ЗНАЧИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДОМИНИРУЮЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ
О.А. Сбитнева, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2021-1065
Аннотация. В статье рассматривается значимость физической культуры и спорта для всестороннего и гармоничного развития. Раскрывается эффективность физических нагрузок для специалистов с доминирующей физической активностью. Отмечена взаимосвязь физических тренировок и здоровья. Анализируется роль двигательной активности в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий. Представлены комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств, необходимых для повышения работоспособности специалистов наземно-транспортных технологий. Даны рекомендации использования средств физической культуры для будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура, профессиональная деятельность, работоспособность, физическая активность, физические нагрузки, физические упражнения, здоровье.
Заканчивая Вуз, студенты сталкиваются со спецификой условий труда и особенностями объекта профессии. Одной из основных задач физического воспитания в Вузе является подготовка к профессиональной деятельности. Для эффективного высокопроизводительного труда, будущим специалистам необходимо получить знания и умения по использованию средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся условий труда, быта, возрастных особенностей, климатических условий. Учебный процесс в Вузе предъявляет высокие требования к психическому, физическому здоровью студентов. Структура физической культуры личности включает в себя три взаимосвязанных компонента, которые полностью совпадают с компонентами ва-леологической культуры:
1. Мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре; сформированную жизненную потребность в ней;
2. Систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности;
3. Физическое совершенство личности, определяющее состояние ее здоровья, психофизиологические и физические возможности как фундамент активно преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки, необходимые и достаточное для этого [1]. Здоровье студентов является необходимым условием успешной учебной деятельности, сохранения высокой умственной и физической работоспособности, профессиональной пригодности. Физическая активность - важнейшая составляющая здоровья. Физические нагрузки, укрепляют все системы и органы организма, способствуют быстрому восстановлению, снижению утомления и переутомления; являются профилактикой заболеваний и травм, снижают риск развития профессиональных заболеваний; продлевают продолжительность жизни. Уровень физической активности влияет на физическое развитие, физическую подготовленность будущих специалистов. Физические упражнения влияют на все группы мышц, суставы, связки, благодаря им повышается объем мышц, их упругость. Повышение мышечной активности заставляет многие органы и системы организма работать с дополнительной нагрузкой, тем са-
мым увеличивать функциональные возможности организма, защищая организм от воздействия неблагоприятной внешней среды. По статистике при легком труде расходуется 2100 ккал, при среднем - 2500 ккал, при тяжелом - 3300 ккал [2].
Морфофизиологические функции и организм в целом зависят от способности развиваться, имея генетическую врожденную основу, необходимую для достижения, оптимальных и максимальных показателей умственной и физической работоспособности. Тренированный организм адаптируется к нагрузкам и обладает большими резервами, может их использовать более экономично, в полном объеме. Физические нагрузки оказывают влияние на дыхательную систему и кровь, способствуют увеличению объема и свойства легких, укрепляют мышцы, участвующие в процессе дыхания. Положительное влияние оказывают на сердечно-сосудистую систему. Они способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличению возможности сердца, снижению кровяного давления, снижению риска инфарктов и инсультов, повышению эластичности сосудов. Эффективное влияние физической активности происходит на выделительную, нервную и иммунную системы, улучшая перистальтику кишечника, функцию почек
Таблица 2. Упражнения на развитие силы
и мочевого пузыря. Также при физических нагрузках снижается уровень сахара, уровень гормонов стресса. Физические нагрузки положительно влияют на психоэмоциональное состояние, улучшая настроение, развивая волевые качества: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, смелость, развивая уверенность в себе, повышая самооценку, способствуя гармоничному развитию личности в целом.
Учитывая условия труда и характер профессиональных работ для специалистов направления: «Наземные транспорт-но-технологические средства», специальную физическую подготовку необходимо направлять на развитие силы, выносливости, ловкости. Профессиональная деятельность этих специалистов предполагает необходимость: находиться длительное время в сложных неблагоприятных условиях; удерживать в одном положении одну и ту же позу; повышенного внимания, зрения, координации движения, точности движения рук. Для повышения эффективности производства и производительности труда, здоровья и работоспособности специалистов наземно-транспортных технологий, разработаны комплексы упражнений (табл. 1, 2, 3).
Таблица 1. Упражнения на развитие выносливости
Классическое подтягивание 3 подхода по 10-15 раз
Отжимание от пола 3 подхода по 20-25 раз
Длительный бег 1 час
Прыжки на скакалке 3 подхода по 75-100 раз
Упражнения с эспандером (8-10) 3 подхода 20-30 раз
Прыжки через скамейку 3 подхода по 30-40 раз
Отжимание на брусьях 3 подхода по 10-15 раз
Подтягивание узким, широким хватом 3 подхода по 10-15 раз
Упражнения с гантелями (круговые вращения рук вперед, назад) 3 подхода по 10-15 раз
Упражнение «планка» 3 подхода по 1-3 минуты
Приседание 3 подхода по 15-20 раз
Упражнения с 2 гирями (поднимание и опускание рук) 3 подхода 10-15 раз
Таблица 3. Упражнения на развитие ловкости
Бег с изменением направления (спиной вперед, скрестным шагом, с остановками и т.д.) Изменять темп и способ выполнения
Кувырки по сигналу Изменять скорость и направление
Броски баскетбольного мяча из разных исходных положений (стоя, сидя, в приседе) Варьировать ловлю мяча
Метания мяча, гранаты, копья, диска Выполнять упражнения с места, разбега
Прыжки через препятствия, с поворотами на 180360, из различных исходных положений Изменять темп движения. Выполнять упражнения стандартно и по внезапному сигналу
Лазание по канату Чередовать положение рук, ног. Изменять темп выполнения.
Работа в замкнутом пространстве происходит в условиях кислородного голодания, что приводит к значительному снижению работоспособности, необходимо систематически применять физические упражнения в режиме труда и отдыха. Важно использовать виды спорта, которые проводятся на открытом воздухе. Физические нагрузки должны быть разнообразны, многогранны с учетом особенностей будущей профессии. Организм каждого специалиста приспосабливается к условиям внешней среды, в которых ему приходится работать по специальности. Целесообразно развивать физические и психические
качества необходимые для будущей профессиональной деятельности. Современным студентам необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, систематически использовать средства физической культуры в соответствии с режимом труда и отдыха. Эффективность использования средств физической культуры обеспечивает психоэмоциональную и волевую устойчивость; рост физической работоспособности, учебно-трудовой активности; снижение перегрузки и утомления; быстрое восстановление в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием.
Библиографический список
1. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. -С. 27-32.
2. Алешин И.Ю., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Егорычева Е.В. Влияние физической культуры на общие показатели здоровья человека // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3.
3. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. -М.: Лептос, 1994. - 368 с.
THE IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING FOR SPECIALISTS WITH DOMINANT PHYSICAL ACTIVITY
O.A. Sbitneva, Senior Lecturer
Perm State Agrarno-Technological University named after academician D.N. Pryani-
shnikova
(Russia, Perm)
Abstract. The article considers the importance of physical culture and sports for comprehensive and harmonious development. The article reveals the effectiveness of physical activity for specialists with dominant physical activity. The relationship between physical training and health is noted. The role of motor activity in the mode of work and rest is analyzed taking into account the changing conditions. The sets of exercises for the development of the basic motor qualities necessary to improve the performance of specialists in ground-transport technologies are presented. Recommendations for the use of physical culture tools for future professional activities are given.
Keywords: physical culture, professional activity, working capacity, physical activity, physical activity, physical exercises, health.