Научная статья на тему 'ДИЛЕММЫ ХУДОЖНИКОВ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ'

ДИЛЕММЫ ХУДОЖНИКОВ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИЛЕММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ХУДОЖНИКИ / ПРОФЕССИЯ / КАРЬЕРНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вакарина Елена Алексеевна, Дубровина Ольга Ивановна

Начинающие специалисты по окончании обучения сталкиваются с необходимостью повторно совершать выбор профессии: им приходится делать выбор варианта дальнейшей профессионализации или, что более парадоксально, менять сферу деятельности по разным соображениям. В большинстве случаев подобное решение связано с трудностью найти работу по специальности. Особенно остро этот вопрос стоит перед представителями творческих профессий. Художники предпочитают уединение и погружение в собственные переживания. Они начинают сомневаться в себе, творчестве, разочаровываются в достигнутых результатах. Профессиональные дилеммы отражают их сомнения, которые они стараются преодолеть самостоятельно, и которые не обнаруживали себя в период обучения. Отсюда следует цель исследования: выявить типичные профессиональные дилеммы художников при повторном профессиональном самоопределении. Выборку составили 64 респондента (34 художника, 30 инженеров). Для выявления типичных профессиональных дилемм представителей творческой и технической профессий использован авторский опрос «Профессиональная дилемма». В ходе проведенного исследования выяснено, что противоречия художников при повторном профессиональном самоопределении отличаются от дилемм, решаемых представителями других профессий, так как являются специфичными для специалистов данных профессиональных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вакарина Елена Алексеевна, Дубровина Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTS’ DILEMMAS IN RE-ENTERING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Novice specialists upon graduation are faced with the need to re-choose a profession: they have to choose the option of further professionalization or, more paradoxically, change the field of activity for various reasons. In most cases, such a decision is associated with the difficulty of finding a job in the specialty. This issue is especially acute in creative professions. Artists prefer solitude and immersion in their own experiences. They begin to doubt themselves, creativity, are disappointed in the results achieved. Professional dilemmas reflect their doubts, which they try to overcome on their own, and which did not reveal themselves during the training period. Hence follows the purpose of the study: to identify the typical professional dilemmas of artists during repeated professional self-determination. Design: a total of 64 respondents took part in the study (34 artists, 30 engineers). The author's survey “Professional Dilemma” was used to identify typical professional dilemmas of representatives of creative and technical professions. In the course of the study, it was found that the contradictions of artists during repeated professional self-determination differ from the dilemmas solved by representatives of other professions, since they are specific to specialists in these professional fields.

Текст научной работы на тему «ДИЛЕММЫ ХУДОЖНИКОВ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ»

2022/</

7. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. - М.: Ключ - С, 1999. - 123 с.

8. Зданович О. С. Моделирование организации школьного спорта на основе спортивного клуба: дисс. ... канд. пед. наук. - Чайковский, 2011. - 205 с.

9. Лубышева Л. И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 3. - С. 10-13

10. Передельский А. А. Спорт в контексте философского познания // Проблемы и перспективы спортивной науки: сб. трудов Всероссийского НИИ физической культуры и спорта, 15-16 декабря 2008 г. - М., 2008. - 145 с.

11. Гузева Н. Ю. Ценностно-ориентированное обучение русскому языку: методология и практика. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 98 с.

12. Попова М. А., Шкитырь О. Н, Сысоев В. В.,. Использование гуманистического подхода отечественных педагогов- гуманистов конца XIX - первой половины ХХ века в современной практике физической культуры школьников // Успехи современной науки. -2017. - Т. 2. - № 3. - С. 87-90.

13. Славко А. Л. Мотивационная основа физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи [Электронный ресурс]. -URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/arc-hive/item/781-6.html.

14. Соколова И. В. Оздоровительная физическая культура в философском аспекте // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62 (4). - С. 208-211.

15. Старкова Е. В. Физическая культура системы высшего образования России в условиях внедрения новых стандартов // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07 ноября 2014 года. - СПб.: 2014. - С. 126-130.

16. Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. / В. И. Столяров. - М., 2005. - 187 с.

17. Теплухин Е. И. Крыжановская О. О., Митрохин Е. А., Самсонова Е. А. Тенденции

популярности физической культуры как культурного социального явления // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5 (72). -С. 205-209.

18. Хохлова В. В. Социокультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства в информационном обществе: дисс. ... док. социол. наук. - Нижний Новгород, 2002. - 401 с.

Е. А. Вакарина, О. И. Дубровина

УДК 159.923

ДИЛЕММЫ ХУДОЖНИКОВ ПРИ ПОВТОРНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

О

ыпускники вузов, а также те, кто находится на этапе первичной профессионализации, испытывают трудности, связанные с профессиональной самореализацией. Так, из общего числа выпускников высших учебных заведений России 2010-2015 гг. (10 726,3 тыс. чел.) трудоустроены 88,9%, при том, что не по полученной профессии - 34 % (3 270,9 тыс. чел.) [1]. Выбор профессии, как и в целом профессиональное самоопределение, - тот процесс, который может продолжаться и после окончания среднего специального или высшего учебного заведения.

Изучением профессионального самоопределения занимались Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмо-лов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. А. Кли-

мов, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжников и др. [4, с. 23; 8, с. 44; 10, с. 145]. Большинство исследователей отмечают как первоначальный выбор профессии, то есть когда человек входит в профессию впервые, так и повторное профессиональное самоопределение. Повторный выбор профессии может означать как переход в иную или смежную область деятельности, так и уход из профессии окончательно. Профессиональное самоопределение личности, по мнению И. В. Гусевой, связано с реализацией принятого решения, потому что в ситуации выбора ответственность возлагается на личность, а не на окружение или посторонние факторы извне [3, с. 80]. Развитие таких волевых качеств, как целеустремленность, настойчивость, инициативность и другие, делают процесс профессионального самоопределения более обоснованным и осмысленным. Схожие взгляды наблюдаются у Г. И. Гороховой, которая говорит о том, что развитие карьеры будет зависеть от будущего специалиста, а именно его активности, требовательности, профессионального самосознания, потребности в самореализации и раскрытии творческого потенциала [2, с. 13]. Готовность реализовать себя исходит из внутренней цели, воли и мотивации человека, а также от определенных ожиданий. Так, Е. А. Кольцова рассматривает в своем исследовании карьерные ориентации, которые предложил Э. Г. Шейн: техническая компетентность, организаторская компетентность, автономия, стабильность и др. [7, с. 61; 15]. Данные ожидания наполняют профессиональную деятельность содержанием и отражают потребности личности, которые позволяют в полной мере раскрыть собственное «Я» посредствам творческой самореализации.

Творчество - это культурный и социальный процесс, который возникает внутри социальных пространств, которые соединяются друг с другом, то есть выстраиваются контакты между различными культурами, национальностями [14, с. 97-98; 11, с. 206-207]. Выражение не только индивидуальности, но и опыта предшествующих поколений в произведениях искусства становится стимулом для объе-

динения культурных и профессиональных сообществ, которые способствуют сохранению целостности как отдельной личности, так и общества в целом. Находясь внутри профессионального сообщества, творческая личность вынуждена доказывать свою значимость, обосновывать идеи и тщательно разрабатывать проекты. Создание атмосферы сотрудничества в коллективе позволяет расширять социальные контакты, что является необходимым условием при продвижении творчества и самой личности художника [12, с. 136]. Например, И. П. Попова говорит о том, что художникам присуще менять виды профессиональной деятельности, но при этом сохранять чувство принадлежности к конкретной группе профессионалов, которая окажется для них референтной в данный момент времени [9, с. 94].

Несмотря на то, что профессиональ -ная идентичность значима для художни -ков, В. В. Карпова и Л. А. Дикая выяснили, что творческие личности предпочитают погружаться в собственные переживания и уединяться, чтобы справиться с проблемами самостоятельно [5, с. 75-85]. Вследствие этого художники сталкиваются с различными противоречиями в профессиональной деятельности, что становится триггером к смене профессии как таковой. Например, Б. Якобсен выделил жизненные (экзистенциальные) дилеммы, где выбор осуществляется между построением личной жизни и построением карьеры [13, с. 100]. Соблюдение баланса может осилить не каждый человек, так как требуется затрачивать больше времени и ресурсов, обладать широким спектром знаний, чтобы одна сфера не перекрывала другую.

