Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ'

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Профессиональная деятельность / воображение / эмоции / радость / интерес / творчество / гибкость / оригинальность. / Professional activity / imagination / emotions / joy / interest / creativity / flex.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косцова М. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления влияния профессиональной деятельности на структуру и уровень творческого воображения и эмоций. Было доказано, что инженерная и художественная профессиональная деятельность оказывает влияние на наличие и интенсивность тех или иных видов эмоций. Так, на примере художников и инженеров было выявлено, что творческая профессия способствует более глубокому эмоциональному переживанию. В то же время представители технического направления (в большинстве своем) переживают эмоции в ходе профессиональной деятельности менее интенсивно. Профессиональная деятельность может оказывать существенное влияние как на само творческое воображение, так и на его компоненты. Так, на примере художников и инженеров было выявлено, что творческая профессия способствует более интенсивному развитию гибкости и оригинальности творческого воображения. Техническая специальность, требующая чаще всего шаблонности и точной последовательности выполнения определенного алгоритма работы, не оказывает существенного влияния на структуру и уровень развития творческого воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Косцова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE SPECIFICS OF A PERSON'S PROFESSIONAL ACTIVITY ON IMAGINATION AND EMOTIONS

The article presents the results of an empirical study conducted to identify the influence of professional activity on the structure and level of creative imagination and emotions. It has been proven that engineering and artistic professional activity has an impact on the presence and intensity of certain types of emotions. So, using the example of artists and engineers, it was revealed that the creative profession contributes to a deeper emotional experience. At the same time, representatives of the technical direction (for the most part) experience emotions in the course of professional activity less intensively. It was revealed that the creative profession contributes to a more intensive development of flexibility and originality of the creative imagination. A technical specialty, which most often requires a template and an exact sequence of execution of a certain algorithm of work, does not significantly affect the structure and level of development of creative imagination.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ»

УДК 159.942.2

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ВООБРАЖЕНИЕ И ЭМОЦИИ

© 2023 М. В. Косцова

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии

e-mail:mashasev@ mail. ru

Севастопольский государственный университет

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления влияния профессиональной деятельности на структуру и уровень творческого воображения и эмоций. Было доказано, что инженерная и художественная профессиональная деятельность оказывает влияние на наличие и интенсивность тех или иных видов эмоций. Так, на примере художников и инженеров было выявлено, что творческая профессия способствует более глубокому эмоциональному переживанию. В то же время представители технического направления (в большинстве своем) переживают эмоции в ходе профессиональной деятельности менее интенсивно. Профессиональная деятельность может оказывать существенное влияние как на само творческое воображение, так и на его компоненты. Так, на примере художников и инженеров было выявлено, что творческая профессия способствует более интенсивному развитию гибкости и оригинальности творческого воображения. Техническая специальность, требующая чаще всего шаблонности и точной последовательности выполнения определенного алгоритма работы, не оказывает существенного влияния на структуру и уровень развития творческого воображения.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, воображение, эмоции, радость, интерес, творчество, гибкость, оригинальность.

THE INFLUENCE OF THE SPECIFICS OF A PERSON'S PROFESSIONAL ACTIVITY ON IMAGINATION AND EMOTIONS

© 2023 M. V. Kostsova

Candidate of Psychological Sciences, Psychology Department e-mail: mashasev@mail.ru

Sevastopol State University

The article presents the results of an empirical study conducted to identify the influence of professional activity on the structure and level of creative imagination and emotions. It has been proven that engineering and artistic professional activity has an impact on the presence and intensity of certain types of emotions. So, using the example of artists and engineers, it was revealed that the creative profession contributes to a deeper emotional experience. At the same time, representatives of the technical direction (for the most part) experience emotions in the course of professional activity less intensively. It was revealed that the creative profession contributes to a more intensive development of flexibility and originality of the creative imagination. A technical specialty, which most often requires a template and an exact sequence of execution of a certain algorithm of work, does not significantly affect the structure and level of development of creative imagination.

Keywords: professional activity, imagination, emotions, joy, interest, creativity, flex.

В процессе трудовой деятельности, постоянно выполняя свои функциональные обязанности, человек развивается и со временем превращается в высококвалифицированного работника - профессионала. Однако любая профессиональная деятельность тем или иным образом накладывает отпечаток на личность человека, на его психические процессы, тем самым изменяя его взгляды, мироощущение, спектр эмоциональных переживаний [1].

Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к изменениям, происходящим в психических процессах человека под влиянием специфики той или иной профессиональной деятельности. Изучением данного вопроса занималось достаточно большое количество ученых, среди которых можно выделить В. Г. Асеева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. В. Давыдова, Е. А. Климова, М. П. Катца, Э. Ро, А. К Маркову, Э. Ф Зеера. Однако чаще всего освещались общие моменты, связанные с изменением познавательных, эмоциональных или волевых процессов.

