Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL IDENTITY / MOTIVATION OF PROFESSION CHOICE / APTITUDE OF A PERSON TO PARTICULAR TYPES OF PROFESSIONS / INTEREST IN PROFESSION / FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайнанова А.Р.

В статье рассматривается профессиональное самоопределение молодежи. Современное развивающееся общество, интеграция в разных сферах науки и техники приводят к увеличению профессий, их качественному изменению, устареванию одних и возникновению других, что осложняет выбор профессии для выпускника. Профессиональное самоопределение рассматривается на основе принятого в отечественной психологии деятельностного подхода, определяющего его как деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Процесс обучения в вузе может быть отнесен к стадии профессионального обучения, однако на его результативность оказывает влияние уровень сформированности профессиональных намерений первокурсника. Цель исследования - выявление особенностей профессионального самоопределения студентов инженерного направления, а также гуманитарного и экономического направлений на начальном этапе обучения в вузе. Предмет исследования - профессиональное самоопределение студентов на начальном этапе обучения в вузе. Результаты исследования показали, что у студентов инженерного направления выбор профессии обусловлен хорошими условиями и оплатой труда, перспективами в профессии, у студентов гуманитарного и экономического направлений - творческими возможностями профессии и стечением обстоятельств. У инженеров более выражены интересы и склонности, сопряженные с их будущей профессией, в то время как у гуманитариев и экономистов интересы недостаточно сформированы, на что указывает больший разброс интересов в разных профессиональных сферах. Уровень интеллекта студентов-инженеров, а также гуманитариев и экономистов достоверно не различается и является средним. Учитывая личностные характеристики студента, его мотивацию самоопределения в выбранной профессии, можно персонифицировать образовательный процесс, образовательные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайнанова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT PROFESSIONAL IDENTITY AT THE INITIAL STAGE OF UNIVERSITY COURSE

The article considers the professional identity of young people. The fast development of modern society as well as the integration in various fields of science and technology result in an increasing number of professions along with their qualitative changes, the obsolescence of some and the emergence of others, which complicates the professional choice for new graduates. Professional self-determination is generally understood as the activity of a person who acquires a particular content depending on the stage of his development as a labour subject. The process of university training can be regarded as a stage of vocational training. However, the effectiveness of the process is determined by the level of formation of professional intentions of a freshman. The purpose of the research is to identify the characteristics of professional identity of first-year students majoring in engineering, humanities, and economics. The results of the research show that the choice of profession made by engineering students is motivated by the promising professional perspectives, good labour conditions and salaries, while students of humanities are attracted by opportunities of applying creative approaches in their field. Engineering students show more interest and aptitude towards their particular profession, while students of humanities and economics display a wide range of interests in various professional spheres. The levels of intelligence do not differentiate between students of engineering, humanities, and economics and all correspond to the average level. Taking into account personal characteristics of a student and his/her motivation for selfdetermination in the future profession allows to personalize the educational process and educational programs.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 378.147

А. Р. Гайнанова

Профессиональное самоопределение студентов на начальном этапе обучения в вузе

В статье рассматривается профессиональное самоопределение молодежи. Современное развивающееся общество, интеграция в разных сферах науки и техники приводят к увеличению профессий, их качественному изменению, устареванию одних и возникновению других, что осложняет выбор профессии для выпускника. Профессиональное самоопределение рассматривается на основе принятого в отечественной психологии деятельностного подхода, определяющего его как деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Процесс обучения в вузе может быть отнесен к стадии профессионального обучения, однако на его результативность оказывает влияние уровень сформированности профессиональных намерений первокурсника.

Цель исследования - выявление особенностей профессионального самоопределения студентов инженерного направления, а также гуманитарного и экономического направлений на начальном этапе обучения в вузе. Предмет исследования - профессиональное самоопределение студентов на начальном этапе обучения в вузе. Результаты исследования показали, что у студентов инженерного направления выбор профессии обусловлен хорошими условиями и оплатой труда, перспективами в профессии, у студентов гуманитарного и экономического направлений - творческими возможностями профессии и стечением обстоятельств. У инженеров более выражены интересы и склонности, сопряженные с их будущей профессией, в то время как у гуманитариев и экономистов интересы недостаточно сформированы, на что указывает больший разброс интересов в разных профессиональных сферах. Уровень интеллекта студентов-инженеров, а также гуманитариев и экономистов достоверно не различается и является средним. Учитывая личностные характеристики студента, его мотивацию самоопределения в выбранной профессии, можно персонифицировать образовательный процесс, образовательные программы.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, склонность к профессии, интерес к профессии, студенты-первокурсники.

