Научная статья на тему 'Функционирование системы подготовки специалистов - гуманитариев в университетах России и Германии: общее и особенное'

Функционирование системы подготовки специалистов - гуманитариев в университетах России и Германии: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГУМАНИТАРИЕВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Юлдуз Ракибовна, Коваленко Светлана Олеговна

В статье прилагается сравнительное описание процесса профессиональной подготовки специалистов-гуманитариев в вузах России и Германии, выявлены особенности подготовки студентов в вузах Германии, заимствование и применение которых рекомендовано авторами для отечественной системы высшего образования с целью улучшения качества подготовки студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайруллина Юлдуз Ракибовна, Коваленко Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the Humanitarians at Russian and German Universities: The Similarities and Differences

The paper compares the processes of professional training of humanitarians in the higher educational institutions of Russia and Germany. The authors of the article outline the particularities of students' training in Germany, adaptation of which for Russian system of higher education may improve the quality of students' training.

Текст научной работы на тему «Функционирование системы подготовки специалистов - гуманитариев в университетах России и Германии: общее и особенное»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

УДК 316.334:37

Функционирование системы подготовки специалистов-гуманитариев в университетах России и Германии: общее и особенное

Хайруллина Ю.Р.

Доктор социологических наук, профессор,

главный научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан,

Заслуженный деятель науки РТ

Коваленко С.О.

Аспирантка Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

В статье дается сравнительное описание процесса профессиональной подготовки специалистов-гуманитариев в вузах России и Германии, выявлены особенности подготовки студентов в вузах Германии, заимствование и применение которых рекомендовано авторами для отечественной системы высшего образования с целью улучшения качества подготовки студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: высшее образование в России, высшее образование в Германии, индивидуальный образовательный маршрут, дополнительные квалификации, профессиональная подготовка гуманитариев.

Тема подготовки высококвалифицированных специалистов приобретает особое значение в период вхождения России в европейское образовательное пространство, сопровождающееся реформами в системе высшего образования, направленными на улучшение качества образования, увеличение мобильности студентов и формирование специалистов, отвечающих запросам современного рынка труда, готовых к постоянному развитию и обновлению знаний. Особое значение тема профессиональной подготовки в вузе имеет для гуманитарных специальностей, т.к. выпускники гуманитарных специальностей наиболее уязвимы на рынке труда. Наибольшую сложность с трудоустройством испытывают выпускники гуманитарных факультетов [1, c. 51].

Проблема трудоустройства выпускников-гума-нитариев характерна не только для России, но и для Германии - страны с высокоразвитой экономикой, система высшего образования в которой признана во всем мире как одна из самых высокоэффективных.

Государство и вузы Германии при реформировании системы высшего образования, согласно принципам Болонского соглашения и организации учебного процесса, стараются минимизировать возникновение в будущем сложностей при трудоустройстве выпускников гуманитарных специальностей путем построения модели обучения, направленной на формирование высококвалифицированного специалиста, отвечающего потребностям рынка труда, способного адаптироваться в сжатые сроки к незначительным изменениям, происходящим на этом рынке.

Осуществляя реформы высшего образования, Россия может и должна использовать опыт других стран, в частности Германии. Историческая родственность и схожесть систем высшего образования России и Германии, экономическое, политическое и культурное сотрудничество между этими странами позволяют сравнить образовательные системы и социальные аспекты подготовки студентов в этих странах и выявить направления оптимизации каче-

225

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

ства профессиональной подготовки будущих специалистов в вузах России.

Система высшего образования в Германии представлена 324 вузами, из которых 255 - государственные и 69 - частные. Обучение осуществляется в вузах трех типов:

• Университеты (нем. Universitaten);

• Высшие школы прикладных наук (нем. Fachhochschulen);

• Колледжи искусства, кинематографа и музыки (нем. Kunst-, Film-, Musikhochschulen) [2].

Обучение по гуманитарным дисциплинам на базе бакалавриата и магистратуры возможно в каждом типе вуза. Существенное различие между университетом и высшей школой прикладных наук состоит в том, что в университетах даются фундаментальные и больше теоретические знания предмета, акцент делается на исследовательскую деятельность, в высших школах прикладных наук больше внимания уделяется практической подготовке учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности.

