Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / спорт / здоровье / физическая культура / personality / sport / health / physical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Малыгин, А.Н. Могунова, Д.С. Приходов

В статье рассматриваем взаимосвязь физической культуры и развития личности человека. Выявлены качества, приобретаемые личностью в процессе занятий спортом. Определено влияние на духовную, физическую и интеллектуальную сферы жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A COMPREHENSIVELY DEVELOPED PERSONALITY IN THE PROCESS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

In the article we consider the relationship between physical culture and the development of a person's personality. The qualities acquired by a person in the process of sports are revealed. The influence on the spiritual, physical and intellectual spheres of human life is determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ»

УДК 796.79

ФОРМИРОВАНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ

Е.И. Малыгин, А.Н. Могунова, Д.С. Приходов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» Российская Федерация,660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: martirosova_ta@mail.sibsau.ru

В статье рассматриваем взаимосвязь физической культуры и развития личности человека. Выявлены качества, приобретаемые личностью в процессе занятий спортом. Определено влияние на духовную, физическую и интеллектуальную сферы жизни человека.

Ключевые слова: личность, спорт, здоровье, физическая культура.

FORMATION OF A COMPREHENSIVELY DEVELOPED PERSONALITY

IN THE PROCESS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT THE UNIVERSITY

E.I. Malygin, A.N. Morgunova, D.S. Prihodov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: martirosova_ta@mail.sibsau.ru

In the article we consider the relationship between physical culture and the development of a person's personality. The qualities acquired by a person in the process of sports are revealed. The influence on the spiritual, physical and intellectual spheres of human life is determined.

Keywords: personality, sport, health, physical culture.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, на работе, в общении с людьми. Физическая культура и спорт в вузе способствуют формированию целостной личности, ее способности и готовности всесторонне развивать свои существенные сильные стороны в здоровом и продуктивном образе жизни, в профессиональной деятельности и в создании необходимой социокультурной среды хорошего самочувствия. Спорт является не только эффективным средством для физического развития человека, охраны и укрепления его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой проведения свободного времени, но и имеет влияние на другие стороны жизни человека: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, структуру нравственных и интеллектуальных качеств, эстетические идеалы и ценностные ориентации [1].

Физическая культура и спорт предоставляют каждому члену общества максимальные возможности для развития, самоутверждения и выражения собственного «Я». Фактический процесс регулярной целенаправленной физкультурно-спортивной тренировки предполагает тренировку не только определенных умений и навыков, но и психических качеств, характеристик и черт личности [2].

Физическая культура человека неотделима от его общей культуры, так как присущие физически развитой личности качества формируются и развиваются на основе тех же

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

психофизических (природных) тенденций и психофизических процессов, что и нравственная, эстетическая и другие виды культур человека [3].

Человек, занимающийся спортом, может приобрести полезные навыки, без которых впоследствии будет невозможно развитие личностных качеств. С их помощью человек вырабатывает в себе характер, прочную связь, помогающую преодолевать жизненные трудности. Благодаря физической активности человек преодолевает множество препятствий, у него появляется стремление к достижению лучшего результата, а значит, усиливается мотивация [3].

Многогранное использование спорта и физической культуры доказывает их незаменимость и обязательное присутствие в повседневной жизни. Спорт оказывает сильное влияние на духовную сферу жизни человека. Под влиянием спорта формируется мировоззрение человека, меняются взгляды на жизнь, окружающий мир, отношение к себе, своему телу и здоровью, упорядочиваются мысли, человек находится в гармонии с самим собой [2].

Ловкость, выносливость, сила - все это развивает в человеке спорт. Именно стремление к победе отличает спортсмена от обычного. Спортсмену действительно важно работать на результат, необходимо выкладываться на сто процентов и полностью отдаваться делу, чтобы получить достойный результат и хорошую отдачу. Спорт в вузе дает толчок к подъему внутренней энергии и помогает человеку стать более активным. Спорт помогает преодолеть свои страхи, преодолеть пределы своих возможностей, выйти из зоны комфорта. Достаточно человеку включить спорт в свою жизнь, чтобы она кардинально изменилась в лучшую сторону, что доказывает недопустимость отсутствия спорта. Спорт помогает человеку избавиться от вредных привычек, тем самым сохранив свое здоровье. Он помогает раскрыть характер человека, скрытые таланты, помогает проявить стойкость в трудных ситуациях.

