Обучение и воспитание по областям и уровням образования: теория и методика
УДК 796.01:316.77
Ю. Д. Овчинников, Е. М. Свиридова
Флорбол как школьный вид спорта: приоритеты развития
Аннотация
В статье поднимается актуальная проблема развития школьных видов спорта. Приведены данные о культивируемых видах спорта. Флорбол как вид спорта и игра получил развитие в России. Но в некоторых регионах страны, в частности, на территории Краснодарского края, данный вид спорта относится к мало культивируемым видам и не получает достаточного развития. Флорбол — напольный хоккей — мало пропагандируется, и большинство населения страны считает его спортом высших достижений и сложным для обычного потребителя услуг. Это подвижная, командная современная игра с техническими особенностями. Но самая замечательная особенность — игра не требует много места и большого технического оснащения: ворота, клюшка с мячом и команда, желающая усвоить правила игры. Движения в ней происходят в соответствии с законами и принципами биомеханики движений, в основе которых лежат перемещения внешнего физического тела в заданном направлении с определенной скоростью. Цель исследования — показать приоритеты развития в мало культивируемых видов спорта на примере флорбола. В результате проведенного исследования были выявлены социальные причины для занятия флорболом. Представленный материал будет интересен и полезен руководителям образовательных организаций, педагогам, специалистам спортивного профиля.
| Ключевые слова: флорбол, школьный спорт, пропаганда, секции, биомеханика движений.
Yu. D. Ovchinnikov, Е. M. Sviridova
Floorball as a school sport: development priority
Abstract
The article considers the issues of school sports development. It presents the data on promoted sports. Floorball as a sport and a game was developed in Russia. But in some regions of Russia, in particular in Krasnodar krai, this sport has little support and does not receive sufficient development. Floorball — floor hockey isn't advertised enough, and is mostly regarded as a sport of high achievement, thus being naturally difficult for ordinary recipients. This is a dynamic modern team game, characterized by technical specificity. But the most remarkable feature is that the game does not require much space and technical equipment: a gate, a stick, a ball and a team ready to learn the rules of the game. Movements in it occur in accordance with the laws and principles of biomechanics of movements, which are based on the external physical body movement in the given direction at a certain speed. The purpose of the study is to show the priorities of underpromoted sports develop-
ment, which is the case of floorball. The results of the study unveil social factors encouraging to take up floorball. The material will be of interest and helpful for the school heads, educators and sport specialists.
| Keywords: floorball; school sports; propaganda; sport groups; biomechanics of movements.
Проблема некультивируемых видов спорта стоит очень остро не только в общественном сознании, но и в практике спортивного взаимодействия. Если вид спорта не культивируется, он умирает в практической деятельности: не открываются секции и клубы, родители и их дети не знают об этом виде спорта.
А. В. Быков, А. А. Ленин, Л. Н. Сутугина, Н. А. Трухин считают, что флорбол относится к спорту высших достижений и технология игры очень сложная [2, 3, 4, 5, 17]. А. И. Карандеев, А. Г. Комков придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что технология игры проста: игра в мяч специальной клюшкой в закрытом помещении небольшого размера, позволяющая играть круглогодично детям в общеобразовательных школах, центрах дополнительного образования [8, 12].
Флорбол может объединить детей разных возрастов, что допустимо не в каждом виде спорта. В мировой практике занятие флорболом относится к семейному виду спорта. Семейный флорболь-ный клуб возможен в маленьком поселке любого региона, так как найдется помещение для объединения интересов семьи и воспитания коллективного спортивного духа. Если сравнивать с другими подвижными играми, то данный вид спорта - низко затратный [16]. Например, хоккей на льду до-
ступен не всем социальным категориям из-за высоких финансовых затрат.
Флорбол не достаточно известен широким массам как доступная игра и нуждается в различных формах пропаганды.
В. В. Каменев, В. В. Козин, Е. А. Манухова считают, что классические игровые виды спорта подходят не всем детям, прежде всего по физическим особенностям развития организма [7, 11, 13]. Администрация школы должна развивать на своей базе различные виды спорта, одним из которых может быть флорбол. Во флорбол можно играть в общеобразовательной школе, и школьный спортивный зал вполне подходит для начального базового уровня [8, 9, 10].
Цель исследования — показать приоритеты развития мало культивируемых видов спорта на примере флорбола. При проведении данного научного исследования были использованы следующие методы: педагогический и методический анализ, анализ информационных источников, метод синтеза и обобщения.
