УДК 796.011.1
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНЫХ КОМАНДНЫХ ИГР НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ И ЗАМКНУТЫХ ПОДРОСТКОВ
THE INFLUENCE OF SPORTS TEAM GAMES ON THE SOCIALIZATION OF CHILDREN AND ANTISOCIAL TEENAGERS
Никишкина Вероника Андреевна
студент
институт технологии, экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Nikishkina Veronika Andreevna
student
institute of тechnology, economics and service Volgograd state socio-pedagogical University
Volgograd, Russia
Коробейникова Елена Ивановна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department of physical culture Volgograd State Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В этой работе проанализировано влияние командных видов спорта на социализацию и социальную интеграцию замкнутых подростков. Выявляется роль командных игр на развитие общительности и открытости внутри коллектива. Подчер-кивается важность командных видов спорта и их влияние на физическое, умственное и социальное развитие.
Abstract. In this paper, the influence of team sports on the socialization and social integration of isolated adolescents is analyzed. The role of team games on the development of sociability and openness within the team is revealed. The importance of team sports and their impact on physical, mental and social development is emphasized.
Ключевые слова: спорт; подросток; дети; школа; социализация; двигательная активность; физическая культура; спортивная команда.
Keywords: sports; teenager; children; school; socialization; physical activity; physical culture; sports team.
В педагогической практике учителя часто сталкиваются с замкнутыми детьми. Такие дети боятся или стесняются говорить, они тихие и практически незаметны
в кругу активных сверстников. Им трудно выстраивать отношения с одноклассниками, их школьная успеваемость снижается и чаще всего замкнутые подростки боятся и избегают социума. Согласно медицинскому словарю замкнутость личности трактуется как - «особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми» [1].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что замкнутость в подростковом возрасте крайне опасна, она влияет на дальнейшую социальную коммуникацию детей. Подросткам не хватает опыта социального общения, они теряют возможности приобретения навыков решения конфликтных ситуаций, такие дети подвластны своим страхам и теряют возможность получить новые знания и опыт.
Подростковую замкнутость необходимо преодолевать путем приобщения детей к социальной жизни через инструменты социализации. Социализация — это процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе [2]. В процессе социализации человек учится быть членом группы, сообщества или общества. Этот процесс не только приучает людей к социальным группам, но и приводит к тому, что такие группы сами себя поддерживают.
Школа является важным источником социализации для учащихся всех возрастов. В школьном классе дети получают рекомендации, связанные с поведением, обучением и взаимодействием внутри коллектива. Обучение в школе требует социальной коммуникации как между обучающимися, так и между учениками и учителями. Но особый вид социальной интеграции происходит во время командной работы или игры. Любая командная деятельность нацелена на четкий результат и сплачивает команду для достижения цели. Интеллектуальные командные игры проходят в школах не так часто, как спортивные и их организация требует много усилий. Спортивные игры обычно легко организуемые, во многих случаях даже спонтанные, и несут в себе много пользы для детей и подростков [7, с.133].
Командные виды спорта дают подросткам большие возможности для физического и социального развития. Направленность на достижение общей цели во время игры позволяет им развивать социальные навыки, взаимодействуя с другими членами команды. Через игры и спортивные соревнования ребенок может обрести уверенность в себе и попробовать новые формы взаимоотношений и сотрудничества, чтобы подчеркнуть свой потенциал, качества, эмоции и чувства [3, с. 245].
Многие важные навыки дети и подростки приобретают в командных видах спорта, таких как эстафета, борьба, соревнование. Сегодня мы ежедневно сталкиваемся с конкуренцией во всех сферах социальной жизни. По мере того, как взрослые сталкиваются с конкуренцией при поиске работы, личной жизни, карьерных притязаниях, дети сталкиваются с конкуренцией в школе за хорошие оценки, за внимание одноклассников и учителей, и за победу в различных конкурсах. Соревнования могут дать детям возможность в раннем возрасте встать на путь здорового образа жизни и желания самосовершенствоваться. Кажется, что у детей, которые занимаются спортом, больше шансов противостоять конкуренции в других областях своей жизни, так как конкурировать они учатся с детства и там самым привыкают
к различным моделям социального взаимодействия [4, с.339].
Социализация через спорт - это сложный процесс, в ходе которого люди учатся навыкам, взглядам, ценностям и образцам поведения, которые позволяют им функционировать в рамках определенной культуры. Социализация позволяет членам общества взаимодействовать друг с другом и таким образом передавать навыки, ценности, убеждения, знания и способы поведения, относящиеся к этому обществу. Считается, что спорт играет важную роль в социализации [5, с.197].
