Научная статья на тему 'Профессионально–Прикладная направленность упражнений, видов спорта как одно из основных направлений системы физического воспитания'

Профессионально–Прикладная направленность упражнений, видов спорта как одно из основных направлений системы физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1390
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-прикладная физическая подготовка / физическая культура / физические упражнения / производственная гимнастика / работоспособность / физическое воспитание / здоровье. / professional and applied physical training / physical culture / physical exercises / industrial gymnastics / performance / physical education / health.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. А. Сбитнева, Д. Н. Прянишникова

В статье рассматривается профессионально-прикладная подготовка, как одно из направлений физического воспитания. Роль физической культуры в учебной и трудовой деятельности. Обосновывается значимость прикладных физических качеств в профессиональной деятельности. Анализируется целесообразность использования профессионально-прикладной подготовки для будущих специалистов агротехнологии и лесного хозяйства. Даны рекомендации по выполнению производственной гимнастики, упражнений на развитие основных физических качеств. Представлены упражнения для разных видов профессий. Анализируется важность прикладных занятий для будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О. А. Сбитнева, Д. Н. Прянишникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL AND APPLIED ORIENTATION OF EXERCISES, SPORTS AS ONE OF THE MAIN DIRECTIONS OF THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

The article considers professional and applied training as one of the areas of physical education. The role of physical education in training and work. The significance of applied physical qualities in professional activities is substantiated. The feasibility of using professionalapplied training for future specialists in agricultural technology and forestry is analyzed. Recommendations on the implementation of industrial gymnastics, exercises on the development of basic physical qualities are given. Exercises for different types of professions are presented. The importance of applied classes for future specialists is analyzed.

Текст научной работы на тему «Профессионально–Прикладная направленность упражнений, видов спорта как одно из основных направлений системы физического воспитания»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ, ВИДОВ СПОРТА КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СИСТЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10027

Аннотация. В статье рассматривается профессионально-прикладная подготовка, как одно из направлений физического воспитания. Роль физической культуры в учебной и трудовой деятельности. Обосновывается значимость прикладных физических качеств в профессиональной деятельности. Анализируется целесообразность использования профессионально-прикладной подготовки для будущих специалистов агротехнологии и лесного хозяйства. Даны рекомендации по выполнению производственной гимнастики, упражнений на развитие основных физических качеств. Представлены упражнения для разных видов профессий. Анализируется важность прикладных занятий для будущих специалистов.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, физические упражнения, производственная гимнастика, работоспособность, физическое воспитание, здоровье.

Профессионально-прикладная физическая подготовка введена как обязательный предмет в ВУЗах, является главным направлением в развитии студентов. ППФП подготавливает физически, учит быть выносливыми, дисциплинированными. Принцип органической связи физического воспитания и практики трудовой деятельности в наибольшей степени осуществляется в профессионально-прикладной физической подготовке. В качестве особой разновидности физического воспитания, профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Профессиональная дееспособность зависит от профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и прямо связанных с ними способностей.

В современных условиях важное экономическое значение приобретает соотношение средств физической культуры и учебной деятельности студентов, состоящее в использовании физического воспитания для подготовки к предстоящему

профессиональному труду, улучшению его производительности. Профессионально-прикладная физическая подготовка приобретает главное значение в системе физического воспитания студентов [1].

Прикладные физические качества - быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для правильного и качественного выполнения работы требуется: повышенная выносливость, быстрота, сила отдельных групп мышц и ловкость. Одной из задач профессионально-прикладной физической подготовки является предварительное формирование данных прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня. Профессионально-прикладная физическая подготовка связана с общей физической подготовкой, которая представляет основу практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в высших учебных заведениях [2].

Профессионально-прикладная подготовка будущих специалистов агротехноло-гии и лесного хозяйства в высших учебных заведениях способствует повышению

уровня профессионально-значимых качеств, улучшению состояния здоровья, повышению их активности и снижению риска профессиональной заболеваемости. Наиболее важны упражнения на расслабление мышц, участвующих в работе, направленные на уменьшение мышечного напряжения, ускорение восстановительных процессов. Ежедневная утренняя гимнастика вырабатывает устойчивый навык, который необходим в условиях трудовой деятельности. Эффективны упражнения специального прикладного характера. Гимнастика в процессе трудовой деятельности служит наиболее подходящей формой массового применения физической культуры.