В качестве базы исследования был взят флор-больный клуб, сформированный в 2011 году в городе Щёлкино Республики Крым на базе МБОУ СОШ № 2. Тренером клуба работает В. В. Слобо-дянюк. Два его сына играют в команде во флор-бол, подтверждая факт семейного приобщения к
Основатель клуба в Республике Крым В. В. Слободянюк со своей командой
интересной командной игре. Богдан Слободянюк является студентом Кубанского государственного университета спорта и туризма и изучает биомеханику движений во флорболе в учебном курсе «Биомеханика двигательной деятельности». Он также выступает за одну из московских команд и пропагандирует как волонтер развитие флорбора в городе Краснодаре.
Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный сравнительный анализ показал, что флорбол в мире и в России культивируется как школьный вид спорта и занимает приоритетные позиции (табл.) [18].
Исследования популярности флорбола в регионах России показывают следующую ситуацию: с 2016-2017 годов флорбол в России занял 3-е место по популярности после футбола и хоккея. Универсальность правил позволяет всё большему числу команд принимать участие в соревнованиях и тренироваться. Укороченные правила для любителей сделали этот вид спорта востребованным среди школьников младшей и средней школы.
По результатам статистики, флорбол в 2018 году получил широкое распространение в городах и малых населенных пунктах России. В России есть центры флорбола, но в центральной части страны и на востоке их крайне мало. В Швеции же насчитывается 1200 флорбольных клубов.
Приоритетное развитие флорбол получил на следующих территориях: Московская, Нижегородская, Омская, Ленинградская, Архангельская
области. Архангельская область — лидер флорбола России [2]. В этом регионе активно развивается массовый и доступный вид спорта. Во флорбол играют в Холмогорах, Коряжме, Вельске и Плесецке. Этим видом спорта занимаются дети с пяти лет во многих детских садах области, а также школьники. Сразу несколько команд тренируются в Исако-горском детском юношеском центре.
Самый высокий уровень популяризации наблюдается в Архангельской области. В 2004 году огромный толчок развитию флорбола в регионе дал кубок губернатора. Соревнования показали по телевидению, многим детям в области в детских садах и школах бесплатно раздали клюшки.
Педагогически целесообразно некультивируе-мые виды спорта для их популяризации включить в здоровьесберегающее образование [6, 14]. Включение в перечень базовых для области видов спорта дает возможность получить поддержку из федерального бюджета для развития флорбола, на областном уровне также формируются группы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Однако, как показывают данные исследований, проведенных Министерством физической культуры и спорта Краснодарского края, флорбол на Кубани относится к мало культивируемым школьным видам спорта. В Краснодаре не открыто ни одной секции по флорболу. Администрация городских школ не проявляет интереса к данному виду спорта.
Культивируемые школьные виды спорта
Международная Федерация школьного спорта Российская Федерация школьного спорта
1. Футбол 1. Мини-футбол
2. Мини-футбол 2. Волейбол
3. Волейбол 3. Баскетбол
4. Пляжный Волейбол 4. Флорбол
5. Баскетбол 5. Настольный теннис
6. Флорбол 6. Бадминтон
7. Настольный теннис 7. Гимнастика
8. Теннис 8. Легкая атлетика
9. Легкая атлетика 9. Плавание
10. Кросс 10. Аэробика
11. Плавание 11. Черлидинг
12. Гимнастика 12. Лыжные гонки
13. Гандбол 13. Хоккей
14. Спортивное ориентирование 14. Шорт-Трек
15. Шорт-Трек 15. Подвижные игры
16. Скалолазоние
17. Спортивный туризм
18. Спортивное ориентирование
19. Единоборства
Секции по флорболу получили развитие в городах Горячий Ключ и Славянск-на-Кубани. Только начинает формироваться команда в городе Сочи.
Набор детей в секции флорбола ведется с 4-6 лет, как и в другие традиционные виды спорта. Несомненно, флорболом можно начать заниматься и в 20-40 лет. Но результаты будут уже не такими успешными, нежели у детей.
