Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щетинина Светлана Юрьевна, Барабаш Софья Андреевна

Гармоничное развитие личности характеризуется сложностью и многосторонностью отношений и функций, оно отражает такое развитие, при котором возможно полное проявление заложенных в нём природой способностей, их постоянное обогащение в ходе всей деятельности. Гармоничность является не только одним из условий, но и формой и способом наиболее полной реализации внутренних возможностей развития личности. В статье раскрываются аспекты влияния физической активности на гармоничное развитие личности. Обозначенные аспекты свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт обладают огромным оздоровительным и воспитательным потенциалом. Физическая активность улучшает физическое, психическое и нравственное здоровье человека. Именно поэтому физическая активность должна войти в повседневную жизнь каждого человека на протяжении всей его жизни. Важная роль на современном этапе отводится повышению эффективности физического воспитания обучающихся в образовательных организациях, а также усилению мер, направленных на информированность всех субъектов образования относительно аспектов здоровой жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY AND HARMONIOUS DEVELOPMENT OF A PERSONALITY

Harmonious development of the personality is characterized by the complexity and versatility of relationships and functions, it reflects such development in which the full manifestation of the abilities inherent in it by nature is possible, their constant enrichment in the course of all activities. Harmony is not only one of the conditions, but also the form and way of the most complete realization of the internal possibilities of the personality’s development. The article reveals aspects of the influence of physical activity on the harmonious development of the personality. The indicated aspects indicate that physical culture and sport have huge health-improving and educational potential. Physical activity improves physical, mental and moral health of the person. That is why physical activity should enter everyday life of every person throughout his/her life. The important role at the present stage is given to students’ physical education effectiveness increase in educational organizations, as well as strengthening the measures aimed at informing all subjects of education about the aspects of healthy life.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Софья Андреевна

Барабаш, студент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация

Гармоничное развитие личности характеризуется сложностью и многосторонностью отношений и функций, оно отражает такое развитие, при котором возможно полное проявление заложенных в нём природой способностей, их постоянное обогащение в ходе всей деятельности. Гармоничность является не только одним из условий, но и формой и способом наиболее полной реализации внутренних возможностей развития личности. В статье раскрываются аспекты влияния физической активности на гармоничное развитие личности. Обозначенные аспекты свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт обладают огромным оздоровительным и воспитательным потенциалом. Физическая активность улучшает физическое, психическое и нравственное здоровье человека. Именно поэтому физическая активность должна войти в повседневную жизнь каждого человека на протяжении всей его жизни. Важная роль на современном этапе отводится повышению эффективности физического воспитания обучающихся в образовательных организациях, а также усилению мер, направленных на информированность всех субъектов образования относительно аспектов здоровой жизнедеятельности.

Ключевые слова: гармоничное развитие личности, физическая активность, физическая культура и спорт, здоровье, стресс, продолжительность жизни, здоровый образ жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p610-614

PHYSICAL ACTIVITY AND HARMONIOUS DEVELOPMENT OF A PERSONALITY

Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sofia An-dreevna Barabash, the student, Pacific National University, Khabarovsk

Abstract

Harmonious development of the personality is characterized by the complexity and versatility of relationships and functions, it reflects such development in which the full manifestation of the abilities inherent in it by nature is possible, their constant enrichment in the course of all activities. Harmony is not only one of the conditions, but also the form and way of the most complete realization of the internal possibilities of the personality's development. The article reveals aspects of the influence of physical activity on the harmonious development of the personality. The indicated aspects indicate that physical culture and sport have huge health-improving and educational potential. Physical activity improves physical, mental and moral health of the person. That is why physical activity should enter everyday life of every person throughout his/her life. The important role at the present stage is given to students' physical education effectiveness increase in educational organizations, as well as strengthening the measures aimed at informing all subjects of education about the aspects of healthy life.

