Научная статья на тему 'Спорный мяч и способы его выигрыша в игровой деятельности флорбольных команд'

Спорный мяч и способы его выигрыша в игровой деятельности флорбольных команд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОРБОЛ / СПОРНЫЙ МЯЧ / СПОСОБЫ ВЫИГРЫША / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FLOORBALL / FACE-OFF / WAYS OF WINNING / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Анатолий Валентинович

В статье рассматривается розыгрыш спорного мяча во флорболе, который относится к стандартным ситуациям игровой деятельности и представляет собой специфичное противодействие полевых игроков двух команд. Для победы в игровом противодействии спортсмену необходимо использовать эффективные приемы выигрыша спорного мяча. В данной статье автором: раскрыты ситуации, при которых назначается спорный мяч в игровой деятельности флорболистов; определены основные способы выигрыша спорного мяча; выявлены некоторые особенности применения данного приема игры в соревновательной деятельности флорболисток высокой квалификации; описаны основные факторы, от которых зависит результативность розыгрыша спорного мяча. Основной тенденцией последних лет, особенно в играх мужских национальных сборных команд мировой элиты, является то, что практически в каждой команде есть игрок (игроки), специализирующийся (специализирующиеся) на розыгрыше спорного мяча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Referee's ball and ways of its winning in game activity of floorball teams

The article describes face-off in floorball, which is considered to be the standard game situation and is seen as specific opposition of two teams field players. For winning the face-off, the player should use effective methods of winning the referee's ball. In this article, the author has shown: situations in floorball when face-offs are assigned in game activity; the main ways of winning the ball in face-offs; the features of use of face-offs in competitive activities by top level female floorball players; the main factors, affecting the performance of face-off. The main tendency of the last years, especially in games of world elite man's national teams, is practically the fact that in each team there is a player (players), specializing on draw of the referee's ball.

Текст научной работы на тему «Спорный мяч и способы его выигрыша в игровой деятельности флорбольных команд»

системе детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюсов, Г.П. Программа развития спортивной борьбы и механизмы ее реализации в отдельных регионах России / Г.П. Брюсов // Современные проблемы подготовки борцов высокого класса : материалы науч.-практ. конф. ФИЛА. - М. : Русь-Олимп, 2010.

- С. 3-7.

2. Мамиашвили, М. Г. Программа развития спортивной борьбы и механизмы ее реализации в отдельных регионах России / М.Г. Мамиашвили, Г.П. Брюсов, О.М. Мурта-залиев // Олимпийский бюллетень. № 11. - М. : Русь-Олимп, 2010. - С. 191-203.

3. Мартинетти, Р. ФИЛА: от замыслов до их реализации (амбиции и достижения) / Р. Мартинетти // Олимпийский бюллетень. № 11. - М. : Русь-Олимп, 2010. - С. 3-6.

REFERENCES

1. Bryusov, G.P. (2010), "Wrestling development program and its implementa-tion mechanisms in some regions of Russia", Problems of training fighters high class, Materials of FILA Conferences, Rus-Olimp, Moscow, Russian Federation, pp. 3-7.

2. Mamiashvili, M.G., Bryusov, G.P.and Murtazaliev, O.M. (2010), "Wrestling development program and its implementation mechanisms in some regions of Russia", Olympic Newsletter, No. 11, pp. 191-203.

3. Martinetti R. (2010), "FILA: from conception to its realization (arrogance and attainment)", Olympic Newsletter, № 11, Rus-Olimp, pp 3-6.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.04.2012.

УДК 796.35

СПОРНЫЙ МЯЧ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫИГРЫША В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЛОРБОЛЬНЫХ КОМАНД

Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент,

Филиал ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске (филиал САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске)

Аннотация

В статье рассматривается розыгрыш спорного мяча во флорболе, который относится к стандартным ситуациям игровой деятельности и представляет собой специфичное противодействие полевых игроков двух команд.

