ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37
О. В. Анохина, И. М. Воротилкина
ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КОНДИЦИЙ ДЕВУШЕК СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАНЯТИЙ ШЕЙПИНГОМ
В работе показан сравнительный анализ учебных программ по физической культуре. Обращено внимание на необходимость введения шейпинга в уроки физической культуры. Описана методическая организация урока. Представлено экспериментальное исследование, которое доказало, что использование на уроках физической культуры упражнений шейпингом у девушек старшей школы повышает показатели их двигательных кондиций.
Ключевые слова: программа по физической культуре, девушки, шейпинг, двигательные кондиции.
В современном обществе, с его техническим прогрессом и экономическим развитием, особенно актуальными становятся исследовательские работы, направленные на укрепление здоровья и повышения мотивации к здоровому образу жизни. Как показыпвает жизнь, формирование понятия о здоровом образе жизни необходимо начинать еще со школьной скамьи. Ведь не секрет, что укрепление и сохранение здоровья школьников является важнейшей задачей образования, а урок физической культуры должен стать средством ее решения. Исходя из Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001 г.), можно отметить, что основой образования по физической культуре является двигательная деятельность, которая способствует развитию и совершенствованию физической природы человека. В настоящее время появились авторские программы для старшей школы, в которых авторы пытаются решать задачи, поставленные перед образовательной областью «Физическая культура». Так, например, авторская программа физического воспитания
Анохина Ольга Вячеславовна — учитель физической культуры, аспирант Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (Муниципальное образовательное учреждение города Королёва Московской области средняя общеобразовательная школа № 10, Королев); e-mail: [email protected]
Воротилкина Ирина Михайловна — доктор педагогических наук, профессор (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected]
© Анохина О. В., Воротилкина И. М., 2016
85
под руководством д. п. н. В. И. Ляха [10], на первый взгляд, соответствует заданному направлению. Но это не так, девушки старшей школы с неохотой развивают и совершенствуют двигательные качества, так как уроки более похожи на подготовку к службе в вооруженных силах России. Наш собственный опыт показывает, что у девушек наблюдается снижение мотивации к урочным занятиям и, как результат, снижение показателей двигательной деятельности. Это объясняется тем, что женский организм имеет свои индивидуальные физиологические особенности и требует специального подхода. Поэтому необходимо внедрять в учебный процесс современные оздоровительные методики, способствующие не только развитию и совершенствованию двигательных навыков и качеств, но и повышению интереса к занятиям физической культурой. Программа для обучающихся 8 — 11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики (автор О. С. Слуцкер) [14] могла бы привлечь девушек своей новизной. Но апробация данной программы показала, что предложенная нагрузка не соответствует группе физического развития занимающихся, 62 % от числа учениц, принимавших участие в апробации, относятся к подготовительной группе. А первостепенной задачей образовательной области «Физическая культура», по ФГОС второго поколения, является укрепление здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей их организма и развитие основных физических качеств. Средством решения этой задачи у девушек старшей школы могут стать современные оздоровительные направления. Одним из таких направлений, которое может быть использовано на уроках физической культуры у старшеклассниц, является шейпинг.
Шейпинг — это система физических упражнений оздоровительно-развивающей направленности, которая включает в себя не только упражнения аэробной направленности, но и упражнения, избирательно направленные на развитие отдельных частей тела или функции организма. Занятия шейпингом позволяют корректировать фигуру, а также снижать и поддерживать вес тела в норме [7, с. 8]. И именно это больше всего привлекает старшеклассниц и позволяет привлечь их к активным занятиям физическими упражнениями. Простота применяемых упражнений, умеренный темп их выполнения, паузы отдыха и восстановления позволяют дифференцировать нагрузку, делая такие занятия доступными для девушек различной физической подготовленности и медицинских групп.
Занимаясь шейпингом на уроках физической культуры, мы решаем задачи сразу нескольких направлений [3], [4], [5], [15].
Образовательные задачи:
- изучение теоретических сведений физического воспитания, анатомии тела и физиологии;
- приобретение навыка ведения и использования тетради самоконтроля.
86
Оздоровительные задачи:
- дальнейшее развитие и совершенствование двигательных навыков и качеств;
- приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями.
