Научная статья на тему 'Управление флорбольной командой в процессе матча'

Управление флорбольной командой в процессе матча Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОРБОЛ / УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LOORBALL / MANAGEMENT OF TEAM / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков Анатолий Валентинович

В статье рассмотрены некоторые аспекты управления командой в процессе соревновательной деятельности во флорболе. В течение флорбольного матча управленческие умения тренера, от которых напрямую зависит результат команды в игре, проявляются в тактически целесообразных проведениях замен игроков, плодотворном использовании перерывов между периодами, общении с игроками во время матча и взятии «тайм-аутов» в процессе соревновательной деятельности. В результате исследований матчей чемпионатов мира 2011 года определены: частота замен игровых пятерок в процессе матча (60-78 раз за игру); время, которое полевой игрок в среднем проводит на площадке за одну смену (45-60 сек). Выявлены особенности взятия «тайм-аутов» в играх сборных команд мира на последних первенствах планеты. Сделана попытка представления задач и проблем психологического и тактического плана, которые решаются наставником команды в перерывах между периодами матча.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of floorball team during match

The article discusses some aspects of the management of team in the process of competitive activity in floorball. During the match the managerial skills of coach, on which the result of the team in the game depends, express themselves in the tactically purposeful substitutions of the players, productive usage of the intervals between periods, communication with the players during the match and taking "time outs" in the process of competitive activity. As a result of research of the matches of the world championships in 2011 the following has been described: the frequency of substitutions of lines during the match (60-78 times per game); the time that each field player spends on the field during one play duration (45-60 sec). The features of taking "time outs" in the games of last world championships have been defined. An attempt to represent the tasks and problems of the psychological and tactical aspects that are solved by the coach during intervals between periods of the match has been undertaken.

Текст научной работы на тему «Управление флорбольной командой в процессе матча»

сит позитивный характер. Число тренеров возрастает пропорционально росту числа борцов и числа отделений борьбы в системе ДЮСШ и СДЮШОР. Вместе с тем, следует отметить, что решение вопроса повышения численности тренеров не всегда обеспечивает высокое качество подготовки борцов, поскольку тренерский состав постепенно стареет, что значительно снижает мотивацию его деятельности и стремление к повышению квалификации.

В этой связи весьма важные данные получены при анализе динамики числа специ-алистов-практиков высшей квалификации, имеющих звание «Заслуженного тренера РФ». Выявлено, что их число также постоянно возрастает, хотя по отношению к общему количеству тренеров эти показатели относительно невелики и составляют 0,06-0,07%.

Таким образом, реализация федеральной целевой программы «Борись и побеждай», успешно осуществляемая нами с 2006 года, показала позитивный эффект и обеспечила значительное увеличение числа занимающихся борьбой различной квалификации, возраста и пола, интенсивное региональное развитие, укрепление материально -технической базы борьбы, активную пропаганду вольной, греко-римской и женской борьбы в стране. Все это в целом обеспечивает эффективную подготовку спортивного резерва и гарантирует устойчивое лидерство сборных команд России на международной арене в названных видах спортивной борьбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брюсов, Г.П. Программа развития спортивной борьбы и механизмы ее реализации в отдельных регионах России // Современные проблемы подготовки борцов высокого класса : материалы науч.-практ. конф. ФИЛА. - М. : Русь-Олимп, 2010. - С. 3-7.

2. Мамиашвили, М. Г. Программа развития спортивной борьбы и механизмы ее реализации в отдельных регионах России / М.Г. Мамиашвили, Г.П. Брюсов, О.М. Мурта-залиев // Олимпийский бюллетень. № 11. - М. : Русь-Олимп, 2010. - С. 191-203.

REFERENCES

1. Bryusov, G.P. (2010), "Wrestling development program and its implementation mechanisms in some regions of Russia", Problems of training fighters high class, Materials of FILA Conferences, Rus-Olimp, Moscow, Russian Federation, pp. 3-7.