Для победы в игровом противодействии спортсмену необходимо использовать эффективные приемы выигрыша спорного мяча. В данной статье автором: раскрыты ситуации, при которых назначается спорный мяч в игровой деятельности флорболистов; определены основные способы выигрыша спорного мяча; выявлены некоторые особенности применения данного приема игры в соревновательной деятельности флорболисток высокой квалификации; описаны основные факторы, от которых зависит результативность розыгрыша спорного мяча. Основной тенденцией последних лет, особенно в играх мужских национальных сборных команд мировой элиты, является то, что практически в каждой команде есть игрок (игроки), специализирующийся (специализирующиеся) на розыгрыше спорного мяча.

Ключевые слова: флорбол, спорный мяч, способы выигрыша, соревновательная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p15-20

REFEREE’S BALL AND WAYS OF ITS WINNING IN GAME ACTIVITY OF

FLOORBALL TEAMS

Anatolii Valentinovich Bykov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Branch of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov in a city of

Severodvinsk, Arkhangelsk region

Annotation

The article describes face-off in floorball, which is considered to be the standard game situation and is seen as specific opposition of two teams field players.

For winning the face-off, the player should use effective methods of winning the referee's ball. In this article, the author has shown: situations in floorball when face-offs are assigned in game activity; the main ways of winning the ball in face-offs; the features of use of face-offs in competitive activities by top level female floorball players; the main factors, affecting the performance of face-off. The main tendency of the last years, especially in games of world elite man's national teams, is practically the fact that in each team there is a player (players), specializing on draw of the referee's ball.

Keywords: floorball, face-off, ways of winning, competitive activity.

Флорбол, как и другие командные спортивные игры, развивается по пути увеличения интенсивности и повышения эффективности технико-тактических действий в игре [1-10]. Это ведет к повышению значимости каждого игрового эпизода в процессе соревновательной деятельности флорбольных команд. Одним из таких эпизодов является розыгрыш спорного мяча во флорболе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Розыгрыш спорного мяча относится к стандартным ситуациям во флорболе [11]. Спорный мяч должен разыгрываться в центральной точке игровой площадки в начале нового периода и для подтверждения правильно забитого гола. Если игра остановлена и ни одна из команд не может получить право на ввод мяча в игру, свободный удар или штрафной бросок, матч должен быть продолжен с разыгрывания спорного мяча в ближайшей точке розыгрыша. К таким ситуациям во флорболе относят: - мяч поврежден неумышленно; - мяч не может быть сыгран корректно; - части бортов разъединены и мяч оказывается в непосредственной близости от места их разъединения; - ворота ненамеренно сдвинуты и не могут быть поставлены на место в кратчайшее время; - игрок получает серьезную травму или травмированный игрок непосредственно влияет на ход игры; - при возникновении нестандартной ситуации во время игры; - гол забит неправильно и не было никаких нарушений, ведущих к назначению свободного удара; - выполнение штрафного броска не привело к взятию ворот; - во время действия отложенного штрафа защищающаяся команда приобретает контроль над мячом; - нарушение не связанное с игрой, ведущее к удалению, совершено и зафиксировано в течение игры; -судьи не могут определить, какая команда должна вводить мяч в игру или выполнить свободный удар; - решение судьи считается спорным или неправильным.

В розыгрыше спорного мяча участвуют по одному полевому игроку от каждой команды. Игроки должны быть расположены лицом к короткому борту игровой площадки, на половине которой находятся игроки команды-соперницы. Игроки не должны иметь физического контакта друг с другом до начала розыгрыша спорного мяча. Ступни ног игроков, участвующих в розыгрыше, должны быть перпендикулярны центральной линии. Ступни ног каждого игрока должны располагаться на одинаковом расстоянии от центральной линии. Клюшки необходимо держать «обычным» хватом и кисти рук должны располагаться выше официальной отметки. Перья (крюки) клюшек должны располагаться перпендикулярно центральной линии поля по обе стороны мяча, не касаясь его.

