Научная статья на тему 'Формирование у девушек старших классов самостоятельности в двигательной деятельности'

Формирование у девушек старших классов самостоятельности в двигательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / ДЕВУШКИ СТАРШИХ КЛАССОВ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОГРАММА / AUTONOMY / MOTOR ACTIVITY / STUDENTS / SENIOR SCHOOL GIRLS / SECONDARY SCHOOL / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна, Анохина Ольга Вячеславовна

Имеющиеся школьные программы по физической культуре направлены, прежде всего, на развитие физических качеств, как у юношей, так и у девушек, не учитывая, что женский организм имеет свои индивидуальные физиологические особенности, требующие специального подхода. В школьных программах так же недостаточный объем теоретических сведений, позволяющий развить культуру здоровья, повысить мотивацию к самостоятельным занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни. Это подтолкнуло нас на разработку авторской рабочей программы, где акцент делается на физическое совершенствование девушек старших классов, формирование у них интереса к физическим упражнениям и самостоятельности в двигательной деятельности. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Дифференцированная (вариативная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей и физиологических особенностей девушек. Основа программы аэробные упражнения, которые оказывают положительное воздействие на функции головного мозга и являются средством развития двигательных навыков и физических качеств, укрепления репродуктивного здоровья, так как аэробные упражнения для тазового пояса танцевального характера, выполняемые в партере, тренируют связочный аппарат костей таза, совершенствуя его растяжимость. Данная программа позволяет старшеклассницам повысить двигательную активность, улучшить физическое здоровье, получить необходимые знания и умения для ведения здорового образа жизни, позволяет поддерживать высокую работоспособность. Её направленность позволяет сохранять и укреплять здоровье, воспитывать потребность к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротилкина Ирина Михайловна, Анохина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of senior school girl's autonomy in motor activity

The existing school programs for physical education focused primarily on the development of physical qualities of both boys and girls, no matter that the female body has its own individual physiological characteristics that require special handling. School programs also have insufficient theoretical information, which does not allow developing culture of health and increasing the motivation to physical self-education, fitness, healthy lifestyles. This prompted us to develop the author's work program, where the emphasis is put on physical perfection of senior school girls, formation among them the interest in physical exercises and autonomy in motor activity. The content of the program material is composed of two main parts: basic and varieties (differentiated). The base component is the basis of the state standard for general education in the sphere of physical education. Varieties (differentiated) part of the physical education is determined by the need to take into consideration the individual abilities and physiological characteristics of the girls. The basis of the program aerobic exercises, which have a positive effect on brain function and are considered as means of developing of motor skills and physical abilities, improving reproductive health, as dancing aerobic exercises for pelvic girdle performed in the pit, train ligaments of the pelvis, improving its dispensability. This program allows high school student to increase motor activity, improve physical health, obtain necessary knowledge and skills for a healthy lifestyle, can support high performance. Its focus allows you to save and improve health, raise the need for systematic independent physical training and healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Формирование у девушек старших классов самостоятельности в двигательной деятельности»

/ В.Г. Леонтьев, А.Н. Жмыриков // Психология учебной деятельности : тез. докл. 2-ой Всесоюзной конф. по пед. психологии. - М., 1982. - С. 46-47.

REFERENCES

1. Miller, M. (2002), Psychology of development. Methods of the study, Piter, Masters of psychology, Saint-Petersburg, Russian Federation.

2. Gray, K. and Herr, E. (1998), Workforce education: The basics. Needham Heights, Allyn and Bacon, MA.

3. Duenk, L. and Smith, H. (1993), Improving vocational curriculum, The Goodheart-Willcox company Inc. Publishers, South Holland, IL.

4. "Ohio Competency Analysis Profile" (1992), Travel and tourism marketing, No. 5. Columbus, OH: CETE OSU, pp. 111-112.

5. Derkach A. A. (2004), Akmeology’s bases of the development of the professional, Publishing House of the Moscow psycho-social institution, Voronezh, Moscow, Russian Federation.

6. Shadrikov V..D. (1982), Problems of the system-genesis of the professional activity, Science, Moscow, Russian Federation.

7. Dyachenko М. I. and Kandubovich L.A. (1978), Psychological problems of readiness for the activity, publishing house Belarus State University, Minsk, Belarus.