В этом виде спорта можно проследить педагогическую биомеханику [12, 15]. Занятие этим видом спорта совершенствует и укрепляет здоровье ребёнка, его сердечно-сосудистую и нервную системы, нервно-мышечный аппарат [9, 10]. В этом виде спорта особое внимание уделяется развитию ловкости, точности, глазомера, координационных способностей [1, 14]. На занятиях в учебно-тренировочном процессе необходимо учитывать и психологическую характеристику ребёнка. В процессе игры следует выделить такие психологические качества: восприятие, внимание, волевые качества. Эффективность игрового метода заключается в том, что у ребёнка формируется большой объём внимания, восприятия и способности быстро переключаться. Объём — это способность игрока держать в поле зрения одновременно игроков своей команды, соперников, клюшку и мяч. Именно с помощью игры во флорбол тренер в общеобразовательной школе может исследовать и развивать биомеханику движений в игре. Движения в игре основаны на перемещающихся движениях с различной скоростью и учат ребенка ориентироваться в пространстве по заданной траектории движения. Были проведены матчи и на открытой спортивной площадке (асфальтовое покрытие). Таким образом дети могут устраивать дворовые матчи. Данный процесс способствует сыгранности команд и
Занятия детей в секции по флорболу
выявлению индивидуальных особенностей игроков. Во многих регионах есть спортивные муниципальные площадки при домовых территориях, которые загружены от 10 до 30%. В основном дети играют в футбол или просто бегают. Это — резерв для развития флорбола.
Выделим основные навыки необходимые для игры:
Передача мяча
1. Крюк должен быть на минимальном расстоянии от мяча.
2. После того как сделана передача, крюк должен быть направлен в сторону передачи.
3. Очень важно удерживать хорошо сбалансированную позу для принятия передачи.
4. Голова должна быть постоянно поднята для оценки ситуации на площадке.
5. Передачи ровным крюком гораздо легче и точнее, нежели загнутым.
Приём мяча
1. Голову необходимо держать поднятой.
2. Крюк находится на уровне лодыжки.
3. Необходимо занять удобную позу для приёма мяча.
4. Мяч необходимо принимать плавно к перу, в противном случае он может отскочить от пера. Контроль мяча
1. При контроле за мячом необходимо соблюдать стойку флорболиста (колени согнуты, спина прямо, голова приподнята)
2. Мяч необходимо прикрывать крюком от соперника
3. При контроле мяча используется корпус тела, руки и ноги.
Удары
Выделают два вида ударов — открытой стороной (заметающий, удар-щелчком, подсечка) и закрытой стороной (удар с лёта, удар щелчком, подсечка).
1. Удар выполняется кистью рук, мяч удерживается пером.
2. Сильный удар (заметающий): крюк касается пола и ручка немного сгибается, для того чтобы создать большую инерцию для удара. Благодаря таким ударам большинство профессиональных спортсменов из-за рубежа выигрывают соревнования.
Сформулируем технологию ведения игры для лучшего восприятия ее сущности.
Ведение мяча. Три типа классификации. Первый тип — ведение одной и двумя руками:
• голова должна быть направлена в сторону движения, чтобы видеть площадку;
• одна или обе руки должны находиться на ручке;
• мяч можно подталкивать для продвижения вперед как одной стороной, так и другой стороной, поочередно. Второй тип — ведение ногой. Третий тип — обводка.
С помощью финтов происходит изменение скорости и направления. Прикидка, отброс удаются на основе применения элементов техники ведения, передачи, передвижения.
Применяя эти навыки, любой ребёнок и взрослый могут овладеть новым и гармоничным видом спорта.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие причины для занятия флор-болом:
1. Флорбол самый безопасный вид спорта — играют в закрытых помещениях, пластиковой клюшкой и мячом.
2. Развивает биомеханические качества — быстроту, скорость, выносливость.
3. Решает воспитательные задачи: формирует чувство коллективизма, укрепление воли, формирует командный дух (ребёнок ощущает себя частью команды и равноправным ее членом).
4. Правила игры довольно просты и доступны для каждого человека.
5. Для игры можно использовать любые площадки (данный факт подтверждает мобильность и упрощенные условия игры).
6. Флорбол — единственный вид спорта, где допускается смешанный половой состав команды так называемый МИКСТ.
7. Во флорбол можно играть всей семьей (например, в Швеции распространены семейные клубы [16].
8. Данный вид спорта помимо низкой травмоо-
пасности имеет оздоровительный эффект.