2. Mamiashvili, M.G., Bryusov, G.P.and Murtazaliev, O.M. (2010), "Wrestling development program and its implementation mechanisms in some regions of Russia", Olympic Newsletter, No. 11, pp. 191-203.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.35

УПРАВЛЕНИЕ ФЛОРБОЛЬНОЙ КОМАНДОЙ В ПРОЦЕССЕ МАТЧА

Анатолий Валентинович Быков, кандидат педагогических наук, доцент,

Филиал «Севмашвтуз» ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске (филиал «Севмашвтуз» СПбГМТУ)

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты управления командой в процессе соревновательной деятельности во флорболе. В течение флорбольного матча управленческие умения тренера, от которых напрямую зависит результат команды в игре, проявляются в тактически целесообразных проведениях замен игроков, плодотворном использовании перерывов между периодами, общении с игроками во время матча и взятии «тайм-аутов» в процессе соревновательной деятельности. В результате исследований матчей чемпионатов мира 2011 года определены: - частота замен игровых пятерок в процессе матча (60-78 раз за игру); - время, которое полевой игрок в среднем проводит на площадке за одну смену (45-60 сек). Выявлены особенности взятия «тайм-аутов» в играх сбор-

ных команд мира на последних первенствах планеты. Сделана попытка представления задач и проблем психологического и тактического плана, которые решаются наставником команды в перерывах между периодами матча.

Ключевые слова: флорбол, управление командой, соревновательная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.03.85.p35-40

MANAGEMENT OF FLOORBALL TEAM DURING MATCH Anatolii Valentinovich Bykov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Branch "Sevmashvtuz" Saint-Petersburg state marine technical university, Severodvinsk

Annotation

The article discusses some aspects of the management of team in the process of competitive activity in floorball. During the match the managerial skills of coach, on which the result of the team in the game depends, express themselves in the tactically purposeful substitutions of the players, productive usage of the intervals between periods, communication with the players during the match and taking "time outs" in the process of competitive activity. As a result of research of the matches of the world championships in 2011 the following has been described: - the frequency of substitutions of lines during the match (60-78 times per game); - the time that each field player spends on the field during one play duration (4560 sec). The features of taking "time outs" in the games of last world championships have been defined. An attempt to represent the tasks and problems of the psychological and tactical aspects that are solved by the coach during intervals between periods of the match has been undertaken.

Keywords: floorball, management of team, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Флорбол (хоккей в зале) принадлежит к командным спортивным играм. Соревновательная деятельность во флорболе представляет собой противоборство двух команд, которые пытаются добиться победы в исходном противостоянии [1-8]. Управление командой в процессе матча вносит существенный вклад в результат конкретной игры. Важными «инструментами» тренера для управления командой в ходе матча являются организация смены игроков в ходе соревновательного поединка, взятие «30-секундных таймаутов», общение с игроками в процессе матча, а также рациональное использования перерывов между периодами игры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первый аспект управления в ходе матча - проведение замен в процесс игры. Флорбол относится к таким командным игровым видам спорта, в которых не существует ограничений на проведение замен. По правилам игры замены игроков могут выполняться в любое время матча и неограниченное количество раз [9]. Ситуаций, в которых тренеры меняют игроков во флорболе, достаточно много. Во флорболе различают запланированные (плановые) и оперативные (внеплановые) замены. Заранее запланированные замены игроков должны осуществляться на основе рациональных режимов работы и отдыха, соответствующих индивидуальным особенностям игроков команды и их уровня подготовленности для поддержания высокой активности и эффективности игровых действий. Из нашей тренерской практики, например, при игре «в три пятерки», для эффективного участия спортсменов в матче режим работы (мин.) и отдыха (мин.) должен быть в соотношении 1:2, в этом режиме каждая пятерка выходит на игровую площадку в среднем 7-9 раз за период. Это подтверждается оценкой игровой деятельности на чемпионате мира 2010 года среди мужских команд (n=43), где замены «пятерок» за всю игру проводились 60-78 раз в зависимости от напряженности матча, при этом каждый игрок на последнем мужском первенстве планеты на поле проводил в среднем 45-60 секунд за одну смену. Однако плановые замены могут быть и короче, что может зависеть от нескольких факторов: - необходимостью менять игру (ритм, темп, скорость) - в равных или неравных со-

ставах проходит игра (например, тренер выпускает на поле «спецбригаду» для реализации большинства или игры в меньшинстве); - какая пятерка команды-соперника выходить на игровую площадку («лайн-матчинг», который позволяет противостоять сильнейшей пятерке соперника или, наоборот, на слабейшее звено противника выпустить наиболее сильных игроков); - стандартная ситуация в матче (наигранный розыгрыш спорного мяча, свободного удара или ввода мяча в игру); - какой счет в матче (необходимо играть по счету выигрывая или проигрывая).