И. А. Каташев, В. В. Линьков в своей статье уделяют внимание моральным дилеммам, которые описал в свое время Л. Кольберг [6, с. 197]. Каждый этап морального развития предполагает прохождение стадий, формирующих правильность принятия решений и совершения поступков. Данные стадии морального развития личности показывают возрастание самостоятельности и независимости при вынесении суждений, а также умение находить

2022/</-(Др

способ решения дилеммы наиболее выгодно как для себя, так и для социума в целом. Исходя из этого, мы приходим к выводу о том, что художники находятся на некой грани, предполагающей постоянный моральный выбор, что, в свою очередь, говорит о подверженности художников прохождению кризисов. Художникам, возможно, следует быть готовыми к преодолению проблемных моментов, так как данная творческая профессия предполагает постижение смысла жизни и ориентацию на моральные и ценностные устои общества.

Наряду с экзистенциальными и моральными дилеммами, творческие специалисты сталкиваются и с профессиональными противоречиями. Художники, проходя этапы профессионализации, сталкиваются с дилеммами, которые связаны с потребностью совершить выбор в отношении профессионального будущего. Подобная стадия творческого становления личности приобретает характер кризиса, который нарушает равновесие в устойчивой ситуации профессионального развития художника. В ходе профессионализации художник выстраивает систему ценностей, которая может влиять на его творчество, содержательные аспекты деятельности, а также выступать ориентиром при оценивании окружающей действительности. Следовательно, цель исследования состоит в том, чтобы выявить типичные профессиональные дилеммы художников при повторном профессиональном самоопределении. Гипотеза исследования заключается в том, что профессиональные дилеммы художников при повторном самоопределении отличаются от дилемм, решаемых представителями других профессий.

Участниками исследования выступили 64 человека в возрасте от 23 до 35 лет: художники (п = 34) и инженеры (п = 30), получившие профильное образование в высших или средних специальных учебных заведениях. Отбор участников исследования осуществлялся следующим образом: для экспериментальной выборки (художники) нами выбирались специалисты, получившие профильное образование -художественное. Так, в исследовании приня-

ли участие художники-живописцы, художники-иконописцы, художники-графики, художники-иллюстраторы и другие из г. Тюмени, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Краснодара, Новосибирска, Ростова-на-Дону и т. д. Обоснованием выборки служило профильное образование, поэтому стоит отметить учебные заведения, где обучались художники: Тюменский государственный институт культуры, Московский архитектурный институт, Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова, Санкт-Петербургская государственная академия художеств им. И. Е. Репина и т. д.

Для контрольной выборки (инженеры) были отобраны специалисты, получившие профильное образование - техническое. В исследовании приняли участие инженеры-технологи, инженеры-строители, инженеры-металло-физики, инженеры-гидрогеологи и другие из г. Тюмени, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Калининграда, Астрахани и т. д. Также необходимо отметить профильные учебные заведения, где прошли обучение инженеры: Тюменский государственный индустриальный университет, Уральский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет и т. д.

Исследование проходило в 2 этапа, в связи с этим применялись следующие методы исследования:

На 1 этапе для определения списка профессиональных дилемм нами использовалась работа в фокус-группах, в которые вошли представители творческой (художники) и технической (инженеры) профессий. Нами проведено структурированное интервью в фокус-группах, в ходе которого выделены противоречия и составлен банк из 31 профессиональной дилеммы.

На 2 этапе исследования для выявления типичных профессиональных дилемм нами разработана авторская анкета «Профессиональная дилемма». Опрос включает список из 31 дилеммы, который сформирован нами в банк на 1 этапе исследования. Противоречия (профессиональные дилеммы) между двумя аль-

тернативными решениями содержат в себе противоположные полюса (табл. 1).