Выводы. В России флорбол получил развитие не во всех регионах страны. Данный вид спорта относится к мало культивируемым видам спорта. Целесообразно проводить как можно чаще соревнования для популяризации этого вида спорта. Во многих городах есть волонтеры, которые посредством презентаций, семинаров, лекций показывают и дают возможность попробовать себя в этом виде спорта. Группа волонтёров Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма проводит работу по популяризации флорбола в городе Краснодаре. Целесообразно, чтобы на базах школ Краснодара открывались семейные клубы по флорболу с участием в игре детей и родителей. Специфика данного спорта такова, что в одной команде могут играть дети разных возрастов, девочки и мальчики, а также папы и мамы. Получается семейный клуб, который действует в школьном спортзале. И соревнования могут проводиться между семьями. Данная спортивная позиция сплачивает не только семью, но и школу. Она подходит для маленьких сельских поселений, где главным местом общения являются школа и ее спортивный зал. Флорбол позволяет проводить дружеские матчи между детьми, такой подход увеличивает игровой опыт и не обременителен в финансировании.
Флорбол — это доступный вид спорта, именно поэтому пользуется государственной поддержкой, например, в скандинавских странах и в странах Прибалтики. Это массовый вид спорта, не травматичный и не вызывающий агрессию. Он может привлекать десятки, сотни тысяч людей, в отличие от элитарных видов спорта, например гольфа.
Литература
1. Антонова, В. С. Понимание биомеханики локомоций человека / В. С. Антонова, Ю. Д. Овчинников // Территория инноваций. — 2017. — № 7 (11). — С. 106-111.
2. Быков, А. В. Исследования техники бросков и ударов во флорболе / А. В. Быков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — Т. 19. — № 45. — С. 332-335.
3. Быков, А. В. Классификация техники игры вратаря и исследование соревновательной деятельности голкиперов высокой квалификации во флорболе / А. В. Быков, А. А. Ленин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 10. — С. 14-16.
4. Быков, А. В. Исследование соревновательной деятельности ведущих сборных команд мира по флорболу / А. В. Быков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2007. — № 9. — С. 22-25.
5. Быков, А. В. Эффективность соревновательной деятельности флорбольных команд высокой квалификации /А. В. Быков, Н. А. Трухин // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2011. — № 2. — С. 8-11.
6. Здоровьесберегающее образование: современные факторы развития / Л. М. Алдарова, Н. К. Артемьева, С. П. Аршинник и др. — Самара: Офорт, 2016.
7. Каменев, В. В. Обучение волейболу / В. В. Каменев // Физическая культура в школе. — 2007. — № 2. — С. 8-9.
8. Карандеев, А. И. Играйте в флорбол / А. И. Карандеев // Физическая культура в школе. — 2009. — № 4. — С. 32-37.
9. Климберг, Е. Е. Динамика физического развития юных спортсменов г. Архангельска на начальном этапе обучения игре в флорбол / Е. Е. Климберг, Н. И. Ишекова // Экология человека. — 2009. — № 8. — С. 38-43.
10. Климберг, Е. Е. Функциональное состояние дыхательной системы и физическая работоспособность детей младшего школьного возраста, занимающихся флорбо-лом / Е. Е. Климберг, Н. И. Ишекова // Экология человека. — 2012. — № 2. — С. 22-27.
11. Козин, В. В. Особенности технико-тактической подготовки старших школьников, занимающихся баскетболом / В. В. Козин // Физкультурное образование Сибири. — 2011. — Т. 27, № 1. - С. 59-61.
12. Комков, А. Г. Методические особенности начального обучения во флорболе / А. Г. Комков, А. В. Быков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 1. — С. 66-70.
13. Манухова, Е. А. Средства развития гибкости на уроках по волейболу / Е. А. Манухова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2017. — № 2. — С. 225-230.
14. Овчинников, Ю. Д. Элементарные знания позвоночника для школьников / Ю. Д. Овчинников, Н. М. Терян // Физическая культура, спорт и здоровье. — 2017. — № 29. — С. 66-70.
15. Овчинников, Ю. Д. Педагогическая биомеханика глазами студента / Ю. Д. Овчинников, А. С. Сиденко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2016. — № 4. — С. 47-52.
16. Овчинников, Ю. Д. Флорбольный клуб: приобщение к командным играм / Ю. Д. Овчинников, А. А. Арнаутова // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 741-743.
17. Сутугина, Л. Н. Совершенствование технико-тактической подготовки во флорболе / Л. Н. Сутугина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 4 (74). — С. 186-189.