Многообразие тактических замыслов требует гибкого подхода к системе замен, которые заранее часто предусмотреть невозможно, однако, оперативные замены всегда должны быть целенаправленными и, чаще всего, на практике проводятся:

- для замены травмированного или уставшего игрока;

- для дополнительного инструктажа игрока;

- из-за череды грубых технических или тактических ошибок игроком или груп-

пой спортсменов в нападении или в защите;

- из-за психологической неготовности к игре;

- для усиления одной из сторон состава или деятельности команды; - в качестве

контрмеры против замены соперником;

- когда план игры оказался неудачным и команде приходится перестраиваться.

Второй аспект управления в процессе флорбольного матча - взятие тайм-аута в

ходе игры. Согласно правилам игры в течение матча каждая команда имеет право на один «тайм-аут», который должен быть предоставлен, как только игра останавливается и судья подает «тройной» сигнал. «Тайм-аут» может быть запрошен в любое время, в том числе в ситуациях, связанных с взятием ворот и назначением штрафного броска, исключая штрафные броски после дополнительного времени [9]. Некоторые параметры взятия «тайм-аутов» тренерами мужских и женских национальных сборных команд на последних первенствах планеты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели взятия «30-ти секундного» перерыва в матчах чемпионатов мира по

флорболу

№ Показатели ЧМ 2010 г. ЧМ 2011 г. Общее кол-во

1 Кол-во матчей 43 43 86

2 Кол-во матчей без взятия «тайм-аута» тренером Групповой этап 9 11 20

Плей-офф 9 7 16

Кол-во матчей с взятием «тайм-аута» тренером Групповой этап 15 13 28

Плей-офф 10 12 22

3 Кол-во «тайм-аутов» Всего 29 33 62

Групповой этап 17 16 33

Плей-офф 12 17 29

4 Кол-во матчей, когда обе команды взяли «тайм-аут» Групповой этап 2 3 5

Плей-офф 2 5 7

5 Кол-во матчей, когда одна из команд взяла «тайм-аут» Групповой этап 13 10 23

Плей-офф 8 7 15

6 Кол-во «тайм-аутов» по периодам игры 1 период 2 3 5

2 период 1 2 3

3 период (ОТ) 25(1) 28(0) 53(1)

7 Ситуация в игре, при которой одна из команд берет «таймаут» Проигрывает 22 21 43

Ведет в счете 6 10 16

Ничья 1 2 3

Примечание: ЧМ - чемпионат мира, ОТ - овертайм.

Из 86 матчей последних двух чемпионатов мира в 50-ти играх (58,1%) тренеры брали «30-ти секундные» перерывы в матчах. При этом основная часть «тайм-аутов», 54 раза или 87,1%, было взято в третьем периоде игры или овертайме. На первые два вре-

менных отрезка игры пришлось 5 (8,1%) и 3 (4,8%) всех запрошенных тренерами «таймаутов» в игре: в 43-х случаях (69,4%) команда проигрывала по ходу игры, в 16-ти (25,8%) выигрывала, и только 3 раза (4,8%) в матче был равный счет. Интересным, на наш взгляд, является то, в каких ситуациях наставники команд использовали свое право на «таймаут» в матче (табл. 2).

