Научная статья на тему 'Флорбол: от истории игры к биомеханическим движениям'

Флорбол: от истории игры к биомеханическим движениям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОРБОЛ / ФУТБОЛ НА ТРАВЕ / ХОККЕЙ С МЯЧОМ В ЗАКРЫТОМ ПОМЕЩЕНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИОМЕХАНИКА / БИОМЕХАНИКА В ИГРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Ю. Д., Сергеев С. В.

Современные дети не хотят и не умеют играть сетуют педагоги и родители. Игра для ребенка должна быть интересна и полезна, прежде всего, с точки зрения биомеханики движений. Так считают студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма изучающие профильный предмет «Биомеханика двигательной деятельности». Развивая направления «Педагогическая биомеханика», «Биомеханика в игре» хотели, чтобы дети и взрослые приобщились к интересной игре «Флорбол».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Флорбол: от истории игры к биомеханическим движениям»

Овчинников Ю.Д.1, Сергеев С.В.2 ©

1Кандидат технических наук, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин»; студент факультета «Спорта»,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

ФЛОРБОЛ: ОТ ИСТОРИИ ИГРЫ К БИОМЕХАНИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ

Аннотация

Современные дети не хотят и не умеют играть сетуют педагоги и родители. Игра для ребенка должна быть интересна и полезна, прежде всего, с точки зрения биомеханики движений. Так считают студенты Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма изучающие профильный предмет «Биомеханика двигательной деятельности». Развивая направления «Педагогическая биомеханика», «Биомеханика в игре» хотели, чтобы дети и взрослые приобщились к интересной игре «Флорбол».

Ключевые слова: флорбол, футбол на траве, хоккей с мячом в закрытом помещении, педагогическая биомеханика, биомеханика в игре.

Часто приходиться слышать вопросы от родителей и педагогов о том, что дети не умеют и не хотят играть. Проанализировав современные игры, видишь, что они отличаются некоторой однотипностью, не интересны и не полезны для ребенка и группы детей. Педагогическая биомеханика позволяет ребенка с историей игры, правилами, а также прослеживать движения ребенка, анализируя полученные результаты [3,4,5].

Актуальное направление «Биомеханика в игре» необходимо рассматривать с помощью различных игр известных и малоизвестных в общеобразовательных школах центрах дополнительного образования детей. Рассказывать и показывать игры дело не простое, так как необходимо не только рассказать об истории возникновения игры и ее правилах, но самое главное показать как работают принципы биомеханики движений тела человека [2, 6]. Игра позволяет ребенку и взрослому понять для чего нужна в теории и на практике биомеханика двигательной деятельности [4,5].Как показал опыт далеко не все школьники и педагоги знают, что такое флорбол или путают с фитболом. При игре во флорбол мы наблюдаем свойства биомеханической системы, которая характеризуется процессами двигательной деятельности, ее энергообеспечения и управления двигательными действиями. Свойства биомеханической системы позволяют регулировать подвод и расход энергии, управлять движениями в переменных условиях при смене двигательных задач. Механическая энергия биомеханической системы расходуется, с одной стороны, эффективно (на выполнение заданных движений), а с другой - непроизвольно(рассеивание энергии).Она имеет два источника: подводится в систему извне (работа внешних сил) и изнутри (превращение химической энергии в механическую)[6]. Позная деформация и есть, собственно говоря, те движения, которые необходимы для решения двигательной задачи. На работу по перемещению звеньев тела энергия затрачивается эффективно[6,15].

Флорбол (floorball) - это название, присвоенное игре Международной федерацией флорбола 12 апреля 1986 года в шведском городе Хускварна. До того момента флорбол имел много наименований: в Швеции - innebandy (иннебанди), в Финляндии - salibandy (салибанди), в США и Канаде - floorhockey (флорхоккей), а в некоторых европейских странах - unihockey (юнихоккей). Однако все эти слова называют одно - разновидность хоккея с мячом в закрытом помещении.

Многие виды спорта имеют сходство с флорболом (или он имеет сходство с ними). Из зимних видов наиболее близки флорболу хоккей с мячом и хоккей с шайбой. Из летних

© Овчинников Ю.Д., Сергеев С.В., 2015 г.

видов спорта флорбол похож на хоккей на траве. Известна и другая разновидность хоккея на траве - индорхоккей, проводящийся в закрытых помещениях. Флорбол близок к уличному хоккею на роликах, и к крикету.

Приверженцы флорбола и знатоки его истории не без основания утверждают, что свои современные черты эта игра приобрела в Америке [ 1,1-11]. При этом удивительным фактом является то, что свое фактическое происхождение флорбол в некотором смысле ведет от бейсбола. Современный официально регламентированный мяч для флорбола -пластмассовый, с 26 отверстиями, весом 23 грамма - пришел из США, где он использовался детьми и юношами, тренировавшимися в упомянутой выше разновидности лапты [2]. Благодаря легкому мячу была достигнута минимальная степень травматического риска при серьезной подготовительной работе на малых и больших профессиональных бейсбольных площадках страны.