Keywords: harmonious development of a personality, physical activity, physical culture and sport, health, stress, life expectancy, healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Гармоничное развитие личности характеризуется сложностью и многосторонностью отношений и функций, оно отражает такое развитие, при котором возможно полное проявление заложенных в нём природой способностей, их постоянное обогащение в ходе всей деятельности. Признаками гармоничного развития личности являются целостность, внутренняя упорядоченность, оптимальная соразмеренность всех сторон, состояний, сфер и компонентов личности. Гармоничность является не только одним из условий, но и формой и способом наиболее полной реализации внутренних возможностей развития личности. При этом гармоничное развитие личности всегда будет процессом, связанным

с постоянным преобразованием и усвоением социального опыта. Необходимое условие для развития личности - разнообразная среда, поскольку именно тогда развивающаяся личность получает возможность выбора [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Большое значение гармоничному развитию личности уделяется в физической культуре и спорте, где акцентируется внимание на нерасторжимой связи физического воспитания с другими слагаемыми всестороннего воспитания, в том числе с нравственным, интеллектуальным и эстетическим, на взаимосвязи физической активности и психических процессов в организме человека [1, 4, 6].

Влияние физической активности на гармоничное развитие личности проявляется в следующих аспектах.

Занимаясь физической культурой и спортом, человек в первую очередь укрепляет своё здоровье, повышает физическую подготовленность, учится управлять своим телом. Всемирная организация здравоохранения констатирует, что физическая активность имеет важные преимущества для здоровья и способствует профилактике неинфекционных заболеваний.

Также в процессе занятий человек учится быстро и правильно ориентироваться в сложных задачах, тренирует силу воли и воспитывает характер. «В здоровом теле - здоровый дух» - это первый постулат для здоровой жизнедеятельности. Физически активный человек эмоционально заряжен. Он готов приступить к продолжительным проектам и трудоёмким работам. Его энергия помогает справляться с большими задачами. И наоборот, дефицит физических нагрузок влечет за собой снижение работоспособности в умственной и физической деятельности, снижение устойчивости организма к заболеваниям.

Для того чтобы поддерживать свой «здоровый дух», важно регулярно заниматься физическими упражнениями. Это не обязательно должны быть усердные тренировки в тренажёрном зале или профессиональные занятия спортом. Это может быть просто ходьба в быстром темпе. Продолжительные прогулки на свежем воздухе способствуют физической активности и насыщению организма кислородом. Это может быть плавание, езда на велосипеде и многое другое. Физические нагрузки необходимо выбирать по своему интересу. Принцип удовольствия должен быть одним из ведущих в занятиях физической культурой и спортом.

Также необходимо пересмотреть свой рацион питания и вредные привычки, которые можно заменить на более полезные. Для здоровой жизнедеятельности человеку необходимы в нужном количестве и в оптимальном соотношении все компоненты пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода. Обычная питьевая вода - важный элемент для человеческого организма. Это вторая после кислорода составляющая, необходимая для выживания всего живого. Полноценное снабжение организма водой обеспечивает его нормальное функционирование.

Физическая активность и рациональное питание являются наиболее важными компонентами здорового образа жизни, влияющими на качество и продолжительность жизни человека. Потому что дряхлость и старость, как показывают современные исследования, - это по-другому атрофия мышц, а мышцы фактически являются эндокринными органами, которые выделяют большое количество активных веществ [2], замедляющих процесс старения. Помимо физической активности, для сохранения мышечной ткани, в рационе питании взрослого и пожилого человека обязательно должны присутствовать белки - они являются основным строительным материалом для работы мышц, причём, чем старше человек, тем больше ему необходим белок.

Влияние физической активности на гармоничное развитие личности проявляется и в оптимизации с помощью занятий физической культурой и спортом психического состояние человека - снижении личностной тревожности, повышении самооценки, эмоциональной устойчивости и др.

Поставленные и достигнутые цели и задачи во время тренировок дают человеку уверенность в том, что он может справиться с любыми трудностями. Подъём уровня энергии после небольшой тренировки придаёт силы в течение дня и улучшает производительность труда человека. Высокая производительность труда способствует более успешной карьере. И, как приятный бонус, результатами регулярных тренировок являются подтянутое и натренированное тело, которое придаёт уверенности человеку в своих силах, оправдывает приложенные усилия.