Недостаточно изучен вопрос изменения воображения и эмоциональной сферы человека под влиянием специфики творческой и технической профессиональной деятельности с точки зрения их сравнительной характеристики [2; 3]. Очень мало представлено работ, в которых достаточно глубоко исследовались изменения отдельных психических процессов под действием двух «противоположных» специальностей [4]. В связи с этим достаточно актуальным является изучение отдельных звеньев познавательных и эмоциональных процессов, изменяющихся в ходе профессиональной деятельности художников и инженеров [5; 6].

Таким образом, цель статьи - эмпирическое исследование влияния специфики профессиональной деятельности человека на эмоции и воображение (на примере художников и инженеров) и их сравнительный анализ.

В рамках исследования была выделена следующая гипотеза: предполагается, что существуют различия в особенностях эмоциональных переживаний и уровне развития воображения, связанные со спецификой профессиональной деятельности человека.

В работе использовалась система следующих методов, которые были подобраны в соответствии с целью исследования:

- эмпирические: метод «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, адаптированный Леоновой; тест «Круги», предназначенный для изучения творческого воображения;

- методы обработки эмпирических данных: количественная и качественная обработка результатов исследования, графическое отображение данных, статистический и-критерий Манна-Уитни, направленный для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

Эмпирическая база исследования. Исследование по выявлению влияния специфики профессиональной деятельности человека на воображение и эмоции проводилось на базе Союза художников Севастополя и компании «Я-81у1е8оА1аЬ» в городе Севастополе в 2022 г.

В исследовании приняли участие 64 респондента средней возрастной группы: половина пришлась на тех, кто работает в области инженерии, другая половина принадлежит к числу художников. При исследовании половые различия не учитывались, однако количество мужчин и женщин в группе художников и инженеров было равным и в процентном соотношении составляло 71% мужчин к 29% женщин.

Ниже (рис. 1) изображен график обобщенных показателей индекса позитивных эмоций художников и инженеров. Рассмотрим данный рисунок более подробно.

Слабый Умеренный Высокий

и Худили ы 1 11нж енер ы

Рис. 1. Общий график обобщенных показателей индекса позитивных эмоций художников и инженеров

Как видно из графика, 71,9 % инженеров относятся к тем, у кого выявлен слабый уровень выраженности позитивных эмоций, у художников данный показатель равен нулю. Слабая интенсивность эмоций характеризуется редким и случайным проявлением, при этом такие эмоции легко подавляются другими чувствами. Следовательно, можно констатировать, что в процессе профессиональной деятельности 71,9% инженеры испытывают радость, интерес и удивление, однако данные эмоции носят поверхностный характер и с трудом поддаются управлению сознанием.

Рассматривая индекс позитивных эмоций со средним показателем (в графике он именуется как «умеренный»), можно говорить о том, что у художников он более чем в два раза выше (56,2%), чем у инженеров (25%). Столь значительное процентное различие между двумя группами респондентов позволяет говорить о том, что профессиональная деятельность оказывает влияние на средний уровень выраженности позитивных эмоций у представителей рассматриваемых специальностей. Если говорить более конкретно, написание картин художниками способствует появлению у них радости, интереса и удивления намного чаще, чем у инженеров в ходе их работы. Позитивные эмоции данного вида могут подавляться сознанием, но при этом способны оказывать влияние на другие чувства.

Что касается высокого уровня выраженности позитивных эмоций, - респонденты группы художников занимают здесь лидирующие позиции. Эмоции данного уровня трудно управляются сознанием и оказывают сильное воздействие на другие чувства. Следовательно, можно сделать вывод о том, что 43,8% художников в ходе своей работы испытывают позитивные эмоции, которые способны приглушить мышление и разум в силу своей интенсивности. При этом эмоции такого характера испытывают всего 3,1% исследуемых инженеров.

Теперь перейдем к рассмотрению острых негативных эмоций исследуемых групп (рис. 2).

Рис. 2. Общий график обобщенных показателей индекса острых негативных эмоций художников и инженеров

Показатели этого признака в исследуемых группах отличаются незначительно. Однако они были выявлены, что позволяет говорить о том, что профессиональная деятельность художников и инженеров способна вызывать острые негативные эмоции. Теперь рассмотрим показатели индекса тревожно-депрессивных эмоций (рис. 3).

Рис. 3. Общий график обобщенных показателей индекса тревожно-депрессивных эмоций художников и инженеров

Как видно из графика, 22% художников и 75% инженеров испытывают тревожно-депрессивные эмоции слабой степени. Эмоции такого уровня характеризуются слабым проявлением и носят скорее случайный характер. При этом они легко вытесняются другими, более ярко окрашенными чувствами и эмоциями.