Для специальности агронома необходимы физические нагрузки в виде: ходьбы, наклонов, приседаний, развития хорошего глазомера, реакции, выносливости и логического мышления. Виды спорта - скандинавская ходьба, велоспорт, дартс, шахматы, плавание, баскетбол, теннис. Одно из важнейших условий сохранения здоровья, работоспособности является соблюдение правильного режима труда и отдыха.

Проведение производственной гимнастики с агрономами имеет свою специфику, которая определена сезонностью и срочностью посевных, уборочных работ, часто вызывающих необходимость удлинения рабочего дня. Производственная гимнастика проводится в форме вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минутки [2].

При выполнении работ с разнообразными движениями в комплексах физкультурных пауз необходимо включать упражнения, вовлекающие в работу мышцы всех частей тела, упражнения на расслабление и восстановление [5]. Главной задачей профессионально-прикладной физической подготовки является сохранение и укрепление здоровья, повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям условий внешней среды, в которых проходит трудовая деятельность.

В некоторых профессиях на организм воздействуют ряд неблагоприятных факторов внешней среды, как недостаток кислорода, загазованность, резкие перепады

атмосферного давления. Поэтому необходимо использовать бег, плавание, лыжные гонки, гребля, где необходима высокая интенсивность, которая повышает умственную работоспособность, устойчивость организма к недостатку кислорода и способность общей выносливости. Устойчивость к гипоксии повышают скоростные циклические виды упражнений (бег, гонки не велосипеде, плавание, альпинизм, туризм). Упражнения на гимнастических снарядах, батуте, акробатика, прыжки в воду, водные лыжи, фигурное катание на коньках способствуют приобретению выносливости укачивания с быстрым изменением положения тела и головы в пространстве. К повышению устойчивости перегревания необходимы спортивные игры, бег в плотной одежде. К перегрузкам нужны упражнения на вращение (сальто, батут, стойки на голове, руках), укрепление мышц живота и ног, акробатические прыжки. Оздоровительные мероприятия и гигиенические факторы, обеспечивающие эффективную работу в различных географических и климатических условиях, являются основным средством профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Важность средств профессионально-прикладной физической подготовки состоит в формировании и совершенствовании умственных, двигательных, сенсорных и организаторских навыков. Приобретая знания, умения в области физической культуры обеспечивается высокий уровень функционирования всех органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Учитывая положительное влияние разных физических упражнений на работоспособность специалистов, развиваются физические способности и двигательные навыки. Учащиеся, которые занимаются настольным теннисом, баскетболом, волейболом повышают показатели нервно-мышечной системы, чувствительности, остроты зрения и быстроты реакции, внимания. Что положительно влияет на профессионализм в целом [3; 6].

Необходимо регулярно проводить утреннюю гимнастику и закаливание для разминки. Укреплять разные мышцы, по-

вышать настроение, иммунитет, выносливость. Любая физическая подготовка - это залог здорового образа жизни и высокой работоспособности. Для решения задач, связанных с производительностью труда также вырабатывается ускорение процесса со спецификой двигательной деятельности в трудовом процессе. Чтобы иметь общее направление физических способностей нужно иметь полные данные о профессии. Они определяют особенности приёмов действий. К ним относятся типы двигательного действия (вращение, ударные), при этом необходимо знать, как участвуют части тела, амплитуда движений и пластичность.

После всех определений характеристик, необходимо понять, как данная профессия воздействует на организм человека в целом, какие физические двигательные навыки являются профессионально важными. Важным решением задач профессионально-прикладной физической подготовки является отбор соответствующих средств, форм, методов их реализации.

Физическая подготовка представляет собой процесс обеспечения специализированной подготовки профессиональной деятельности. Этот процесс обучения обогащает фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков способностей, от которых зависит профессиональная деятельность. Формирование и автоматизация двигательного навыка лежит в основе спортивного и профессионального обучения. В результате чего осуществляется четкое, быстрое, выполнение движения. Необходимо создавать все условия для качественного проведения профессионально-прикладной физической подготовки.

Практика физического воспитания создаёт укрепление здоровья, противостоит стрессам, способствует снижению травматизма. С помощью закаливания можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, резким колебаниям температуры воздуха. Профессионально-прикладная физическая подготовка для студентов сельскохозяйственных вузов является основной частью всей системы подготовки специалиста к будущей про-

фессиональной деятельности. Специальная физическая подготовка требуется разным видам профессий [3].