Физическая активность положительно влияет на умственную работоспособность человека. При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, может возникнуть временное торможение процесса умственного труда, которое предохраняет функциональные системы центральной нервной системы от разобщения. Наиболее эффективной формой отдыха при умственном труде является активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

Хорошая физическая форма повышает стрессоустойчивость. Стресс, зачастую связанный с учёбой, работой, семейной ситуацией, влияет на психофизическое состояние человека. Длительный стресс может вызывать не только психические расстройства, но и стать причиной развития соматических заболеваний, таких, как сахарный диабет, астма и др.

По данным современных исследований, каждый третий человек в России (34%) постоянно испытывает стресс. При этом женщины в борьбе со стрессом наиболее часто делятся переживаниями с близкими, принимают успокоительные препараты. Мужчины для снятия стресса разговаривают с близкими (44%), занимаются спортом (27%) и употребляют алкоголь (25%) [3]. Однако самым физиологичным методом снятия стресса является физическая активность. Физические нагрузки, особенно аэробные - ходьба, бег, плавание и др., - нейтрализует избыток выделившихся во время стресса гормонов и этим помогают выдержать эмоциональные перегрузки. Систематические физические нагрузки не только снимают нервно-психическое напряжение, но и способствует нормализации эмоционального статуса. Более того, после мышечной нагрузки зачастую возникает ощущение удовольствия («мышечная радость»), комфорта. По мнению Всемирной организации здравоохранения, повышение уровня физической активности у взрослых и пожилых людей улучшает психическое здоровье (уменьшает симптомы депрессии).

И, наконец, эстетический аспект физической культуры и спорта. Человек, регулярно занимающийся физической активностью, постоянно сталкивается с проявлением красоты. Самое наглядное - это тело человека, подвергающееся нагрузкам. Под влиянием физических упражнений тело развивается постепенно, комплексно и гармонично. Немаловажное значение имеет и музыкальное сопровождение во многих видах спорта. Так, например, в художественной гимнастике, фигурном катании все упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Сложные элементы выступлений вместе с яркими костюмами и музыкальным сопровождением вызывают эстетическое наслаждение. Такие виды спорта и активного отдыха, как альпинизм, туризм и многие другие позволяют наблюдать красоту природы, замечать прекрасное в живописных пейзажах.

Важным аспектом физической культуры и спорта является духовное развитие личности - это формирование моральных качеств (силы воли, трудолюбия, дисциплинированности, ответственности, целеустремлённости, уважения, толерантности и др.), системы ценностей (ценности здоровья, физической культуры и др.), нравственных установок,

правил межличностного взаимоотношения. Занимаясь спортом с раннего детства, человек уже тогда закладывает в своем характере дух соревнования, воспитывает волю и учится сдерживать эмоции. Что в дальнейшей жизни помогает ему добиваться поставленных целей и преодолевать трудности.

Занятия спортом способствуют расширению кругозора, представлению о мире и о других странах. Спорт мирового уровня учит людей толерантному общению с представителями других народов. Все больше спортсмены, кроме борьбы, столь характерной для спорта, видят в нём искренность отношений, дружбу и доброжелательность друг к другу.

Итак, обозначенные аспекты влияния физической активности на гармоничное развитие личности, свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт обладают огромным оздоровительным и воспитательным потенциалом. Физическая активность улучшает физическое, психическое и нравственное здоровье человека. Именно поэтому физическая активность должна войти в повседневную жизнь каждого человека на протяжении всей его жизни (конкретность целей и задач на различных этапах жизни человека обусловливается возрастом, полом, психофизическим состоянием организма, требованиями, вытекающими из характера и условий его деятельности и др.). В связи с чем важная роль на современном этапе отводится повышению эффективности физического воспитания обучающихся в образовательных организациях (дошкольного, общего, средне профессионального и высшего образования), а также усилению мер, направленных на информированность всех субъектов образования относительно аспектов здоровой жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белетова Д.Б. Развитие физкультурно-спортивной активности детей и подростков в процессе воспитания / Д.Б. Белетова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2018. - № 3. - С. 9-13.

2. Мышечная ткань как эндокринный регулятор и проблема гиподинамии / А.Ю. Васина, М.Д. Дидур, А.А. Иыги, В.И. Утехин, Л.П. Чурилов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. - 2014. - № 2. - С. 5-15.