Воспитательные задачи:
- закрепление потребности в регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- воспитание мотивации к здоровому образу жизни.
Реализуя поставленные задачи, мы опираемся на следующие принципы.
Общепедагогические:
1. Принцип доступности включает в себя оптимальное соответствие возможностей обучающихся поставленным задачам и применяемым средствам и методам.
2. Принцип наглядности позволяет выстраивать занятия, используя широкий спектр наглядности, которая осуществляется с помощью зрительной, звуковой и двигательной форм.
3. Принцип сознательности и активности формирует потребность и устойчивый интерес к занятиям, способствует повышению мотивации к самостоятельным занятиям шейпингом.
4. Принцип систематичности предполагает периодичность и непрерывность занятий.
Специфические:
1. Принцип вариативности включает условия решения двигательных задач и их содержание для достижения максимального результата.
2. Принцип развивающего эффекта основан на постепенности и повторяемости педагогического воздействия по мере роста функциональных возможностей организма обучающегося.
3. Принцип соответствия педагогического воздействия содержит в себе направленность педагогического воздействия и осуществления индивидуального подхода в развитии физических способностей.
При организации учебных занятий мы используем современную музыку [11, с. 10]. От музыки во многом зависит эффективность и привлекательность занятий. Музыкальный ритм организует движения и повышает настроение. Музыкальное сопровождение также используется как фактор обучения, так как движения, выполняемые под ритмичную музыку, легче запоминаются. При выполнении танцевальных упражнений положительные эмоции влияют на нервно-психический тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС. Упражнения шейпинга мы используем не только на отдельных занятиях, но и в отдельных частях урока. Например, при занятиях спортивной гимнастикой шейпинговые упражнения можно использовать в подготовительной части урока как разогревающие и подготавливающие. На уроках легкой атлетики (бег на средние и длинные дистанции) эти упражнения используются в заключи-
87
тельной части урока как расслабляющие и восстанавливающие. А при использовании шейпинга в основной части урока можно корректировать фигуру, прорабатывать отдельные группы мышц и совершенствовать двигательные качества.
В соответствии с ФГОС недельный объем занятий физической культурой составляет 3 часа. Для начинающих заниматься шейпингом этого достаточно, но для достижения видимого успеха мы проводим дополнительные занятия во внеурочное время (2 часа в неделю). Это позволяет девушкам все время поддерживать свою форму и повышает мотивацию к занятиям.
Планируя уроки по шейпингу с девушками старшей школы, мы учитываем характер и периодичность функциональных изменений, при которых происходит перестройка деятельности основных систем организма [7, 5, 12]. Так как занятия шейпингом воздействуют на организм занимающихся комплексно, то с помощью этих занятий можно развивать двигательные способности. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, такие как выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость. Эти качества способствуют развитию следующих двигательных кондиций: силовых, скоростных, скоростно-силовых, двигательно-координационных, общей и специфической выносливости. Также на развитие двигательных способностей влияют психодинамические задатки (характер, темперамент, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.) Приросту двигательных показателей способствует рациональное построение урока или занятий.
Показатели двигательных способностей мы отслеживаем с помощью мониторинга. Мониторинг необходим для корректировки индивидуальной нагрузки и отслеживания развития двигательных качеств. Он помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявить уровень развития кондиционных и координационных способностей, оценить качество технической и тактической подготовленности. Мониторинг помогает осуществлять объективный контроль за физическим развитием девушек, обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности. К основным задачам мониторинга можно отнести: обучение девушек самостоятельно определять уровень физического развития и физической подготовленности; развитие мотивации к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы); формирование умений определять и отслеживать изменения уровня развития двигательных способностей. Данные тестирования способствуют повышению интереса у девушек к занятиям физическими упражнениями, так как позволяют отследить пусть небольшие, но индивидуальные достижения. Контрольные тесты можно проводить один раз в четверть.
Тестирование проходит по следующим направлениям: определение скоростных кондиций по результатам челночного бега (3*10 м); опреде-
88
ление скоростно-силовых кондиций по результату прыжка в длину с места; определение двигательно-координационных кондиций по показателям гибкости (наклоны вперед из положения, сидя на полу); отслеживание общей выносливости анализом показателей бега на 1000 м. Результаты тестирования фиксируются в специальных таблицах.