Таблица 1 Полюса профессиональных дилемм

Положительный полюс Отрицательный полюс

Саморазвитие: повышение квалификации (продолжение обучения) Материальное благополучие: не повышать квалификацию, так как можно заработать в других сферах деятельности

Наличие гарантий: пойти туда, где гарантированно возьмут, и опыт не требуется (но не хочу) Отсутствие гарантий: добиваться места, где я хочу работать (но не принимают в связи с недостатком опыта)

Профессиональная мобильность: пробовать совместить выбранную профессию с чем-то еще Консерватизм: оставаться в рамках одной профессии

Самореализация: заниматься творчеством в свое удовольствие в соответствии со своими представлениями о том, как это важно для себя Престижность: попытки соответствовать в профессиональном смысле ожиданиям и советам преподавателей, родителей, друзей, коллег, знакомых

Творчество в рамках авторского стиля: выбор тематики для работы Работа на заказчика и т. д.

На данном этапе испытуемые заполняли анкету, отмечая актуальные дилеммы, после чего для каждого из них сформировался индивидуальный список профессиональных дилемм.

Обработка данных, полученных при помощи опроса «Профессиональная дилемма», осуществлялась методом частотного анализа. Данный анализ включает следующие этапы:

- получение индивидуальных матриц данных (количество выбранных профессиональных дилемм);

- получение общей матрицы данных (сведение данных);

- систематизация данных (ранжирование выбранных профессиональных дилемм);

- интерпретация полученных данных.

Нами использован авторский опрос «Профессиональная дилемма» для выявления типичных профессиональных дилемм представителей творческой и технической профессий. Результаты выстроены в четкой иерархии согласно обработки данных методом частотного анализа и представлены в таблице 2 и таблице 3.

Таблица 2

Типичные профессиональные дилеммы

художников

№ Профессиональные дилеммы Кол-во

1 Выбор направления в рамках профессии 26

2 Иметь свободный график или иметь строгий график работы 26

3 Посвятить себя искусству или просто зарабатывать на том, что пользуется спросом 24

4 Оставаться в привычной деятельности и реализовываться в ней или пробовать совершенно иное (то есть работать по специальности или работать не по специальности) 23

5 Выбор тематики для работы 23

6 Оставаться в рамках одной профессии или пробовать совместить выбранную профессию с чем-то еще 23

728

29 Выбор места работы по престижности организации: давно на рынке, лидер сегмента или недавно на рынке труда, молодая, но перспективная компания 6

30 Научная деятельность или практическая деятельность 5

31 Следование за семейными традициями (профессиональные династии: выбор одной профессии, одного учебного заведения, одного места работы или продолжение семейного бизнеса) или следование за собственными предпочтениями (интересами, мечтой, призванием) 5

2022/</-(Др

В процессе интервью были выявлены типичные дилеммы художников и их специфичное наполнение (таблица 2): профессиональная дилемма, которая предполагает «выбор направления в рамках профессии» и подразумевает, что художники либо сохраняют свой авторский стиль, стараются выразить себя через искусство, работают сообразно своим предпочтениям, удовлетворяют собственные амбиции, либо ориентируются на вкусы потенциальной целевой аудитории, то есть работают на заказчика и создают то, что пользуется спросом у большинства. Стоит отметить, что возникает борьба между такими карьерными ожиданиями, как вызов (возможность быть востребованным) и служение обществу. Закономерным здесь является то, что большинство художников стараются вкладывать в произведения искусства свои мысли, эмоции и чувства, то есть стараются передавать культурные ценности через творчество и сохранить индивидуальность, но становятся заложниками своей целевой аудитории. Художникам может не нравится то, что предпочитает аудитория, но здесь появляется возможность для материального обеспечения (узнаваемость бренда, окупаемость материалов), однако вместе с этим возникает риск утраты профессиональной идентичности и авторского стиля.