8. Puni A.T. (1969), Psychological preparation for the competition in the sport, F&S, Moscow, Russian Federation.

9. Gogunov, E.N. and Martyanov, B.I. (2000), Psychology of physical training and sport, publishing center Academia, Moscow, Russian federation.

10. 10. Petrovskiy, V.A. (1992), Psychology of the no adaptive activity, TOO «Gor-bunok», Moscow, Russian Federation.

11. Leontyev, V.G. and Zhmyrikov, A.N. (1982), "Influence of adaptation on the emotional level of the training group", Psychology of learning activities: Tez. Rep. 2 the 2nd allUnion Conference on educational psychology, Moscow, Russian Federation, pp. 46-47.

Контактная информация: lev.shabanov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.05.2012.

УДК 796.015

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ирина Михайловна Воротилкина, доктор педагогических наук, профессор, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (ФГБОУ ВПО

«ПГУ им. Шолом-Алейхема)», г. Биробиджан,

Ольга Вячеславовна Анохина, учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» (МОУ СОШ№10), г. Королёв, Московская область

Аннотация

Имеющиеся школьные программы по физической культуре направлены, прежде всего, на развитие физических качеств, как у юношей, так и у девушек, не учитывая, что женский организм имеет свои индивидуальные физиологические особенности, требующие специального подхода. В школьных программах так же недостаточный объем теоретических сведений, позволяющий развить культуру здоровья, повысить мотивацию к самостоятельным занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни. Это подтолкнуло нас на разработку авторской рабочей програм-

мы, где акцент делается на физическое совершенствование девушек старших классов, формирование у них интереса к физическим упражнениям и самостоятельности в двигательной деятельности.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Дифференцированная (вариативная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей и физиологических особенностей девушек.

Основа программы - аэробные упражнения, которые оказывают положительное воздействие на функции головного мозга и являются средством развития двигательных навыков и физических качеств, укрепления репродуктивного здоровья, так как аэробные упражнения для тазового пояса танцевального характера, выполняемые в партере, тренируют связочный аппарат костей таза, совершенствуя его растяжимость.

Данная программа позволяет старшеклассницам повысить двигательную активность, улучшить физическое здоровье, получить необходимые знания и умения для ведения здорового образа жизни, позволяет поддерживать высокую работоспособность. Её направленность позволяет сохранять и укреплять здоровье, воспитывать потребность к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

Ключевые слова: самостоятельность, двигательная деятельность, учащиеся, девушки старших классов, общеобразовательная школа, программа.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p21-25

FORMATION OF SENIOR SCHOOL GIRL’S AUTONOMY IN MOTOR ACTIVITY Irina Mikhailovna Vorotilkina, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Federal State budget institution of higher education "Sholom Aleichem Priamursky State University ", Birobidzhan,

Olga Vyacheslavovna Anokhina, the teacher of physical education,

Municipal budget educational institution "Secondary school № 10", Korolev, Moscow region

Annotation

The existing school programs for physical education focused primarily on the development of physical qualities of both boys and girls, no matter that the female body has its own individual physiological characteristics that require special handling. School programs also have insufficient theoretical information, which does not allow developing culture of health and increasing the motivation to physical selfeducation, fitness, healthy lifestyles. This prompted us to develop the author's work program, where the emphasis is put on physical perfection of senior school girls, formation among them the interest in physical exercises and autonomy in motor activity.

The content of the program material is composed of two main parts: basic and varieties (differentiated). The base component is the basis of the state standard for general education in the sphere of physical education. Varieties (differentiated) part of the physical education is determined by the need to take into consideration the individual abilities and physiological characteristics of the girls.

The basis of the program - aerobic exercises, which have a positive effect on brain function and are considered as means of developing of motor skills and physical abilities, improving reproductive health, as dancing aerobic exercises for pelvic girdle performed in the pit, train ligaments of the pelvis, improving its dispensability.

This program allows high school student to increase motor activity, improve physical health, obtain necessary knowledge and skills for a healthy lifestyle, can support high performance. Its focus allows you to save and improve health, raise the need for systematic independent physical training and healthy lifestyle.

Keywords: autonomy, motor activity, students, senior school girls, secondary school, program.