Таблица 2

Некоторые особенности взятия «тайм-аута» тренерами национальных сборных

команд на чемпионатах мира по флорболу

ЧМ Групповой этап Плей-офф

2010 г. 7 раз, в третьем периоде матча, проигрывая 2-3 мяча ^ задача: попытка изменить игру и догнать команду-соперника (в одном матче Норвегия-Чехия зафиксирован финальный счет 4-4) 6 раз, в третьем периоде матча, проигрывая 1-4 мяча ^ задача: переломить ход встречи и желание догнать соперника (1 раз, проигрывая со счетом 1-2, удалось вырвать победу)

5 раз, в третьем периоде игры, проигрывая более 6 мячей 2 раза, в третьем периоде, проигрывая 6 и 7 мячей соответственно

3 раза в третьем периоде матча (в одном случае - при выигрыше более 16 мячей ^ задача: опробование нового тактического варианта игры в нападении; в двух - при выигрыше в 2 мяча ^ задача: удержание преимущества в матче) 2 раза, в третьем периоде игры, выигрывая 3 и 4 мяча ^ задача: сохранить преимущество в матче.

1 раз при счете 5-4 и 2-х пропущенных голах подряд

2 раза проигрывая в первом периоде (1 раз пропустив 4 гола подряд ^ задача: переломить неудачно складывающееся начало игры; 1 раз пропустив 4-й гол при счете 2-3) 1 раз в дополнительное время матча при счете 2-2

ЧМ Групповой этап Плей-офф

2011 г. 2 раза, в первом периоде матча, пропустив 2-а и 4-е мяча подряд 1 раз, в первом периоде матча, пропустив 4е мяча подряд; 1 раз, во втором периоде, пропустив 2-а гола подряд

3 раза, в третьем периоде матча, проигрывая 1-4 мяча 8 раз, в третьем периоде, проигрывая 1-3 мяча

6 раз, проигрывая более 5 мячей 2 раза, в третьем периоде игры, при равном счете (в 1 случае одержана победа)

5 раз, в третьем периоде, выигрывая более 5 мячей (1 раз это было вызвано тем, что не могли забить в течение 10 минут) 4 раза, в третьем периоде, при выигрыше 12 мяча (1 раз не удалось удержать победный счет)

В результате анализа матчей мужского и женского чемпионатов мира определены некоторые особенности взятия «тайм-аутов» наставниками сборных команд, которые вкратце могут быть охарактеризованы следующим. Как правило, тренеры команд используют право на «30-ти секундный» перерыв в конце третьего периода матча, в случае проигрыша (разница 1-4 мяча), - с желанием догнать соперника, в случае выигрыша (в 13 мяча), - для сохранения преимущества до конца игры. Когда разница в счете большая тренеры выигрывающей команды берут перерыв для коррекции игры с целью отработки тактических схем и новинок. В первых двух временных отрезках матчах наставники команд решают взять «тайм-аут» только после нескольких пропущенных мячей подряд, чтобы внести коррективы в игру и изменить неудачно складывающийся ход матча.

Третий аспект управления флорбольной командой в игре - проведение тренером команды перерывов между периодами матча. Они представляют собой кратчайшие разборы игровой деятельности своей команды и команды-соперника за прошедший отрезок времени, а также установка на предстоящий период. Стиль проведения разборов между периодами матча может различаться и зависит от знаний, умений, индивидуальных особенностей, опыта, авторитета и харизмы тренера. Эти беседы, как правило, имеют единое

направление, которое последовательно можно выразить следующим:

- общее впечатление об игре команды за истекший период;

- анализ и оценка игры команды в целом; - оценка и анализ игры пятерок, троек, двоек и отдельных игроков; - анализ и оценка игры соперника;

- установка на предстоящий период и постановка задач для команды в целом, пятерок, троек, двоек и отдельных игроков.

В процессе разбора наставником команды решаются различные задачи и проблемы, которые могут быть сведены к следующим моментам:

- сохранение игрового преимущества в матче, которое достигнуто в предыдущем отрезке игры; - изменение игры для достижения преимущества, которое, в должной степени, не было достигнуто в истекший временной отрезок;

- коренное изменение содержания и качества игры для перелома хода встречи;

- нейтрализация успешных действий команды-соперника.

В ходе разбора и установки также решаются задачи психологического характера -сохранение или изменение психического состояния игроков в нужном направлении. Структура беседы в перерывах (краткий разбор и установка на дальнейшее) - не догма и может видоизменяться либо использоваться частично, в зависимости от сложившейся ситуации в матче.