Проблема выбора профессии не теряет своей актуальности в настоящее время. На сегодняшний день в России насчитывается более семи тысяч профессий и их количество постоянно растет. На федеральном портале «Российское образование» представлено 27 групп направлений подготовки высшего профессионального образования, которые включают 447 направлений и специальностей ФГОС. Перед школьником, будущим абитуриентом, стоящим на пороге школы, возникает целый ряд сложных вопросов: на что опираться при выборе профессии; как узнать о новых профессиях; как узнать, какие профессии в ближайшее время не будут востребованы; как определить, что эта профессия ему подходит. Сложность выбора, с которой сталкивается абитуриент, очевидна.

Правильный выбор профессии важен как для самого молодого человека, так и для общества. Профессиональное самоопределение - это важный выбор в жизни человека, который на долгие годы определяет свой жизненный путь, и от того, насколько правильно он сделан, зависит его социальная значимость, профессиональная эффективность, удовлетворенность работой и жизнью в целом.

Общество также заинтересовано в правильном профессиональном выборе человека, так как неправильный выбор приводит к тому, что выпускник вуза не идет в сферу выбранной профессии и общество не получает специалиста, на подготовку которого потрачены бюджетные средства и в котором оно нуждается [1]. Неверный выбор профессии сказывается на низкой учебной мотивации, что приводит к академической неуспеваемости студента и отчислению его из вуза [2]. И в конечном итоге государство недополучает то количество специалистов, которое запланировано. Даже если вчерашний выпускник сделал осознанный выбор направления обучения, то представления о будущей профессии у него приблизительные, неточные [3]. Однако практический вопрос о том, что в конечном итоге определяет выбор профессии молодого человека, при всей теоретической разработанности проблемы остается открытым.

Проблема профессионального самоопределения изучалась отечественными учеными: А. Е. Голомштоком, Е. А. Климовым, Т. В. Кудрявцевым, Б. Ф. Ломовым, А. К. Марковой, К. К. Платоновым, Н. С. Пряжниковым, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, С. Н. Чистяковой и др.

Профессиональное самоопределение рассматривается Е. А. Климовым в общем виде как деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. При этом он отмечает, что профессиональное самоопределение следует рассматривать не только как самоопределение профессионала, но и как самоопределение подрастающего человека - будущего профессионала [4]. Под профессиональным самоопределением мы понимаем осознанный выбор профессии с учетом интересов, способностей человека, формирование знаний и навыков, необходимых для реализации личности в профессии.

Для молодого человека, заканчивающего школу, выбор профессии, определение себя в профессии становится главной задачей возраста [5]. В этот период необходимо определить соответствие будущей профессии человеку [6]. В юношеском возрасте профессиональное самоопределение идет параллельно с личностным, оказывая на него большое влияние. Это влияние осуществляется через систему интересов человека, его способностей, ценностных ориентаций. Выбор профессии соотносится с выбором жизненного пути, с планированием своей будущей жизни. И от того, насколько правильно сделан выбор профессии молодым человеком, может зависеть его отношение к настоящему, будущему, жизни в целом.

По мнению Н. С. Пряжникова, при выборе профессии нужно учитывать следующие факторы:

- социальные, влияющие на мотивы выбора профессии, т. е. факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций;

- личностные: способности, интересы и психологические качества личности, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки;

- экономические, связанные с потребностями общества в кадрах и с современными требованиями к профессиям, трудовой деятельности и человеку [7, 8].

Профессиональное самоопределение - выбор профессии субъектом на основании анализа, оценки его внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии и последующим его формированием как субъекта труда и профессионала.

В психологической литературе указывается, что для оптимального выбора профессии необходимо учитывать интересы личности, то, что человек хочет делать в жизни, способности, которые позволили бы ему быть успешным в профессии. Кроме того, соответствие своих личностных качеств требованиям профессии создает у человека ощущение удовлетворенности выбранной профессией.

В процессе профессионального становления выделяют четыре стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию, частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде [9].

Процесс обучения в вузе может быть отнесен к стадии профессионального обучения, однако на результативность этого процесса оказывает влияние уровень сформированности профессиональных намерений первокурсника [10]. Учитывая личностные характеристики студента, его мотивацию самоопределения в выбранной профессии, можно персонифицировать образовательный процесс, образовательные программы. Совместное действие факторов индивидуализации и персонификации образования будет способствовать профессиональному самоопределению выпускников вузов [11].

