УДК 378
И. В. Цивунина, М. А. Петрова ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДВУХУРОВНЕВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЕРМАНИИ:
ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ
Ключевые слова: Болонский процесс, двухуровневая подготовка, бакалавры, магистры.
Рассмотрены особенности процесса двухуровневой подготовки специалистов в вузах Германии. Изучены учебные планы подготовки бакалавров и магистров в вузах Германии. Рассмотрены модульные составляющие магистерских планов.
Keywords: Bologna process, two-level training, Bachelors, Masters.
Main features of two-level training process of our specialists in German Universities were reviewed. Bachelor and Master training programs in German universities were analyzed. Modular components of Master’s curriculum were studied.
Германия относится к числу первых европейских государств, подписавших в 1999 году Болонскую декларацию о создании единого общеевропейского образовательного пространства. Болонская система в Германии внедряется уже с 2002 года. За эти годы были созданы заново более 50 направлений подготовки бакалавров и магистров. Остальные программы были реструктурированы по отношению к прежде существовавшим программам подготовки специалистов. В 2007-2008 учебном году в Германии предлагали уже более 3300 программ бакалавриата и 2300 программ магистратуры по разным направлениям (это примерно 48% всех программ в высшей школе) [1].
Внедрением Болонского процесса в Германии занимается рабочая группа, в которую входят представители Федерального министерства образования и науки Германии, различных научных фондов, тоже финансируемых государством, Германского клуба академического обмена, конференции ректоров вузов, конференции министров образования субъектов Федерации, Свободного союза студенчества, Федерального союза работодателей, профсоюза работников науки и образования, Федерального аттестационного совета. То есть в этой рабочей группе представлены все заинтересованные лица, которые в той или иной степени влияют на ситуацию по внедрению Болонского процесса в Германии. Особое значение имеет вхождение в эту группу представителей Свободного союза студентов Германии, так как это одно из требований Болонского процесса, а также представителей Федерального союза работодателей, которые участвуют, в частности, в продвижении Болонской идеи в Германии.
Для поддержки вузов конференция ректоров вузов Германии создала сервис-центр «Болонья», собрав в нем экспертов и советников по внедрению Болонского процесса, которые выезжают в вузы и проводят там конкретные консультации для расширенного состава руководства относительно внедрения Болонского процесса. Кроме этого, существует еще компетент-центр «Болонья», который разрабатывает список компетенций для каждого
направления и проект обеспечения качества, а также другие информационные источники.
Главный элемент Болонского процесса, к которому в настоящее время подключились 47 государств - это двухуровневая система обучения: бакалавр - магистр. Кроме этого ряд стран уже признали аспирантуру в качестве третьего уровня [2].
Бакалавр (BA - Bachelor) - первый диплом, дающий право на профессиональную деятельность. Продолжительность обучения составляет 3-4 года, для допуска необходим аттестат о законченном среднем образовании (Abitur). Бакалавриат дает базовые знания по специальности и методические навыки, а также широкую профессиональную ориентацию.
Магистр (MA - Master) - второй диплом после 1-2 лет обучения. В магистратуре делается акцент на более глубокую специализацию и на научную работу. Магистратура наряду с дипломом специалиста является предпосылкой для допуска в аспирантуру.
Аспирантура (Promotion) -
рассматривается в Германии как третья ступень Болонского процесса. Написание диссертации возможно только в университетах. Подготовка диссертации (Promotion), связанная с проведением независимого научного исследования,
продолжается в течение 2-4 лет после получения магистерской или эквивалентной степени (Diplom/ Erstes Staatsexamen/ Magister Artium). Степень кандидата наук (Doktor) присваивается после написания диссертации и успешной сдачи устного экзамена, либо защиты диссертации.
Общий срок двухступенчатой подготовки («куррикулум») бакалавр - магистр составляет 5 лет. Оценка академической успеваемости в рамках Болонского процесса происходит по Европейской системе зачета знаний (ECTS - European Credit Transfer System). ECTS оценивает учебную нагрузку студентов по объему работы, необходимому для успешного окончания учебы. Одна кредитная единица соответствует 30 часам учебной нагрузки. Трудоемкость (рабочую
нагрузку) студента дневной (очной) формы обучения в течение одного академического года, в соответствии с системой ECTS, определяют в 60 кредитов. Общая трудоемкость обучения для получения степени бакалавра, которая длится официально три или четыре года, составляет 180 или 240 кредитов соответственно. Магистр должен суммарно заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительности обучения на бакалавра.
