Научная статья на тему 'Субъективные факторы, влияющие на процесс профессионального формирования специалистов-гуманитариев'

Субъективные факторы, влияющие на процесс профессионального формирования специалистов-гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ГУМАНИТАРИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / CHOISE OF PROFESSION / OBJECTIVE FACTORS / SUBJECTIVE FACTORS / HUMANISTS / PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Светлана Олеговна

В вводной части статьи представлены объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор специальности студентами отечественных вузов, показаны отличия в выборе между гуманитариями и представителями других дисциплин, даются примеры субъективных факторов выбора. Автор говорит в статье о смене сущности высшего образования, переориентации смысла образования и влияния данных процессов на профессиональное формирование специалистов гуманитариев. В заключительной части статьи перечислены качества современного, успешного студента гуманитарных дисциплин. Статья написана на основании анализа автором отечественной научной литературы по теме выбора изучаемых дисциплин. Вывод, сделанный автором данной статьи, заключается в следующем: успешность и результативность процесса профессионального формирования специалистов-гуманитариев во многом определяется личностными качествами обучающегося, воздействовать на которые является задачей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE FACTORS AFFECTING PROFESSIONAL FORMATION OF HUMANISTS

In the introduction the author analyses a person’s motivational structure, motives of choice and training in a profession among students of humanitarian specialities and compare humanists with students of technical specialities. Based on the results of the comparison the author comes to the point, that subjective factors, such as interests, skills, temperament etc. are more responsible for the choice of the profession by humanists and objective factors, such as salary, social eminence etc. are more responsible for the choice by technical students. The author observe, that the acquisition of knowledge is a more important factor for technical specialties to study at the university, and the factor of mastering the profession and obtaining a diploma is more typical for students of humanitarian specialties. The author describes the actual situation in the humanitarian educational sector and defines the professional development of humanists. In the ending the author characterizes successfulstudents like mentally resilient, overactive, optimists, independent, self-reliant etc. Summarizing the results of this study, we can say, that humanists require more internal motivators to overcome the learning difficulties. As the main conclusion of this article, we note that the success and effectiveness of the process of professional formation of humanists is largely determined by the personal qualities of the student.

Текст научной работы на тему «Субъективные факторы, влияющие на процесс профессионального формирования специалистов-гуманитариев»

Краткие сообщения

УДК 378,016 DOI: 10.14529^190115

ББК Ч448,44

субъективные факторы, влияющие на процесс профессионального формирования специалистов-гуманитариев

С. О. Коваленко,

Центр перспективных экономических исследований

Академии наук Республики Татарстан,

г. Елабуга, Республика Татарстан, Российская Федерация

В вводной части статьи представлены объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор специальности студентами отечественных вузов, показаны отличия в выборе между гуманитариями и представителями других дисциплин, даются примеры субъективных факторов выбора. Автор говорит в статье о смене сущности высшего образования, переориентации смысла образования и влияния данных процессов на профессиональное формирование специалистов гуманитариев. В заключительной части статьи перечислены качества современного, успешного студента гуманитарных дисциплин. Статья написана на основании анализа автором отечественной научной литературы по теме выбора изучаемых дисциплин. Вывод, сделанный автором данной статьи, заключается в следующем: успешность и результативность процесса профессионального формирования специалистов-гуманитариев во многом определяется личностными качествами обучающегося, воздействовать на которые является задачей вузов.

Ключевые слова: выбор специальности, объективные факторы, субъективные факторы, гуманитарии, личностные качества студентов, профессиональное формирование.

Профессиональное формирование специалиста начинается намного раньше, чем его обучение в вузе. На процесс «довузовского» профессионального формирования оказывают влияние школа, секции дополнительного образования, семья и круг общения будущего студента и т. д. Таким образом, к моменту зачисления в вуз студенты наделены неким набором качеств, которые повлияли на выбор изучаемой специальности и отличают гуманитариев от представителей других дисциплин.