Целью нашего исследования было выявление особенностей профессионального самоопределения студентов инженерного направления, а также гуманитарного и экономического направлений на начальном этапе обучения в вузе.

Предмет исследования - профессиональное самоопределение студентов на начальном этапе обучения в вузе.

Методы и методики, применяемые в исследовании:

- методика «Анкета выбора профессии»;

- опросник «Карта интересов» (авторы А. Е. Голомшток, Е. А. Климов, О. П. Меш-ковская и др.), отражающий направленность интересов в 29 сферах деятельности;

- Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, предназначенный для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий;

- методика IST Р. Амтхауэра, направленная на определение уровня интеллекта и его

компонентов (вербальные способности, математические, конструктивные способности и память);

- опросник «Незаконченные предложения» (модификация А. Н. Кошелевой), выявляющий отношение к различным аспектам профессионального самоопределения (ценностно-профессиональные ориентации);

- статистический метод -критерий Фишера».

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск). В исследовании принимали участие студенты 1-го курса, обучающиеся на гуманитарном и экономическом направлениях (психология и управление персоналом), и студенты 1 -го курса, обучающиеся на инженерном направлении (строительство). Количество испытуемых инженерного профиля - 75 человек, гуманитарного и экономического профилей - 75 человек, средний возраст - 18 лет.

Рассмотрим мотивы выбора профессии, которые отражают интересы, ценности перво-

курсников, их желание реализовать свои способности. В результате анализа данных по методике «Анкета выбора профессии» (рис. 1) было выявлено, что среди мотивов студентов инженерного направления преобладающими являются факторы, связанные с хорошими условиями будущей работы, в том числе оплатой труда (21 %), с перспективами профессионального роста (20 %), с уверенностью в том, что профессия соответствует их интересам, склонностям и есть возможность широкого применения профессиональных знаний (по 10 % соответственно). При этом стоит отметить, что семейные традиции и совет родителей также оказали влияние на вчерашних выпускников (10 %). Непопулярными мотивами являются следующие: «за компанию с товарищами»; «мечтал с детства»; «не было иного выбора» (0 %).

Анализ данных по методике «Анкета выбора профессии» студентов гуманитарного и экономического направлений показал, что из всех мотивов преобладающими являются следующие: возможность применения професси-

I Инжереное направление

I Гуманитарное и экономическое направления

о и

и ■&

о а в я а о

*29 2 са

3

са

н о

1. Семейная традиция и 1% 2. Совет родителей 3. За компанию с товарищами 4. Профессия соответствует интересам, склонностям

5. Мечтал(а) с детства 6. Влияние информации 7. Хорошие условия будущей работы 8. Хорошие перспективы профессионального роста Широкая сфера применения профессиональных знаний 10. Творческие возможности профессии 11. Профессия модная, престижная 12. Близость учебного заведения к месту жительства 13. Не было иного выбора 14. Стечение обстоятельств 15. Получение любого высшего образования

16. Другое

0%

10% 15% Выраженность, %

Рис. 1. Выраженность мотивов выбора профессии студентов

ональных знаний, интерес к профессии и склонности к ней (17 %). Также для данных студентов важны творческие возможности профессии (10 %). При этом обращает на себя внимание тот факт, что 17 % мотивов выбора будущей профессии основаны на стечении обстоятельств, на близости учебного заведения (8 %), отсутствии иного выбора (4 %), т. е. у студентов данных направлений больше мотивов, связанных с сиюминутными обстоятельствами, а не с сознательным выбором.

Достоверные различия выявлены среди следующих мотивов выбора будущей профессии двух групп студентов: хорошие условия будущей работы, в том числе оплата труда; хорошие перспективы профессионального роста; творческие возможности профессии; стечение обстоятельств (при р < 0,01); соответствие профессии интересам, склонностям и возможность применения профессиональных знаний (при р < 0,05). Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты инженерного направления выбирают профессию, ориентируясь на хорошие условия работы и оплату труда, на перспективы профессионального роста, а на гуманитариев и экономистов большее влияние оказывают творческие возможности будущей профессии и стечение обстоятельств. Последнее указывает на то, что данные студенты находятся в группе риска на начальном этапе обучения в вузе.