Например, программа обучения на бакалавра по направлению “Umweltingenieurwesen” («Защита окружающей среды») в Высшей Технической школе г.Мерзебурга (земля Саксония-Анхальт) состоит из 2х ступеней [3]:
- Bachelor Grundstudium (начальное обучение) которое длится 3 семестра и посвящено изучению преимущественно таких естественно-научных дисциплин как математика, физика, химия, механика и т.д. Студент должен набрать на данной ступени 90 кредитных единиц;
- Bachelor Haupstudium (основное обучение) -длится 4 семестра, включает в себя изучение таких общепрофессиональных дисциплин как технология переработки отходов, экологические технологии, инженерное дело, строительное дело, термодинамика, экономика и т. д. Вторая ступень обучения бакалавров оценивается в 120 кредитных единиц.
Таким образом, на магистратуру (Master stadium) по данному направлению остается 90 кредитных пунктов и, соответственно, 3 семестра. Бакалаврские и магистерские программы делятся на модули. Модуль состоит из тематически связанных учебных занятий - лекций, семинаров, практических работ - и предполагает академическую нагрузку от 6 до 10 часов в неделю. За каждый модуль начисляются кредитные пункты ECTS.
В магистратуре по данному направлению (“Umweltingenieurwesen”) оставшиеся 90 кредитных единиц распределены по следующим модулям: охрана окружающей среды - 12 ECTS, экологические
технологии - 12 ECTS, строительное дело +
окружающая среда - 12 ECTS , инженерные науки -12 ECTS, мировая экономика - 6 ECTS, прикладная математика - 6 ECTS, законодательство в области окружающей среды - 6 ECTS, на выполнение проектной работы предусмотрено 9 ECTS, на выполнение магистерской работы - 15 ECTS.
В настоящее время в Германии существуют три вида магистратуры, для которых действуют разные условия поступления [4].
Самая распространенная форма магистратуры (порядка 90 процентов) базируется на полученной степени бакалавра и начинается сразу после завершения бакалавриата. Магистратура этого типа предполагает получение более высокой степени образования по специальности, приобретенной во время учебы на бакалавра. Поступить в такую магистратуру, которая в Германии называется "последовательной" (konsekutiv), могут только студенты, располагающие дипломами бакалавра по сходной специальности. "Последовательная
магистратура" длится от двух до четырех семестров и по своей учебной программе существенно опирается на предшествующий бакалавриат.
Преимуществом получения высшего образования по двухуровневой системе является то, что она дает студенту возможность закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по-другому. В корне поменять специальность и получить степень магистра в области, тематически никак не связанной с полученным бакалаврским образованием, могут студенты так называемой "непоследовательной" (nicht konsekutiv) магистратуры. Несмотря на то, что теоретические знания, приобретенные студентом во время обучения на бакалавра, в магистратуре этого типа, скорее всего, останутся невостребованными, наличие бакалаврской степени является обязательным условием для поступления. Студент, начавший учиться в такой магистратуре, просто обязан располагать навыками и опытом в научной и исследовательской работе, а также способностью самостоятельно изучить и усвоить ранее незнакомый ему материал. Как и
"последовательная магистратура", эта форма магистратуры длится от двух до четырех семестров.
Уровень сложности двух этих видов магистратуры практически идентичен, равно как и ценность получаемой по завершении учебы степени. Существенно отличаются лишь условия поступления в вуз, так как не во всех университетах практикуется такой вид магистратуры. К примеру, обладателя диплома бакалавра по классической философии могут не зачислить в магистратуру на экономику.
В Германии многие студенты, получив диплом бакалавра, предпочитают сразу начать работать по специальности. Третья форма магистратуры рассчитана на людей, уже имеющих опыт работы, которые желают повысить квалификацию и "облагородить" свою степень бакалавра. Магистратура такого типа называется "повышающая квалификацию" (weiterbildende) и предлагается далеко не в каждом вузе. Лишь каждая восьмая магистерская специальность в Германии сегодня рассчитана на студентов, пожелавших вернуться в университет. Учеба по такой программе, как правило, стоит уже немалых денег, а диплом магистра еще не гарантирует более высокой зарплаты, да и рабочего места вообще. Тем не менее, эксперты уверены, что именно этот вариант магистратуры скоро станет наиболее востребованным. Причина тому - общий рост конкуренции на рынке труда и тот факт, что в будущем шансы на престижное рабочее место с одним лишь дипломом бакалавра будут невелики.
