Научная статья на тему 'СПОРТ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА'

СПОРТ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ДЕНЕ ШЫНЫқТЫРУ / ДЕНСАУЛЫқ / ДАМУ / ЖЕКЕ ТұЛғА / STUDENT / PHYSICAL CULTURE / SPORT / HEALTH / PERSONALITY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойленко А.Н., Фадеева О.Ю., Жамашев Ж.Ж.

В данной работе рассматривается проблема сохранения здоровья студенческой молодежи, которое находится в прямой взаимосвязи с физической активностью. Зависимость эффективности студентов от физических навыков и умений. В нынешнее время мы можем наблюдать изменение приоритетов большинства студентов по отношению к спортивному образу жизни, поэтому нужно информировать студентов о важности спорта в жизни человека. Именно благодаря физическим упражнениям человек сохраняет высокую эффективность и успевает выполнить большое количество задач за один день, что очень необходимо современным студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойленко А.Н., Фадеева О.Ю., Жамашев Ж.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS - THE BASIS FOR THE FORMATION OF THE STUDENTS’ PERSONALITY

This work considers the problem of preserving the health of student youth. At the present time, we can observe a change in the priorities of the majority of students in relation to the sporting lifestyle, so you need to inform students about the importance of sport in a person's life. It is thanks to physical exercises that a person maintains high efficiency and manages to perform a large number of tasks in one day, which is very necessary for modern students.

Текст научной работы на тему «СПОРТ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА»

Вестник Ка^НМУ №2-2019

УДК 796.011.3:378

1А.Н. Самойленко, Ю.Ю. Фадеева, 2Ж.Ж. Жамашев

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова 1Кафедра физического воспитания 2студент 2 курса школы стоматологии

СПОРТ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В данной работе рассматривается проблема сохранения здоровья студенческой молодежи, которое находится в прямой взаимосвязи с физической активностью. Зависимость эффективности студентов от физических навыков и умений. В нынешнее время мы можем наблюдать изменение приоритетов большинства студентов по отношению к спортивному образу жизни, поэтому нужно информировать студентов о важности спорта в жизни человека. Именно благодаря физическим упражнениям человек сохраняет высокую эффективность и успевает выполнить большое количество задач за один день, что очень необходимо современным студентам.

Ключевые слова: студент, физическая культура, спорт, здоровье, личность, развитие

Методы исследования: Раскрыть значение спорта в процессе формирования личности студента. Исследовать все характеристики влияния формирования физических навыков у студентов.

Результаты исследования: В системе современного образования наблюдается тенденция перехода дисциплины «физическая культура» из менее важных предметов в основной ведущий ряд дисциплин, который включает в себя гуманитарные и точные вычислительные науки. Это связано, в первую очередь, с тем, что физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в наше время обретают огромное значение и становятся социально обусловленными. Дело в том, что любому человеку в наше время недостаточно быть умным, талантливым и творческим. Современному человеку нужно обладать такими качествами как трудоспособность и трудолюбие, целеустремленность, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность. Эти волевые качества, несомненно, развивают в человеке занятия физической культурой и спортом. Поэтому, чтобы оказаться конкурентно способным на рынке труда, любому [1]. Всем известно, что при занятиях спортом, человек в первую очередь укрепляет свое здоровье, совершенствует свое тело, улучшает свой организм, овладевает способностью успешно управлять своими двигательными действиями. А.П. Нечаев ещё в своей монографии «Психология физической культуры», опубликованной в Ю30 году, говорил о том, что воспитание и образование включает в себя не только развитие культурных, нравственно-этических качеств, интеллектуальных способностей. Развития человеческой личности, по мнению профессора, нет там, где отсутствует воспитание движений: «Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность- мускульными пороками» [1]. Таким образом, спорт дает возможность не только успешно развиваться физически, но и формирует в человеке определенные психические качества. Такой синтез и составляет индивидуальный внутренне-внешний портрет каждой личности. Но самое главное, что дает человеку спорт - это неоценимая возможность познать самого себя. В спорте особенно развита соревновательная деятельность, которая очень трудна и одновременно значима для любого человека. Любое соперничество, как в спорте, так и в жизни, требует достаточно больших физических и моральных сил. Именно в таких «поединках» очень ярко проявляются многие волевые качества человека, его характер, поэтому спорт - это прежде всего могучее средство самопознания, самоутверждения и самовыражения [2].