По методике «Карта интересов» было установлено, что из 29 профессий студенты гуманитарного и экономического направлений выбрали 15 (рис. 2), из них на первом месте психология, экономика и бизнес, что в целом соответствует выбору профессии, хотя этот выбор охватывает всего лишь 31 % респондентов. При этом стоит отметить очень большой разброс интересов, включающий не только профессии гуманитарного и экономического направлений, но и технического, медицинского, а также сферы искусства.

У студентов инженерного направления также наблюдается разброс в сфере интересов: они выбрали 11 профессий из 29, однако у данной группы респондентов обнаруживается более устойчивая склонность к технической сфере: техника, механика - 17 %; транспорт, авиация, морское дело - 17 %; эконо-

мика, бизнес - 13 %; строительство - 10 %; информационные технологии - 10 %; электротехника - 7 % (рис. 3).

Методика ДДО отображает ориентацию испытуемых на пять типов профессий по классификации Е. А. Климова: «человек - природа»; «человек - техника»; «человек - человек»; «человек - знаковая система»; «человек - художественный образ». В результате проведения методики было установлено, что преобладающим среди студентов гуманитарного и экономического направлений является тип профессий «человек - человек» - 53 %, далее идет «человек - знаковая система» -20 %, «человек - художественный образ» -17 %. Следует отметить, что 10 % респондентов выбрали сферу «человек - техника».

63 % студентов технического направления отнесли себя к группе «человек - техника», что соответствует выбору их будущей профессии. Далее следуют профессии в сфере «человек - знаковая система» - 23 % и незначительно представлены такие типы профессий, как «человек - природа» - 7 % и «человек - человек» - 7 %. Достоверные различия выявлены среди двух групп студентов (при р < 0,05) в профессиях типа «человек - техника», «человек -человек», «человек - художественный образ», т. е. у гуманитариев и экономистов предпочтение профессий в системах «человек - человек» и «человек - художественный образ» выражено в большей степени, чем у студентов инженерного направления, а у последних больше выражена склонность к профессиям типа «человек - техника».

Чтобы выявить специфику интеллектуальных способностей студентов инженерного направления, а также гуманитарного и экономического направлений, мы применили методику определения уровня интеллекта Р. Амт-хауэра. Сравнение полученных данных показало, что уровни интеллекта гуманитариев и инженеров примерно одинаковы: ^ студентов гуманитариев 100,1, а ^ студентов инженерного направления - 105,5, что соответствует среднему уровню интеллекта, достоверных различий между группами не выявлено. Также установлено, что математические, конструктивные способности и память у студентов двух групп достоверно не различаются.

Журналистика, связи с общественностью реклама; 10 %

Иностранные языки, лингвистика; 3 %

Строительство; 3 % История; 3 %

Социология, философия; 3 %

Экономию бизнес;14 %

Физкультура, спорт; 7 %

Военные специальности; 4 %

Транспорт, _авиация, морское дело; 7 %

Изобразительное искусство; 10 %

Медицина; 7 %

Электротехника, радиотехника, электроника; 4 %

.Биология; 4 %

Сценическое искусство; 4 %

Психология; 17 %

Рис. 2. Направленность интересов в разных сферах деятельности у студентов гуманитарного

и экономического направлений

Строительство; 10 %.

Информационные технологии; 10 %

География; 2 %

Физика; 7 %

Транспорт,^/ авиация, морское дело; 17 %

Военные специальности; 7 %

Экономика, бизнес; 13 %

Техника, механика; 17 %

Физкультура, спорт; 7 %

Химия; 3 %

Электротехника, радиотехника, электроника; 7 %

Рис. 3. Направленность интересов в разных сферах деятельности у студентов инженерного

направления

С помощью методики «Незаконченные предложения» мы выявили особенности ценностно-профессиональных ориентаций студентов, которые определялись через их отношение к профессиональной деятельности, к жизни, к настоящему, к будущему. Контент-анализ результатов показал, что у студентов инженерного направления более позитивное отношение к профессиональной деятельности, чем у студентов гуманитарного и экономического направлений (77 % и 56 % соответственно). В связи с этим можно предположить, что у студентов гуманитарного направления больше сомнений в своей будущей профессии, чем у студентов инженерного направления. Также студентов инженерного направления, положительно относящихся к жизни в целом, больше, чем студентов гуманитарного и экономического направлений (87 % и 77 % соответственно). Положительное отношение к настоящему у студентов обеих групп не сильно различается - у гуманитариев и экономистов 60 %, а у инженеров - 67 %, однако обращает внимание тот факт, что отрицательно относящихся к настоящему студентов в два раза больше среди гуманитариев и экономистов (23 % против 10 % соответственно), это может указывать на их большую неудовлетворенность жизнью. Отношение к будущему в обеих группах одинаково положительное у 87 % респондентов, что возможно связано с особенностями возраста, в котором оно представляется достаточно радужным и оптимистичным.

