Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / спорт / воспитание / personality / sport / education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.В. Арнст, П.Д. Гольцев, Д.Г. Радченко

В данной статье будет проанализирована зависимость между личностью человека и занятием физической культурой. Будет произведено исследование человека занимающегося физической культурой. А также будет доказано, что занятие спортом благоприятно влияет на личность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SPORTS AND PHYSICAL CULTURE ON A PERSON'S PERSONALITY

This article will analyze the relationship between a person's personality and physical education. A study of a person engaged in physical culture will be carried out. And it will also be proved that playing sports has a positive effect on a person's personality.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 796.65

ВЛИЯНИЕ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Н.В. Арнст, П.Д. Гольцев, Д.Г. Радченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nina.arnst@mail.ru

В данной статье будет проанализирована зависимость между личностью человека и занятием физической культурой. Будет произведено исследование человека занимающегося физической культурой. А также будет доказано, что занятие спортом благоприятно влияет на личность человека.

Ключевые слова: личность, спорт, воспитание.

THE INFLUENCE OF SPORTS AND PHYSICAL CULTURE ON A PERSON'S PERSONALITY

N.V. Arnst. P.D. Goltsev, D.G. Radchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: nina.arnst@mail.ru

This article will analyze the relationship between a person's personality and physical education. A study of a person engaged in physical culture will be carried out. And it will also be proved that playing sports has a positive effect on a person's personality.

Keywords: personality, sport, education.

В данной статье будет проанализирована зависимость между личностью человека и занятием физической культурой. Будет произведено исследование человека занимающегося физической культурой. А также будет доказано, что занятие спортом благоприятно влияет на личность человека.

Наша страна демонстрирует, что спорт воспитывает в человеке положительные качества, моральные ценности, а также духовность. Занятие спортом - это своего рода вызов самому себе. Не каждый способен выдержать регулярные тренировки, а те, кто выдерживают, получают в награду высокий уровень дисциплины, здоровье и силу воли. И все-таки занятие спортом не так однозначно как может показаться на первый взгляд. В связи с этим сами спортсмены видят в спорте, то одну положительную сторону, то другую. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании. И это воспринимается и осмысляется спортсменами по-разному. Спорт неоспоримо является источником: силы, характера, непоколебимости воли, стремлением к достижению вершин и целей. Но не только. Совершенствуется навык управлять своим телом, молниеносно и грамотно действовать в сложнейших жизненных обстоятельствах, принимать решения быстро, правильно оценивать риски и действовать с «холодной» головой. Спортсмены постоянно соревнуются и потому побуждают своих соперников становиться лучше, заставляют переступать за границы мыслимых и немыслимых

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

возможностей. Товарищи- спортсмены поддерживают друг друга, помогают двигаться вперед и общаются между собой.

Обычно люди мало времени тратят на занятие спортом. Но это время является крайне важным для человека, так как зарождается личность и характер человека. Спортивные мероприятия влияют не только на состояние здоровья человека, его внешнее самосовершенствование, одной из множества форм времяпровождения, средством позволяющим влиться в общество, но так, же влияют на другие аспекты жизни человека: на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества; на процесс внутреннего самопознания и самосовершенствования. В действительности же процесс постоянных и регулярных занятий физическими упражнениями и спортивной тренировкой влечет за собой не только улучшение определенных умений и физических качеств, но вместе с тем и психических качеств, черт характера и свойств личности. Во время физического воспитания происходит формирование психических ситуаций, отработать которые возможно с помощью занятия спортом и особенно игровых моментов. Занимаясь физической культурой, человек в первую очередь тренирует свое тело, развивает двигательные и моторные функции своего организма. Это является предельно важным, особенно в юном возрасте. На соревнованиях у человека рождается способность руководить людьми, появляется стремление к победе, проявляется настойчивость, и спортсмен испытывает бурю разноплановых эмоций. Во время тренировок достигается понимание того как управлять собой, своими эмоциями. Быстро и правильно ориентироваться в разных непривычных для человека ситуациях, незамедлительно принимать правильные решения. Спортсмен, тренирующийся с множеством людей, изучает их и учится понимать [1].

Целеустремленность-проявление характера, обладающего ясностью задач и целей, знанием последовательности конкретных действий, а так же сосредоточенностью на действиях, приводящих к достижению победы, либо цели. Развивая эти волевые качества при занятии физическими нагрузками и участии на соревнованиях, человек переносит их и в свою профессиональную деятельность, когда этого требует ситуация.