В результате педагогических наблюдений за соревновательной и тренировочной

деятельностью во флорболе, собственного опыта выступления на соревнованиях российского и международного уровня, опроса ведущих российских флорболистов и тренеров нами была впервые предпринята попытка классификации основных способов выигрыша спорного мяча (табл. 1).

Таблица 1

Основные способы выигрыша спорного мяча во флорболе__________________

№ Способы Описание

1 «Выигрыш носком пера клюшки на себя» Выигрыш заключается в своевременном и быстром движении кистями рук с толчком мяча «носком» пера клюшки на себя после звукового сигнала.

2 «Выигрыш вперед» Игрок подает корпус немного вперед и в момент сигнала выполняет удар по мячу «вправо - вперед» (влево - вперед).

3 «Выбивание» Выигрыш заключается в мгновенном ударе пером клюшки по мячу после звукового сигнала (свистка судьи), в том числе подброс над пером клюшки соперника.

4 «Продавливание» Применяется, как правило, когда мяч находится между перьев двух клюшек. После сигнала выполняется продавливание клюшки соперника, иногда в силовой манере, с последующим выигрышем мяча.

5 «Выигрыш перестановкой пера клюшки за мяч» После сигнала игрок быстро переставляет перо клюшки за мяч и выполняет выигрыш с пасом назад или в сторону.

6 «Силовой выигрыш» В начале розыгрыша игрок отводит перо клюшки на расстояние 30-40 см от мяча и в момент сигнала (свистка судьи) резко выполняет удар по мячу, как правило, с продавливанием клюшки соперника.

7 «Забирание» Игрок, в момент звукового сигнала, выполняет «захват» мяча «носком» пера клюшки и быстро уводит мяч назад, сохраняя над ним контроль.

8 «С использованием ложного движения» В момент свистка соперник пытается выполнить выигрыш мяча «с наклоном клюшки», в этот момент игрок, разгадывая вариант розыгрыша спорного мяча оппонентом, поднимает клюшку вверх и забирает мяч.

9 «С наклоном клюшки» В момент свистка судьи игрок наклоняет стек клюшки для блокирования клюшки соперника и одновременно разворачивает перо клюшки перпендикулярно первоначальной его постановке - следует выигрыш мяча на себя.

Выявленные способы выигрыша спорного мяча позволили провести анализ соревновательной деятельности и получить показатели разносторонности и эффективности выполнения данного приема квалифицированными флорболистками (п=12). В результате анализа игр победителя и призеров чемпионата России 2006 года среди женских команд высшей лиги выявлено, что количество розыгрышей спорного мяча - 13,8±6,5 за игру, при этом их эффективность, для команд из первой тройки российского первенства, составила 57,2%.

Анализ игровой деятельности флорболистов, участвующих в розыгрыше спорного мяча показал, что существует несколько взаимосвязанных компонентов, влияющих на исход борьбы в данной ситуации: техника и тактика розыгрыша спорного мяча, психологическая сторона игрового противоборства, индивидуальные характеристики спортсменов.

Успех выигрыша спорного мяча во многом зависит от техники (освоенность различных способов, выбор игровой позиции при розыгрыше, хват клюшки) и от умения концентрировать усилия в нужный момент времени. Тактика розыгрыша спорного мяча определяется местом его проведения. Таких мест семь на игровой площадке: три на центральной линии поля, по два на каждой стороне поля - на воображаемой линии продолжения ворот. В центральной точке игровой площадки розыгрыш может производиться

только в начале периода матча или после забитого гола. В остальных шести точках в зависимости от ситуаций, приводящих к спорному мячу. Тактические задачи при розыгрыше спорного мяча имеют различную направленность и зависят: от количества игроков на площадке (в равных и неравных составах играют команды), расположения игроков, счета в матче, уровня и манеры игры соперника, установок на матч, общей тактики команды на игру и ее изменение в зависимости от ситуации, характера командных взаимодействий и других факторов, которые могут оказать влияние на тактическую составляющую противоборства. Не менее важен психологический настрой при разыгрывании мяча, которой должен быть создан самим спортсменом, участвующим в единоборстве (агрессивность, желание выиграть и др.).