Для того, чтобы показать эффективность занятий шейпингом для повышения уровня развития двигательных кондиций, было проведено экспериментальное исследование. Целью данного исследования является обоснованность использования занятий шейпингом на уроках физической культуры у девушек старшей школы для повышения показателей двигательных кондиций. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить причины недостаточного развития двигательных кондиций;
- определить направления деятельности учителя по устранению выявленных причин;
- разработать календарно-тематическое и поурочное планирование на основе шейпинга;
- провести сравнительное тестирование показателей двигательных кондиций.
Организация и методы исследования. Исследовательская работа проводилась в период с 2010 г. по 2012 г. Площадкой для экспериментальной работы являлось МБОУ СОШ № 10 г. Королева Московской области, в исследовании приняли участие 55 девушек, учащиеся 10 — 11 классов, которые были поделены на две группы: А — контрольная группа (п = 27); Б — экспериментальная (п = 28). Продолжительность эксперимента 2 года. Изучение динамики уровня развития показателей двигательных кондиций проводилось с помощью тестовых методик. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики и анализировались [6]. В ходе подготовительной работы использовался метод опроса для выявления индивидуальных проблем, связанных с развитием двигательных кондиций.
При определении направления работы было принято решение использовать шейпинг как базовую основу для развития двигательных кондиций. Это современный вид двигательной активности с танцевальной направленностью, который характеризуется наличием аэробной части, поддерживающей на определенном уровне работу кардиореспи-раторной системы. Также шейпинг способствует развитию психомоторной функции (быстроты и точности движения). Простота применяемых упражнений, умеренный темп их выполнения, паузы отдыха и восстановления позволяют дифференцировать нагрузку, делая такие занятия доступными для девушек различной физической подготовленности и медицинских групп, и более эффективно развивать двигательные кондиции. На основе шейпинга было разработано календарно-тематическое и поурочное планирование, рассчитанное на два года.
89
При использовании данного планирования контрольная группа А занималась по обычной программе (В. И. Лях. Календарно-тематическое планирование к «Комплексной программе физического воспитания 1 — 11 классы»); экспериментальная Б — по разработанному календарно-тематическому и поурочному планированию на основе шейпинга.
На подготовительном этапе в начале учебного года с девушками было проведено анкетирование по выявлению причин недостаточного развития двигательных кондиций. Были получены следующие результаты:
— 12 % не считают развитие двигательных кондиций необходимостью;
— 26 % стесняются заниматься из-за неумения правильно выполнять двигательные действия;
— 5 % боятся «выглядеть смешными»;
— 19 % стесняются своего внешнего вида;
— 38 % считают, что развитию двигательных кондиций мешает излишний вес.
Такие результаты обусловлены тем, что школьные программы по предмету хотя и направлены на развитие двигательных кондиций, но не учитывают индивидуальное психологическое и физиологическое развитие. Также в этих программах недостаточен объем теоретических сведений, позволяющий развить культуру здоровья и повысить психологическую устойчивость.
Следующим этапом работы стало начальное тестирование в обеих группах по определению начального уровня двигательных кондиций. Были определены 4 основные группы: скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные и общей выносливости.
Для определения показателей были проведены следующие тесты:
— челночный бег 3*10 м (сек.);
— прыжок в длину с места (см);
— наклон вперед из положения сидя на полу (см);
— бег 1000 м (мин./сек.).
Для проведения сравнительного анализа тестирование девушек проводилось в конце каждой четверти. Результаты тестирования фиксировались в таблицах для дальнейшего мониторинга.
Мониторинг позволяет корректировать индивидуальную нагрузку и отслеживать развитие двигательных кондиций. Он решает ряд сложных педагогических задач: выявить уровень развития кондиционных и координационных способностей, оценить качество технической и тактической подготовленности, скорректировать нагрузку с учетом индивидуальных психологических и физиологических особенностей девушек для более эффективного достижения поставленных результатов. Сравнительный мониторинг развития двигательных кондиций способствует повышению интереса у девушек к занятиям шейпингом в частности, а в общем — физическими упражнениями, так как помогает отследить пусть небольшие, но индивидуальные достижения каждой.