Идея изготовления пластмассовых клюшек (как крюка, так и рукоятки) родилась на фабрике пластмассы в Лакевилле (штат Миннеаполис, США). Поклонники хоккея с шайбой не желали расставаться с любимой игрой в тёплое время года, причём делали это с минимальным количеством защиты и без коньков, а потому всерьёз задумались об усовершенствовании спортивного снаряжения. В 1958 году энтузиастами на фабрике компании «Косом» была изготовлена цельная клюшка из пластмассы, которая получила высокую оценку любителей хоккея, а саму игру стали называть «хоккеем на полу». Тренеры, игроки и учителя физкультуры задались целью распространить этот вид спорта, так как он подходил для тренировок детей, независимо от пола, возраста и конституции тела, благодаря снаряжению, выполненному из легкого пластмассового материала. Хоккей на полу после его признания в США и Канаде стремительно развивался исключительно среди детей и юношества. Играли подростки в закрытых помещениях легкими пластиковыми шайбами (мячи появились позже, в Швеции) и пластиковыми клюшками. Эти клюшки напоминали хоккейные, но имели мягкий крюк, которое можно было загибать под удобную руку.

В начале 1960 года наступил новый этап развития игры. В городе Батл-Грик, что в штате Мичиган, образовалась организация под названием Международная ассоциация флор хоккея для мальчиков и девочек. Там же был проведен один из первых крупнейших турниров по флор хоккею, ставивший своей задачей популяризацию игры и выполнение оздоровительной программы для детей. Через некоторое время такая же ассоциация была создана и в Канаде. В 1962 году состоялся первый чемпионат Северной Америки по флор хоккею среди детей и юношей. Предшественник флорбола стремительно распространился по континенту и не утрачивает своей популярности и сейчас.

В 1968 году несколько шведских студентов, находясь на каникулах в Голландии, увидели в витринах магазинов клюшки и шайбы для флор хоккея, которые и решили взять с собой, чтобы познакомиться с необычным видом спорта на родине. Увлекшись игрой, молодые люди пришли к выводу, что флор хоккей весьма перспективен, а потому решили заняться продвижением вида спорта в тренировочных клубах и школах. Стоит отметить, что шведы изначально использовали для игры не только предложенные шайбы, но и описанные ранее бейсбольные мячи, что в дальнейшем сыграло свою роль в развитии спорта.

Идея о создании официального общества любителей флорбола витала в воздухе довольно долго, но не находился энтузиаст, который мог бы возглавить организацию в Швеции. В 1979 году Андрес Сидром предпринял попытку включить общество любителей флорболу в Шведское общество любителей хоккея с мячом и получил отказ. Но настойчивость Андреса была вознаграждена. Весной 1980 года судьба свела его с Кристером Густафссоном из города Сала, и вместе они сумели доказать спортивным властям Швеции необходимость развития флор хоккея и создания федерации. В тот момент вид спорта вступил в новую фазу развития. С целью ознакомления с флор хоккеем и его популяризации были организованы и проведены два чемпионата страны под эгидой Шведского общества любителей хоккея в закрытых помещениях в 1980 и 1981 г. г., которые показали, что игра имеет большое будущее. В 1986 году в городе Хускварна была основана Международная

федерация флорбола (ИФФ), в которую сразу же вошли национальные федерации Швеции, Швейцарии и Финляндии. Спустя 10 лет, в результате планомерного развития вида спорта по всему миру, в Стокгольме был проведён первый чемпионат мира среди мужских команд, победу в котором одержала шведская команда [7].

Сейчас флорбол уже не просто игра детей и хоккеистов. Это самостоятельный вид спорта, объединяющий десятки тысяч игроков-любителей по всему миру и сотни профессиональных команд. Во флорбол играют взрослые и дети. Каждый чётный год МФФ проводит мужское первенство мира, каждый нечётный - женское. Каждый год выпускаются новые коллекции клюшек, мячи, кроссовки, щитки, перчатки, адаптированные для флорбола или же специально изобретённые. Принципы игры совершенствуются в пользу увеличения зрелищности. Флорбол развивается так интенсивно, как никакой из предшествовавших ему видов спорта.

Литература

1. Баженов А.А. Флорбол. Правила игры и толкования. Изд-во Спорт Академ Пресс, 2011.- 112с.

2. Овчинников Ю.Д., Лызарь О.Г. Игры советского периода в биомеханических движениях детей // Европейский научный вестник. Научный журнал.- 2014-№4. Германия: Дюсельдорф.С.97-102.

3. Овчинников Ю.Д. Методические аспекты в педагогической биомеханике //Педагогика и современность. Научно-педагогический журнал.2014.-№1.-С.22-25.

4. Овчинников Ю.Д. Биомеханика движений в игре для детей дошкольного возраста/ Н34 Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии.№ 12(21).Сборник статей по материалам XXI международной заочной научно-практической конференции.- М., Изд. «Международный центр науки и образования»,2013.- С.99-102.

5. Овчинников Ю.Д Биомеханика движений. Развитие в игре двигательных возможностей детей //«Дошкольное воспитание». Научно-методический журнал.-2014.№4. С.49-53.

6. Овчинников Ю.Д. Теоретические основы биомеханики движений // Учебное пособие для студентов / Краснодар, 2014.35c.

7. Флорбол. Разновидность хоккея с мячом//Портал «Спорт в твоем дворе [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.dvorsportinfo.ru/articles/florbol-raznovidnost-hokkeya-s-myachom (Дата обращения 25.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.