Высшее образование в Германии функционировало по принципу академической свободы, начиная с XVII в. Важнейшей составляющей принципа академической свободы является возможность студента самостоятельно осуществлять выбор дисциплин в рамках изучаемой специальности и осуществлять образовательный процесс в соответствии со своими потребностями, таким образом, студент сам несет ответственность за собственное профессиональное самоопределение. Системы высшего образования России и Германии исторически схожи и родственны, но система высшего образования в России не предоставляла студентам больших академических свобод, а подчинялось принципам государственного регулирования учебных программ, действовать в соответствии с которыми должны были как вузы, так и студенты. В «доболонский период», т.е. до момента присоединения России в 2003 г. к Болонскому соглашению, система высшего образования в России строилась по принципу передачи информации студенту, обучения предмету. В настоящее время наблюдается переход к процессу развития компетенций у студента [1, с. 51] в процессе подготовки бакалавра в образовательном пространстве вуза. В России возросла потребность в предоставлении свободы выбора для самостоятельной работы студента. Свобода выбора находит свое отражение в проявлении студентом самостоятельности и ответственности за принятие решений, от преподавательского состава вуза ожидается создание педагогических условий для психолого-педагогического сопровождения процесса самостоятельной деятельности в освоении основной образовательной программы бакалавриата. Самостоятельная деятельность студента во время обучения в вузе отражается в выбранном и спроектированном им индивидуальном образо-

вательном маршруте (ИОМ). Р.Р. Фахрутдинов понимает под единым образовательным маршрутом студента вуза «путь и способ профессионального становления студента, который на основе самостоятельности и творчества осваивает образовательные программы, отраженные как в нормативных документах (ГОС ВПО, квалификационные характеристики), так и в проектах профессионального роста» [3, с. 63]. В ходе учебного продвижения по ИОМ студенту предоставляются следующие возможности: определять индивидуальный и профессиональный смысл изучения дисциплины; ставить собственные цели и овладения коммуникативными навыками и умениями; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

ИОМ студента реализуется в Германии уже давно, со времен Гумбольдта принцип академической свободы был главной составляющей немецкого высшего образования. Студенты немецких вузов не столкнулись с чем-то принципиально новым при присоединении Германии к Болонскому процессу, для студентов российских вузов наоборот - составление и следование ИОМ стало новшеством и привело к затруднениям не только при его разработке, но и при прохождении. Разница в построении планов занятий заключается в том, что в России учебные планы построены по циклично-дисциплинарному принципу, а в Германии по блочно-модульному принципу. Модуль включает в себя несколько предметов, которые можно изучать несколько семестров подряд, но по ним сдается один общий экзамен. Последовательность освоения модулей определяется самим студентом [4]. Половина общего количества модулей относится к обязательным, вторая половина - это модули по выбору и модули дополнительного направления. Российские программы содержат аналогично базовую часть - набор дисциплин, предусмотренных ФГОС ВПО, и примерно равную по объему вариативную часть - вузовский компонент или дисциплины по выбору [5, с. 129].

Необходимо отметить, что преподаватели российских вузов не всегда могут помочь студентам, т.к. для них ИОМ студента тоже является новшеством, и, согласно Р.Р. Фахрутдинову, в России в сфере высшего образования проектирование студентом ИОМ не закреплено в нормативных документах и этот процесс находится в стадии разработки. В Германии помощь студенту при составлении ИОМ оказывают специалисты-консультанты (нем. Berater), отвечающие только за информационную поддержку, преподаватели вуза, и сами студенты одной специальности, объединенные в так называемые студенческие объединения (нем. Fachschaft). Члены студенческих

226

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

объединений выполняют не только функции консультантов, но и организуют коллоквиумы, проводят опросы студентов с целью выяснения их мнения касательно преподавания, ожиданий от учёбы, оказывают помощь в поиске мест практики и стипендиальных программ. Студенческие объединения представляют интересы студентов в вузе, борются за их права, защищают их интересы. Члены студенческих объединений выбираются студентами факультета. Занимать подобную должность среди студентов считается престижным по ряду причин, основная из которых - это приобретение практического опыта организации и руководства секцией или отделом с социальными функциями в рамках определенной организации, вуза в данном случае.

