Научная статья на тему 'Особенности использования средств физической культуры для формирования психических качеств, оптимизации работоспособности'

Особенности использования средств физической культуры для формирования психических качеств, оптимизации работоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / работоспособность / внимание / оперативное мышление / эмоциональная устойчивость / физические упражнения. / physical culture / efficiency / attention / operative thinking / emotional stability / physical exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Сбитнева, Д Н. Прянишникова

В статье рассматривается формирование профессионально важных свойств и качеств личности, будущих специалистов. Материалы статьи отражают значимость физической культуры для умственной, физической работоспособности. Предложены физические упражнения для развития профессиональных психических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О А. Сбитнева, Д Н. Прянишникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USE OF MEANS OF PHYSICAL CULTURE FOR THE FORMATION OF MENTAL QUALITIES, THE OPTIMIZATION OF THE PERFORMANCE

The article deals with the formation of professionally important properties and qualities of personality, future specialists. The materials of the article reflect the importance of physical culture for mental and physical performance. Physical exercises for development of professional mental qualities are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности использования средств физической культуры для формирования психических качеств, оптимизации работоспособности»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ОПТИМИЗАЦИИ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10556

Аннотация. В статье рассматривается формирование профессионально важных свойств и качеств личности, будущих специалистов. Материалы статьи отражают значимость физической культуры для умственной, физической работоспособности. Предложены физические упражнения для развития профессиональных психических качеств.

Ключевые слова: физическая культура, работоспособность, внимание, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, физические упражнения.

В наше время важен вопрос качества высшего образования. После окончания высшего учебного заведения человеку недостаточно полученных знаний. С начала обучения в вузе, студент должен приобретать навыки самообучения, уметь находить необходимую информацию. Занятия физической культурой с начала обучения дают студентам нужные для жизни качества такие как: устойчивость к стрессу, достижение целей, не сдаваться. Физическая нагрузка положительно сказывается на умственных способностях, способствует более быстрому восстановлению организма после или во время стресса (например: сессии). Благодаря физической культуре в вузе, студент быстрее привыкает к новому для него формату обучения, находит общий язык с сокурсниками. За время обучения, у будущего специалиста должны появиться важные качества личности, которые помогут ему влиться в коллектив. Люди, которые работают в коллективе, должны иметь не только глубокие знания, умения и навыки, но и много устойчивых психофизических свойств, уравновешенность, находчивость, разносторонность, целеустремленность и высокую работоспособность. Профессиональные психические качества должны включать в себя внимание, эмоциональную устойчивость, память, творческое мышление, интуицию, смелость, решительность, показатели вос-

приятия окружающего мира. Системы органов должны быть подготовлены к деятельности во вредных для организма условиях труда. На протяжении всего учебного процесса студентам необходимо работать над собой. Сочетая различные способности, можно прийти к успешному результату в учебной и трудовой профессиональной деятельности. Умственные перегрузки ведут к дисгармоничному физическому развитию, снижению функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной системы. Это в свою очередь отрицательно влияет на интеллектуальную, физическую работоспособность, в том числе на внимание. Возникают трудности сосредоточиться на действии, предмете, процессе, явлении. Объем и распределение внимания развивается, как отдельное умение выполнения нескольких дел одновременно с постепенным увеличением количества действий и нарастанием темпа. Переключение внимания тренируется специальными упражнениями, которые помогают научиться быстро выделять главное. Сосредоточенность внимания развивается с помощью воспитания установки на внимание. Устойчивость внимания появляется путем тренировки отдельных органов. Тренировать внимание можно упражнениями из разных видов спорта. Футбол: игра ногами или головой через волейбольную сетку; игра на пло-