Следующей по приоритетности является профессиональная дилемма - «иметь свободный график или иметь строгий график работы». Данное противоречие может быть присуще не только художникам, но и представителям других профессий. Однако для художников все же более актуально в силу того, что у творческих личностей может повыситься продуктивность, а также появится больше ресурсов для самовыражения, так как перед ними не будет условных ограничений и рамок. Подобная дилемма включает в себя карьерное ожидание, связанное с автономностью, то есть возможностью быть свободным, не обремененным правилами и обстоятельствами и быть зависимым от дедлайнов и условий, которые предъявляют окружающие. Также эта дилемма тесно связана с предыдущей, потому что обе выра-

жают то, что художники видят свое развитие, прежде всего, независимым и свободным с тем, чтобы направить дальнейшее построение профессионального пути на выражение себя как автора.

В профессиональной дилемме «посвятить себя искусству или просто зарабатывать на том, что пользуется спросом», как и в первой дилемме по значимости для художников, основным является то, что художники выбирают между удовлетворением собственных амбиций и самовыражением, включенностью в профессиональное сообщество, и между материальным благополучием, то есть между духовными и материальными ценностями. Также выбор совершается между нестабильностью, непредсказуемостью и стабильностью, гарантиями, что также является одним из карьерных ожиданий художника. Опасность заключается в том, что необходимо тонко чувствовать своего зрителя, но при этом не забывать об индивидуальности из-за чего может повыситься тревожность (нестабильность), но в то же время художника может поглотить рутина и, как следствие - депрессия (стабильность).

Типичные профессиональные дилеммы, выбранные инженерами, не несут в себе специфики данной профессии, но подтверждают то, что специалисты на этапе первичной профессионализации могут столкнуться с трудностями в профессиональной самореализации (таблица 3). Вследствие этого могут совершать повторный выбор профессии, как отраженно в дилемме «оставаться в привычной деятельности и реализовываться в ней или пробовать совершенно иное (то есть работать по специальности или работать не по специальности)». В данном случае дилемма включает такие полюса, как стабильность, гарантии, консерватизм и нестабильность, непредсказуемость, саморазвитие. Примечательно, что данная дилемма художниками выбирается довольно часто (23), то есть представители творческой профессии также подвержены риску выхода из профессии и поиска себя в другой деятельности. Профессиональная дилемма «выбор тематики для работы» схожа с ведущей дилеммой художни-

Таблица 3 Типичные профессиональные дилеммы инженеров

№ Профессиональные дилеммы Кол-во

1 Оставаться на рабочем месте или уволиться 25

2 Оставаться в привычной деятельности и реализовываться в ней или пробовать совершенно иное (то есть работать по специальности или работать не по специальности) 21

3 Выбор тематики для работы 21

4 Оставаться в рамках одной профессии или пробовать совместить выбранную профессию с чем-то еще 20

5 Интересно сразу несколько дел в конкретной сфере, варьирование времени между ними (при условии, что он получаются одинаково хорошо) или сосредоточение на одном деле в конкретной сфере (посвящение всего времени только одной деятельности) 20

628

29 Следование за семейными традициями (профессиональные династии: выбор одной профессии, одного учебного заведения, одного места работы или продолжение семейного бизнеса) или следование за собственными предпочтениями (интересами, мечтой, призванием) 6

30 Выражение индивидуального своеобразия вразрез с модой или следование за модой, предпочтением большинства 5

31 Использование искусства как рычага давления (художник-рупор) или сокрытие актуальных социально-общественные проблем 4

ков (выбор направления в рамках профессии), которая предполагает либо работу на заказчика, либо работу, предполагающую выражение своего внутреннего творческого потенциала.

Стоит отметить, что существуют дилеммы, находящиеся за пределами значимости, как у художников, так и инженеров. Для художников такими дилеммами стали те, которые присущи и представителям других профессий, то есть не несут особенностей творческой составляющей профессии «художник»:

- «выбор места работы по престижности организации: давно на рынке, лидер сегмента или недавно на рынке труда, молодая, но перспективная компания» - у художников в приоритете творческая самореализация, стремление к прекрасному (что является высшей ценностью искусства), а не стереотипные представления общества о престижности и стабильности в построении своего профессионального пути.