В матчах с участием ведущих женских сборных и клубных команд мира с 2007 по 2009 год 69,1% всех розыгрышей пришлось на центрфорвардов (п=15), при этом эффективность их выигрыша составила 58,8%, на крайних нападающих - 26,5% (57,3%), на защитников - 4,4% (66,7%). Данные свидетельствуют о том, что, в основном, в играх женских команд в борьбе за мяч участвуют центральные нападающие. Это, по нашему мнению, вызвано тем, что большинство розыгрышей проходит в центральной точке поля (начало нового периода и после забитого гола), с расстановкой игроков, в которой центральный нападающий занимает позицию в середине игровой площадки.

Основной тенденцией последних лет, особенно в играх мужских национальных сборных команд мировой элиты, является то, что практически в каждой команде есть игрок (игроки), специализирующийся (специализирующиеся) на розыгрыше спорного мяча. Такой игрок должен, прежде всего, обладать отличной реакцией, периферическим зрением, высокими скоростно-силовыми характеристиками мышц рук и плечевого пояса, а также иметь в своем арсенале несколько способов выигрыша мяча при его разыгрывании. Например, в мужской сборной Швейцарии на последних двух чемпионатах мира (2008, 2010) таким игроком был Матиас Хофбауэр, который выходил на игровую площадку практически в каждой спорной ситуации в матчах своей команды, при этом эффективность выигрыша мяча им составила более 85 процентов.

ВЫВОДЫ

Резюмируя следует отметить, что все возможные варианты расположения игроков и способы выигрыша мяча при розыгрыше спорного мяча предусмотреть практически невозможно. Однако их выделение и целенаправленная отработка в тренировочном процессе флорбольных команд - задача важная и необходимая, так как это позволит повысить эффективность их применения в соревновательной деятельности, что, в конечном итоге, отразится на качестве игры команды в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, А. В. Анализ игр чемпионатов мира по флорболу среди женских и мужских команд (1996-2009) : история, статистика, результативность, рейтинг / А. В. Быков, Л. Н. Сутугина, Н. А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2010. - № 11 (69). - С. 19-23.

2. Быков, А. В . Исследование соревновательной деятельности ведущих сборных команд мира по флорболу / А. В. Быков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 22-25.

3. Быков, А. В . Технико-тактические показатели игроков различных амплуа во флорболе / А. В . Быков, Л. Н. Сутугина // Ученые записки университета имени П. Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 5-10.

4. Быков, А. В. Характеристика матчей финальных турниров кубка европейских чемпионов по флорболу / А. В . Быков, Л. Н. Сутугина, Н. А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 20-23.

5. Быков, А. В. Показатели игровой деятельности флорбольных студенческих команд / А. В. Быков // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 582-584.

6. Быков, А. В. Штрафной бросок во флорболе и эффективность его выполнения в условиях соревновательной деятельности / А. В. Быков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 17-20.

7. Быков, А. В. Удаления во флорболе и эффективность реализации численного большинства командами высокой квалификации / А. В. Быков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 22-26.

8. Быков, А. В. Эффективность соревновательной деятельности флорбольных команд высокой квалификации / А. В. Быков, Н. А. Трухин // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2011. - № 2. - С. 8-11.

9. Быков, А. В. Параметры атакующих действий команд высокой квалификации во флорболе / А. В. Быков, Н. А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 31-35.

10. Быков, А. В. Точность и эффективность выполнения бросков и ударов коман-

дами высокой квалификации по флорболу / А. В. Быков, Н. А. Трухин, А.П. Скирденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 40-44.

11. Быков, А. В. Флорбол. Правила соревнований : учебное пособие / А. В. Быков

- Северодвинск : Изд-во Севмашвтуз, 2010. - 56 с.