Спортсмен тренируется с партнерами, соревнуется с соперниками и в процессе всегда приобретает опыт человеческого общения, учится понимать других, оказывать помощь и поддержку. Все эти качества необходимы человеку для того, чтобы быть частью коллектива, в котором человек проводит большую часть своей жизни. В первую очередь нужно желание изменить свою жизнь, узнать новое и понять себя. Без необходимого стремления к «идеалу» невозможно совершенствовать имеющиеся навыки и личностные качества, поэтому человек должен постоянно поддерживать стимул к прогрессивной деятельности. Поиск и развитие скрытых возможностей внутри себя - цель физической культуры. Достаточная двигательная активность является необходимой предпосылкой гармоничного развития личности.

Занятия физкультурой в вузе способствуют правильному функционированию органов пищеварения, помогают в переваривании и всасывании пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу эндокринных желез: щитовидной, половых, надпочечников, которые играют огромную роль в росте и развитии молодого организма. Под влиянием физической нагрузки увеличивается частота сердечных сокращений, сильнее сокращается сердечная мышца, увеличивается выброс крови сердцем в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения приводит к ее функциональному совершенствованию. Физическая работа увеличивает потребность организма в кислороде. Это увеличивает «жизненную емкость» легких и улучшает подвижность грудной клетки. При систематических физических упражнениях увеличивается объем легких, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции легких при физических упражнениях. Физическая культура в вузе вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. Поэтому становится понятно, почему человек, знающий «вкус» физической культуры и спорта, стремится заниматься им регулярно.

В нашей стране физическая культура и спорт считаются одним из важнейших средств воспитания человека, в котором гармонично сочетаются духовное богатство, нравственная чистота и физическое совершенство.

Спортивные психологи выделили волевые качества, необходимые спортсмену для преодоления препятствий.

Целеустремленность - это волеизъявление, характеризующееся ясностью цели, планомерной деятельностью и конкретным действием. Решительность и смелость - это проявления воли, характеризующиеся быстротой и продуманностью действий, реализуемых на деле, без боязни брать на себя ответственность за решения и их реализацию даже в рискованных и опасных ситуациях.

Инициативность и самостоятельность - проявления воли, характеризующиеся личным творчеством и скоростью мышления.

Эти волевые качества воспитываются при занятиях физическими упражнениями в школьные годы и, несомненно, пригодятся в будущем. Многие выпускники нашего вуза занимают ответственные должности, требующие ответственности за свои действия и решения, умение работать в команде и быть эмоционально устойчивым человеком. Поэтому неправильно снижать физическую активность в колледжах только для сохранения здоровья студентов и повышения уровня их личной физической подготовки. Воздействие такого обучения многогранно, так как в его ходе естественным образом развиваются многие необходимые для жизни психологические качества, черты и черты личности.

Физическое воспитание способно создать в человеке столь необходимую уверенность, компетентность, позитивный и сильный эмоциональный фон. Влияние физических упражнений на развитие этих качеств личности во многом связано с организацией всего процесса воспитания, развития и тренировки спортсменов, в частности с определением долгосрочных и среднесрочных целей.

Поэтому хотелось бы отметить, что спорт - это, прежде всего, человеческая сфера взаимодействия, социального сотрудничества и гармонии между людьми. Она направлена на самореализацию человека и развитие его умственных и физических способностей посредством физической активности. В ее основе лежат объединяющие принципы двигательного, интеллектуального и психосоциального формирования личности. Спорт может и должен быть средством воспитания гуманной и гармонично развитой личности, средством поощрения активного участия молодежи в сохранении и укреплении мира и дружбы между народами, чтобы способствовать ускорению прогресса нашего общества. Пока у нас есть все условия для этого, но прежде всего, важно, чтобы образовательный процесс был полноценным и исключал его одностороннюю направленность на физическое совершенствование.

Библиографические ссылки

1. Абросимова Д. В. Влияние физической культуры на формирование личности студента / Д. В. Абросимова, С. Л. Усольцева // Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования : материалы III Междунар. науч.-практ. заоч. студен. конф., 22 марта 2017 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург : РГППУ, 2017. С. 13-16.

2. Карташова Г. В. Влияние физической культуры на формирование личности и жизни человека / Г. В. Карташова // Педагогика и психология: акту-ал. вопросы теории и практики, 2016. № 3. С. 176-178.

3. Киселёв Ю. Я. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Я. Киселёв. М.: Знание, 2020. 64 с.

© Малыгин Е.И., Могунова А.Н., Приходов Д.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.