В настоящее время вопросы укрепления физического и духовного здоровья детей, формирования здорового образа жизни наиболее актуальны, так как в современных общеобразовательных школах, в связи с увеличением учебной нагрузки, значительно снижается уровень здоровья школьников. В связи с этим одна из важных задач общеобразовательной школы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них устой-

чивого интереса и потребности в регулярных самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

Анализ научно-методической литературы, а также собственные экспериментальные исследования позволили выявить динамику развития самостоятельности в возрастном диапазоне: дошкольник, школьник, студент. Исследование уровня самостоятельности в двигательной деятельности показало, что в младшем и среднем школьном возрасте преобладает средний уровень самостоятельности. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют низкий уровень. В студенческом возрасте этот показатель повышается. Процент респондентов, которые имеют высокий уровень самостоятельности, с возрастом снижается. Было выявлено, что уровень развития самостоятельности в двигательной деятельности зависит от основных психолого-педагогических условий (мотив, эмоции, воля, интерес, знания, контроль, самоконтроль, самооценка), которые необходимо учитывать в работе с детьми.

В городе Королеве Московской области нами проведено анкетирование среди девушек старших классов (10-11 класс). В опросе приняли участие 100 человек. Анализ ответов учащихся выявил, что 54% респондентов не считают занятия физической культурой обязательными и посещают их только ради оценки; 26% хотели бы заниматься физической культурой на уроках, но сдача нормативов и выполнение однотипных упражнений и заданий не вызывают у них желание заниматься; 9% считают, что занятия физической культурой не нужны, и без них можно обойтись; 11% все же стремятся к физическому совершенству.

Такие результаты, по нашему мнению, обусловлены тем, что имеющиеся школьные программы по физической культуре направлены, прежде всего, на развитие физических качеств, как у юношей, так и у девушек, не учитывая, что женский организм имеет свои индивидуальные физиологические особенности, требующие специального подхода. В школьных программах так же недостаточен объем теоретических сведений, позволяющих развить культуру здоровья, повысить мотивацию к самостоятельным занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни.

Анализ результатов анкетирования подтолкнул нас на разработку авторской рабочей программы, где акцент делается на физическое совершенствование девушек старших классов, формирование у них интереса к физическим упражнениям и самостоятельности в двигательной деятельности.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Королёв, Московской области в 10-11 классах с девушками проводились занятия по разработанной нами рабочей программе, с учетом психофизиологических особенностей женского организма, с использованием специальных оздоровительных методик.

Данная рабочая программа апробировалась в течение 5 лет с 2005 по 2010 гг. С каждой группой девушек работа проводилась на протяжении двух лет. Были выделены экспериментальная и контрольная группы по 50 человек в каждой. Контрольная группа (А) занималась по обычной программе (В.И. Лях «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы»); экспериментальная группа (Б) по разработанной нами рабочей программе на основе современных оздоровительных методик.

Цель программы - формирование у девушек потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и на этой основе воспитание бережного отношения к собственному здоровью; освоение знаний о ценностях физической культуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, обучение основам здорового образа жизни, методики самостоятельных занятий физическими упражнениями, самоконтролю за эффективностью самостоятельных занятий; обогащение двигательного опыта жизненно-важными двигательными навыками и умениями.

Задачи:

- воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование интереса и потребности девушек в сохранении, укреплении и развитии собственного здоровья; в регулярных занятиях физическими упражнениями в самостоятельных формах физкультурной деятельности;

- обогащение двигательного опыта учащихся, развитие у них основных физических качеств, обеспечивающих достаточность физической подготовленности к предстоящей жизнедеятельности;

- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни; активное содействие общекультурному развитию девушек;

- оптимизация процесса физического воспитания в общеобразовательной школе и семье за счёт использования разнообразных средств, методов и приёмов контроля, самоконтроля и оценки деятельности;

- обучение способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий;

- широкая просветительная работа в области физической культуры среди педагогической и родительской общественности;

- творческое развитие и саморазвитие личности.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Дифференцированная (вариативная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей и физиологических особенностей девушек.

В базовую часть входят следующие разделы: теоретические знания, способы двигательной деятельности, легкая атлетика, гимнастика спортивная с элементами аэробики, спортивные игры, лыжная подготовка.