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать следующие выводы.

У студентов технического направления выбор профессии обусловлен хорошими условиями труда, в том числе оплатой труда, перспективами в профессии, интересом к ней. Студенты гуманитарного и экономического направлений также определяют свой выбор интересом к будущей профессии, возможностью применения профессиональных знаний,

но их в меньшей степени интересуют условия труда и перспективы профессионального роста, для них важны творческие возможности профессии. Следует отметить, что у гуманитариев и экономистов достоверно больше мотивов, связанных со случайным выбором профессии - стечением обстоятельств.

У студентов инженерного направления более выражены интересы, сопряженные с их будущей профессиональной деятельностью, в то время как у студентов гуманитариев и экономистов интересы недостаточно сформированы, что показывает больший разброс интересов в разных профессиональных сферах.

У большинства студентов инженерного направления выбор профессии соответствует их склонностям, а у их сверстников гуманитариев и экономистов только у половины предпочтения профессии совпали с их будущей профессией.

У студентов гуманитарного и экономического направлений предпочтение профессий в системе «человек - человек» и «человек - художественный образ» выражено достоверно в большей степени, чем у студентов инженерного профиля, а у последних больше выражена склонность к системе профессий «человек - техника».

Уровень интеллекта студентов инженерного, гуманитарного и экономического направлений существенно не различается и является средним.

В обеих группах студентов преобладает положительное отношение как к будущему, так к настоящему, однако среди студентов гуманитариев и экономистов тех, кто отрицательно относится к настоящему, в два раза больше. У студентов инженерного направления более положительное отношение к будущей профессиональной деятельности и к жизни в целом, чем у студентов гуманитарного и экономического направлений.

Библиографический список

1. Севостьянов Д. А., Гайнанова А. Р. Ценности образования : инверсия смыслов // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 43-48.

2. Никандрова Н. П. Мотивация учебной деятельности студентов // Актуальные вопросы образования. 2018. № 2. С. 211-213.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический проект ; Фонд «Мир», 2005. 329 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2010. 304 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М. : Изд-во МГУ, 1995. 222 с.

7. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение : теория и практика. М. : Академия, 2008. 320 с.

8. Пряжников Н. С. Выбираем профессию вместе // Первое сентября. Школьный психолог. 2000. № 7. С. 12-13.

9. Kудpявцeв Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-60.

10. Ширинская Н. Е. Специфика профессиональной направленности в структуре эмоционального интеллекта // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6. С. 201-204.

11. Стародубцев В. А., СоловьевМ. А., Валитова Е. Ю. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 47-56.

А. R. Gainanova

Student Professional Identity at the Initial Stage of University Course

Abstract. The article considers the professional identity of young people. The fast development of modern society as well as the integration in various fields of science and technology result in an increasing number of professions along with their qualitative changes, the obsolescence of some and the emergence of others, which complicates the professional choice for new graduates. Professional self-determination is generally understood as the activity of a person who acquires a particular content depending on the stage of his development as a labour subject. The process of university training can be regarded as a stage of vocational training. However, the effectiveness of the process is determined by the level of formation of professional intentions of a freshman.

The purpose of the research is to identify the characteristics of professional identity of first-year students majoring in engineering, humanities, and economics. The results of the research show that the choice of profession made by engineering students is motivated by the promising professional perspectives, good labour conditions and salaries, while students of humanities are attracted by opportunities of applying creative approaches in their field. Engineering students show more interest and aptitude towards their particular profession, while students of humanities and economics display a wide range of interests in various professional spheres. The levels of intelligence do not differentiate between students of engineering, humanities, and economics and all correspond to the average level. Taking into account personal characteristics of a student and his/her motivation for self-determination in the future profession allows to personalize the educational process and educational programs.

Key words: professional identity; motivation of profession choice; aptitude of a person to particular types of professions; interest in profession; first-year students.

Гайнанова Алиса Рифкатовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология» СГУПСа. E-mail: gainanova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.