Чтобы упростить систему образования по принципу "бакалавр-магистр", а также уравнять шансы студентов всех возрастов, представители вузов Германии планируют введение индивидуального "студенческого счета" для
каждого учащегося. На "счету" у каждого студента после его первого поступления в вуз будут лежать 300 кредитных пунктов БСТ8. Студент сможет "тратить" их на протяжении всей своей жизни в любом университете, независимо от своего первого вуза и с перерывами любой длительности. Тем самым студентам будет дана возможность, даже со значительными перерывами и без дополнительных затрат, получить полное первое высшее образование, которое состоит как из степени бакалавра, так и последующей степени магистра.
Одно из основных положений Болонского процесса предусматривает сочетаемость учебных программ, обеспечивающих академическую
мобильность студентов и сравнимость качества подготовки специалистов. В ходе реализации
Болонского процесса должна была повыситься
интернациональная студенческая мобильность, упроститься признание достижений в учёбе при смене учебного заведения, облегчиться поступление на междисциплинарные учебные курсы и т. д. К сожалению, эти цели пока не полностью реализованы: во-первых, как и прежде, содержание учебных программ по одной и той же дисциплине различаются в разных вузах, поэтому крайне сложно сочетать модули обучения без учёта вуза. Во-вторых,
мобильность во время учёбы в бакалавриате даже понизилась, в основном, за счет увеличения учебной нагрузки, а также из-за ограниченных финансовых возможностей студентов. Например, многие студенты жалуются на то, что при переезде в другую страну необходимо предоставить доказательства, что в распоряжении студента находится определенная денежная сумма (для Норвегии, например, 9500 евро в год), если же таких доказательств нет — въезд в страну запрещен. В-третьих, мобильность часто ограничивается лишь Европой, так как в англосаксонских странах и Америке для обучения в магистратуре допускается лишь тот, кто прошёл 4летнюю программу бакалавриата, а немецкая программа бакалавриата рассчитана в основном только на 3 года, следовательно, немецкий диплом бакалавра часто признаётся как недостаточная квалификация для магистерской программы.
Среди отрицательных сторон современного двухуровневого образования сами студенты называют его коммерциализацию, ориентацию исключительно на потребности рынка, снижение уровня массового образования, так как не все
бакалавры могут продолжить обучение в
магистратуре, в том числе и из-за финансовых проблем. К отрицательным эффектам Болонской системы студенты отнесли и снижение качества образования [5]. Необходимо отметить, что недовольство студентов продиктовано не столько их принципиальным противостоянием Болонской системе, сколько их личными, хотя и
справедливыми интересами. И одной из главных задач в настоящее время является задача урегулирования подобных противоречий и
принятие выверенных, взаимовыгодных решений для всех сторон - участников процесса современного европейского образования.
При подготовке статьи использовалась информация, полученная авторами в ходе стажировки в Немецкой Академии менеджмента Нижней Саксонии [6] и посещения вузов: Высшая Техническая школа г.Мерзебурга, Технический университет г.Брауншвейга, Университет Халле-Виттенберг им. Мартина Лютера, г.Халле.
Литература
1. Радченко О.А. Что нам Болонь готовит? //Радченко О.А. // Учительская газета. - 2008.- 26 августа (www.ug.ru/issues08/).
2. Реформа высшего образования в Германии -Болонский процесс (www/daad.ru/print/).
3 Петрова М.А., Цивунина И.В. Опыт реализации Болонского процесса в Германии: подготовка
бакалавров // Вестник Казан. технол. ун-та. 2012 Т. 15, № 5. С.257-258.
4. По следам Болонской реформы: магистр магистру рознь ( http://www.dw.de/dw/article/)
5. Кислицин К.Н. Болонский процесс как проект для
Европы и России. /Кислицин К.Н. //Высшее
образование для XXI века - 2010.- №11 (www. zpu-journal.ru/e-zpu/2010/11/Ki).
6. П. Райхарт. Текст доклада «Болонский процесс». Германия, Немецкая Академия менеджмента Нижней Саксонии, г. Целле, ноябрь 2010г.
© И. В. Цивунина - канд. хим. наук, доцент каф. ТООНС КНИТУ, [email protected]; М. А. Петрова - канд. техн. наук, доц. каф органической химии КНИТУ, [email protected].
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 30.03.12. по 10.04.12.