90
Анализ данных сравнительного мониторинга начала и окончания исследовательской работы показал следующие результаты прироста двигательных кондиций. По окончании учебного года средние результаты прироста физических показателей в группе А контрольная составили: по скоростным качествам 8 %; по скоростно-силовым — 5 %; по развитию гибкости — 12 %; по развитию выносливости — 3 %. В группе Б экспериментальная: по скоростным — 10 %; по скоростно-силовым — 6 %; по развитию гибкости — 16 %; по развитию выносливости — 8 %.
По результатам сравнения можно сделать вывод, что занятия шейпингом с девушками старшей школы позволяют лучше развивать двигательные навыки и физические качества, повышают интерес к занятиям физическими упражнениями и дают теоретические сведения, необходимые для самостоятельных занятий. С помощью таких занятий повышаются не только аэробные возможности и уровень выносливости, но и двигательные кондиции, которые способствуют развитию физических качеств и повышают жизнеспособность организма девушек.
Список литературы
1. Воротилкина И. М., Копёнкина Л. В. Личностно-ориентированный подход в процессе физического воспитания младших школьников // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2015. № 1(18). С. 29—37.
2. Воротилкина И. М. Потребность в знаниях по физической культуре как условие развития самостоятельности в двигательной деятельности детей / / Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2011. № 1-2. С. 11—17.
3. Воротилкина И. М. Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей и молодежи: монография. М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2005. 231 с.
4. Воротилкина И. М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи: дисс. ... докт. пед. наук / Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Хабаровск, 2006. 443 с.
5. Воротилкина И. М. Развитие самостоятельности детей и учащейся молодежи в двигательной деятельности / / Психология обучения. 2011. № 8. С. 105 — 113.
6. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 272 с.
7. Крючек Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий. М.: Терра — Спорт; Олимпия Пресс, 2001. 64 с.
8. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика: В 2 т. Т 1: Теория и методика. Т. 2: Частные методики. М.: Федерация аэробики России, 2002. 230 с., 216 с.
9. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 240 с.
10. Лях В. И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания: 1—11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010. 127 с.
91
11. Лях В. И. Физическая культура. Тестовый контроль: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. 145 с.
12. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. М.: Просвещение, 2010. 64 с. (Стандарты второго поколения).
13. Сиднева Л. В., Гонияц С. А. Оздоровительная аэробика и методика преподавания. М., 2000. 60 с.
14. Слуцкер О. С., Полухина Т. Г., Козырев В. С. Программа для обучающих 8— 11 классов по физической культуре на основе фитнес-аэробики. М.: Федерация фитнес-аэробики России, 2011. URL: http://www.tiuu.ru/upload/2012 —133.pdf.
15. Титова Т. М. Оздоровительная аэробика для девушек старших классов: методические рекомендации. М.: Чистые пруды, 2005. 34 с.
16. Чайцев В. Г., Пронина И. В. Новые технологии физического воспитания школьников. М.: Изд-во АРКТИ, 2007. 126 с.
•Jc -Jc -Jc
Anokhina Ol'ga V., Vorotilkina Irina M.
CHANGES IN INDICATORS OF HIGH SCHOOL GIRLS' MOVING CONDITIONS UNDER THE INFLUENCE OF SHAPING CLASSES
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
The subject of this work is «Changes in indicators of high school girls' moving conditions under the influence of shaping classes». Some monitoring researches of the growth of moving conditions' indicators have been done within this work.
The work consists of two main parts. In the first part we gave comparative analysis of P. E. educational programs and paid attention to the necessity of introduction of shaping exercises into P. E. lessons, described methodical organization of the lesson. In the second part we proved practically the possibility of increase of moving conditions indicators by the use of shaping exercises at P. E. lessons among high school girls. According to this research I found out that moving conditions' indicators were higher in the group of students where shaping exercises had been used.
Keywords: program for physical culture, girls, shaping, moving conditions.