В российских вузах, количество которых на начало 2014/2015 учебного года составило 950, из них 548 государственных и 402 частных [6], помощь студенту также осуществляют преподаватели, сотрудники кафедр и деканата, студенты старших курсов. Сотрудники, отвечающие исключительно за информационную поддержку студента, не предусмотрены структурой вуза и подобные должности отсутствуют на практике, несмотря на растущую необходимость, вызванную изменениями в структуре учебного процесса и функционировании системы образования в рамках реализации принципов Болонского процесса.

При поступлении в университет немецкий студент выбирает не только специальность, но и направление подготовки, которое у студентов одной специальности может быть разным, например, студенты-литераторы могут специализироваться на изучении отечественной или зарубежной литературы. Исходя из выбранного направления и опираясь на рекомендации, прописанные в перечнях учебных дисциплин, студент выбирает какие лекции или семинары ему посетить. Расписания студентов одного и того же факультета и одного года обучения могут существенно различаться, соответственно, в вузах Германии нет групп. На занятиях могут присутствовать студенты различных специальностей. Подобная практика отсутствует в российских вузах, хотя её важность очевидна и объясняется необходимостью взаимодействия студентов-гуманитариев разных специальностей между собой ещё на стадии обучения в вузе в связи с необходимостью трудовой деятельности гуманитариев после окончания вуза не в рамках одной области знаний, а на границе профессиональных областей. Вузы должны способствовать более раннему общепрофессиональному сближению студентов-гуманитариев, тем самым готовя почву для оптимального трудоустройства. Именно деятельность на границе профессиональных областей является отличительной чертой деятельности выпускников гуманитарных специальностей в России и Германии. Гуманитарные науки тесно пере-

плетаются между собой в своеобразный узел наук и дисциплин, и именно знание ряда дисциплин, связанных между собой, помогает гуманитариям при трудоустройстве. Организация совместной деятельности студентов различных специальностей может носить кратковременный характер, например, на время участия в конференции или коллоквиуме. Российским вузам, которые в настоящее время не могут кардинально изменить процесс обучения и обеспечить присутствием на одном и том же занятии студентов различных специальностей, можно сблизить студентов на короткий срок, привлекая их к участию в научной деятельности вуза, элементом которой выступает конференция или коллоквиум.

В соответствии с требованиями Болонской декларации, оценка успеваемости происходит в вузах России и Германии по Европейской системе перевода и накопления кредитов ECTS (European Credit Transfer System). Один кредит равен в Германии 30 часом учебной нагрузки, а 30 кредитов соответствуют объему учебной работы студента в течение одного семестра [7, с. 140]. Один учебный год соответствует 60 ECTS-кредитам, что составляет около 1500-1800 учебных часов. Для получения степени бакалавра нужно набрать от 180 до 240 ECTS-кредитов, которые можно накапливать и использовать за пределами вуза. ECTS вводилась в Германии одновременно с переходом на программы бакалавриата и магистратуры, в России бально-рейтинговая система, опирающаяся на ECTS, начала вводиться до массового перехода на двухуровневую систему подготовки. Суммарная трудоемкость всех видов учебной работы, выполняемой студентом в течение семестра, как и в Германии, составляет 30 зачетных единиц (кредитов), но одна зачетная единица соответствует в России 36 академическим часам. Трудоемкость программы бакалавриата в Германии рассчитана на 6 семестров, равна 180 кредитным пунктам, а магистратуры, рассчитанной на 2 семестра, 120 кредитным пунктам. В России программа бакалавриата предусматривает четырёхлетнее обучение и их трудоемкость равна 240 кредитам [5, с. 129]. Различие в сроках обучения по программе бакалавриата в немецких и российских вузах объясняется наличием в России большого количества дисциплин гуманитарного, социального, экономического цикла, а также физической культуры, посещение которых обязательно. Т.О. Кочеткова дает этому следующее объяснение: знания по перечисленным предметам немецкие студенты получают в старших классах гимназии (с 11 по 13 классы), по окончании которой сдаются экзамены (нем. Abitur), на основании результатов которых осуществляется прием в вузы. На ряд специальностей существуют установленные вузом квоты приема. Структура и содержание выпускных экзаменов в Германии подобна российскому Единому государственному