Дифференцированная часть включает в себя: базовая аэробика, стретчинг, фитбол - аэробика, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, аутогенная тренировка, шейпинг степ - аэробика, система «Пилатес».

Основа программы - аэробные упражнения, которые оказывают положительное воздействие на функции головного мозга и являются средством развития двигательных навыков и физических качеств, укрепления репродуктивного здоровья, так как аэробные упражнения для тазового пояса танцевального характера, выполняемые в партере, тренируют связочный аппарат костей таза, совершенствуя его растяжимость.

В связи с тем, что в шейпинге большая часть движений оказывают нагрузку на суставы и позвоночник, то при выборе упражнений особое внимание уделяли правильной технике их выполнения. Во всех упражнениях, используемых при занятиях, запрещены были баллистические, «хлыстообразные» и рывковые движения.

Характерной чертой шейпинга является наличие аэробной части занятий, которая поддерживает на определенном уровне работу кардиораспираторной системы. При выполнении танцевальных упражнений положительные эмоции влияют на нервнопсихический тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС. Развивается психомоторная функция (быстрота и точность движения). Простота применяемых упражнений, умеренный темп их выполнения, паузы отдыха и восстановления, позволили дифференцировать нагрузку, делая такие занятия доступными для девушек различной физической подготовленности и медицинских групп.

В работе с девушками экспериментальной группы использовали как общепедагогические, так и специфические методы. Среди общепедагогических, хочется выделить метод коллективного педагогического сотворчества, сущность которого состоит в совместной творческой деятельности педагога и учащихся. Основными параметрами педаго-

гического взаимодействия явились: взаимоотношение, взаимоприятие, взаимоподдержка, доверие и т.д. А результатом последовательного применения метода педагогического сотворчества на занятиях шейпингом можно назвать следующее: открытость в педагогическом общении; обучение на доверии; иллюстративность; умение логически грамотно выстраивать педагогически обучающий диалог; самостоятельность занимающихся, умение принимать ответственное решение; креативность, умение творчески преодолевать сложные учебные задачи.

Занятия шейпингом требуют музыкального сопровождения. От музыки во многом зависит эффективность и привлекательность занятий. Музыкальное сопровождение использовали, как средство обучения, так как движения, выполняемые под ритмичную музыку, легче запоминаются. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствуя повышению работоспособности, а так же оздоровлению и активному отдыху. Музыкальное сопровождение дает девушкам высокий эмоциональный заряд, что благотворно влияет на психическое состояние. В связи с этим, на занятиях использовали и специфические методы обучения - метод музыкальной интерпретации (подбор музыкального сопровождения); метод усложнения (подбор упражнений с учетом их доступности); метод сходства; метод «блоков» (объединение между собой, ранее разученных упражнений в танцевальные связки) и др.

По окончании эксперимента, средние результаты прироста физических показателей в контрольной группе составили: по скоростным качествам 8%; по скоростносиловым - 5%; по развитию гибкости - 12%; по развитию выносливости - 3%. В экспериментальной группе прирост показателей был выше: по скоростным - 10%; по скоростно-силовым - 6%; по развитию гибкости - 16%; по развитию выносливости - 8%. Количество девушек экспериментальной группы, которые стали дополнительно заниматься физической культурой увеличилось с 27,4% до 34,9%, в то время как в контрольной группе изменений не произошло. В экспериментальной группе также снизился процент пропусков занятий по болезни.

Проанализировав планы самостоятельных занятий девушек экспериментальной группы, мы увидели то, старшеклассницы научились правильно подбирать средства для своего физического совершенствования и могут самостоятельно планировать нагрузку, в зависимости от индивидуальных способностей.

Анализ работы, по разработанной нами рабочей программе показал, что уровень теоретических знаний о физической культуре, здоровом образе жизни, уровень самостоятельности в двигательной деятельности у девушек экспериментальной группы повысился, в контрольной группе существенных изменений не произошло.

Подводя итог проделанной работы, можно утверждать, что данная программа позволяет старшеклассницам повысить двигательную активность, улучшить физическое здоровье, получить необходимые знания и умения для ведения здорового образа жизни, позволяет поддерживать высокую работоспособность. Её направленность позволяет сохранять и укреплять здоровье, воспитывать потребность к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и здоровому образу жизни.

Контактная информация: btb-irina@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.