Также в ходе данного исследования было выявлено, что 59,4% художников и 25% инженеров испытывают тревожно-депрессивные эмоции среднего уровня выраженности. К эмоциям данного характера можно отнести, к примеру, боязнь, застенчивость, стыд, вину, испуг и некоторые другие. И те и другие респонденты в процессе работы попадают под влияние тревожно-депрессивных эмоций, которые при этом контролируются сознанием, но в то же время могут воздействовать и на другие чувства. При всем вышесказанном следует учитывать тот факт, что инженеры испытывают такие эмоции (такой интенсивности) в два раза реже, чем художники.

Однако для более детальной диагностики эмоций художников и инженеров стоит обратиться к качественной обработке полученных данных (рис. 4).

Рис. 4. Профиль эмоций группы художников и инженеров

Как видно из графика, у респондентов и группы художников, и группы инженеров на профиле эмоций можно выделить основные пики. Так, максимальный пик для группы художников приходится на эмоцию радости (13,6 %), в то время как в группе инженеров он приходится на интерес (13 %). Следующий пик в группе художников можно наблюдать на эмоции страха (10,7 %) и вины (10,4 %), при этом следующим пиком для группы инженеров являются такие эмоции, как гнев (12,10 %) и вина (12,10 %). Можно сделать вывод о том, что профессиональная деятельность художников приносит радость и счастье, профессиональная деятельность инженеров заставляет их быть более внимательными, собранными и сконцентрированными в процессе работы. При этом художники испытывают страх быть отверженными, не понятыми, и, как следствие, появляется вина. При этом инженеры, допуская ошибки в работе, испытывают гнев, ярость, перемешанную с виной за допущенную ошибку.

Теперь перейдем к рассмотрению данных творческого воображения художников и инженеров, полученных в ходе экспериментального исследования (рис. 5)._

87,50%

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

71,90%

Х>% 0%-3,10% „о/.

Низкий Средний Выше

среднего

Высокий

Очень высокий

ХУДОЖНИКИ

ИНЖЕНЕРЫ

Рис. 5. Скорость творческого воображения художников и инженеров (по уровням)

Скорость воображения - это показатель того, насколько быстро человек может воспроизводить образы, задействуя при этом воображение и память. Как видно из рисунка, на долю художников приходится 3,1 % тех, кто обладает средней скоростью, 15,6 % - скоростью выше среднего, 9,4 % - высокой скоростью и 71,9 % -очень высокой скоростью творческого воображения. При этом большая часть

инженеров обладает скоростью воображения выше среднего (87,5 %) и только 12,5 % респондентов можно отнести к обладателям высокой скорости воображения.

Анализируя вышесказанное, можно говорить о том, что профессиональная деятельность художников и инженеров влияет на скорость творческого воображения. При этом процент ее выраженности различный. Художники в сравнении с инженерами обладают более высокой скоростью творческого воображения, которая позволяет им за короткий промежуток времени справиться с тем или иным вопросом. Инженерам же требуется для этого больше времени.

59.40%

Низкий Средний Выше Высокий Очень среднего высокий

■ ХУДОЖНИКИ «ИНЖЕНЕРЫ Рис. 6. Гибкость творческого воображения художников и инженеров (по уровням)

Гибкость воображения - способность воспроизводить разнообразные (неидентичные) сюжеты. Как видно из рисунка 6, 3,1 % художников обладают средним уровнем гибкости, 25 % - уровнем выше среднего, 59,4 % - высоким и 12,5 % - очень высоким уровнем; 9,4 % инженеров относятся к тем, у кого гибкость воображения достаточно низкая, 53,1 % инженеров обладают средней гибкостью и только 37,5 % -гибкостью выше среднего. Это говорит о том, что большинство художников быстро и легко могут предложить разнообразные варианты образов, отличающиеся между собой разнообразием сюжетов. При этом инженерам больше свойственно изображать предметы, выполняющие схожие функции, например бытовые, научно-технические, спортивные, реже - предметы и явления природы, существующие без вмешательства человека.

Теперь перейдем к рассмотрению оригинальности творческого воображения (рис. 7). _

45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Низкий Средний Выше Высокий Очень среднего высокий

■ ХУДОЖНИКИ I ИНЖЕНЕРЫ Рис. 7. Оригинальность творческого воображения художников и инженеров (по уровням)

Оригинальность воображения - умение представить сложный сюжет путем использования образов памяти и фантазии.