227

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

экзамену (ЕГЭ), но поступить в немецкий вуз выпускник российской школы не может, для этого ему необходимо отучиться минимум один год в российском вузе по схожей специальности и сдать затем квалификационный экзамен в Германии.

При составлении плана занятий немецкий студент составляет себе план и организует свое время так, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к нему специальность. Значительное место в процессе обучения занимает самостоятельное выполнение исследования и изучения материала студентами по заданию преподавателя в малых группах, в свободное от занятий время. Работая над заданиями, студенты совместно разрабатывают план действий, распределяют роли в проекте, находят источники информации, способы достижения целей, обсуждают идеи. Для внеклассной групповой работы в вузах предусмотрены специальные залы (нем. Lehrraum), подобными залами оборудованы многие библиотеки, столовые и общежития.

Метод работы в группах относится к коммуникативным методам обучения и позволяет повысить мотивацию к обучению, расширить творческий потенциал, способствует развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, основ «тайм менеджмента», способствует расширению коммуникативных навыков у гуманитариев. Коммуникативные методы обучения дают свои плоды в условиях нестандартной производственной ситуации, когда надо выполнить неожиданное, ранее не выполнявшееся задание.

Работа с электронными и печатными информационными ресурсами способствует формированию у студентов навыков работы с текстом. В любых рабочих ситуациях, требующих оперативного информационного сопровождения, именно выпускники гуманитарных факультетов оказываются наиболее успешными и востребованными. Уникальные конкурентные преимущества таких выпускников заключаются в первую очередь во владении базовыми методами, способами и средствами получения, переработки и сохранения текстовой информации [1, с. 53].

Исследовательской деятельности студента в вузах Германии, в отличие от российских вузов, придается большое значение, а концепция высшего образования сочетает научную и исследовательскую деятельность. Преподаватели вуза привлекают студентов к исследовательской деятельности с первых семестров обучения и стремятся оказать студентам-исследо-вателям всяческую консультационно-кураторскую поддержку. Вузы работают в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими организациями. Технологии из вузов и научно-исследовательских организаций передаются на производство, ускоряя тем самым процесс внедрения разработок [8, с. 265]. На основании проведенных исследований студенты пи-

228

шут курсовые (нем. Hausarbeit) и дипломные работы (нем. Bachelorarbeit для студентов, заканчивающих бакалавриат и нем. Masterarbeit для студентов, заканчивающих магистратуру). Принимая участие в научной деятельности вуза, студент получает опыт трудовой деятельности и при дальнейшем трудоустройстве может ссылаться на этот опыт.

Вузы Германии предоставляют студентам всех факультетов возможность бесплатно овладеть дополнительными квалификациями, которые могут оказаться полезными при поиске работы.

Сюда относятся всевозможные лекции, семинары, практические занятия, на которых студентов обучают:

- работе на компьютере;

- иностранным языкам;

- овладению ключевыми компетенциями (выступление перед публикой, ведение грамотного диалога, деловая переписка, составление презентаций, работа в команде, грамотное завершение конфликтных ситуаций, основы журналистики, общественная работа).

Для гуманитариев посещение этих курсов особенно важно, т.к. область их трудовой деятельности находится зачастую за пределами специальности, а наличие дополнительных квалификаций будет играть положительную роль при поиске работы и во время трудовой деятельности. Российские вузы могут воспользоваться практикой немецких вузов и предоставить студентам возможности овладения дополнительными квалификациями. В настоящий момент отсутствие подобной практики связано с недостаточным финансированием вузов. В Германии эта проблема частично решена путём привлечения к преподаванию дополнительных предметов студентов старших курсов на безвозмездной основе, так, к примеру, студент факультета иностранных языков может в течение семестра преподавать «английский для начинающих» студентам всех факультетов -одно занятие в неделю. Для преподающей стороны в качестве бонуса может послужить накопление опыта трудовой, преподавательской деятельности, на который студент позднее может ссылаться при поиске работы; ознакомление с функционированием вузов и системой высшего образования изнутри; совершенствование собственных знаний по предмету; расширение кругозора; опыт общения и обмена информацией со слушателями курсов.