Мотивам выбора специальности студентами посвещено большое количество социологических исследований. Многие из них анализуруют мотивы выбора студентами определенной специальности: технической или инженерной (С. Г. Николаева, Т. А. Майборода, И. И. Копылова), естественнонаучной (И. А. Платонова, Д. Г. Кокина, А. А. Фильмова), экономической (Е. Ю. Гурьева, Ж. В. Пузанова, И. В. Семенова, И. В. Гордеева), гуманитарной (Ю. В. Кузьмина). Другие исследователи сравнивают мотивы выбора студентами разных специальностей (В. И. Крюкова, Т. А. Колесникова). Как правило, эти и другие авторы изучают субъективные и объективные мотивы выбора специальности в рамках своих исследований, поскольку при выборе специальности выпускники школ руководствуются и объективными (внешними, не зависящими от человека) и субъективными (внутренними) факторами.

К субъективным факторам, влияющим на выбор профессии, относятся интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности), способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности), темперамент, характер [2, с. 669].

Ковзиридзе добавляет к ним ориентацию личности на повышение материального уровня благополучия, социальную ориентацию личности, отношение к труду [8, с. 63].

Из результатов исследования, проведенных Крюковой [10, с. 196] следует вывод, что студенты технических специальностей делают основной наклон в сторону объективных факторов выбора профессии —уровня оплаты труда, востребованностью специальности на рынке труда и т. д., но, согласно Кузьминой [11, с. 137], реже объясняют выбор профессии интересом к ней.

Ниже приведены результаты исследования, проведенного Кузьминой [11, с. 137], которые имеют прямое отношение к теме субъективных факторов, влияющих на процесс выбора профессии студентами — гуманитариями. Кузьмина указывает на то, что гуманитарии при выборе профессии руководствуются такими факторами как интерес (64 %) (субъективный фактор) и доступность (70,5 %), т. е. легкость обучения или поступления (объективный фактор). Студенты инженерно-технических и естественнонаучных специальностей несколько реже гуманитариев объясняют свой выбор интересом (40 %), в большей степени их мотивирует при выборе профессии возможность высокого заработка (96 % против 59 % у гуманитариев). Отличительной особенность исследования Кузьминой было выявление влияния фактора материального положения семей на выбор профессии. Автор исследования пришла к выводу, что студенты из семей с высокими материальными ресурсами реже выбирают гуманитарные специальности, объяснив данный результат невысокими возможностями студентов

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки» 2019, т. 19, № 1

Краткие сообщения

из материально необеспеченных семей лучше подготовиться к поступлению (репетиторы, подготовительные курсы, учебные пособия и т. п.), и поэтому выбирают более доступные в плане поступления специальности.

Результаты исследования Кузьминой касательно мотивов выбора профессии, находят свое подтверждение в исследовании особенностей мотивации обучения в вузе Колесниковой [9, с. 136]. Используя методику «Мотивации обучения в вузе» Т. И. Ильиной, которая включает в себя следующие шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов), автор исследования приходит к выводу, что приобретение знаний является более важным фактором при поступлении в вуз для студентов технических специальностей, а фактор овладения профессией и получения диплома в большей степени характерен для студентов гуманитарных специальностей.

Равное влияние на мотивы выбора студентов-гуманитариев оказывают объективные (социальное положение, наличае бюджетных мест) и субъективные факторы (интерес, реализация) [7, с. 234]. К такому выводу приходит автор данной статьи в результате проведенного им исследования среди студентов гуманитарных дисциплин.1

Непосредственно при обучении среди современного студенчества все более важную роль начинают играть мотивы, связанные с возможностью получения социальных преимуществ, повышения социального статуса, которые обеспечиваются получением высшего образования как такового. Можно сказать, что профессиональная ориентация учащихся при выборе высшего образования все в большей степени замещается статусно-образовательной [13, с. 145]. Если в 2001 г. Дидковская [3, с. 134] указывала на то, что молодежь стремится получить реальные знания, а не диплом, то в настоящее время все больше исследователей (А. З. Гильманов, В. Р. Цылев) отмечают важность среди молодежи самого факта получения высшего образования. С ними согласна и Льноградская [5, с. 115], которая помимо всего прочего отмечает полное исчезновение широких социальных мотивов обучения (принести пользу обществу).