Четвертый аспект управления командой во флорболе - информационное взаимодействие между тренером и игроком (игроками) по ходу матча. Часто возникает необходимость оперативно подсказать по ходу матча игрокам на скамейке запасных и спортсменам, которые находятся на игровом поле, - напомнить об общем характере ведения игры, о переключении на другую систему защиты или нападения, указать игроку на типичную ошибку и о способах ее исправления, подбодрить или поддержать спортсмена. Тренеру заранее следует отработать программу такого информационного взаимодействия с командой и внутри команды между игроками, которая основывалась бы на системе простых и доступных условных сигналов.

Таким образом, можно констатировать, что одними из важнейших аспектов управления флорбольной командой в процессе игры являются использование замен, перерывов между периодами, проведение тайм-аутов и общение с игроками во время матча. Они вносят существенный вклад в успешность выступления команды и должны использоваться тренерами команд в процессе матча.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, А. В. Анализ игр чемпионатов мира по флорболу среди женских и мужских команд (1996-2009) : история, статистика, результативность, рейтинг / А. В. Быков, Л. Н. Сутугина, Н. А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2010. - № 11 (69). - С. 19-23.

2. Быков, А. В. Исследование соревновательной деятельности ведущих сборных команд мира по флорболу // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007.

- № 9 (31). - С. 22-25.

3. Быков, А. В. Технико-тактические показатели игроков различных амплуа во флорболе / А. В. Быков, Л. Н. Сутугина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 5-10.

4. Быков, А. В. Характеристика матчей финальных турниров кубка европейских чемпионов по флорболу / А. В. Быков, Л. Н. Сутугина, Н. А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 20-23.

5. Быков, А. В. Штрафной бросок во флорболе и эффективность его выполнения в условиях соревновательной деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 17-20.

6. Быков, А. В. Удаления во флорболе и эффективность реализации численного

большинства командами высокой квалификации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 22-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Быков, А. В. Параметры атакующих действий команд высокой квалификации во флорболе / А. В. Быков, Н. А. Трухин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7 (77). - С. 31-35.

8. Быков, А. В. Точность и эффективность выполнения бросков и ударов командами высокой квалификации по флорболу / А. В. Быков, Н. А. Трухин, А.П. Скирденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 40-44.

9. Быков, А. В. Флорбол. Правила соревнований : учебное пособие / А. В. Быков

- Северодвинск : Изд-во Севмашвтуз, 2010. - 56 с.

REFERENCES

1. Bykov, A.V., Sutugina, L.N. and Truhin, N.A. (2010), "Analysis of the games of the women’s and men’s floorball World championships (1996-2009): history, statistics, goals, rating", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 69 No. 11, pp. 19-23.

2. Bykov, A.V. (2007), "The study of competitive activity leading teams of the World Floorball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31 No. 9, pp. 22-25.

3. Bykov, A.V. and Sutugina, L.N. (2010), "Technical and tactical indices of the floorball players with various game roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64 No. 6, pp. 5-10.

4. Bykov, A.V., Sutugina, L.N. and Truhin, N.A. (2010), "Characteristics of the finals games of EuroFloorball Cup", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70 No. 12, pp. 20-23.

5. Bykov, A.V. (2011), "Penalty shot in floorball and efficiency of its performance during competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73 No. 3, pp. 1720.

6. Bykov, A.V. (2011), "Penalties in floorball and efficiency of realization of the power play by teams of high qualification", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74 No. 4, pp. 22-26.

7. Bykov, A.V. and Truhin, N.A. (2011), "Parameters of the attacking actions of high qualification teams in floorball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77 No.

7, pp. 31-35.

8. Bykov, A.V., Trukhin, N.A. and Skirdenko, A.P. (2011), "Accuracy and efficiency of shots by high-level teams in floorball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81 No. 11, pp. 40-44.

9. Bykov, A.V. (2010), Floorball. Rules of the game: textbook, Publishing house Sevmashvtuz, Severodvinsk, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.40

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ирина Николаевна Васильева, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Рассматривается проблема повышения интереса на владение иностранными языками, в связи с наблюдаемым интенсивным развитием международных контактов в области физической культуры и спорта. Дается краткий анализ статуса дисциплины «Иностранный язык» в основной обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.