Для балерин, фигуристов требуется больше прыжковых упражнений, выносливость, растяжку мышц. Военным, космонавтам и пожарным требуется больше нагрузок на мышцы спины, ног, рук и т.д. (бег, подтягивание, силовые нагрузки, плавание и прыжки). Для менее подвижных профессий: бухгалтер, программист, экономист необходимы физические нагрузки для групп мышц шеи, спины, ног (плавание, бег, наклоны, прыжки, йога). Виды спорта: баскетбол, волейбол, футбол, лыжи и многие другие. Одним из факторов, помогающих достижению определенной цели, является правильное и грамотное распределение умственного труда, правильное использование спорта и средств физической культуры во время учебы студентов в ВУЗе, умелое сочетание физических нагрузок и активного отдыха [1].

Необходимо уделять основное внимание упражнениям на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, координации движений и гибкости. Для развития быстроты и скорости практикуется бег с ускорениями, низкие и высокие старты, эстафеты, скоростной бег, прыжки на одной и двух ногах с максимальной скоростью и амплитудой, бег с ускорениями на дистанциях от 20 до 60 метров, прыжки в длину с разбега, с места, спортивные игры скоростного характера. Отжимание на руках от пола без нагрузки и с преодолением сопротивления, подтягивание на перекладине, броски мяча и различные физические упражнения для развития силы. Данные физические нагрузки помогут студенту укрепить важные группы мышц. Гибкость рекомендуется развивать с помощью махов с постепенным увеличением амплитуды. Для повышения выносливости студентам нужно проводить кроссы с равномерным, переменным и повторным забегами на различные дистанции: 500, 1000, 3000 м, продолжительные спортивные игры: футбол, теннис, баскетбол, волейбол. Важность прикладных занятий для будущих специалистов, роль здоровья, физиче-

ского совершенства, в профессионально-прикладной физической подготовке состоит в хорошей производительности труда человека [2; 4].

Индивидуальная физическая подготовка необходима для различных профессий. Современный труд требует нужного профилирования физического воспитания, т.к. общая физическая подготовка будущих специалистов не в силах полностью решить все требуемые задачи. Малая часть здоровья человека зависит от медицины, его большая часть - от уровня его физической подготовки и ведения здорового образа жизни. Добавление определенных задач к физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности будет является началом для улучшения всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных умений, качеств, и профессиональных навыков.

Для студента нужен контроль психофизиологических возможностей организма, восприятия большого объема информации для практических умений и теоретических знаний. Это требует обеспечения соответствующих требований, условий и режима учебной деятельности, быта и отдыха студентов с целью укрепления их здоровья и сохранения высокой работоспособности в период учебы в университете, для буду-

рактер одной из форм занятий приобретает специализированную спортивную тренировку эффективную в профессионально-прикладных упражнениях. Сохраняя целостность всех видов физических занятий можно достичь в профессиональной деятельности значимые цели развивая личность будущих специалистов [1].

Профессионально-прикладная физическая подготовка является самой неотъемлемой частью учебного процесса в дальнейшей рабочей деятельности. От нее зависит достижения высоких результатов и успехов. Необходимо знать важность, значимость профессионально-прикладной физической подготовки, уделять достаточно времени этому процессу. На данный момент имеется много научных работ в этой области, специалисты улучшают и модернизируют работу со студентами в ВУЗах, обсуждая вопросы здоровья, продуктивности в учебной деятельности. Исследователи указывают, что высокую эффективность можно достичь с помощью разнообразных средств физической культуры и спорта. Применяемые в процессе профессионально-прикладной физической подготовки специальные прикладные упражнения - это физические упражнения более подробные и организованные в полном соответствии с поставленными задачами.

щей профессиональной деятельности. Ха-

Библиографический список

1. Виленский, М.Я. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов / М.Я Виленский, Р.С. Сафин. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 104-109.

2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Высшая школа, 1978. - 144 с.

3. Ильин, В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. - М., 2015. - 163 с.

4. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1985. - 136 с.

5. Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1988. - С. 39-56.

6. Коробков, А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высшая школа, 2015. - 136 с.

PROFESSIONAL AND APPLIED ORIENTATION OF EXERCISES, SPORTS AS ONE OF THE MAIN DIRECTIONS OF THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

O.A. Sbitneva, Senior Lecturer

Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)

Abstract. The article considers professional and applied training as one of the areas of physical education. The role of physical education in training and work. The significance of applied physical qualities in professional activities is substantiated. The feasibility of using professionalapplied training for future specialists in agricultural technology and forestry is analyzed. Recommendations on the implementation of industrial gymnastics, exercises on the development of basic physical qualities are given. Exercises for different types of professions are presented. The importance of applied classes for future specialists is analyzed.

Keywords: professional and applied physical training, physical culture, physical exercises, industrial gymnastics, performance, physical education, health.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.