В современном обществе происходит смена не только профессиональной ориентации и самоопределения молодежи, но и самой сущности высшего образования. Знания и информация развиваются и обновляются высокими темпами и, как следствие, студента надо не просто обучить предмету, но и научить его способам обновления и поиска знаний. Смысл образования переориентируется с простой передачи набора знаний, блоков определенной информации, на обучение способам поиска, восприя-

1 Анкетирование студентов гуманитарных наук проведено в конце 2015 — начале 2016 гг. в г. Ульяновск (п = 600 чел.).

тия и работы с этими знаниями. Под профессиональной подготовкой подразумевают не только передачу субъекту учебной деятельности знаний, умений и навыков по изучаемым в рамках специальности предметам, а также по смежным предметам, но и формирование у него личностных качеств характера, которые обеспечивают жизненное самоопределение учащегося, способность к самореализации, обусловливают конкурентоспособность будущего специалиста, дают определенные гарантии его успешности не только в учебной, предстоящей профессиональной деятельности, но и в целом в жизни. К ним относятся: умение принимать решения, нести за них ответственность, обладание активностью, целеустремленностью, умение преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие достижению цели, навыки самоорганизации, анализа ситуации, чувство ответственности и личная дисциплина [4, с. 102], креативность и пр. [1, с. 77].

Весь процесс переориентации высшего образования происходит на фоне понижения престижа гуманитарных специальностей в России, что, в свою очередь, явилось следствием проводимой государством политики в отношении системы образования, и сравнительно невысокой заработной платы по окончании вуза [6, с. 38]. Студенты-гуманитарии старших курсов, которые объективно оценивают все перспективы дальнейшего трудоустройства и поэтому перестают возлагать на образование большие надежды в отличие от первокурсников, которым присуща профессиональная ориентация, мотивация на получение профессии [12, с. 146]. При изучении процесса профессиональной подготовки специалистов-гуманитариев данный факт нельзя оставить без внимания, следует учитывать эту особенность при построении образовательных программ, равно как и необходимость формирования у студентов качеств, обеспечивающих успешность учебной деятельности. Леусенко и Климовой выявлено, что успешно обучающиеся студенты характеризуются как требовательные с высокой эмоциональной устойчивостью, сверхактивные, нетерпеливые, как бодрые, энергичные, степенные моралисты, оптимисты, с высоким моральным контролем поведения, расторможенные и социально смелые, реалистичные, которые надеются на себя, берут на себя ответственность, действуют по практическим соображениям, самостоятельны, нечувствительны к своему физическому состоянию, верят в себя, спокойны, упрямы, видят смысл в целесообразности. Мотивация обучения у успешных студентов направлена на достижение конечных целей учебной деятельности, у менее успешных студентов мотивация носит скорее ситуативный характер (избежать наказания и осуждения со стороны родителей за плохую учебу, отчисления из вуза) [5, с. 115].

Подытоживая результаты данного исследования, можно отметить, что в отличие от студентов технических специальностей, гуманитариям требуется больше внутренних мотиваторов для преодоления трудностей обучения. В качестве основного вывода данной статьи отметим, что успешность и результативность процесса профессионального формирования специалистов-гуманитариев во

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2019, vol. 19, no. 1

С. О. Коваленко

Субъективные факторы, влияющие на процесс профессионального формирования специалистов-гуманитариев

многом определяется личностными качествами обучаещегося, воздействовать на которые является задачей вузов.

Литература

1. Айбатыров, К. С. Моделирование занятия со студентами, ориентированного на формирование креативности / К. С. Айбатыров, Л. Н. Харченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2014. — № 4 (89). — С. 76—80.

2. Боровикова, С. А. Профессиональное самоопределение // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В. А. Бодров. - М. : Пер Сэ : Логос, — С. 666—680.

3. Дыдковская, Я. В. Динамика профессионального самоопределения студентов /Я. В. Дыдковская // Социологические исследования. — 2001. — № 7. — С. 132—135.

