастики. Рассмотрим более подробно структуру и содержание первого этапа. В типовом занятии по общей гимнастике основная часть (26-30 мин.) направлена на освоение учебного материала, т.е. обучение основным упражнениям на гибкость. В конце основной части, за 15-20 минут, как правило, это реализуется с помощью комплекса усложненных упражнений на гибкость. Усложненные упражнения на гибкость при этом составляют 25-35 % от максимальной силы. В качестве отягощения используется: гимнастические палки, тренажёры, партнёр. Режим выполнения упражнений - средний, с повторами движений до 4-8 раз, паузы отдыха достаточные для восстановления (до 1,5 мин.).

Во время второго этапа происходит тренировка применения уже изученных упражнений на общую гибкость. При этом осуществляется развитие общей и специальной гибкости. По специальной гибкости основная часть (20-30 мин.) направлена на совершенствование изученных ранее упражнений по гимнастике. В качестве средств такого совершенствования упражнения эстетической гимнастики, при этом происходит развитие специальной гибкости благодаря применению более сложных техник и упражнений. На третьем этапе «Эстетической гимнастики» на учебных занятиях моделировалась комбинация из усложненных упражнений. Именно в таких условиях, проводился итоговый контроль.

Приведем пример тем занятий в рамках элективного курса «Эстетическая гимнастика» по физической культуре. Всего студентам было предложено 43 темы (теоретические и практические) для изучения, которые планировались на 3 года прохождения курса. Например, «Техника безопасности на уроках гимнастики», «История развития гимнастики и эстетической гимнастики в России» и другие. Практические темы были связаны с формированием технических действий в эстетической гимнастики, например, «Группировка. Стойки. Перекаты в группировке», «Кувырок вперед, назад», «Кувырок боком. Базовые упражнения эстетической гимнастики», «Складка. Мосты», а также упражнения на развитие гибкости: упражнения на равновесие, упражнения преимущественно для плечевых суставов, выкруты в плечевых суставах, шпагаты (продольные, поперечный), мостик на локтях и другие.

В начале учебного года нами не выявлено существенных различий в средне групповых показателях физической подготовленности девушек-студенток экспериментальной и контрольной групп. В результате внедрения средств эстетической гимнастики в учебно-воспитательный процесс по физической культуре в вузе были выявлены достоверные различия в исследуемых показателях гибкости между девушками контрольной и экспериментальной групп, результаты которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели гибкости девушек-студенток в конце эксперимента (М±т)

Показатели Контрольная группа (п=20) Экспериментальная группа(п=18) Достоверность различий (р<0,05)

Наклон вперед из положения сед на полу (см) 2,6±0,05 4,0±0,02 t=2,61p<0,05

«Мост» (см) 30,5±0,03 8,2±0,02 t=2,76p<0,05

Отведение рук назад лежа на животе (см) 5,9±0,02 7,6±0,02 t=2,31p<0,05

Махи ногой (градусы) 89,5±3,7 89,7±2,1 t=2,67p<0,05

Результат в тесте наклон вперед из положения сед на полу у девушек контрольной группы в конце эксперимента составил 2,6±0,05 см., в экспериментальной - 4,0±0,02 см., различия достоверны (р<0,05). В тесте «Мост» результат в контрольной группе составил 10,5±0,03 см., в экспериментальной - 8,2±0,02 см., различия достоверны (р<0,05). Результат в тесте отведение рук назад лежа на животе в контрольной группе девушек составил 5,9±0,02 см., в экспериментальной группе - 7,6±0,02 см., различия достоверны, (р<0,05). В тесте махи ногой результат в контрольной группе девушек составил 89,5±3,7 градусов, в экспериментальной - 89,7±2,1 градусов, различия достоверны (р<0,05). Полученные результаты в конце эксперимента дают основания считать, что предлагаемые средства эстетической гимнастики положительно повлияли на уровень развития гибкости в экспериментальной группе.