Все художники обладают оригинальностью воображения, однако ее уровень у всех разный. Так, 28,1 % респондентов из рассматриваемой группы обладают низкой оригинальность воображения, 40,6 % средним уровнем и 31,3 % уровнем выше среднего. При этом 6,25 % респондентов из группы инженеров обладают низким уровнем оригинальности воображения. У оставшейся части, а это 93,75 % инженеров, вовсе не выявлено данного показателя. Большинство же рисунков, представленных инженерами, говорит о хорошей образной памяти и умении быстро воспроизводить ранее увиденные образы.

Можно сделать заключение о том, что профессиональная деятельность инженеров способствует развитию образной памяти, но при этом особым образом не влияет на оригинальность творческого воображения. Чаще всего инженеры работают по заранее спланированному и ранее уже пройденному алгоритму. Что же касается художников, их профессиональная деятельность стимулирует к постоянному поиску новых решений, сюжетов и образов.

Для подтверждения гипотезы о существовании взаимосвязи между эмоциональными переживаниями, структурой, уровнем творческого воображения и спецификой профессиональной деятельности человека (на примере художников и инженеров) был использован критерий Манна-Уитни (см. табл.).

Различия в индексах эмоций и компонентах творческого воображения

Переменные (п= 64) Сумма рангов Иэмп

Художники Инженеры

ПЭМ 1474.5 605.5 77.5

НЭМ 1308.5 771.5 243.5

ТДЭМ 1340.5 739.5 211.5

Скорость 1260 820 292

Гибкость 1483.5 596.5 68.5

Воображение 1543 537 9

Для данной выборки испытуемых характерны такие критические значения:

икр

р<0.01 р<0.05

338 389

Можно сделать вывод о том, что все показатели статистически значимы (при р<0.01). Однако наиболее существенные различия среди группы художников и инженеров были выявлены в индексе позитивных эмоций, а также между гибкостью и оригинальностью воображения.

Согласно констатирующему эксперименту, проводимому с целью подтверждения или опровержения гипотезы о влиянии профессиональной деятельности на структуру и уровень творческого воображения и эмоций, можно сделать следующие выводы.

Та или иная профессиональная деятельность оказывает влияние на наличие и интенсивность тех или иных видов эмоций. При этом было выявлено, что интенсивность эмоций, у представителей различных специальностей различная. Так, на примере художников и инженеров было выявлено, что творческая профессия способствует более глубокому эмоциональному переживанию. В то же время представители технического направления (в большинстве своем) переживают эмоции в ходе профессиональной деятельности менее интенсивно.

При рассмотрении профиля эмоций было выявлено, что профессиональная деятельность художников способствует выработке эмоции радости. В то же время профессиональная деятельность инженеров способствует увеличению у них интереса.

Также следует сделать вывод о том, что профессиональная деятельность может оказывать существенное влияние как на само творческое воображение, так и на его компоненты. Так, на примере все тех же художников и инженеров было выявлено, что творческая профессия способствует более интенсивному развитию гибкости и оригинальности творческого воображения. Техническая специальность, требующая чаще всего шаблонности и точной последовательности выполнения определенного алгоритма работы, не оказывает существенного влияния на структуру и уровень развития творческого воображения.

Также следует сказать и о том, что творческая специальность способствует увеличению скорости творческого воображения. Другими словами, за меньшее количество времени художники могут предоставить большее число идей. Вопрос остается лишь в том, насколько качественны и ценны такие идеи, но этот вопрос уже тема другой научной статьи.

Библиографический список

1. Гришина, А. В. Профессиональная готовность будущих инженеров: умение, эмоциональное отношение и желание работать / А. В. Гришина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. - 2019. - Том 5 (71). - № 2. - С. 75-82.

2 Гришина А. В. Развитие «познавательного» компонента эмоциональной направленности студентов вуза / А. В. Гришина, М. В. Косцова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. -№ 1(45). - С. 241-246. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/ (дата обращения: 22.12.22).

3 Гришина, А. В. Субъектно-деятельностный подход в изучении студентов с различным уровнем профессионального самоопределения / А. В. Гришина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-1. - С. 313-319.

4. Косцова, М. В. Методы формирования визуального мышления у студентов с нарушениями зрения / М. В. Косцова, И. Л. Пономаренко, А. В. Гришина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2020. - № 2(54). - С. 260-265. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/ (дата обращения: 22.12.22).

5. Косцова, М. В. Особенности визуального мышления у студентов технического профиля подготовки / М. В. Косцова, А. В. Гришина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2019. - № 4(52). -С. 256-260. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/ (дата обращения: 22.12.22).

6. Косцова, М. В. Особенности визуального мышления у студентов, занимающихся различными видами спорта / М. В. Косцова, И. Л. Пономаренко, А. В. Гришина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 4(56). - С. 318-326. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/ (дата обращения: 22.12.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.