Психологи выделяют целеустремленность и настойчивость, смелость и самообладание, как одни из важнейших свойств личности, которые влияют на ее успешность. Эти качества в человеке непосредственно развивают занятия физической культурой и спортом. Целеустремленность - одно из основных волевых качеств, характеризующееся постановкой конкретных целей и задач и стремление к их

достижению. Студент, развивая данное качество при занятиях физической культурой, помогает себе и в формировании сосредоточенности (которая важна на лекциях), планомерности (так называемое умение «разложить все по полочкам») [1]. Целеустремленность дает студенту гарантию в получении качественного образования по выбранной специальности, если в этом и заключаются его основные намерения. Настойчивость характеризуется мобилизацией своих возможностей, качеств и сил для преодолений трудностей и препятствий, которые часто встречаются на пути достижения какой-либо поставленной цели. Формирование этого качества пригодится студенту в достижении успешных профессиональных результатов .Смелость выступает в роли своеобразной «машины» или «двигателя», помогающих индивиду реализовывать свои планы в жизнь. Если студент развивает данное качество, то он всегда сможет с легкостью идти вперед, преодолевать трудности и разрушать свои страхи [4].

Спорт дает возможность развить в себе и такое волевое качество как самообладание. Это возможность управлять своими действиями, чувствами, эмоциями и т. д. Студентам развитие такого качества как самообладание даст способность полностью контролировать себя, а значит быть эмоционально уравновешенным и спокойным человеком. Физическая культура и спорт, таким образом, формируют личность студента как некую органически целостную «систему», которая позволяет добиваться успехов в любых начинаниях, социально положительно держаться в любом коллективе, обладать всеми волевыми качествами, контролировать себя и свои поступки, а значит чуточку приблизить этот мир к совершенству [3]. Человек в первую очередь должен заботиться не о физическом уровне развития тела, а о развитии и становлении личности, которая в свою очередь будет сознательно заботиться о здоровье и совершенстве тела. То есть занятия спортом способствуют гармоничному развитию человека, согласованности в формировании различных человеческих качеств, соразмерному развитию физических и духовных сил человека, стройному сочетанию различных сторон и функций его сознания, деятельности, поведения [1].

Являясь одним из средств повышения социальной активности, спорт частично входит в группу социальных факторов формирования личности. Немалое влияние на развитие личности оказывает микросреда, совокупность малых социальных групп, контактных коллективов, организаций, в которые включается личность в процессе социального общения и деятельности. Малой социальной группой для человека может являться в числе других и спортивная команда, коллектив. Более того, занятия в спортивной секции обеспечивают человеку общение, организованное воспитание и самовоспитание. Причем не имеет значения, какого вида эта спортивная деятельность. Систематические занятия спортом положительно влияют на развитие таких способностей человека, как коммуникабельность, общительность,

ЮелЬик ХмжЫММ №2-2019

дисциплинированность, самостоятельность в принятии решений и т.д. [6].

Активные занятия спортом это не особо продолжительный период в жизни человека, но очень важный, так как именно в этот отрезок времени происходит основное формирование человека как личности. Стоит отметить, что на этапе формирования личности занятия спортом не должны быть бесконтрольными, а напротив, под разумным, профессиональным педагогическим управлением. При наличии внимания к данному, особо важному требованию, спортивный коллектив будет формировать позитивную жизненную позицию личности [5].

В спортивной деятельности можно отметить ряд функций, влияющих на формирование личности человека: познавательную; информационную; эстетическую; регулятивную; социализирующую; гедонистическую; коммуникативную; воспитательную; семиотическую; рекреационно-оздоровительную. Также нужно выделить некоторые качества, которые формируются у человека в процессе занятий спортом: радость побед и горечь поражений, умение извлечь из этого полезный для себя урок, повышенное чувство долга и ответственности перед коллективом и обществом, уразумение своей чести и достоинства, участия и сопереживания, совестливость в ведении спортивной борьбы [4].