Выводы. Полученные в ходе эксперимента результаты позволяют заключить, что внедрение в учебно-воспитательный процесс по физической культуре в вузе у девушек -студенток экспериментального содержания элективных курсов, в основу которой были положены средства эстетической гимнастики в конце эксперимента было выявлено положительное влияние на показатели общей и специальной гибкости и способствовало повышению эффективности процесса физического воспитания в вузе.

Гимнастические упражнения для молодых людей играют большую роль, а для девушек - в особенности. Это развитие грациозности, плавности и изящности, а так же, конечно же, и красоты движений. Все это способствует развитию мышечных групп, которые очень важны для выполнения функции материнства. Также, на наш взгляд, занятия эстетической гимнастикой повышают интерес к занятиям физической культурой в целом и к занятиям эстетической гимнастикой в частности.

Для успешного проведения занятий эстетической гимнастикой важно учитывать все виды педагогического контроля. Предварительный контроль на начальной стадии обучения, который позволяет оценить готовность учащихся к выполнению упражнений из гимнастики. В нашем случае таким отправным критерием может служить результат на гибкость с упражнением «рыбка»: и.п. - лежа на животе - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног - колени вместе -расстояние между лбом и стопами не более 30 см., т. к. это контрольное упражнение часто проводится в различного рода соревнованиях.

Текущий контроль, проводимый почти на каждом занятии, по закону обратной связи служит преподавателю физической культуры информацией о текущей успеваемости, где можно учитывать прилежание и стремление к совершенствованию тех учеников, у которых слабые нормативные показатели. На таких занятиях на первое место мы ставим объём выполненной работы на занятии. Периодический контроль, обычно проводимый после завершения того или иного раздела программы или темы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания занятий эстетической гимнастикой, направленного на повышение показателей общей и специальной гибкости у девушек- студенток в процессе элективных курсов по физической культуре в вузе. Содержание учебного материала, может быть использовано в учреждениях высшего и среднего профессионального образования гимназиях, инструкторами по физическому воспитанию в учреждениях дополнительного образования, учителями физической культуры старшей школы в планировании содержания урочных и внеклассных форм физического воспитания.

Литература:

1. Андреенко, Т.А. Организация занятий по оздоровительной фитнес-аэробике со студентами вуза /Т.А. Андреенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 79.

2. Вишнякова, С.В. Эстетическая гимнастика: учебно-методическое пособие / С.В. Вишнякова, Ю.С. Константинов. -Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК». - 2011. - 90 с.

3. Дунаева, Н.И. Проблема конкурентоспособности личности студента в условиях образовательной среды вуза в отечественных и зарубежных исследованиях / Н.И. Дунаева, О.В.Суворова // Вестник Мининского университета. - 2020. -Т.8. - №1. - С. 8. https://cyberieшnka.ш/joumal/n/vestшk-miшnskogo-uшverateta?i=1093122 (Дата обращения 26.01.2022)

4. Парчевская, И.И. Элективный курс по физической культуре в вузе - «эстетическая гимнастика» / И.И. Парчевская // Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №4(170). - С. 259-261.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, доцент Коренева Анастасия Вячеславовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); учитель русского языка и литературы, магистр Шилова Наталья Васильевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия №3» (г. Мурманск)

ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость использования проектной технологии при обучении русскому языку. Раскрывается ее эффективность в развитии исследовательских умений учащихся. Выявлены трудности, существующие в практике использования проектной технологии. Описан констатирующий эксперимент, в ходе которого изучался исходный уровень сформированности у школьников исследовательской компетенции. Определены конкретные исследовательские умения. Указаны критерии оценки проектной деятельности. Представлены результаты эксперимента, свидетельствующие о том, что исследовательские умения обучающихся нуждаются в развитии. Подробно описан формирующий этап исследования, в ходе которого была организована систематическая, целенаправленная проектная деятельность учащихся. Определены задачи опытного обучения. Представлены методы работы. Характеризуются групповые и индивидуальные проекты, созданные школьниками. Приводятся итоги контрольного эксперимента, которые свидетельствует о значительном повышении у школьников экспериментального класса уровня сформированности исследовательской компетенции. Результаты исследования подтверждают эффективность использования лингвистических проектов в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку. Доказывается, что проектная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интенсивным. Учебная деятельность становится разнообразной и приобретает исследовательско-поисковый характер. Развивается познавательный интерес к русскому языку, повышается уровень успешности школьников по учебному предмету.

