УДК 796.093
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ШЕЙПИНГОМ
Н.В. Арнст А. А. Мельничук, А.Ю. Стефаниди
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: nina.arnst@mail.ru
В статье рассматривается влияние занятий шейпингом на физическое здоровье студентов на протяжении одного семестра. Выявлено, что оздоровительный эффект шейпинга заключается в повышении функциональных возможностей сердечнососудистой системы и уменьшении нервно-психических напряжений.
Ключевые слова: нервно-психическое напряжение, физическая нагрузка, сердечнососудистая система, студенты.
ASSESSMENT OF THE HEALTH STATUS OF STUDENTS ENGAGED
IN SHAPING A
N. V. Arnst A. A. Melnichuk A. Yu. Stefanidi
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: nina.arnst@mail.ru
The article considers the influence of shaping classes on the physical health of students during one semester. It was revealed that the health-improving effect of shaping is to increase the functional capabilities of the cardiovascular system and reduce neuropsychiatry stresses.
Keywords: neuropsychiatric stress, physical activity, cardiovascular system, students.
Современные реформы в области образования приводят к большим эмоциональным и физическим нагрузкам российской студенческой молодежи. Долгосрочное пребывание в таком состоянии может быть причиной возникновения нервно-психического напряжения, что имеет серьезные последствия. К основным факторам возникновения нервно-психических напряжений у студентов можно отнести: умственные и физические перегрузки, неблагоприятные бытовые условия и образ жизни, переутомление вовремя зачетной и экзаменационной сессии. Особенно опасным для здоровья студентов является период подготовки к зачетно-экзаменационной сессии, что вызывает значительное нервное напряжение, и не сопровождается мышечной (физической) работой.
При таких условиях в первую очередь страдает нервная и сердечнососудистая системы.
Интенсификация учебного процесса без рационального чередования умственных и физических нагрузок приводит к быстрому утомлению, спаду результативности подготовки, повышению заболеваемости и снижению работоспособности [1].
В связи с этим, основными задачами преподавателей физической культуры и физического воспитания являются: формирование у студентов мотивации к здоровому образу жизни; обеспечение развития у студентов должного уровня функциональных и морфологических показателей, физических качеств, двигательных навыков, физической работоспособности;
Секция «Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании обучающихся образовательных ...»
содействие развития у студентов мировоззренческих, профессиональных и гражданских качеств средствами физического воспитания и спорта [2].
Систематические занятия физическим воспитанием вызывают адаптацию организма к физическим нагрузкам и повышают физиологическую устойчивость организма к воздействиям факторов внешней среды. Тренированный организм ученые характеризуют тремя основными чертами:
- тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетренированной;
- тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных нагрузках и способностью достигать при максимальных нагрузках весьма высокого уровня функционирования этих систем, который недоступен для нетренированного организма;
- у тренированного организма повышается резистентность к вредным воздействиям и неблагоприятным факторам окружающей среды. То есть систематическое выполнение физических нагрузок повышает функциональные возможности сердечнососудистой системы, проявляющейся в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей кровообращения во время мышечной работы. Положительное влияние физических упражнений оздоровительной направленности заключается также и в стимуляции умственной деятельности [3].
Цель исследования - наблюдение за динамикой изменений частоты сердечных сокращений (ЧСС) у студентов, занимающихся шейпингом в течение I семестра.
В исследовании принимала участие группа студентов 1-11 курсов по состоянию здоровья отнесенных к основной и подготовительной группе в количестве 25 человек.
Практические занятия по физическому воспитанию проводились по учебной программе один раз в неделю (17 час.)[5].
Шейпинг-программа содержала в себе работу силового характера с разнообразными упражнениями аэробной направленности, стретчинга, аутотренинга, упражнений на расслабление, дыхательные упражнения.
Известно, что на улучшение сокращение миокарда и повышение равновесия в работе сердца влияют аэробные нагрузка. Во время выполнения длительной мышечной нагрузки в организме происходят положительные изменения: увеличение просвета коронарных сосудов и плотности капилляров, что способствует более полному обеспечению тканей кислородом, гормонами и другими полезными веществами; увеличение эластичности магистральных и периферийных сосудов; повышается количество гемоглобина и эритроцитов; увеличивается выносливость мышц; снижается уровень холестерина в крови.
Учебные занятия по шейпингу состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В зависимости от задач, составляющими основной части занятия являются аэробная и силовая[4].