References
1. Vorotilkina I. M., Kopenkina L. V. Person-oriented approach in the process of physical education of younger schoolboysи [Lichnostno-orientirovannyy podkhod v protsesse fizicheskogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov], Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. Sholom-Aleykhema, 2015, no. 1(18), pp. 29—37.
2. Vorotilkina I. M. The need for knowledge in physical culture as a condition of self-development in the motor activity of children [Potrebnost' v znaniyakh po fizicheskoy kul'ture kak uslovie razvitiya samostoyatel'nosti v dvigatel'noy deyatel'nosti detey], Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. Sholom-Aleykhema, 2011, no. 1-2, pp. 11 — 17.
3. Vorotilkina I. M. Razvitie samostoyatel'nosti v dvigatel'noy deyatel'nosti detey i molodezhi (The development of self-reliance in the motor activity of children and youth), a monograph, Moscow, MPGU Publ., 2005. 231 p.
4. Vorotilkina I. M. Pedagogicheskaya sistema razvitiya samostoyatel'nosti v dvigatel'noy deyatel'nosti detey i uchashcheysya molodezhi (Pedagogical system of self-sufficiency in the motor activity of children and young students), diss. ... Dokt. ped. Nauk, Khabarovsk, 2006. 443 p.
92
5. Vorotilkina I. M. Development of independence of children and youth in the motor activity [Razvitie samostoyatel'nosti detey i uchashcheysya molodezhi v dvigatel'noy deyatel'nosti], Psikhologiya obucheniya, 2011, no. 8, pp. 105—113.
6. Zheleznyak, Yu. D., Petrov P. K. Osnovy nauchno-metodicheskoy deyatel'nosti v fizicheskoy kul'ture i sporte (Fundamentals of scientific and methodological activities in physical education and sport), a textbook for university students, 5th ed., Moscow, Akademiya Publ., 2009. 272 p.
7. Kryuchek E. S. Aerobika. Soderzhanie i metodika provedeniya ozdorovitel'nykh zanyatiy (Aerobics. The content and methodology of improving employment), Moscow, Terra —Sport; Olimpiya Press, 2001. 64 p.
8. Lisitskaya T. S., Sidneva L. V. Aerobika (Aerobics), in 2 vol. Vol. 1. Teoriya i metodika (Theory and Methods), vol. 2. Chastnye metodiki (Private methods), Moscow, Federatsiya aerobiki Rossii Publ., 2002. 230 p., 216 p.
9. Lubysheva L. I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta (Sociology of physical culture and sports), tutorial, M.: Akademiya, 2001. 240 p.
10. Lyakh, V. I., Zdanevich A. A. Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya: 1 — 11 klassy (The comprehensive program of physical education for grades 1—11), a manual for teachers of educational institutions, Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. 127 p.
11. Lyakh V. I. Fizicheskaya kul'tura. Testovyy kontrol' (Physical Culture. Test control), A Handbook for Teachers, Moscow, Prosveshchenie Publ., 2007. 145 p.
12. Primernye programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya. Fizicheskaya kul'tura (Sample program of general education. Physical Culture), Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010. 64 p.
13. Sidneva L. V., Goniyats S. A. Ozdorovitel'naya aerobika i metodika prepodavaniya (Improving aerobics and teaching methods), Moscow, 2000. 60 p.
14. Slutsker O. S., Polukhina T. G., Kozyrev V. S. Programma dlya obuchayushchikh 8 — 11 klassov po fizicheskoy kul'ture na osnove fitnes-aerobiki (The program for training 8 — 11 classes in physical culture on the basis of fitness — aerobics), Moscow, Federatsiya fitnes-aerobiki Rossii Publ., 2011. Available at: http://www.tiuu.ru/ upload/2012-133.pdf.
15. Titova T. M. Ozdorovitel'naya aerobika dlya devushek starshikh klassov: metodicheskie rekomendatsii (Improving aerobics for girls high school), guidelines, Moscow, Chistye prudy Publ., 2005. 34 p.
16. Chaytsev V. G., Pronina I. V. Novye tekhnologii fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov (New technologies of physical education in schools), Moscow, ARKTI Publ., 2007. 126 p.
•Jc -Jc -Jc
93