3. Каждый третий россиянин постоянно испытывает стресс // Интерфакс. - 14.10.2019. -URL: https://www.interfax.ru/russia/680262 (дата обращения: 10.11.2022).

4. Паршакова В.М. Взаимосвязь физического и духовного развития личности студента /

B.М. Паршакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 6-1. -

C. 40-41.

5. Щетинина С.Ю. Гармония как основная категория развития личности в системе физкультурного образования / С.Ю. Щетинина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 6. - С. 10-15.

6. Щетинина С.Ю. Интегрированная воспитывающая физкультурно-спортивная среда : монография / С.Ю. Щетинина. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 380 с.

REFERENCES

1. Beletova, D.B. (2018), "Development of sports activity of children and teenagers in the course of education", Economical and humanitarical researches of the regions, No. 3, pp. 9-13.

2. Vasina, A.Yu., Didur, M.D., Iygi, A.A., Utekhin, V.J. and Churilov, L.P. (2014), "Muscle tissue as endocrine regulator and the problem of physical inactivity", Vestnik of Saint Petersburg University. Medicine, No. 2, pp. 5-15.

3. Every third Russian is constantly stressed, Interfax, (2019/10/14), available at: https://www.interfax.ru/russia/680262.

4. Parshakova, V.M. (2019), "The interconnectedness of physical and spiritual development of the individual student", International Journal of Humanities and Natural Sciences, Vol. 6-1, pp. 40-41.

5. Schetinina, S.Yu. (2010), "Harmony as basic category of personal development in system of sports education", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 6, pp. 10-15.

6. Schetinina, S.Yu. (2016), Integrated educative physical-sports environment: monograph, Publishing House of Pacific National University, Khabarovsk.

Контактная информация: Shetinina65@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2022

УДК 796.325

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПЕРЕДАЧ МЯЧА В СЛОЖНЫХ ИГРОВЫХ УСЛОВИЯХ

Юрий Николаевич Эртман, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Вячеславович Ходус, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Владимир Владимирович Насонов, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Тюмень

Аннотация

В настоящем сообщении приводится один из способов совершенствования передач мяча в сложных условиях в волейболе. К числу важных элементов тактической подготовленности волейболистов справедливо относят выполнение вторых передач мяча. Вторые передачи являются связующим звеном между всеми элементами игры. От качества вторых передач зависит: обеспечение благоприятных условий для подготовки и организации индивидуальных и коллективных действий нападающих игроков; быстрота решения технико-тактических задач нападения (например, обеспечение возможности партнёру действовать на опережение соперников) игры блокирующих и наконец - результативности нападающих действий команды в целом. Ключевые слова: волейбол, передача мяча, сложность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p614-620

TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING IMPROVEMENT OF QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS WHEN PERFORMING SETTING THE BALL IN DIFFICULT GAME CONDITIONS

Yuri Nikolaevich Ertman, the candidate of pedagogical sciences, docent, Denis Vyacheslavo-vich Khodus, the post-graduate student, Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk; Vladimir Vladimirovich Nasonov, the candidate of pedagogical sciences, docent,

Tyumen State University, Tyumen

Abstract

This report provides one of the ways to improve ball transfers in difficult conditions in volleyball. Among the important elements of tactical preparedness of volleyball players, the execution of second passes of the ball is rightly attributed. The second gear is the link between all the elements of the game. The quality of the second passes depends on: providing favorable conditions for the preparation and organization of individual and collective actions of attacking players; the speed of solving the technical and tactical tasks of the attack (for example, enabling the partner to act ahead of the opponents) of the blocking game and, finally, the effectiveness of the attacking actions of the team as a whole. Keywords: volleyball, ball passing, complexity.

ВВЕДЕНИЕ

Современный волейбол отличается динамизмом насыщенности и быстротой смены игровых ситуаций. Это требует формирования у игроков специальной подготовленности к ведению игровых действий [1]. Она содержит комплекс физической, технико-тактической подготовленности, умений и навыков интеллектуального плана, содержаще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.