Физические преимущества спорта хорошо известны и очень важны, но именно социальная часть привлекает детей к занятиям спортом. Они счастливы, что могут встречаться со своими друзьями и проводить с ними время вне школы, и это для них важнее, чем знать, что они физически активны. Социальное взаимодействие через командные виды спорта учит подростков общаться со своими друзьями, решать и предотвращать конфликты, лучше понимать людей и главное учит самовыражаться и слушать других.
Дети могут развить многие социальные навыки, занимаясь командными видами спорта, такие как лидерские качества, навыки общения и взаимодействия, навыки построения команды, которые будут очень полезны на протяжении всей их жизни. Кроме того, командные виды спорта могут быть полезны в обучении взаимодействию не только с детьми их возраста, но и со взрослыми, такими как тренеры, судьи, спортивные официальные лица, менеджеры и болельщики.
Дети, которые активно занимаются командными видами спорта, с большей вероятностью будут в хорошей форме и здоровы, чем другие дети, которые не занимаются спортом вовсе. Спортивные дети с большой вероятностью будут следить за питанием, за физической формой и спортивной активностью. Такие навыки помогут им вливаться в новый коллектив и привлекать людей для знакомства. Они всегда смогут построить диалог о спорте исходя из своих знаний. Опыт коммуникации внутри команды, поможет им адаптироваться в любой социальной группе и вести общение [6, с. 95].
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что спорт и физическая активность способствуют социализации детей и замкнутых подростков. Спорт и физическое воспитание помогают усвоению моральных ценностей, способствуя интеграции в социальную группу и коммуникативным навыкам. Социализирующий характер спортивных отношений, создаваемым участниками различных соревнований, необычайно прочен и играет важную роль в формировании социальной микроструктуры, либо спорт - это хорошая возможность раскрыть себя в открытом контакте с другими, он сближает участников этих игр, рождает крепкую дружескую связь между детьми и создает образцы поведения.
Литература
1. Большая медицинская энциклопедия [Текст] / гл. ред. А. Н. Бакулев. — 2-е изд. — М. : Медгиз, 1956—1964. — Т. 1—36. - 23572 с.
2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Меще-рякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ; Санкт-Петербург : Прайм-Евро-
знак, 2009. - 811 с.
3. Войтенко Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития [Текст]: Методическое пособие для педагогов начальной и средней школы. - Калуга : Адель, 2001. - 290 с.
4. Мальгин В. Е. Роль детского спорта в процессе социализации личности [Текст] / В. Е. Мальгин, В. П. Заварин // Молодой ученый. - 2014. - № 17. - 516 с.
5. Столяров В. И. Основы социологии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека [Текст]: монография / В. И. Столяров. - Москва : Русайнс, 2017. -355 с.
6. Технология игры в обучении и развитии : учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров; Моск. пед. ун-т. - М. : Рос. пед. агентство, 1996. - 269 с.
7. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. - М. : Новая школа, 1994. - 238 с.
References
1. Bakulev A. N. (ed.). Bol'shaya meditsinskaya entsiklopediya [The Great Medical Encyclopedia]. Moscow, Medgiz Publ., 1956-1964, vol. 1-36. 23572p.
2. Avdeeva N. N. (et al.), Meshcheryakov B. G. (ed.), Zinchenko V. P. (ed.). Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Big psychological dictionary]. Moscow, AST Publ., St. Petersburg, Prime-Euroznak Publ., 2009, 811 p.
3. Voitenko T. P. Igra kak metod obucheniya i lichnostnogo razvitiya [The game as a method of teaching and personal development]. Kaluga, Adel Publ., 2001, 290 p.
4. Mal'gin V. E., Zavarin V. P. Rol' detskogo sporta v protsesse sotsializatsii lichnosti [The role of children's sports in the process of socialization of the individual]. Molodoy uchenyy -Young scientist, 2014, no. 17, 516 р.
5. Stolyarov V. I. Osnovy sotsiologii fizkulturno-sportivnoy deyatel'nosti i telesnosti cheloveka [Fundamentals of Sociology of Physical Culture and Sports Activity and Human Corporeality]. Moscow, Rusains Publ., 2017, 355p.
6. Tekhnologiya igry v obuchenii i razvitii [Technology of the game in training and development]. Moscow, Russian Pedagogical Agency Publ., 1996, 269 p.
7. Shmakov S. A. Igry uchashchikhsya - fenomen kul'tury [Games of students - the phenomenon of culture]. Moscow, New School Publ., 1994, 238 р.