4. Леусенко, И. В. Субъективные факторы успешности обучения студентов в вузе / И. В. Леусенко, Т. В. Климова//Преподаватель высшей школы вXXI веке : труды междунар. науч.-практ. интернет-конф. — Ростов н/Д : Федеральное агентство железнодорожного транспорта,2009. — С. 101—105.

5. Льноградская, О. И. Психологические факторы учебной успешности студента / О. И. Льноградская // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2012. — № 2 (18). — С. 113—117.

6. Коваленко, С. О. Объективные условия, влияющие на формирование специалиста-гуманитария в современных условиях как субъекта деятельност / С. О. Коваленко // Субъектность студента и препо-

давателя вуза : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Казань, 2016. — С. 36—40.

7. Коваленко, С. О. Социологический портрет современного студента гуманитарных наук / С. О. Коваленко. // Научные труды : сб. науч. работ. М., 2016. — С. 231—237.

8. Ковзиридзе, М. А. Факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации студенческой молодежи в современном обществе / М. А. Ковзиридзе/ / МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2010. — № 3. — С. 58—64.

9. Колесникова, Т. А. Особенности мотивации профессионального самоопределения студентов технических и гуманитарных специальностей технического вуза / Т. А. Колесникова // Педагогика, психология, теория и методика обучения. — 2008. — № 76-2. — С. 132—138.

10. Крюкова, В. И. Психологические факторы выбора технических профессий в современных условиях : дис. ... канд. псих. наук. — СПб., 2004. — 228 с.

11. Кузьмина, Ю. В. Выбор специальности обучения: прямой и непрямой эффект семейных факторов / Ю. В. Кузьмина // Высшее образование в России. — 2013. — № 10. — С. 133—140.

12. Соколова, Е. В. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов технического и гуманитарного вузов /Е. В. Соколова, Т. В. Казакова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2012. — № 5. — С. 144—147.

13. Цыплев, В. Р. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодежи Мурманска /

B. Р. Цыплев, Н. Н. Дюмина // Социс. — 2012. — № 2. —

C. 143—150.

КОВАЛЕНКО Светлана Олеговна, аспирантка, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан (г. Елабуга, Республика Татарстан, Российская Федерация). E-mail: sveta.kovalenko1983@gmail.com

Поступила в редакцию 12 декабря 2018 г

DOI: 10.14529/ssh190115

subjective factors affecting professional formation of humanists

S. O. Kovalenko, sveta.kovalenko1983@gmail.com,

Center of Advanced Economic Research at the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Yelabuga, Republic of Tatarstan, Russian Federation

In the introduction the author analyses a person's motivational structure, motives of choice and training in a profession among students of humanitarian specialities and compare humanists with students of technical specialities. Based on the results of the comparison the author comes to the point, that subjective factors, such as interests, skills, temperament etc. are more responsible for the choice of the profession by humanists and objective factors, such as salary, social eminence etc. are more responsible for the choice by technical students. The author observe, that the acquisition of knowledge is a more important factor for technical specialties to study at the university, and the factor of mastering the profession and obtaining a diploma is more typical for students of humanitarian specialties. The author describes the actual situation in the humanitarian educational sector and defines the professional development of humanists. In the ending the author characterizes successful students like mentally resilient, overactive, optimists, independent, self-reliant etc. Summarizing the results of this study, we can say, that humanists require more internal motivators to overcome the learning difficulties. As the main conclusion of this article, we note that the success and effectiveness of the process of professional formation of humanists is largely determined by the personal qualities of the student.

Keywords: choise ofprofession, objective factors, subjective factors, humanists, personal qualities of students, professional formation.

Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки» 2019, т. 19, № 1

Краткие сообщения

References

1. Ajbatyrov, K. S., Harchenko, L.N. Modelirovanie zanjatija so studentami, orientirovannogo na formirovanie kreativnosti [Modeling of the lesson aimed at creativity development] Izvesnija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta [Bulletin of the south Ural state university], 2014, 4(89), pp. 76-79.

2. Borovikova, S. A. Professional'noe samoopredelenie.- Psihologicheskie osnovy professional'noj dejatel'nosti [Professional identity.- Physiological underpinnings of professional activity], 2007, pp. 666-680.