Аэробная часть состоит из трех периодов: период постепенного повышения интенсивности до целевых показателей (от 3 до 10 минут), период удержания целевых показателей интенсивности (от 15периода снижения целевых показателей интенсивности; от 3 до 10минут).
Аэробная часть проводится в режиме низкой, средней и высокой интенсивности. Для занятий с низкой интенсивностью характерно выполнением амплитудных движений с небольшим противодействием с использованием чрезмерно низкой ударной нагрузки: ЧСС рабочая = 60-74% ЧСС максимальная (120-148 уд/мин). Во время выполнения упражнений низкой интенсивности происходит содержание существующего функционального состояния организма. Тренировка при ЧСС ниже указанных величин малоэффективна для развития выносливости, поскольку ударный объем крови не достигает максимальной величины и сердце не в полной мере использует резервные возможности[7].
Наиболее эффективными являются упражнения средней интенсивности. Во время их выполнения происходит повышение уровня функционального состояния организма и развития физических качеств до среднего и высокого уровня. Для занятий со средней интенсивностью характерно выполнение движений с небольшой амплитудой с использованием высоко-ударной нагрузки или чрезмерно низкой ударной нагрузки с большой амплитудой: ЧСС рабочая = 68-84% ЧСС максимальная (136-168 уд/мин).
Для занятий с высокой интенсивностью характерно выполнение движений с большой амплитудой или большим сопротивлением, или скоростью с использованием высокоударной нагрузки: ЧСС = 77 - 100% ЧСС максимальной (154-200уд/мин). Физические нагрузки при ЧСС выше указанных, опасны для здоровья и могут вызвать перегрузку у тех, кто занимается [4].
В начале и в конце каждого занятия студенты измеряли частоту сердечных сокращений (данные заносятся в дневник самоконтроля). Средние значения измерений ЧСС приведены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения измерений ЧСС до и после проведения занятий шейпингом
Номер занятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ЧСС до занятий (уд./мин)
92,3 95,1 100,3 102,5 103,2 98,4 96,5 90,3 87,9 86,3 87,8 89,8 90,5 98,2 100,4 101,3 109,1
ЧСС после занятий (уд./мин)
99,5 100,2 101,1 103,4 110,1 100,4 100,1 97,2 91,2 90,7 89,4 90,4 97,3 100,5 105,6 107,2 110,2
Средняя величина показателей ЧСС в начале занятия колебалась в пределах 86,3-109,1 ударов за минуту, а в конце занятия - 89,4-110,2. Заметное повышение ЧСС было зафиксировано на 3-5 занятиях в период адаптации организма к физическим нагрузкам, и на 15-17 занятиях.
Этот период приходится на подготовку к зачетно-экзаменационной сессии и сопровождается высокими умственными нагрузками, нервным напряжением у студентов. Большие эмоциональные и низкие физические нагрузки опасны для организма и могут привести к вегето-сосудистым расстройствам, гипертонии и другим заболеваний.
Физические нагрузки на занятиях шейпингом способствуют повышению физического и психического состояния здоровья тех, кто занимается: снижают риск многих заболеваний, регулирующих работу организма, повышают жизненный тонус, активность, работоспособность; улучшают настроение, физические кондиции (силу и выносливость мышц, гибкость и координацию движений); фигуру (снижают количество жира в теле и увеличивают или уменьшают объем мышц, улучшают осанку) [6].
Библиографические ссылки
1. Байкалова Л. В., Простихина Н.М. Подвижные и спортивные игры в подготовке спортсменов-легкоатлетов // икга1шап.Гоигпа1о1Есо1о§у. 2015. - №1а (14). - С. 20-23.
2. БушмаТ. В., ЗуйковаЕ.Г. Аэробика и шейпинг как современные средства адаптации студентов к физическим нагрузкам // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2015. - № 1. - С. 263-267.
3. Гимнастика /Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньщикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 448 с.
Секция «сЗдоровьесберегающие технологии в физическом воспитании об у чс ю щ ас с с с образовательные ...»
4. Коняхина Г.П., Сайранова О.С., Захарова Н.А. Физическая подготовка студентов вуза средствами подвижных игр и шейпинга // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - №08/2. - С. 28-31.
5. Макаров Ю. Н., Лутковаи Н. В. др. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. Ю. М. Макарова. 3-изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 272 с.
6. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. - Ростов н/Д: Феникс, 2018. - 384 с.
7. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 448 с.
© Арнст Н.В., Мельничук А. А., Стефаниди А.Ю., 2021