Эти качества, развиваемые при занятии физической культурой или спортом, несомненно, пригодятся в жизни. Регулярные нагрузки на организм, оказывают неизмеримую пользу на тело человека, создают стимул для работы мозга, повышает производительность умственного труда. Во время занятия спортом люди обучаются регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний. Во время использования самоконтроля и регуляции собственных движений вовлечены практически все умственные процессы. Причина этого заключается в том, что спорт ставит перед человеком множество разнообразных препятствий (планирование, контроль, выбор стратегии), из чего следует побуждение человека приобретать опыт нахождения решений из множества ситуаций. Помимо этого, стоит упомянуть о влиянии более сложного характера, основанного на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере.

Большое воздействие на становление личности влияет микросреда, комплекс разнообразных социальных групп, совокупность организаций, коллективов, в которых задействуется личность человека во время социального взаимодействия и деятельности. Различными социальными группами для человека приходится коллектив и спортивная команда. Кроме того, тренировка в спортивном учреждении дает человеку возможность общения с другими людьми, ощущение сплоченности и самовоспитание. При этом не имеет значение, какого рода спортивное учреждение.

Занятие спортом влияет на такие черты человека как дисциплинированность, организованность, устойчивость к стрессу, сила воли, коммуникабельность, напористость, внимательность, скорость мышления, ясность мышления, лидерские качества, терпение, выдержка и т.д.

Регулярное занятия спортом - это не очень долгий промежуток в жизни человека, но крайне важный, потому как именно в этот промежуток времени идет основное формирование человека как личности. А так же стоит упомянуть, что во время становления человека как личности занятия физическими упражнениями необходимо проводить под внимательным, грамотным и профессиональным педагогическим надзором.

Исследования по эмоциональному состоянию людей, занимающихся спортом, показывают, что от занятий спортом, подвижными играми чаще чувствуется радость, азарт, удовлетворение. При этом люди, занимающиеся боевыми искусствами, не воспринимают духовную сторону движения, и у них проявляются: агрессивность, ярость, жестокость, гордость [2]. При этом возникает расслабление и отсутствие агрессии, злости и жестокости при занятиях танцами. Это способствует, прежде всего, довольно дифференцированной системе классификации спортивных дисциплин: 2-й и 1-й разряды юношеского возраста; 3-й и 1-й разряды взрослых, кандидатов в мастера, мастера, международных мастеров спорта, а также заслуженных мастеров. Однако спорт важен не только тем, что определяет уровень подготовки, но и ценнее того, что сам спортсмен может делать для его совершенствования и саморазвития. В чем же опасность роста спортивного результата слишком быстро? Во-первых, спортсмену слишком легко дается начальная ступень. Новичок не понимает, что без огромного труда, иногда предельного напряжения в физическом, волевом и эмоциональном напряжении в спорте нет действительно значимых результатов. Когда это легко, он об этом не думает, не заряжает свою силу. И ведь основным средством формирования волевых качеств является преодоление сложных и все усложняющих преград на пути достижения цели. Умение создавать необходимые волевые усилия формируется с начала биографии спортсмена. По дороге на спортивные вершины неизбежно столкновение препятствиями. Спортсмену нужно ощущать и понимать, что спорт - это не легкая забава, это тяжелое дело. Во-вторых, скорое достижение, особенно, если на его основе нет реального труда, может привести к потере самооценки [3]. Желаемая цель будет казаться легкодоступной, но на самом деле это не так уж и плохо. Есть немало людей, прошедших за год путь из новичка в перворазрядника. Многие застревали потом на таком уровне. Немногие дальше шли и быстро стали мастерами. Увы, чемпионов и рекордов из таких обычно не было. В итоге мы можем заключить, что спорт может быть и должен стать средством для воспитания гуманных и гармоничных личностей, средством для того, чтобы молодые люди активно участвовали в формировании мирового и дружного мира, в ускорения прогресса в обществе. Сегодня для этого существуют все условия, однако здесь в первую очередь важна целостность процесса воспитания, исключение его односторонней направленности лишь на телесное совершенствование.

Библиографические ссылки

1. CYBERLENINKA [Электронный ресурс].URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-dofa-mina-v-deyatelnosti-mozga-obzor-literatury/viewer

2. Спортивная медицина [Электронный ресурс]. URL: https://www.sportmedicine.ru/ medforsport-2011-papers/kondrasheva.php

3. SCI-ARTICLE [Электронный ресурс]. URL:https://sci-article.ru/stat.php?i=1450014277

© Арнст Н.В., Гольцев П.Д., Радченко Д.Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.