3. Dydkovskaja, Ja. V. Dinamika professional'nogo samoopredelenija studentov [Dynamics of the students professional identity] Sociologicheskie issledovanija [Sociological Studies], 2001, 7, pp. 132-135.

4. Leusenko, I. V., Klimova, T. V Sub'ektivnye faktory uspeshnosti obuchenija studentov v vuze [Personal factors for successfull study of students at the university] Prepodavatel' vysshej shkoly vXXIveke. Trudy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet konferencii. Federal 'noe agenstvo zheleznodorozhnogo transporta [University teacher in XXI centery. Papers of the international research-to-practice Internet conference. Federal Railway Transport Agency], Rostov-on-Don, 2009, pp. 101-105.

5. L'nogradskaja, O. I. Psihologicheskie faktory uchebnoj uspeshnosti studenta [Psyhological factors oft he students training progress] Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tehnicheskogo Universiteta. Serija: Psihilogo-pedagogicheskie nauki [The Journal of Samara State Technical University, Ser. Physical and Mathematical Sciences], 2012, 2(18), pp. 113-117.

6. Kovalenko, S. O. Obektivnye uslovija, vlijajushhie na formirovanie spetsialista-gumanitarija v sovremennyh uslovijah [Hard factors having an impact on formation of humanities in modern context] Materially vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii „Sub'ektnost' studenta i prepodavatelja vuza" Papers for research-to-practice conference „Agency of students and University professors". Kazan. 2016. pp. 36-40.

7. Kovalenko S. O. Soziologitseskij portret sovremennogo studenta gumanitarnyh nauk [Sociological profile of the modern humanists] Nauchnye trudy: sb. nauc. rabot [Papers: edited volume], 2016, 10, pp. 231-237.

8. Kovziridze M. A. Faktory, vlijajushhie na formirovanie professionalnoj motivatsii studencheskoj molodezhi v sovremennom obshhestve [Factor affecting fofmation of career motivation by students in modern context] MIR (Modernizatsija. Innovatsija. Razvitie) MID [Modernization. Innovation. Development], 2010, 3, pp. 58-64.

9. Kolesnikova T. A. Osobennosti motivatsii professional'nogo samoopredelenija studentov tehnicheskih i gumatinarnyh spet-sialnostej tehnitseskogo vuza [Special motivation aspekts of professional identity by students of technical and human specialties in technical Universitys] Itvestija Rossijskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta im. A. I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science], 2008, 76-2, pp. 132-138.

10. Krjukova V. I. Psihologicheskie faktory vybora tehniceskih professij v sovremennyh uslovijah [Psyhological faktors for choising technical professions in modern context] Dissertacija kandidata psihologicheskih nauk [Doctorral thesis], Sankt Petersbourg, 2004, p.228.

11. Kuzmina Ju. V. Vybor specialnosti obechenija: prjamoj i neprjamoj effekt semejnyh faktorov [Choise of major discipline: direct and undirect effect of family factors] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2013, 10, pp. 133-140.

12. Sokolova, E. V., Kazakova, T. V. Sravnitel'nyj analiz uchebnoj motivatsii studentov tehnicheskogo i gumanitarnogo vusov [Comparative analysis of learning motivation of students of a technical higher school and a higher school of the humanities] Izvetnija Volgogradskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo niversiteta [Bulletin of the South Ural State University], 2012, 5, pp. 144-147.

13. Tsyplev V. R., Djumina N.N. Tendentsii v izmenenii motivov poluchenija vysshego obrazovanija u molodezhi Murmanska [Trends in changes of reasons of getting higher education by young people in Murmansk] Socis [Sociological Studies], 2012, 2, pp. 143-150.

Received Desember 12, 2018

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Коваленко, С. О. Субъективные факторы, влияющие на процесс профессионального формирования специалистов-гуманитариев / С. О. Коваленко // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2019. — Т. 19, № 1. — С. 101—104. DOI: 10.14529А«Ы90115

FOR CITATION

Kovalenko S. O. Subjective factors affecting professional formation of humanists. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities. 2019, vol. 19, no. 1, pp. 101—104. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh190115

Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Gumanities, 2019, vol. 19, no. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.