Традиционный для обеих стран способ накопления опыта трудовой деятельности - это прохождение практики. В Германии практика возможна не только в период каникул, но также и во время семестра, совмещая практику с учебой. Поиском места для прохождения практики немецкие студенты занимаются самостоятельно. На сайте многих университетов публикуются вакантные места для прохождения практики с указанием требования к

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Социология

соискателю. Практика может быть в некоторых случаях оплачиваемая, что позволит студенту не только приобрести определенные практические навыки по специальности, но и заработать. Прохождение практики является обязательным условием завершения учебы в некоторых вузах, в других вузах прохождение практики является делом исключительно добровольным. Сроки прохождения обязательной практики регулируются внутренним регламентом вуза.

Системы вузовского образования России и Германии становятся все более схожими по причине присоединения этих стран к Болонскому процессу и необходимости реформирования систем образования, вызванных периодом глобализации и создания единого экономического и образовательного пространства. От вузов требуется усилить направленность на развитие человека, его способностей к инновационной деятельности и подготовки высококвалифицированных специалистов для интенсивного развития экономики, основанной на знаниях, где важную роль будут играть знания и способность человека к их быстрому обновлению [9, с. 38].

Учитывая опыт Германии в подготовке специалистов гуманитарных специальностей, требования глобального рынка образовательных услуг, а также ориентируясь на требования внутреннего рынка труда, Россия имеет все шансы войти в мировое образовательное пространство с минимальными потерями и суметь выстроить привлекательную для своих граждан и граждан других европейских стран систему высшего образования.

Литература:

1. Елина Е.Г. Развитие гуманитарного образования и проблемы трудоустройства выпускников гуманитарных факультетов // Вестник Герценовского университета. - 2011. - № 11. - С. 51-55.

2. Немецкая служба академических обменов DAAD. - URL: http://www.daad.tj/faru.htm (дата обращения: 27.05.2014 г.).

3. Фахрутдинов Р.Р., Мухаметзянова Ф.Г. Индивидуальный образовательный маршрут студента при подготовке бакалавра // Роль высшего образования в формировании компетентного специалиста. Материалы Научно-практической конференции (с международным участием). - Казань.

- 2013. - С. 62-69.

4. Дука Т.О. Общее и особенное в образовательном выборе студента современного университета России и Германии. 2010. - URL: http://www. emissia.org/offline/2010/1405.htm (дата обращения: 27.03.2015 г.).

5. Кочеткова Т.О., Носков М.В., Шершнева В.А. Высшее образование в России и Германии: болонские реформы продолжаются // Образование за рубежом. - 2012. - № 12. - С. 125-131.

6. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/obraz/vp-obr1.htm (дата обращения: 25.07.2015).

7. Кочеткова Т.О., Носков М.В., Шершнева В.А. Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса // Образование за рубежом. - 2011. - № 3. - С. 137-142.

8. Серова В.Н. Инновации и некоторые особенности преподавания в высших школах Германии // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - № 5. - С. 263-266.

9. Арнаутов Н.Б. К вопросу о современных тенденциях системы высшего образования в Германии // Вестник НГУ. - 2008. - Т. 9. - Выпуск 2.

- С. 38-41.

Training of the Humanitarians at Russian and German Universities:

The Similarities and Differences

Ju.R. Khayrullina, S.O. Kovalenko

The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The paper compares the processes of professional training of humanitarians in the higher educational institutions of Russia and Germany. The authors of the article outline the particularities of students ’ training in Germany, adaptation of which for Russian system of higher education may improve the quality of students’ training.

Key words: higher education in Russia, higher education in Germany, individual learning route, additional qualifications, professional training of humanitarians.

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.