щадке с меньшим размером поля с большим количеством игроков; ведение мяча по сигналу с изменением направления. Баскетбол: ведение мяча без зрительного контроля по указанию тренера (смена направления движения); эстафеты с акробатическими элементами, выполняемыми по свистку с указанием количества; ведение мяча вокруг стоек по команде тренера (количество раз и направление движения). Оперативное мышление подразумевает быструю и правильную реакцию на событие в условиях, которые могут быстро поменяться. Является ценным качеством специалиста любой сферы деятельности. Рекомендуют упражнения на развитие оперативного мышления для спортсменов, разных видов спорта: бегуна на средние дистанции, игрока, борца, фехтовальщика, боксера. Эстафета с непредсказуемым сюжетом; преодоление незнакомых трасс (бег по склону; езда на велосипеде; скоростной спуск на лыжах); спортивные игры (бадминтон, волейбол, теннис через закрытую сетку); ориентирование на местности; игра в шахматы «блиц» (длительность партии -3-10 мин, каждый ход - 3-10 сек. Время на обдумывание и партию постепенно сокращается).

Для достижения эмоциональной устойчивости человек должен быть здоров физически, психически и духовно. Эмоционально устойчивый человек может сохранять или даже увеличивать свою способность к работе в сложных ситуациях, вызывающих стресс. Для формирования эмоциональной устойчивости используют следующие упражнения: бег по склону со сложным непредсказуемым маршрутом; эстафета с выполнением движений, требующих проявления смелости, решительности; выполнение различных двигательных задач на гимнастическом бревне, гимнастической стенке, специальной площадке; прыжки в воду; прыжки на батуте с акробатическими элементами; спортивные подвижные игры в команде; спуск на лы-

жах по сложному маршруту на скорости; скалолазание. Смелость и решительность необходимы человеку для умения быстро принять решение и осуществить соответствующее действие. Смелость помогает побороть страх, взять на себя ответственность. Не редко эти качества могут спасти жизнь. Упражнения на смелость и решительность: бег по крутой горке с преодолением препятствий; прыжки в глубину и соскоки с гимнастических снарядов; ходьба и бег с закрытыми глазами; прыжки через препятствия и гимнастические снаряды; прыжки на батуте; преодоление полосы препятствий; игра в регби по разным правилам с силовыми элементами; акробатические прыжки; прыжки в воду; прыжки и падения на землю, на пол; боксерское сражение с человеком, который сильнее; скалолазание.

Физические упражнения рекомендуются к применению в любом возрасте. Они способствуют правильному умственному и физическому развитию, помогают восстановить способность к работе организма после травм, приобретению желаемой фигуры, развитию и воспитанию в себе многих психических качеств, в том числе необходимых в повседневной жизни и профессиональной деятельности. При совершении движения задействовано большое количество мышц, которые в свою очередь стимулируют центральную нервную систему, поддерживая работоспособность нервных центров. Эффект от двигательной активности можно наблюдать в общем состоянии организма, так как она обеспечивает улучшение обмена веществ, поддержание мускулатуры и других органов в тонусе, укрепляет иммунитет, увеличивает объем легких, уменьшает количество сердечных сокращений в минуту. В то же время необходимо вести здоровый образ жизни, значит жить в гармонии со своим умом и телом, без вредных привычек, с правильно сбалансированным питанием, режимом труда и отдыха.

Библиографический список

1. Васильев Г.А., Кос В.Р. Организация учебной деятельности. - Физическая культура в школе. - 1994. - №2.

2. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретик методологический аспект Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та., 2000. - 190 с.

3. Неваленный А.Н, Лобанов О.Ю. Положение о комплексной Спартакиаде Астраханского государственного технического университета среди студентов, 2016. - 6 с.

4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.

5. Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. - М.: Новое знание, 2003. - 173 с.

FEATURES OF USE OF MEANS OF PHYSICAL CULTURE FOR THE FORMATION OF MENTAL QUALITIES, THE OPTIMIZATION OF THE PERFORMANCE

O.A. Sbitneva, senior lecturer

Pryanishnikov Perm state agrarian and technological university (Russia, Perm)

Abstract. The article deals with the formation of professionally important properties and qualities of personality, future specialists. The materials of the article reflect the importance of physical culture for mental and physical performance. Physical exercises for development of professional mental qualities are offered.

Keywords: physical culture, efficiency, attention, operative thinking, emotional stability, physical exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.