- «научная деятельность или практическая деятельность» - одной из особенностей профессии «художник» является то, что их деятельность носит практико-ориентированный характер, направленный на создание культурных продуктов.

- «следование за семейными традициями (профессиональные династии: выбор одной профессии, одного учебного заведения, одного места работы или продолжение семейного бизнеса) или следование за собственными предпочтениями (интересами, мечтой, призванием)» - художники начинают свой путь с детства (зачастую, первое образование получают в школах искусств или художественных школах), то есть профессиональное самосознание формируется довольно рано. Художники находят подтверждение своего таланта через поддержку семьи (значимого окружения) и признание преподавателей, поэтому у них не возникает сомнений при выборе творческого пути.

Для инженеров следующие дилеммы имеют меньшее значение:

- «следование за семейными традициями (профессиональные династии: выбор одной профессии, одного учебного заведения, одного места работы или продолжение семейного бизнеса) или следование за собственными предпочтениями (интересами, мечтой, призва -нием)» - инженеры имеют способности к ана-

литике, естественным наукам, которые проявляются в детстве (как и у художников - творческий талант), поэтому они выбирают профессии из сферы «человек--техника».

- «выражение индивидуального своеобразия вразрез с модой или следование за модой, предпочтением большинства», а также «использование искусства как рычага давления (художник-рупор) или сокрытие актуальных социально-общественных проблем». Данные дилеммы являются специфичными для художников в рамках их профессиональной деятельности. Соответственно, эти противоречия не являются актуальными и типичными для инженеров.

Заслуживает внимания тот факт, что профессиональная дилемма «следование за семейными традициями (профессиональные династии: выбор одной профессии, одного учебного заведения, одного места работы или продолжение семейного бизнеса) или следование за собственными предпочтениями (интересами, мечтой, призванием)» находится в нижней части иерархии как у художников, так и инженеров.

Из вышесказанного следует, что гипотеза исследования о том, что профессиональные дилеммы художников при повторном самоопределении отличаются от дилемм, решаемых представителями других профессий, нашла свое подтверждение.

Профессиональные дилеммы художников при повторном выборе профессии отличаются от противоречий, решаемых представителями других профессий. Типичные профессиональные дилеммы художников наделены особенностями данной творческой профессии и включают их карьерные ожидания: автономность, вызов и служение, так как художники вынуждены заниматься укреплением своего «Я» в профессии. В связи с этим основными полюсами противоречий художников являются сохранение своего авторского стиля, удовлетворение собственных амбиций и материальное благополучие, ориентация на предпочтения целевой аудитории (заказчика).

Наличие дилемм говорит о том, что описанные в них альтернативы остаются актуаль-

ными в равной степени. Для художников (как и для представителей других профессий) не ясен инструмент разрешения выявленных дилемм. Данное положение определяет дискомфорт в повторной профессионализации. Решение дилемм затрагивает множество ресурсов разного рода: финансовых, временных. Дилеммы влияют на эмоциональные состояния молодых специалистов, их самоотношение. Создание подобного инструмента, или обсуждение вопросов, определяющих дилемму - все это может существенно повлиять на вторичную профессионализацию молодых специалистов.

АННОТАЦИЯ

Начинающие специалисты по окончании обучения сталкиваются с необходимостью повторно совершать выбор профессии: им приходится делать выбор варианта дальнейшей профессионализации или, что более парадоксально, менять сферу деятельности по разным соображениям. В большинстве случаев подобное решение связано с трудностью найти работу по специальности. Особенно остро этот вопрос стоит перед представителями творческих профессий. Художники предпочитают уединение и погружение в собственные переживания. Они начинают сомневаться в себе, творчестве, разочаровываются в достигнутых результатах. Профессиональные дилеммы отражают их сомнения, которые они стараются преодолеть самостоятельно, и которые не обнаруживали себя в период обучения. Отсюда следует цель исследования: выявить типичные профессиональные дилеммы художников при повторном профессиональном самоопределении. В ходе проведенного исследования выяснено, что противоречия художников при повторном профессиональном самоопределении отличаются от дилемм, решаемых представителями других профессий, так как являются специфичными для специалистов данных профессиональных областей.