Специфической особенностью любого вида спорта являются соревнования. Они положительно влияют на формирование личности. В самом спорте предписана постройка взаимоотношений, хотя правила бывают строги, большинство спортсменов всё же придерживается правил соперничества. В этой конкуренции заключена нужда получения побед и золотых медалей, достижения высот, установления новых рекордов. Однако прелестью спорта являются не только соревнования, но и влияние на морально-этическое воспитание личности. Ведь одолеть соперника и победить можно не только за счёт физической силы, но и благодаря волевым усилиям, размышлениям и мгновенным разумным решениям, а также эмоциональному настрою и правильной подготовке к соревнованиям. В наши дни спорт является неотъемлемой частью при воспитании подрастающего поколения. Ведь спорт дает здоровое поколение, как в физическом, так и в морально-этическом

направлении, а в замен он требует всего лишь тренировки и ничего более [3,4].

Спорт также придает людям уверенность в себе и своих силах. У каждого человека, в том числе и у спортсмена, есть необходимость оценивать себя и свои возможности. Все наши действия постоянно кем-то оцениваются. Из этого у человека складывается определённая самооценка по поводу себя. Повышение уровня самооценки влияет на волевые стремления и построение цели, плодотворность, качество и полезность человеческой деятельности. А как это проявить спортсмену? Правильно, благодаря соревнованиям. Следовательно, спортивный результат является базисом самооценки спортсмена. Можно сказать, что, продвигаясь вверх по лестнице спортивной карьере, происходит рост и в общении с людьми и в других сферах жизни и деятельности помимо команды [7]. Обсуждение и заключение:

Конечно, победы приносят человеку дополнительный запас энергии и уверенности в своих силах, что положительно отражается на всей его жизни, особенно в процессе становления индивидуума как личности. Однако победа не нужна для убеждения в превосходстве сил над соперником. Спорт, награды, победы -средство, а не мишень. Также благодаря спортивной деятельности происходит развитие и интеллектуальных способностей человека. Это происходит в процессе творческого поиска овладения т ехникой и тактикой, умения управлять своими эмоциями, находить моментальные решения и принимать их. Следовательно, у человека всё это откладывается в его голове, и на подсознательном уровне проявляется в его действиях и поступках в социальных ситуациях. Если рассматривать с точки зрения эстетики, то главным в занятиях спортом является познание красоты телосложения и движения, демонстрация этой красоты, неиссякаемых физических и духовных возможностей человека.

Вывод: физическая культура и спорт не только являются способом физического совершенствования, укрепления здоровья, одной из форм проведения досуга, но и оказывают существенное влияние на формирование нравственных и интеллектуальных качеств, на процесс самопознания, самосовершенствования, формирования воли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Нечаев А.П. Психология физической культуры. - М.: 1930. - С. 60-66

2 Гарипова А.З. Потенциал пауэрлифтинга в формировании физических и личностных качеств // Спорт. - 2014. - №4. - С. 96-99.

3 Журова И.А. Влияние спорта на формирование личности // Спорт. - 2014. -№2. -С. 150-159

4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: 2002. -С. 53-56

5 Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - Рязань: 2001. - С. 181-190

6 Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. - М.: 1973. - С. 37-45

7 Паначев В.Д. Спорт в системе физической культуры общества. - М.: 2008. - С. 101-119

А.Н. Самойленко, О.Ю. Фадеева, Ж.Ж. Жамашев

С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинауниверситетi дене тэрбие^ кафедрасы

СПОРТ - СТУДЕНТТЩ ЖЕКЕ Т¥ЛГАСЫН ЦАЛЫПТАСТЫРУЫНЬЩ НЕГ1З1

ТYЙiн: Бул жумыста студенттердщ денсаулыгын са;тау ;арастырылады. Студенттердщ тшмдыж ;асиет физикалы; белсендыж пен кабыетке тэуелдь Цаз1рп кезде студенттердщ дене шыньщтыруга деген басымдылы; езгер^терш бай;аймыз, сонды;тан спорттыц адам eмiрiндеri мацыздылыгын тYсiндiруiмуз ;ажет. Дене шыны;тырудыц ар;асында адам жогаргы тшмдыжт са;тай алады жэне кептеген жумысты бiр ^нде жасай алады, бул казiргi заман студенттерше ете ;ажет. ТYЙiндi сездер: студент, дене шыны;тыру, спорт, денсаулы; даму, жеке тулга.