Ключевые слова: проектная технология, проектная деятельность, лингвистический проект, исследовательские умения, русский язык, лингвистическое образование.

Annotation. The article substantiates the necessity of using project technology in teaching the Russian language. Its effectiveness in the development of students' research skills is revealed. Difficulties existing in the practice of using project technology are revealed. The article describes the ascertaining experiment, during which the initial level of formation of students' research competence was studied. Specific research skills are identified. The criteria for assessing project activities are specified. The results of the experiment, indicating that students' research skills need to be developed, are presented. The formative stage of the research, during which systematic, purposeful project activities of students were organised, is described in detail. The objectives of the experiential learning are defined. The methods of work are presented. The group and individual projects created by students are described. The results of the control experiment are presented, which indicates a significant increase in the level of formation of research competence among students in the experimental class. The results of the study confirm the effectiveness of the use of linguistic projects in the lesson and extracurricular activities in Russian language. It is proved that the project technology allows to individualize the learning process, to make it more intensive. The learning activity becomes diverse and acquires an exploratory and exploratory character. The cognitive interest in the Russian language is developed, and the level of success of pupils in the subject increases.

Key words: project technology, project activity, linguistic project, research skills, Russian language, linguistic education.

Введение. Одной из основных задач современного лингвистического образования является не столько приобретение знаний, сколько способность учащихся приобретать опыт в различных видах исследовательской и творческой деятельности. Решению данной задачи способствует проектная технология, дающая «возможность обучающемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления» [7, С. 61].

Несмотря на достаточно большое количество публикаций в области проектных технологий по русскому языку [1; 8; 10; 11; 14], особенности применения лингвистических проектов в системе работы по развитию исследовательской компетенции учащихся недостаточно изучены. Это во многом связано с тем, что учителя-словесники, отмечая широкие возможности технологии проектов для образования и воспитания детей, крайне редко применяют ее на практике и испытывают определенные трудности при ее реализации [2]. Сложность, в частности, заключается в том, что логика урока не позволяет использовать метод проекта в классе, поскольку почти все учебное время затрачивается на развитие языковых, лингвистических и коммуникативных умений. В связи с этим учителя русского языка предпочитают внеклассную форму организации проектных мероприятий, но с учетом загруженности школьников в течение учебного года можно создать лишь один-два полноценных проекта, в работе над которыми, как правило, задействованы далеко не все учащиеся. В результате исследовательские умения обучающихся сформированы недостаточно и нуждаются в совершенствовании. Это подтверждает проведенный нами педагогический эксперимент.

Изложение основного материала статьи. Цель проводимого нами исследования - выявить влияние проектной технологии на формирование исследовательских умений школьников по русскому языку. Для этого необходимо выявить исходный уровень исследовательских умений школьников; организовать проектную деятельность при обучении русскому языку; провести повторное изучение исследовательских умений.

Эксперимент проводился на базе гимназии №3 г. Мурманска. В нем приняло участие 40 учеников параллельных классов, в контрольном и экспериментальном классе по 20 человек соответственно. На констатирующем этапе эксперимента проводилось первичное исследование готовности школьников к проектной деятельности. На формирующем этапе с помощью проектной технологии мы совершенствовали исследовательские умения обучающихся в экспериментальном классе. В контрольном классе проектная деятельность осуществлялась редко, от случая к случаю. На контрольном этапе проводилась повторная диагностика, систематизировались и обобщались полученные материалы.

Навыки проектной деятельности оценивались по ряду критериев, обозначенных в литературе по проблеме [3; 6; 7; 9; 12; 13; 15]. К диагностическим критериям относятся: практическая готовность к методу проектов; мотивация в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.