Ключевые слова: профессиональные дилеммы, профессиональное самоопределение, художники, профессия, карьерные ожидания.

SUMMARY

Novice specialists upon graduation are faced with the need to re-choose a profession: they ha-

ve to choose the option of further professiona-lization or, more paradoxically, change the field of activity for various reasons. In most cases, such a decision is associated with the difficulty of finding a job in the specialty. This issue is especially acute in creative professions. Artists prefer solitude and immersion in their own experiences. They begin to doubt themselves, creativity, are disappointed in the results achieved. Professional dilemmas reflect their doubts, which they try to overcome on their own, and which did not reveal themselves during the training period. Hence follows the purpose of the study: to identify the typical professional dilemmas of artists during repeated professional self-determination. In the course of the study, it was found that the contradictions of artists during repeated professional self-determination differ from the dilemmas solved by representatives of other professions, since they are specific to specialists in these professional fields.

Key words: professional dilemmas, profess-sional self-determination, artists, profession, career expectations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ положения выпускников с высшим и средним профессиональным образованием на рынке труда в России [Электронный ресурс] // ФГБУ «ВНИИ труда» Министерство труда России. - URL: http://spravochnik.ros-mintrud.ru/storage/app/media/Analiz%20poloj en iya%20vepucknikov_VNII%20tpuda.pdf (дата обращения: 02.05.2022).

2. Горохова Г. И. Особенности становления профессиональной карьеры личности в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 2 (63). - С. 11-14.

3. Гусева И. В. Влияние волевой организации личности на успешность выбора профессии студентами // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 8. -С. 77-80.

4. Кармазина Н. В., Шушара Т. В., Коваль Т. В. Профессиональное самоопределение: история вопроса // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2016. - № 2 (34). - С. 23-28.

5. Карпова В. В., Дикая Л. А. Индивидуально-психологические особенности специа-

листов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения // Российский психологический журнал. - 2016. -№ 13 (2). - С. 71-87.

6. Каташев И. А., Линьков В. В. Критерии нравственного развития // Наука и школа. - 2016. - № 2. - С. 196-206.

7. Кольцова Е.А Взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и карьерными ориен-тациями личности [Электронный ресурс] // Организационная психология. - URL: https:// arxiv.gaugn.ru/s2312-59420000617-4-1-ru-110/ (дата обращения: 02.05.2022).

8. Медведева С. А., Белоцерковец Т. Е. Профессиональное самоопределение студентов художественного колледжа // Международный научно-исследовательский журнал -2020. - № 1 (91). - С. 44-47.

9. Попова И П. Творческая профессиональная карьера: как возможен профессиональный контроль? // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». -2019. - № 2 (16). - С. 91-102.

10.Пряжников Н. С. Методы ориентировки в психологических «Пространствах» самоопределения // Национальный психологический словарь. - 2017. - № 3 (27). - С. 144-150.

11. Elisondo R. Creativity is always a social process // Theories - Research - Applications. - 2016. - Vol. 3. I. 2. - P. 194-210.

12. Hawlina H., Gillespie A, Zittoun T. Difficult differences: a socio-cultural analysis of how diversity can enable and inhibit creativity // Journal of creative behavior. - 2019. - Vol. 53. I. 2. -P. 133-144.

13. Jacobsen B. Invitation to Existential Psychology: A Psychology for the Unique Human Being and its Applications in Therapy [Электронный ресурс]. England: John Wiley & Sons, 2007. - 192 p. - URL: https://books.google.ru/ books?id=yjiHFW1RtaQC&printsec=frontcover &hl=ru#v=onepage&q&f=false.

14. Manta A. Demystifying creativity: an assemblage perspective towards artistic creativity // Creativity studies. - 2018. - Vol. 11. I. 1. -P. 85-101.

15. Schein E. H. Career Anchors: Discovering your real values. - San Francisco: Pfeiffer & Company, 1990. - 65 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.