REFERENCES

1. Bykov, A.V., Sutugina, L.N. and Truhin, N.A. (2010), “Analysis of the games of the women’s and men’s floorball World championships (1996-2009): history, statistics, goals, rating”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69, No. 11, pp. 19-23.

2. Bykov, A.V. (2007), “The study of competitive activity leading teams of the World Floorball”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31, No. 9, pp. 22-25.

3. Bykov, A.V. and Sutugina, L.N. (2010), “Technical and tactical indices of the floorball players with various game roles”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 5-10.

4. Bykov, A.V., Sutugina, L.N. and Truhin, N.A. (2010), “Characteristics of the finals games of EuroFloorball Cup”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70, No. 12, pp. 20-23.

5. Bykov, A.V. (2011), “Indicates of game activity of student’s floorball teams”, Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V.G. Belinskogo, No. 24, pp. 582-584.

6. Bykov, A.V. (2011), “Penalty shot in floorball and efficiency of its performance during competitions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 1720.

7. Bykov, A.V. (2011), “Penalties in floorball and efficiency of realization of the power play by teams of high qualification”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 22-26.

8. Bykov, A.V. and Truhin, N.A. (2011), “Effectiveness of competitive activity of top-level floorball teams”, Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika, No. 2, pp. 8-11.

9. Bykov, A.V. and Truhin, N.A. (2011), “Parameters of the attacking actions of high qualification teams in floorball”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, pp. 31-35.

10. Bykov, A.V., Trukhin, N.A. and Skirdenko, A.P. (2011), “Accuracy and efficiency of shots by high-level teams in floorball”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 40-44.

11. Bykov, A.V. (2010), Floorball. Rules of the game: textbook, Publishing Sevmash-vtuz, Severodvinsk, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.03.2012.

УДК 797.21

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Василий Александрович Быков, доктор педагогических наук, профессор, Вячеслав Валентинович Становов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Александрович Кореневский, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье представлены основы современного обучения технике спортивных способов плавания. Предлагается рациональная последовательность обучения элементам техники движений в воде. Уделяется внимание формированию дыхательного акта, который органически включен в биомеханику плавательного цикла. Основными движителями для пловца являются кисть и стопа. Дугообразная траектория рабочих движений конечностей требует различного характера их выполнения: различных мышечных усилий и скорости выполнения движений. Приводятся факторы, влияющие на технику плавания и рост спортивных результатов. Излагаются особенности совершенствования техники спортивных способов плавания. Освещается общая закономерность для совершенствования координации плавательных движений, определения полезной информации для увеличения скорости движения пловцов и взаимосвязи техники плавания с функциональной подготовленностью пловца. Представлена очередность решения задач тренировки на этапах начальной спортивной подготовки пловцов.

Ключевые слова: техника спортивного плавания, последовательность обучения плаванию, структура плавательных движений, этапы начальной спортивной подготовки пловцов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p20-23 SCIENTIFICALLY-METHODIC AND TECHNICAL PECULIARITIES OF THE STUDENTS' SWIMMING TRAINING

Vasiliy Alexandrovich Bykov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vyacheslav Valentinovich Stanovov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Alexandrovich Korenevskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article deals with the bases of modern training to sport swimming techniques. It has been suggested that efficient succession of training to movement technique elements in water should be used. Attention is paid to forming the breathing actions, which are naturally involved into biomechanics of swimming cycle.

The main motion instruments of the swimmer are hands and foot. The arched trajectory of limbs working movements requires various character of their performing: various muscular efforts and movement actions speed. The article illustrates the factors influencing on swimming technique and sport results increase. It describes peculiarities of improving the sport swimming technique. It illustrates the general regularity for perfecting the coordination of swimming movements, determination of useful information in order to increase the velocity of the swimmer's movements and correlation of swimming technique with functional readiness of the swimmer. The order of priority in solving the training tasks at the stage of swimmers initial sport training has been presented.

Keywords: sport-swimming technique, succession of training to swimming, swimming movement structure, stages of swimmers' initial training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.