Вестник Ка^НЖУ №2-2019

A.N. Samoylenko, O.Y. Fadeeva, Z.Z. Zhamashev

Asfendiyarov Kazakh National medical university Department of Physical Education

SPORTS - THE BASIS FOR THE FORMATION OF THE STUDENTS' PERSONALITY

Resume: This work considers the problem of preserving the health of student youth. At the present time, we can observe a change in the priorities of the majority of students in relation to the sporting lifestyle, so you need to inform students about the importance of sport in a person's life. It is thanks to physical exercises that a person maintains high efficiency and manages to perform a large number of tasks in one day, which is very necessary for modern students.

Keywords: student, physical culture, sport, health, personality, development

УДК 796.011.3

1А.Н. Самойленко, Ю.Ю. Фадеева, 2Ж.Ж. Жамашев

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова 1Кафедра физического воспитания 2студент 2 курса школы стоматологии

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Исследования физических навыков заключается в дополнении теории и методики физического воспитания новыми положениями о дополнительном образовании студентов медицинских вузов в области физической культуры с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности. Исследование состоит в возможности применения полученных результатов для совершенствования процесса физического воспитания, повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов, укрепления их здоровья с целью подготовки квалифицированных медицинских работников. Благодаря повышению уровня здоровья студенты будут обладать более обширными возможностями в освоении нового теоретического материала в процессе обучения. Это говорит о том, что благодаря физическим навыкам студент также совершенствует множество других умений, которые необходимы для обучения.

Ключевые слова: соперничество, волонтерство, команда, реакция, упражнение

Методы и материалы исследования: Изучить процесс формирования физических умений у студентов, обучающихся в медицинских университетах. Процесс становления физической культуры у отдельных личностей очень важен, потому что данное явление влияет на общее здоровье человека (физическое состояние, психофизическая подготовка) и на его эффективность в учебе, т.е. самоподготовке к будущей профессиональной деятельности. Для этого мы должны рассмотреть: социальную роль формирования физических навыков в развитии личности, теоретическую информацию об основах физической подготовки и ее влиянии на образ жизни, создание мотивационной атмосферы для непрерывного системного развития навыков в сфере физической культуры.

Результаты исследования: В нынешнее время современной глобализации в обществе постоянно происходят различные изменения, ведущие к отказу от старой узконаправленной системы высшего образования, а значит мы постепенно переходим к гибкой системе обучения высокопрофессиональных разносторонних специалистов с высоким уровнем физической подготовки и учетом личностных качеств. В процессе перехода к новым стандартам высшего образования учитываются зарубежный опыт и отечественный для применения лучших методов преподавания. Также среди основных аспектов предоставления образовательных услуг занимает особое место дополнительная структура подготовки специалистов. Данное направление рассматривается, как полезный алгоритм, который даст возможность улучшить подготовку студентов и адаптировать систему образования соответственно запросам современного рынка. Дополнительное образование позволит еще более быстрому повышению знаний и полному удовлетворению потребностей каждого человека. Очень важно учитывать индивидуальные особенности каждой личности, поэтому индивидуальный подход к каждому студенту будет результативным в формировании физических навыков.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах.

Физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на воспитание двигательных (физических качеств), способностей необходимых в жизни и спортивной деятельности [1].

Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Они взаимообусловлены и дополняют друг друга. В зависимости от решаемых задач, состава занимающихся, их квалификации, этапа учебно-тренировочного процесса удельный вес общей и специальной видов подготовки будет разный. В нашем исследовании речь идет о работе со студентами нефизкультурных ВУЗов, поэтому общая физическая подготовка является доминирующей, так как с ее помощью решается задача всестороннего физического развития [2]. Под общей физической подготовкой понимается процесс, направленный на воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием. Разностороннее физическое развитие предусматривает комплексное воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), что обеспечивает активную сбалансированную деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение владеть своим телом, быть координированным и успешно выполнять двигательные действия в обычной жизнедеятельности [2]. Физическая культура в вузах государственных документах представлена, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности студента. Она обеспечивает необходимый уровень развития у молодежи социально-биологических аспектов жизнедеятельности и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности студентов. Являясь обязательным разделом образования, физическая культура способствует гармонизации телесно-духовного единства студентов, обеспечивает в учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.