18. Федерация школьного спорта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://school-sports.ru / (Дата обращения 1.06.2018).
References
1. Antonova, V. S. Understanding of the biomechanics of human locomotion / V. S. Antonova, Yu. D. Ovchinnikov // Territoriya innovatsiy [Territory of innovation]. — 2017. — No. 7 (11). — P. 106-111.
2. Bykov, A. V. Studies of throwing and hitting techniques in floorball // A. V. Bykov // Izvestiya: Herzen university journal of humanities and science. — 2007. —Vol. 19. — No. 45. — P. 332-335.
3. Bykov, A. V. Classification of goalkeeper's technique and research of keeper's play of high qualification in floorball / A. V. Bykov, A. A. Lenin // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft university]. — 2008. — No. 10. — P. 14-16.
4. Bykov, A. V. The study of competitive activity leading teams of the world floorball / A. V. Bykov // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft university]. — 2007. — No. 9. — P. 22-25.
5. Bikov, A. V. Effectiveness of competitive activity of top-level floorball teams / A. V. Bykov, N. A. Trukhin // Physical culture, sport — science and practice. — 2011. — No. 2. — P. 8-11.
6. Zdoroviyesberegayushchee obrazovaniye: sovremenniye faktori razvitiya [Healthsaving education: modern factors of development] / L. M. Aldarova, N. K. Artemyev, S. P. Arshinnic et al. — Samara: Ofort, 2016.
7. Kamenev, V. V. Obucheniye voleybolu [Volleyball training] / V. V. Kamenev / Fizicheskaya kultura v shkole [Physical education in school]. — 2007. — No. 2. — P. 8-9.
8. Karandeyev, A. I. Igraite v florbol [Play floorball] / A. I. Karandeyev // Fizicheskaya kultura v shkole [Physical culture at school]. — 2009. — No. 4. — P. 32-37.
9. Klimberg, E. E. Dynamics of physical development of Arkhangelsk young sportsmen at beginning of training in floorball / E. E. Klimberg, N. I. Ishekova // Human ecology. — 2009. — No. 8. — P. 38-43.
10. Klimberg, E. E. Functional state of respiratory system and physical performance of primary school-aged children
playing floorball / E. E. Klimberg, N. I. Ishekova // Human Ecology. — 2012. — No.2. — P. 22-27.
11. Kozin, V. V. Osobennosti tehniko-takticheskoy podgotov-ki starshikh shkolnikov, zanimayushchihsya basketbolom [Features of technical and tactical training of senior students involved in basketball] // Fizkulturnoye obrazovaniye Sibiri [Sports education of Siberia]. — 2011. — Vol. 27. No.1. — P. 59-61.
12. Komkov, A. G. Methodical features of elementary education in floorball / A. G. Komkov, A. V. Bykov // Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical culture: education, training]. — 2007. — No. 1. — P. 66-70.
13. Manukova, E. A. Sredstva razvitiya gibkosti na urokah po voleibolu [Means of flexibility development at volleyball lessons] / E. A. Manukova // Vestnik nauchnogo obsh-chestva studentov, aspirantov i molodih uchyonih [Bulletin of the scientific society of students, postgraduates and young scientists]. — 2017. — No. 2. — P. 225-230.
14. Ovchinnikov, Yu. D. Basic knowledge about the biomechanics of the spine for school children / Yu. D. Ovchinnikov, N. M. Teryan // Fizicheskaya kultura, sport i zdorovye [Physical education, sports and health]. — 2017. — No. 29. — P. 66-70.
15. Ovchinnikov, Yu. D. Pedagogical biomechanics through the eyes of students / Yu. D. Ovchinnikov, A. S. Sidenko // Municipal education: innovations and experiment. — 2016. — No. 4. — P. 47-52.
16. Ovchinnikov, Yu. D. Florbolniy klub: priobshcheniye k komandnim igram [Floorball club: introduction to team games] / Yu. D. Ovchinnikov, A. A. Arnautova // Molodoy uchoniy [Young scientist]. 2015. — No. 6 (86). — P. 741-743.
17. Sutugina, L. N. Improvement of technical and tactical preparation in floorball / L. N. Sutugina // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft university]. — 2011. No. 4 (74). — P. 186-189.
18. Federatsiya shkolnogo sporta [School sports federation] [Electronic resource] — URL: http://school-sports.ru (accessed 1.06.2018)